В статье автор проводит филологический анализ коротких рассказов Роальда Даля, выявляются их ключевые особенности , атакжеспособы и приемы использования коротких рассказов при совершенствовании умений чтения.
Ключевые слова: короткий рассказ, художественный стиль, умение чтения.
Художественный текст всегда являлся одним из самых ярких и экспрессивных видов текста. Он оказал влияние на формирование мироощущения, мировоззрения людей и на формирование языкового сознания в целом. В настоящее время обучение иностранному языку на материале художественных произведений стало одной из актуальнейших проблем методики преподавания иностранного языка. Короткие рассказы в свою очередь являются одним из наилучших жанров для прочтения и изучения иностранного языка в целом. Как и любой другой жанр, короткий рассказ имеет своих характерные черты и особенности, но с развитием данного жанра множество писателей вносили свой вклад в развитие короткого англоязычного рассказа. Одним из ярких представителей является Роальд Даль. Его рассказы отличаются сюжетным и композиционным разнообразием.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа художественной прозы, подходящей для уроков английского языка в средней школе. Стоит отметить неполную исследованность данной тематики. Проблемы обучения чтению на базе аутентичного художественного текста на среднем этапе все еще остаются не до конца решенными, а вопрос о наиболее эффективных приемах формирования и развития смежных языковых навыков остается открытым.
Объектом исследования выступает процесс развития умения чтения в средней школе. Предметом является методика использования коротких рассказов Роальда Даля в процессе развития умения чтения в средней школе. Цель — на основе психолого-педагогической характеристики среднего школьного возраста, а также анализа дидактического потенциала художественного текста разработать комплекс упражнений и выявить методику, способствующую совершенствованию умений чтения в средней школе (на материале коротких рассказов Роальда Даля).
Использование художественной литературы может помочь как учителю, так и ученику преодолеть все культурные барьеры, препятствующие процессу обучения. Литература представляет собой многообразие аутентичных материалов. Большое количество литературных произведений несут в себе не основную цель — обучение языку, а представляет собой как полезное дополнение к привычным материалам, используемых на уроках иностранного языка, таким как учебные пособия. При процессе чтения аутентичных, художественных текстов, одним из наиболее сложных барьеров для учащихся является преодоление языка, предназначенного для носителей. Таким образом, они также знакомятся с несколькими языковыми формами и коммуникативными функциями. Поэтому литература может помочь ученикам «получить инструменты для понимания зарубежных верований и ценностей» [1, c. 21].
При отборе текстов нужно учесть множество их характеристик— неудивительно, что сделать выбор часто бывает непросто. И. Морозова считает, что «в России преподаватели сталкиваются с серьезными проблемами при выборе текстов для изучения английского языка, поскольку их личные предпочтения сильно отличаются от литературных вкусов их учеников» [2, c. 322.]. Она рекомендует отбирать тексты методом «проб и ошибок» и почаще консультироваться с коллегами — так, по ее мнению, учителю удастся максимально учесть способности и интересы учащихся, а также добиться соответствия языкового и культурного содержания текста общей учебной программе школ и вузов.
Рассказы Роальда Даля являются одним из наилучших примеров художественной прозы, подходящих для совершенствования умения чтения в средней школе и английского языка в целом. Они написаны в стиле черного юмора, полны парадоксальных ситуаций, гротеска и неожиданных поворотов сюжета. Чтобы наиболее ярко передать данные особенности, Роальд Даль использует ряд лексических и грамматических феноменов. Мы отобрали ряд рассказов Роальда Даля, которые наиболее подходят к прочтению детям подросткового возраста:
— «The Landlady»;
— «Parson’s Pleasure»;
— «Mrs Bixby and the Colonel’s Coat»;
— «Genesis and Catastrophe»;
— «Lamb to the Slaughter»;
— «Dip in the Pool»;
— «The umbrella Man»;
— «The Bookseller»;
— «The Hitchhiker»;
— «The Surgeon»;
— «The Landlady»;
— «Parson’s Pleasure»;
— «Mrs Bixby and the Colonel’s Coat»;
— «Genesis and Catastrophe».
Исходя из трех этапов работы с текстом: дотекстового, текстового и послетектового был сделан вывод, что на дотекстовом этапе могут быть использованы упражнения, которые в основном представляют из себя смысловую догадку (угадайте по заголовку о чем пойдет речь в рассказе).
Приведем для примера фрагмент ниже:
Before reading (anticipation):
Exercise 1.
— When you hear the word «The Landlady». What associations do you have? What do you think this story will be about? («The Landlady».)
Before reading (anticipation):
Exercise 1.
— Based on the title of the story, assume the theme and idea. («Mrs Bixby and the Colonel’s Coat»).
Упражнения для дотекстового этапа, которые были нами включены:
— Угадывание истории по заголовкам глав и предсказание того, что произойдет, по картинкам.
— Снятие трудностей с помощью написания на доске сложных слов.
Данные упражнения помогут учащимся настроится на учебный процесс, подумать и выдвинуть свои догадки насчет темы и идеи рассказов, которые им предстоит прочитать. Кроме того, были разработаны задания, помогающие снять трудности в последующем прочтении (подумайте о значение слов, о переводе, прочитайте их).
В качестве упражнений для текстового этапа были выбраны:
— Расставить предложения в логическом порядке (согласно тексту);
— Объяснить значение предложений;
— Соединить слова с их значениями;
— Найти слова, обозначающие то или иное явление;
— Указать, кто говорил определенные цитаты и так далее.
Приведем для примера фрагмент ниже:
While reading:
Exercise 1. Find one word in the story which means the same as:
a.woman whose husband has died
b.member or supporter of the conservative party
c.talk on a religious or moral subject
d.person who makes things from wood («Parson’s Pleasure»)
While reading:
Exercise 1. Put the quotes in the right order, write who said or did what to whom?
«This one is even smaller than Otto was» — «He must live Alois» —
He squeezes the father's shoulder pushing him towards the bed — «He has a marvelous pair of lungs» -
«It's going to be the same all over again» — «There is nothing wrong with the child» — «I prayed so hard that he would live»-
He kisses Klara reluctantly — «Now stop crying» — («Genesis and Catastrophe»)
На послетекстовом этапе был сделан акцент на понимание содержания художественного текста, которое проверялось такими заданиями, как ответьте на вопросы, напишите свое мнение, перескажите рассказ от лица одного из героев и другие.
Приведем для примера фрагмент ниже:
After reading:
Exercise 1. Discuss the following:
1. Do you often change your mind suddenly? Do you do it by intuition?
2. What do you feel if people are terribly nice?
Exercise 2.
Write 5 sentences that reflect the main idea contained in the title of the story. («The Landlady»).
Роальда Даль является одним из выдающихся писателей. Его произведения направлены на аудиторию разной возрастной группы. Рассмотрев подростковый возраст и выявив его сложности, можно отметить, что произведения лучшим образом подходят для прочтения подросткам. Описания кратки, но наполнены точностью и иронией, что сможет доставить подросткам ещё больше удовольствия при прочтении. Многообразие лексический, грамматический и стилистических особенностей помогают Роальду Далю изобразить максимально реалистично, как события, так и общий фон в рассказах.
Таким образом, темы, поднимаемые автором, многообразны. Литература, живопись, скульптуры, архитектура, антикварная мебель, его произведения поражают богатством фактического материала, стилистическими тропами, что помогают создать обилие разнообразных сюжетов и неожиданных концовок.
Жанр произведений Роальда Дала уникален. Как в детских сборниках, в рассказах для подростков и взрослых можно обнаружить своеобразный чёрный юмор, который впечатляет и придаёт произведениям Р. Даля, особый стиль и колорит.
Произведения художественной литературы помогают учителям в развитии умения чтения на уроках английского языка. Рассмотрев, все три этапа работы с текстом, а именно дотекстовый, текстовый и послетекстовый был представлен комплекс упражнения для каждого из этапов. Кроме того, были подробно расписаны способы и приемы использования художественной прозы, как лучше выстроить свою работу в наиболее эффективном ключе, чтобы достичь заданной цели урока — развития умения чтения.
Литература:
- Загрядская Н. А. (2017) Возможности использования художественных текстов на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе (на примере направления «психология») // Мир науки, культуры, образования. № 2 (63).
- Морозова И. Г. (2012) Использование художественных текстов для формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в вузах // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы третьей международной научной конференции. СПб.: Государственная полярная академия. С. 322.
- Carter R. (2007) Literature and Language Teaching 1986–2006: A Review // International Journal of Applied Linguistics. Vol. 17. No 1. P. 13
- Рассказы Роальда Даля: «The Landlady»; «Parson’s Pleasure»; «Mrs Bixby and the Colonel’s Coat»; «Genesis and Catastrophe»; «Lamb to the Slaughter»; «Dip in the Pool»; «The umbrella Man»; «The Bookseller»; «The Hitchhiker»; «The Surgeon».