Даннаястатья посвящена развитию навыков чтения на уроках английского языка у учащихся начальной школы. В статье описываются роль чтения в начальных классах и упражнения, которые помогут учащимся хорошо понять содержание текста. Выявлено несоответствие в мнении учителей с представлениями учащихся. В статье приводится анализ работ учащихся по английскому языку, описывается, что влияет на улучшение понимания текста, в том числе при сдаче внешнего суммативного экзамена у учащихся 5 классов. Авторы приводят примеры нескольких заданий для понимания текста и комментарии к ним.Статья выделяет информацию, что благодаря определенным упражнениям на уроках английского языка, у учащихся хорошо развиваются навыки чтения. Статья выделяет информацию, что благодаря определенным упражнениям на уроках английского языка, у учащихся хорошо развиваются навыки чтения. Приводится анализ сдачи внешнего суммативного экзамена учащимся.
Ключевые слова: английский язык, текст, учащийся, короткий рассказ, содержание текста, чтение текста.
Нашу статью хочется начать с перефразированной пословицы «Если не умеешь говорить — учись читать» . В настоящее время чтение представляет собой очень важное умение. Благодаря чтению на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, возможность получать знания и обогащать словарный запас. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент навыков чтения. Поэтому в последнее десятилетие произошли серьезные изменения, которые поставили теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся и считавшиеся традиционными взгляды на обучение чтению.
По нашему мнению, чтение занимает очень важную роль в обучении английскому языку, поэтому речь сегодня пойдет именно о нем и упражнениях, применяемых в данной области.
Цель нашего исследованиязаключаются в теоретическом обосновании, разработке комплекса упражнений по чтению для учащихся начальной школы и проверке комплекса упражнений на формирование навыков чтения на английском языке.
Мы считаем, что самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. Между тем данные нашего исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже, и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, заучивают предложения из текста и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять общий смысл текста. Если учитывать проблему чтения без понимания текста, необходимо целенаправленно работать в этом направлении уже в начальных классах, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
На первом этапе нашего исследования мы изучили различные источники информации, выявили ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
– найти незнакомые слова и узнать их значение;
– озаглавить текст, разделить его на абзацы;
– выделить основную мысль и тему текста;
– соединение начала и конца предложения;
– определение содержания текста по иллюстрациям;
– ответить на вопросы по тексту.
В дальнейшем мы добавили другие упражнения на понимание текста, которые используются во внешнем суммативном оценивании в 5 классах. Исходя из этого, мы уделяем особое внимание следующим упражнениям:
– Выбор верных и неверных суждений по тексту;
– Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова из предложенных, при этом текст может быть, как уже знакомым ученикам, так и новым).
– Множественный выбор (ученики должны выбрать один правильный ответ из четырех предложенных)
В ходе анкетирования выяснилось, что учащимся легче работать с текстом, если им известны значения новых слов. Поэтому мы предоставили новый вокабуляр после каждого текста заранее до чтения. Учащиеся заучивали эти слова дома и отлично справлялись с переводом текста. Только 7 % опрошенных указали, что для них не имеет значения, с какими упражнениями работать. Легче запомнить и пересказать содержание текста с заранее предоставленными новыми словами- большинство учащихся. На вопрос «С помощью каких упражнений легче понять содержание текста?» учащиеся ответили, что чаще это зависит от сложности текста, но больше всего учащимся понравились такие упражнения как: выбор верных и неверных суждений по тексту, чтение текста с пропущенными словами, ответить на вопросы по тексту, соединение начала и конца предложения, составление рассказа или предложения по ключевым словам.
За время исследования выявлено, что, в результате систематического использования подобных упражнений на уроках у наших учащихся хорошо сформированы навыки:
– воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
– находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
– с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
– видеть текстовые «сигналы» — ключевые слова, образы;
– читать «активно», соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
– осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
– размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
– при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т. д.
В течении года были проведены 2 пробных экзамена. Каждый экзамен состоял из двух частей. В первой части, учащиеся читали 3 текста и выполняли к ним задания, такие как:
– выбор верных и неверных суждений по тексту;
– чтение текста с пропущенными словами;
– множественный выбор.
Во второй части, учащиеся написали короткий рассказ по картинкам, который направлен на умения учащихся:
– писать короткий рассказ;
– излагать содержание картинок в тексте;
– структурировать короткий рассказ;
– использовать словарный запас соответствующим образом;
– соблюдать нормы пунктуации.
Общее количество баллов -30.
В пробном экзамене по английскому языку в 5-ом классе приняли участие 14 учащихся. Ниже есть диаграмма, которая показывает, как учащиеся улучшили свои навыки на понимание текста [Диаграмма 1]. Согласно диаграмме, мы можем заметить, что уровень знаний учащихся повысился в среднем на 7 %. Исходя из этого можно сделать вывод, что систематическое выполнение упражнений приводит к успешным результатам и высоким показателям.
Рис. 1
Таким образом, мы считаем, что чтение позволяет расширить словарный запас учащихся, запомнить правильную структуру предложения, да и в принципе наслаждаться красотой языка. Отличный результат использования подобных упражнений проявился не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Литература:
- Фоломкина С. К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат докт. Дис. М., 1974.
- Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная кола. – М.: Дрофа, 1998.
- Шевякова А. Методики обучения чтению: что лучше?
- Вайсбурд М. Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Ин.яз. в школе.1997№ 1–2. с32–37.
- Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. — М., Просвещение, 1973.
- Корндорф Б. Ф. Методика преподавания английского языка, М.,1958, стр. 249
- Рахманова И. В., Миролюбова А. А., Цетлин В.С, Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1967.
- Карпов И. В., Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащихся иностранных текстов. Сб. Теория и методика учебного перевода., под ред. Ганшиной К. А. и Карпова И. В., М., 1950.