Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Стельмашук, М. Н. Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе / М. Н. Стельмашук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96091/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повышается качество образования. Это направление указано в инструктивно-методическом письме на 2022–2023 годы в Казахстане. Исследование проведено в средней школе № 1 имени Мурата Айтхожина города Петропавловска.

Ключевые слова : организация методической работы в школе, «Кураторская методика», «Педагогическое турне», «Быстрые свидания для учителей «speed dating», «Исследование в действии», Способ пятый «Коучинг учителей» .

В школах Казахстана и России постоянно происходят изменения и обновления содержания образования. При этом стоит задача, которая не меняется год от года — это повышение качества образования. В постановлении Правительства Республики Казахстан об утверждении национального проекта «Качественное образование» «Образованная нация» [1, с.2] мы видим направленность на повышение качества образования обучающихся всех уровней. Согласно этому, в ИМП (Инструктивно-методическом письме) в 2022–2023 учебном году организации образования выполняют не только задачу по улучшению качества образовательных услуг.

На практике мы провели в средней школе № 1 имени Мурата Айтхожина города Петропавловска мониторинг за последние два года. И провели сравнительный анализ результатов работы школы за последние два года. Один из основных этапов является отслеживание и анализ качества обучения и образования по уровням образования. Данная информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе даёт возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости понижается.

Анализ показателей качества знаний учащихся за два года по классам показал снижение показателей школы. Особенно заметно это снижение на уровне среднего общего образования в 6–7-8 классах. Анализ показан на рис. 1.

Показатели качества образования за два года

Рис. 1. Показатели качества образования за два года

Мы задались вопросом, какие же действия предпринять, чтобы повысить обучаемость учеников, заинтересовать учителей школы. Для анализа ситуации провели совещание и обменялись вопросами с коллегами: «Какие действия должен предпринять учитель, чтобы повысить качество знаний обучающихся? Давайте обсудим, что у нас получилось (обмен мнениями)».

В книге Екатерины Николаевны Куксо «Миссия Выполнима: Как Повысить качество образования в школе» есть такая хорошая цитата: «В современной школе бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Педагогику всё чаще изгоняют из школы: её место занимают отчёты, решение проблемы материально-технической оснащенности, запросы контролирующих органов» [2, с.34]. Эта цитата заставляет нас задуматься о миссии педагога в школе. Мы учим, мы даём знания, объясняем материал интересно, с увлечением.

Мы исследовали на практике, какой из способов улучшения качества преподавания подходит лучше. А для этого надо изменить организацию методической работы в школе. Мы апробировали новые стратегии в коллективе учителей для повышения не только разнообразия в работе, но и для повышения показателей в школе.

Стратегия первая «Кураторская методика». Суть её в том, чтобы учителей школы закрепить друг за другом для обмена опытом. Сначала обмениваться опытом начинают двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы. Поэтому первая задача школьного лидера — сформировать пары учителей. Эти пары могут обмениваться опытом преподавания в школе.

Данная стратегия может внедряется в несколько шагов. Для начала выбирает двух учителей, которые равны между собой по статусу. Этими двумя могут быть опытные педагоги или молодые учителя.

Даже было бы интереснее выбрать педагогов в парную работу по разным предметам. Нам нужно понаблюдать не то, как темы объясняются детям. А самое главное — это взаимодействие «учитель — ученик». Далее при этой стратегии необходимо посещение уроков друг у друга. Присутствующему на уроке учителю ставится задача отслеживать определенный аспект урока. К примеру, педагоги пришли на урок с листом самооценки или листом наблюдений. Они должны внести конкретные данные по требованию. Потом можно поменяться ролями. Тот педагог, который наблюдал, будет теперь вести урок.

Потом педагоги должны встретиться, обсудить свои записи, поразмышлять. Обсуждение должно происходить не в формате абстрактных размышлений, а проанализировать только те аспекты, за которыми велось наблюдение. Куратор следит за тем, чтобы сохранялся конструктивный настрой при обсуждении, чтобы участники осознавали то, чему они научились и с какими трудностями столкнулись.

Стратегия вторая «Педагогическое турне». Суть её заключается в том, что группа учителей посещает за короткое время большое количество уроков. При этом главная цель — не оценить учителя, который ведёт урок, или дать ему советы, а сравнить свою практику с опытом коллег. Сначала выбираются «попутчики». Данное турне проходит в течение одного дня. Группа педагогов оценивает не работу учителя, а себя сравнивает с коллегами, свою практику.

Предложенные стратегии мы проводили на практике один раз в месяц. Сначала мы выбрали модератора-уважаемого педагога в коллективе. Модератор нужен для того, чтобы построить обсуждение опытно, квалифицированно. Мы приглашали на эту роль руководителя методического объединения учителей. А ребятам, к которым приходили на уроки группы говорили, что педагоги тоже учатся, наблюдая друг за другом.

Стратегия третья «Быстрые свидания для учителей «speed dating» [3, с.19].Сначала в учительской нужно создать стенд или отделить часть стены, где учителя разных предметов на стикерах указывают темы, которые они проходят в каждом классе. Выбирается по календарному плану любой предмет. После этого учителям нужно выделить две недели, чтобы они подумали, какие связи можно увидеть между темами и между предметами.

В заданный день организуется сеанс быстрых встреч. Учителя разбиваются по парам. У каждой пары есть пять минут, чтобы найти как минимум одно пересечение по теме, чтобы посоветовать что-то коллеге и поделиться опытом, как он эту тему рассказывает детям. Затем пары меняются несколько раз.

Четвёртая стратегия «Исследование в действии». Часто учителя-стажеры делают удачные вещи на уроках, не задумываясь о своих действиях, интуитивно. Задача в том, чтобы исследовать уроки таких учителей, находить в них интересные ценные моменты и тиражировать успешный опыт.

Пятая стратегия «Коучинг учителей». «Коучинг» происходит от английского слова «coach», что переводится как «тренер» [3, 13]. Чем коуч отличается от наставника? Как правило, наставник знает из своего опыта, как делать, и даёт подопечному готовые рецепты.

Коуч же помогает ставить конкретные цели, а средства вполне волен выбирать тренируемый педагог. Эта технология будет у вас хорошо работать, если вы выстраиваете взаимодействия разных по статусу учителей. Например, если у вас есть несколько опытных педагогов, которые могли бы положительно повлиять на других коллег.

Данные направления работы в педагогическом коллективе вполне оправданы. Мы их проводили на практике в школе в течении первой четверти 2022–2023 учебного года. Это не только даёт педагогам новые ощущения от тесного общения с коллегами, но и повышает качество знаний учащихся. Ребятам нравится, как учителя нестандартно подходят к учебному процессу. И по диаграмме видно, что качество знаний учащихся немного подросло по итогу первой четверти.

Литература:

  1. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
  2. Куксо Е. Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе / Е. Н. Куксо — «Издательские решения», ISBN 978–5-44–831297
  3. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор — состав. Покасов В. Ф., к.и.н. — Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2022. — 145 с.
  4. Фролова Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Е. Ю. Фролова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/113/29264/ (дата обращения: 23.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, школа, педагог, стратегия, город Петропавловска, Инструктивно-методическое письмо, Казахстан, качество знаний учащихся, методическая работа, педагогический коллектив.


Ключевые слова

организация методической работы в школе, «Кураторская методика», «Педагогическое турне», «Быстрые свидания для учителей «speed dating», «Исследование в действии», Способ пятый «Коучинг учителей»

Похожие статьи

Система методической работы учителя начальных классов

Сравнительный анализ методической работы иметодической деятельности учителя

учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы школы [6].

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его.

осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению...

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными

В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над

Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в международных

коллектив, учитель школы, работа, педагогическое мастерство, педагог, методический совет, Казахстан.

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это важная составляющая в практической деятельности

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое

отношением к методической деятельности, высокой оценкой роли методических знаний.

Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины

Конечные результаты методической работы можно рассматривать в трех плоскостях.

На базе вышеизложенных принципов, основная стратегия методической работы должна быть...

Организация работы методических объединений...

Ключевые слова: методическая работа, методическое объединение, образовательная организация

Методическое объединение— это основное штатное структурное подразделение школы

Проблема организации в полном объеме подготовки учащихся к олимпиадам

Но, несмотря на данный факт, важно сказать о том, что коллектив МБОУ СОШ № 26 готов...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство учителя выражается, прежде всего, когда педагог сумеет по-особому подойти к

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть

Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных

качества личности учителя и воспитателя, и тем самым повысить качество знаний учащихся.

Применение стратегий критического мышления на различных...

Данный опыт помогает педагогам организовать работу учащихся на уроке с использование стратегий

В качестве примера можно привести, то, что учитель целенаправленно совершает ошибки

А их количество даёт возможность педагогу разнообразить работу как на уроке, так и во

1. Инструктивно-методическое письмо «об особенностях преподавания основ наук в...

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной...

В связи с этим в области осуществляется непрерывное сопровождение педагогов МКШ

Известно, что в обычной МКШ только один учитель английского языка.

В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать: IT-специалистов

Методическое обеспечение повышения качества образования сельских школ: Методическое пособие.

Особенности подготовки будущих учителей | Статья в сборнике...

Особенно это связано с проблемой профессиональной подготовки будущих учителей.

Начальная школа первого уровня четырехлетнего периода (1–4класс), второй уровень четырехлетней

Казахстан: Подготовка будущих учителей в Республике Казахстан с 2012 по 2018 годы

Учреждения, обучающие учителей в Казахстане: педагогические факультеты в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического

Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и

- информационные базы данных и знаний с удаленным доступом

5. Гусева Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического...

Похожие статьи

Система методической работы учителя начальных классов

Сравнительный анализ методической работы иметодической деятельности учителя

учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы школы [6].

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его.

осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению...

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными

В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над

Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в международных

коллектив, учитель школы, работа, педагогическое мастерство, педагог, методический совет, Казахстан.

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это важная составляющая в практической деятельности

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое

отношением к методической деятельности, высокой оценкой роли методических знаний.

Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины

Конечные результаты методической работы можно рассматривать в трех плоскостях.

На базе вышеизложенных принципов, основная стратегия методической работы должна быть...

Организация работы методических объединений...

Ключевые слова: методическая работа, методическое объединение, образовательная организация

Методическое объединение— это основное штатное структурное подразделение школы

Проблема организации в полном объеме подготовки учащихся к олимпиадам

Но, несмотря на данный факт, важно сказать о том, что коллектив МБОУ СОШ № 26 готов...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство учителя выражается, прежде всего, когда педагог сумеет по-особому подойти к

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть

Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных

качества личности учителя и воспитателя, и тем самым повысить качество знаний учащихся.

Применение стратегий критического мышления на различных...

Данный опыт помогает педагогам организовать работу учащихся на уроке с использование стратегий

В качестве примера можно привести, то, что учитель целенаправленно совершает ошибки

А их количество даёт возможность педагогу разнообразить работу как на уроке, так и во

1. Инструктивно-методическое письмо «об особенностях преподавания основ наук в...

Непрерывное повышение квалификации и профессиональной...

В связи с этим в области осуществляется непрерывное сопровождение педагогов МКШ

Известно, что в обычной МКШ только один учитель английского языка.

В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать: IT-специалистов

Методическое обеспечение повышения качества образования сельских школ: Методическое пособие.

Особенности подготовки будущих учителей | Статья в сборнике...

Особенно это связано с проблемой профессиональной подготовки будущих учителей.

Начальная школа первого уровня четырехлетнего периода (1–4класс), второй уровень четырехлетней

Казахстан: Подготовка будущих учителей в Республике Казахстан с 2012 по 2018 годы

Учреждения, обучающие учителей в Казахстане: педагогические факультеты в...

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического

Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и

- информационные базы данных и знаний с удаленным доступом

5. Гусева Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического...

Задать вопрос