Система методической работы учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 11.01.2019

Статья просмотрена: 7177 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Л. Ф. Система методической работы учителя начальных классов / Л. Ф. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55537/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Ключевые слова: методология педагогики, методологическая компетенция учителя начальных классов, экспериментальная работа, методологическая культура учителя начальных классов.

Первые исследовательские работы, посвящённые этому виду деятельности не случайно появились в конце 90х — начале 2000 годов, когда в российском образовании накопился огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки, опыт педагогических инноваций, авторских школ и др. (С. Ж. Гончарова, Н. Д. Иванов, М. Г. Шалунова). Именно в это время начинается принципиальное разведение двух понятий, близких по звучанию, но различных по значению: «методическая деятельность» и «методическая работа». Изучение психолого-педагогической литературы показало, что нет чёткой трактовки понятия «методическая деятельность». Авторы по-разному определяют её сущность, нередко как синонимы используют словосочетания «методическая деятельность» и «методическая работа». Определим, в чем разница между «деятельностью» и «работой».

Деятельность — категория психологическая, представляет собой динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [5].

Работа — это то, чем занимается человек (на предприятии, в учреждении, дома); дело, занятие [1, с. 225], то есть выполнение сотрудником какой-то определённой функции в рамках трудового договора в конкретной организации. Как правило, это делается по поручению в соответствии с планом и с заранее известным результатом, то есть в данном случае мы имеем проявление субъект-объектных отношений.

Деятельность представляет собой способ связи субъективного и объективного свободного, произвольно инициируемого субъектом и необходимого. Поэтому сегодня в психологии учитывается не только традиционное определение деятельность, которое связано с наличием цели, в неё постепенно вошло представление об общественно необходимом характере деятельности как труда (работы) через прикладную область — психологию труда.

Таким образом, отличие деятельности от работы заключается в том, что работа — это та же деятельность, но ограниченная (или заданная) конкретными внешними условиями: функциями, обязанностями, особенностями организации и т. д. Деятельность определяется самим субъектом опосредованно, через его внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы и т. д.) — см. таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ методической работы иметодической деятельности учителя начальных классов

Методическая работа

Методическая деятельность

Цель

Повышение профессионального уровня конкретного специалиста

Обслуживание практики обучения.

Объект

Образовательная система специалиста

Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Предмет

Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения

Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности (с учётом специфики конкретного предмета)

Методы

Пассивные: лекции, семинары. Педагогические чтения, конференции.

Активные: моделирование, имитационные, неимитационные, игровые и т. п.

Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью

Функции

– анализ учебно-воспитательного процесса — обобщение опыта

– информационная (обогащение знаниями) — конструктивная

– организационная

аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Результат

Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий

Средства обучения: методически переработанный, отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д.

Анализ содержания таблицы свидетельствует, что структурные компоненты двух понятий не противоречат друг другу. Методическая работа — более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т. д. Методическая деятельность (обслуживающая педагогическую деятельность и решающая вопросы средств обучения) является составной частью (средством) методической работы (непрерывной системы образования учителя). Следовательно, продукты методической работы — это результаты функционирования методической деятельности.

Методическая деятельность (учителя) — самостоятельный вид профессиональной деятельности по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин [7].

Содержание методической деятельности представляет собой унифицированные (стандартизированные) действия или операционно-практические компоненты, то есть конкретные механизмы профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы на любом предметном содержании. При этом изменения в содержании методической деятельности происходят при смене целей образования.

Надпредметные (универсальные) деятельностные умения определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и успешное экономическое развитие страны [3]. Изменение требований со стороны общества к сфере образования, привело к коррекции содержания методической деятельности учителя начальных классов. К традиционным её компонентам — таким, как освоение предметных культурных средств и способов действия, в содержание обучения добавились метапредметные умения: ключевые деятельностные компетенции, общеучебные умения, формирующие у школьников «креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции и способности к саморазвитию» [3].

К тому же количество объектов методической деятельности, представленных в проекте ФГОС для учителей начальных классов, тоже увеличилось, в качестве таковых следует назвать: содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности в начальных классах [4]. При этом сделан акцент на деятельностной форме обучения, технологиями организации и реализации которых должны владеть учителя.

Сегодня методическая деятельность выступает значимым направлением реализации инновационного развития образования, а подготовка к ней составляет актуальную задачу современной системы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

По определению Н. В. Немовой, методическая работа — это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также по созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса [5]. В данном определении акцент ставится, прежде всего, на деятельности администрации учебного заведения в организации методической работы при пассивном участии учителей.

Согласно определению В. И. Зверевой, методическая работа — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения конечных результатов работы школы [6].

На наш взгляд, понятие методической работы включает в себя более широкое определение, объединяющее обе трактовки данного понятия (рис. 1).

Рис. 1. Содержание методической работы

Таким образом, опираясь на данный подход, можно составить модель методической службы в школе, в основе которой лежат следующие важные составляющие: — создание необходимых условий для развития творческих способностей учителя;

– оказание необходимой помощи для решения разнообразных проблем в работе учителя;

– налаживание координации деятельности учителей, что особенно актуально в условиях отсутствия формальных профессиональных объединений;

– стимулирование стремления к развитию учителем своего мастерства.

В результате сформировалась структура методической службы и система форм организации методической работы, включающая индивидуальную, коллективную и групповую деятельность (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-функциональная модель методической работы учителя начальных классов

В данной системе видна роль индивидуальной методической работы учителей, направленной на самосовершенствование, и как результат — обобщение опыта работы учителями: выступления на конференциях и семинарах различного уровня, публикации, создание собственных методических и учебных пособий. При этом наблюдается коллективная и групповая формы работы, которые по своим функциям можно разделить на три составляющие: методико-управленческие, научно-теоретические и профессиональные объединения.

На схеме видна роль традиционных форм методико-управленческой работы: административно-научно-методический совет, педсовет, производственные совещания. Например, педсоветы проводятся в форме проблемных (коллективная аналитическая деятельность), проектировочных семинаров, где в результате деятельности всего коллектива создаются важнейшие документы, связанные с развитием школы, разрабатываются разнообразные проекты (координация взаимодействия «школа– вуз», «Наш дом — школа» и др.). Научно-теоретические функции методической работы реализуются через теоретические, инструктивные, методические семинары, конференции, групповые и индивидуальные консультации. Здесь усиливается роль администрации, которая организует и создает условия для развития данных форм работы учителей.

Таким образом, в данном параграфе произведен теоретический анализ понятий «деятельность», «работа», «методическая работа», «методическая деятельность». Отличие деятельности от работы заключается в том, что работа — это та же деятельность, но ограниченная (или заданная) конкретными внешними условиями. Определены структурные компоненты двух понятий: «методической работы» и «методической деятельности», не противоречат друг другу. Методическая работа — более широкое понятие, включающее: выявление потребностей и проблем педагогических работников, разработку нового содержания и форм обучения в условиях инновационной деятельности; разработку программ, методических пособий, развитие умений проектирования образовательного процесса и т. д. Методическая деятельность является составной частью методической работы.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, методическая деятельность, класс, образовательный процесс, работа, разработка программ, форма обучения, инновационная деятельность, методическая служба, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

экспериментальная работа, методология педагогики, методологическая компетенция учителя начальных классов, методологическая культура учителя начальных классов

Похожие статьи

Инновационные формы работы школьного методического...

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроках презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, Интернет, разработка...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

«Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта

Особое внимание в последнее время уделяется основам методического сопровождения инновационной деятельности педагогов...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала...

Организация методической работы в дошкольной...

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях

осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

- теоретическая и методическая обоснованность. Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности.

Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов...

Таким образом, методическая деятельность в целом, представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования, а взаимодействие педагога с методической службой — важное звено...

Создание модели управления инновационными процессами...

Цель экспериментальной деятельности: Разработка и апробация модели управления инновационными процессами в

- Обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности; - Создание пакета диагностических методик и методических рекомендаций.

Состояние методического сопровождения управленческой...

Состояние методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении.

Содержание учебно-методической деятельности руководителей ДОУ связано как с обеспечением инновационных процессов в дошкольных учреждениях города, так и с...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Методическая деятельность образовательного учреждения

Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности призвана методическая служба

Методическая работа не только предполагает анализ и обобщение современных форм и...

Похожие статьи

Инновационные формы работы школьного методического...

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности, как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроках презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, Интернет, разработка...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

«Методическая работа — в дошкольном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта

Особое внимание в последнее время уделяется основам методического сопровождения инновационной деятельности педагогов...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала...

Организация методической работы в дошкольной...

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях

осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению...

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность

Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

- теоретическая и методическая обоснованность. Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности.

Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов...

Таким образом, методическая деятельность в целом, представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования, а взаимодействие педагога с методической службой — важное звено...

Создание модели управления инновационными процессами...

Цель экспериментальной деятельности: Разработка и апробация модели управления инновационными процессами в

- Обобщение и распространение опыта экспериментальной деятельности; - Создание пакета диагностических методик и методических рекомендаций.

Состояние методического сопровождения управленческой...

Состояние методического сопровождения управленческой деятельности в дошкольном учреждении.

Содержание учебно-методической деятельности руководителей ДОУ связано как с обеспечением инновационных процессов в дошкольных учреждениях города, так и с...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

Методическая деятельность образовательного учреждения

Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности призвана методическая служба

Методическая работа не только предполагает анализ и обобщение современных форм и...

Задать вопрос