Применение гештальт-подхода в практике психолога при работе с зависимостями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 2012 раз

Библиографическое описание:

Шадрина, М. В. Применение гештальт-подхода в практике психолога при работе с зависимостями / М. В. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 345-355. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96087/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрен процесс формирования аддиктивного и зависимого поведения человека с точки зрения гештальт-подхода. Дано объяснение таким видам зависимостей, как наркотическая. алкогольная, табачная, пищевая, сексуальная. любовная. компьютерная и некоторым другим видам зависимостей. Рассмотрены особенности взаимоотношений в семейной системе на примере треугольника Карпмана. Приведен список методов, которые могут быть использованы в работе с зависимыми людьми как в групповом формате, так и при самостоятельной проработке.

Ключевые слова: гештальт-подход, закрыть гештальт, аддиктивное поведение, наркотическая зависимость, алкогольная зависимость, зависимость от табака, пищевая зависимость, сексуальная зависимость, любовная зависимость, шопоголизм, трудоголизм, интернет-зависимость, созависимый, техники гештальта, избавление от зависимости, треугольник Карпмана.

The article considers the process of formation of addictive and dependent human behavior from the point of view of the gestalt approach. An explanation is given for such types of addictions as narcotic, alcohol, tobacco, food, sexual, love, computer and some other types of dependencies. The features of relationships in the family system are considered on the example of the Karpman triangle. The list of methods that can be used in working with dependent people both in a group format and in self-study is given.

Keywords: gestalt approach, close gestalt, addictive behavior, drug addiction, alcohol addiction, tobacco addiction, food addiction, sexual addiction, love addiction, shopaholism, workaholism, internet addiction, codependent, gestalt techniques, getting rid of addiction, Karpman triangle.

Исторический экскурс в зарождение и развитие гештальт-подхода

Определение гештальта в психологии связано с именами К.Левина и его ученицы Б. В. Зейгарник. В 1924 г. К.Левин являлся одним из самых известных психологов мирового масштаба. Разработки в области психологии гештальта были основными в его деятельности. Согласно положениям К.Левина деятельность человека порождается мотивами и внешними факторами, а затем требует своей разрядки с той или иной мерой психического импульса. Данные положения были взяты за основу научной работы “О запоминании завершенных и незавершенных действий” Б. В. Зейгарник, в ходе которой она провела большое количество экспериментов и вывела закономерность, названную впоследствии “эффектом Зейгарник”.

Первые наблюдения в рамках научной работы были сделаны в кафе, в котором К.Левин проводил семинары для своих учеников. Во время семинара официант подходил к каждому посетителю и принимал заказ, при этом ничего не записывая в свой блокнот. Заказы он приносил в точности с тем, что и заказывали посетители. Также он обслужил и Б. В. Зейгарник. Через короткое время Б. В. Зейгарник попросила того же официанта повторить свой заказ, но тот не мог его вспомнить. Девушка разговорилась с официантом и поинтересовалась помнит ли он заказы тех посетителей, которых он еще не обслужил. Он ответил утвердительно. На вопрос, почему он не помнит уже выполненные заказы, официант ответил, что в этом нет необходимости.

Б. В. Зейгарник защитила магистерскую дипломную работу в 1927 г. Ее эксперименты касались только завершенных и незавершенных действий в контексте вопросов памяти. Впоследствии также было доказано, что эффект Зейгарник присутствует и в сфере эмоций и чувств.

Такой фурор в психологии гештальта позволил этому направлению развиваться в совершенно ином качестве. Достижения науки были использованы для создания терапевтического лечения людей. Таким образом зародилась гештальт-терапия.

Гештальт-терапия — это направление психотерапии, включающее в себя принципы психоанализа, психодрамы, телесно-ориентированной терапии. Образование гештальт-терапии относится к середине прошлого века. Основателем гештальт-терапии считается Фридрих Перлз (1893–1970 гг.) — немецкий врач-психиатр, психотерапевт.

В 1951 году Фридрих Перлз совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином издают труд “Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности”. В следующем году после издания данного труда Фридрих Перлз в г.Нью-Йорке учреждает Гештальт-институт. В этом ему помогает “семерка” приверженцев подхода — это, кроме самого Фридрика Перлза, Лора Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс.

“В России активное распространение и развитие гештальт-подхода наблюдается последние 30 лет. На сегодняшний день лидирующими в изучении основных положений направления признаны институты Москвы и Санкт-Петербурга” [6].

Гештальт-терапия позволяет работать с глубокими внутренними личностными переживаниями человека, учитывает мысли, желания, эмоциональный фон клиента. С развитием гештальт-терапии возникли такие понятия как “закрыть гештальт” и “незакрытый гештальт”. Говоря простым языком, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Незакрытым гештальтом может быть недоделанное дело, невыполненное упражнение, не высказанная мысль, не сказанное слово, не прожитые чувства. Гештальты могут возникнуть во взрослом сознательном возрасте, а могут тянуться из детства. Закрыть гештальт — это завершить начатое, довести до конца, успокоиться и больше не возвращаться в ту ситуацию. К сожалению, если незавершенный гештальт тянется из детства, то закрыть его бывает намного сложнее, чем образовавшийся во взрослом возрасте. Этому мешает то, что ребенок не всегда осознает происходящее с ним и не может принять ответственность за происходящее. К тому же непроработанные ситуации могут накапливаться, наслаиваться друг на друга. Что очень сильно влияет на человека, не дает ему развиваться, как бы “тянет назад”. Реагируя на незавершенность, сознание держит проблему в себе и таким образом создает напряжение для психики.

Формирование гештальта в детском и подростковом возрасте чаще всего обусловлено нарушением личных границ в процессе воспитания. Именно этот фактор Городнова М. Ю. считает основополагающим при формировании аддиктивного и зависимого поведения: “...быть с Другим является базовой потребностью человека. Привязанность противопоставлена зависимости и определяет способность быть с Другим без страха быть поглощенным или разрушенным в этом взаимодействии” [1].

Закрытие гештальта очень важно для человека. Это возможно сделать самостоятельно или при помощи специалиста. Для этого необходимо попытаться выявить и осознать те ситуации, в которых человек испытывает боль, страх, обиду, тревогу, сформулировать проблему, осознать ее истоки в прошлом, принять ответственность за свою жизнь сейчас.

Из всего следует, что гештальт — терапия — это форма психотерапии, которая подчеркивает личную ответственность и фокусируется на опыте индивида в настоящий момент, экологическом и социальном контекстах жизни человека, а также на саморегулирующихся корректировках, которые люди вносят в результате своей общей личной ситуации.

Определение зависимости с позиции гештальт-подхода

Говоря о зависимости, следует отметить, что зависимостью является сильное непреодолимое влечение индивида к человеку, предмету, явлению, действию, веществу, образу мыслей и поступков и т. п. Зависимость могут иметь представители разных полов, возрастов. По сути, зависимости — это привычки, потребности человека повторять одно и то же действие. Но в легкой форме они не доставляют нам неудобств, даже приносят пользу (например: занятие спортом или чтение), в тяжелой же форме ведут к разложению личности, соматическим заболеваниям, деградации, потере отношений, проблемам с законом и т. п.

Таким образом, зависимость — это многократно повторяющееся снятие напряжения в психике и теле при использовании определенных способов. Способы снятия напряжения в данном случае есть “инструмент”, которым человек пользуется для стабилизации своего состояния; напряжение, по сути — незакрытый гештальт. Если говорить точнее, неудачно закрытый гештальт. Например: развод в семье. Супруги не находят общий язык между собой, не пытаются, не хотят или не могут объяснить причины недовольства друг другом, каждый день случаются скандалы. В итоге такая ситуация приводит к разводу. Один из супругов, переживая распад семьи, начинает винить себя в том, что не был достаточно хорош, дипломатичен в отношениях. В психике возникает напряжение. В какой-то момент это напряжение становится невыносимо переживать и человек пытается его снизить (например, употребляя алкоголь). Через какое время, такое состояние может возникнуть снова и человек также выбирает алкоголь в качестве снятия напряжения. Многократно повторяющаяся ситуация снятия напряжения с применением алкоголя ведет к формированию алкогольной зависимости, а разлад отношений и неспособность их сохранить и есть незакрытый гештальт.

Все зависимости формируются по одному общему принципу. Для начала у человека формируется определенная напряженность, неудовлетворенность. Человек долго не заботится о какой-либо своей потребности. Со временем эта потребность накапливается, приобретает острый характер и каким-то образом отражается на характере человека, накапливается некий дискомфорт, возникает внутреннее напряжение, недовольство. Далее человек начинает употреблять что-то, что способствует снятию напряжения (то есть, меняет состояние в сторону более приятного/комфортного).

Складывается следующая схема: недостаток/неудовлетворенность приводит к напряжению — человек снимает остроту напряжения употребляя что-либо — состояние стабилизируется. Спустя некоторое время неудовлетворенность вновь ведет к напряжению, человек снова снимает напряжение. Получается своеобразная цикличность. На определенном этапе повторения уже возникает зависимость. Вместо того чтобы удовлетворить свою потребность человек заглушает ее и потом он уже не видит причины, которая повлекла эту зависимость.

Существует большое количество классификаций зависимостей, но основное деление зависимостей включает в себя две объемные группы:

— химические (зависимость от каких-либо веществ — алкоголь, наркотики, токсические вещества, ПАВ и тп)

— нехимические (подразумевает прежде поведенческие, эмоциональные аддикции — трудоголизм, шопоголизм, любовная зависимость, интернет-зависимость, игромания и др.).

Определение понятию зависимости дается в МКБ-10. Согласно этой классификации зависимость — болезненный процесс, закономерно проходящий через последовательные стадии и имеющий свое начало и исход. Ключевым здесь будет — болезненный процесс. По сути каждого человека можно назвать зависимым. Все мы зависим от воды, еды, солнечного света и других вещей. Если человек не будет принимать воду, то через некоторое время начнет испытывать недомогание от обезвоживания, без еды он справиться в течении нескольких суток, но в дальнейшем будет испытывать слабость от недостатка питательных веществ. Человек нуждается в признании, внимании, поддержке, но не всегда это переходит в любовную зависимость. Также, применение наркотических веществ не ведет к зависимости, если цель их применения заключается не в получении удовольствия, а служит подспорьем при проведении медицинского вмешательства. Зависимость возникает именно при возникновении ситуации неконтролируемого, сверхнормированного потребления каких-либо веществ, либо при поведенческих проявлениях, не соответствующих социальным нормам.

Процесс формирования и удовлетворения потребности в гештальт-подходе объясняется следующим образом. Рассмотрим этот процесс на примере утоления жажды. Процесс всегда делится на три этапа (начало, середина, конец):

1) появляется чувство сухости во рту, начинается жажда,

2) человек начинает искать воду, находит воду,

3) наливает воду в стакан, выпивает.

При этом важно учесть, что при поиске воды человек действует в рамках социально приемлемых норм, он не подойдет к проходящему мимо человеку с бутылкой воды и не отберет ее, а пойдет в магазин для того, чтобы купить воду или пойдет домой, чтобы попить.

В том случае, когда нарушается структура формирования и удовлетворения потребности на любом из трех этапов, мы можем говорить о зависимости. Например, человек не до конца понимает то, что ему необходимо восполнить водный баланс для поддержания жизнедеятельности (чаще случается в пожилом возрасте), может отобрать что-либо у другого, украсть, чтобы удовлетворить свою потребность; удовлетворяет свои потребности не подобающим образом (к примеру, съедает лишнюю булочку, начинает пить воду из лужи, принимать пищу руками, в отношениях с партнером допускает действия, несущие вред психике и телу).

Для построения терапевтического альянса между клиентом и психологом необходимо понимать структуру формирования каждого вида зависимостей.

Наркотическая зависимость

Наркотическая зависимость является одним из видов химической зависимостей. Понимание химической зависимости является ключевым при понимании всех других видов зависимостей. При химической зависимости имеются психическая зависимость, физическая зависимость, абстиненция, стадии лечения, достаточно изученные механизмы воздействия.

Наркотическая зависимость включает в себя три большие группы:

1) зависимость от опиатов,

2) зависимость от стимуляторов,

3) зависимость от психодизлептиков.

Опиаты. Опиаты известны давно. При раскопках фараонов были обнаружены опиаты и имеются предположения, что в те времена они применялись.

Применение опиатов приводит к состоянию эйфории, полного физического и психического благополучия, исчезают все неприятные болезненные ощущения. Привыкание возникает чаще всего уже с первого раза. Первое состояние эйфории бывает особенно ярким, из-за чего потребляющий стремится пережить это состояние снова. В виду то, что последующее применение не вызывает таких ярких ощущений, наркозависимому приходится увеличивать дозу. Это влечет за собой дополнительные финансовые расходы, рост криминализации среди наркозависимых.

Психологическое и медицинское лечение химических зависимых является наиболее трудоемким и малоэффективным. При проведении реабилитационных мероприятий наркозависимые как правило не желают полностью избавляться от своей зависимости. Их целью является подлечиться, “стать чище”, чтобы после выхода из реабилитационного центра вновь попробовать химическое вещество, испытать более сильные впечатления.

Начало работы психолога с наркозависимым должно начинаться с вопроса “Что произошло в твоей жизни такого, что ты встал на путь самоуничтожения?”

В случае работы с детьми необходима профилактика семьи, работа с родителями (в семье важно умение построения адекватных отношений между детьми и родителями).

Стимуляторы. Стимуляторы повышают все возможности человека в несколько раз — улучшается память, физические возможности организма, интеллектуальные способности. Зависимость не формируется в течении длительного времени, но когда зависимость сформирована, то избавиться от нее становиться невозможно. Стимуляторами чаще всего пользуются люди нарциссического типа. шизоиды.

Психодизлептики. природные или синтетические вещества, которые способны вызывать у людей нарушения психики в виде появления зрительных, слуховых галлюцинаций, а также других форм нарушения сознания, восприятия, мыслей, эмоций.

Формирование химической зависимости проходит три стадии:

  1. Стадия формирования психической зависимости (на этой стадии как правило самостоятельно не обращаются за помощью, так как сам употребляющий на этом этапе не ощущает зависимости).
  2. Формирование физической зависимости. На этой стадии обычно происходит повышение дозы (могут обратится за помощью самостоятельно наиболее мотивированные клиенты, направленые на избавление от зависимости).
  3. Полная потеря контроля над собой (мотивированы, но не способны на принятие решения).

Работа над избавлением от химической зависимости должна быть комплексной и проходить при участии многих специалистов, среди которых психиатр, психолог, медики и т. п. Эффективной будет групповая проработка.

Алкогольная зависимость

Согласно статистике ежегодно в России от алкогольной зависимости погибает около 400 000 человек. Потребление алкоголя на душу населения в России составляет примерно 15 литров в год.

Алкогольная зависимость имеет большую распространенность по сравнению с наркотической, чему способствуют многие факторы:

— алкогольная продукция более доступна, приобрести можно вполне легально в зависимости от возраста, ограничения при покупке минимальны;

— употребление алкоголя ассоциируется с праздником, хорошим настроением;

— считается зазорным не выпить за компанию, не поддержать друга, приятеля;

— алкоголь имеет много вкусов, разную степень крепости, красивое оформление.

Возможность лечения и рекомендуемые техники гештальт-подхода в помощь психологу при работе с людьми, страдающими алкогольной зависимости подробно рассмотрены в статье Логинова С. А. “Применение техник гештальт-терапии в лечении больных алкоголизмом” [5].

С точки зрения гештальт-подхода нормальный процесс принятия алкоголя происходит следующим образом:

— человек сначала замечает свою потребность. В случае, если возникло желание выпить, он оценивает свои временные, финансовые и другие возможности: “Смогу ли я выпить прямо сейчас или нужно немного подождать? Могу ли я выпить немного после работы или выпью побольше на выходных?”

— во время употребления человек все время соотносит достаточно ли он выпил, произошло ли насыщение, не превысил ли он свою норму,

— в конце он прекращает прием алкоголя, не пытаясь приобрести и принять дополнительную порцию, не испытывая при этом дополнительной тяги.

Если у человека зависимость, то эти моменты он не учитывает, у него появляются навязчивости, которые побуждают его употреблять не смотря на условности. Зависимость может проявляться на любом этапе протекания процесса (вспомним пример утоления жажды). Человек может начать принимать алкоголь в рабочее время в середине недели; может выпить сверх нормы после работы и на следующий день прийти на работу с последствиями алкогольного опьянения; может честно отработать рабочую неделю, но на выходных уйти в запой, рискуя потерять работу. В любом случае мы будем говорить о патологической зависимости, то есть о нарушении здорового течения процесса формирования, развития и завершения гештальта. Процесса, в котором теряется осознавание себя, различение своих потребностей, необходимость прекращение потребления. В зависимости от этапа, на котором наблюдается деструктивное поведение клиента, строится работа терапии. Также в терапии важно учитывать стадии алкоголизма:

  1. На первой стадии наблюдается сильная психическая зависимость, снижение контроля за количеством выпитого, ухудшение памяти. Восстановление нормальной жизнедеятельности на этом этапе является возможным, но затруднительным в силу того, что зависимый не осознает своего пагубного пристрастия.
  2. Вторую стадию характеризует увеличение всех наличествующих симптомов, к которым прибавляется синдром абстиненции. Также человек входит в псевдозапои. Реабилитация затруднительна, требует комплексной работы смежных специалистов.
  3. Реабилитация на третьей стадии практически невозможна, так как здесь наблюдаются тяжелые случаи абстиненции, затяжные запои, деградация личности.

Таким образом, мы видим, что участие психолога возможно на первой, реже на второй стадии алкоголизма. Реабилитация алкогольных зависимых в большинстве случаев проходит через абстиненцию. Далее проводится работа по формированию социально значимых навыков и мотивацию к трезвому образу жизни. Именно в момент мотивации наиболее эффективна работа психолога.

Эффективными реабилитационными программами в работе с алкогольными зависимыми зарекомендовали такие программы, как “12 шагов”. При работе по этой программе очень важным является состав участников группы, окружающая среда человека, ближайшее окружение.

Олиферович Н. И. в своем исследовании “Групповые гештальт-эксперименты акцентирует внимание именно на “...системное, комплексное воздействие групповых экспериментов на всех участников. Подчеркивается, что использование группы как единого терапевтического пространства позволяет учесть и проявить многие нюансы отношений клиента к себе и Другим, недоступных непосредственному восприятию в рамках диадических отношений «терапевт — клиент» [7].

Стоит сделать небольшое уточнение — наибольший упор рекомендуется направлять на работу с созависимыми людьми (родители, супруги, дети) — в этом будет заключаться половина успеха и более долговременный результат. Нельзя заставить человека бросить пить, но можно ему помочь сделать осознанный выбор через близких и значимых людей. Что касается самого зависимого, то в терапии ему важно напоминать об утратах, которые он несет в своей зависимости.

Зависимость от табака

На терапию с запросом о желании бросить курить люди не приходят. Хотя те, кто приходит с другими запросами и являются зависимыми от курения, явно осознают тот факт, что курение сильно влияет на их физическое здоровье, навыки, которыми они обладают, продуктивность. При вопросе: “Что вы получаете от вашего пристрастия?” люди с разными видами зависимости могут дать определенный ответ, курильщики же до конца не осознают, для чего они курят и что им это дает.

Симптомы, которые испытывает человек после выкуренной сигареты — усиленное сердцебиение, тошнота, слабость, недомогание, ослабление зрения, слабость в конечностях. Несмотря на это, он вновь возвращается к этим ощущениям.

Обратимся к физиологии. Нервная система человека имеет два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатическая нервная система стимулирует сердечную деятельность, повышает кровяное давление, усиливая кровоток в мышцах, парасимпатическая система изменяет деятельность внутренних органов в противоположном направлении и отвечает за возобновление жизненно важных ресурсов организма. Симпатическая нервная система активна в состоянии стресса и страха, в состоянии возбуждения ей присуща реакция “бей или беги”.

Основные физиологические проявления при употреблении никотина вызывают активацию симпатической нервной системы: у человека повышается частота и сила сердечных сокращений, усиливается слюноотделение, перистальтика. То есть, при курении человек испытывает физиологическое состояние, подобное стрессу и страху.

В большинстве случаев курение работает по методу общепринятого опьянения, очень сильно связано с суггестивным эффектом среды и самосуггестии. В подростковой среде это принадлежность к миру взрослых, обозначение определенной самоидентичности. Пристрастию к курению способствуют многие визуальные и тактильные ощущения, разработанные маркетологами, которые испытывает человек при открывании пачки, при выкуривании сигареты. Сигареты часто работают как якоря, триггеры и выполняют различные функции: расслабления, заземления, замещения и т. п.).

Со временем пристрастие к табакокурению притягивается к другим пристрастиям и увлечениям (кофе, выпивка, интеллектуальные занятия, принятие ванны, романтические встречи) и тем самым увеличивают проявленность, эмоциональную окраску друг друга. Зависимость усугубляет также легкость приобретения. Сигареты в нашей стране приобрести бывает проще, чем алкоголь.

Какие факторы могут помочь в терапии с клиентами, зависимыми от табака? Это может быть страх заболеть тяжелыми заболеваниями, направленность на спорт, ЗОЖ, увлеченность какими-либо религиозными верованиями и течениями, отношения с человеком, не поддерживающим и не принимающим зависимость. Следует показать клиенту, насколько качественнее и эффективнее он может проживать свою жизнь без никотина, помочь выработать наиболее оптимальные стратегии выхода из зависимости.

При работе с табакозависимостью можно использовать такой метод, как дневник употребления. В дневнике в первые дни следует делать запись каждый час, отмечая свое состояние до выкуренной сигареты, после выкуренной сигареты. Установить интервал, который следует постоянно увеличивать. Записывать свое состояние в этот интервал. Хвалить себя при достижении значительных успехов. В случае наличия у клиента нескольких зависимостей (к примеру, кофе и сигареты), попробовать выпить кофе без сигареты, попробовать описать свои чувства, ощутить и осознать, какие эмоции получает от принятия кофе, почувствовать ароматы, вкусы. Понять, какие отличия от принятия кофе с сигаретой и без сигареты.

Стоит проработать и зафиксировать с клиентом триггеры, провоцирующие к курению (занятия, при которых возникало желание выкурить сигарету; места, где можно почувствовать аромат и т. п.) и стараться избегать их. Также важно обсудить с друзьями и близкими людьми свое желание бросить курить, попросить их поддержки. Возможно продумать какие-нибудь отвлекающие занятия (семечки, чтение и др.), но при этом главное не уйти в другие крайности.

Пищевая зависимость

Пищевая зависимость является наиболее востребованной проблемой на сегодняшний день. Процесс формирования пищевой зависимости аналогичен формированию других видов зависимости. То есть происходит циклическое многократно повторяющееся удовлетворения потребности.

Началом пищевой зависимости может служить утрата чего-либо ценного для человека (утрата близкого, здоровья, материального благополучия, социального положения и т. п.), наличие каких-либо комплексов (недостаточно красивый, не имеет спортивного телосложения, не коммуникабелен и т. п.). Едой человек пытается поощрить себя за свои реальные и надуманные недостатки, получает определенное удовлетворение и на какое-то время забывает про них. Через время эти триггеры вновь проявляются и человек снова «балует», «успокаивает» себя, проходя цикл за циклом. Триггерные ситуации при этом не прорабатываются, а заглушаются, при этом накапливается лишний вес и все сопутствующие проблемы, связанные с ним.

Пищевая ловушка заключается в том, что кушать приятно, потребление пищи не является уголовно наказуемым деянием, еда доступна, сегодня еду добывать не составляет проблем. Но доступна именно калорийная еда, которую трудно назвать здоровой.

Исторически сложилось так, что сладкие и жирные продукты наш организм перерабатывает быстрее, чем продукты с другими вкусами, и запасается этим впрок. Организм начинает требовать жирное и сладкое в случае повышенных физических нагрузок, потерях, стрессе. Таким образом, сладкое и жирное вызывают компульсивное удовольствие, то есть у человека появляется патопсихологический синдром, при котором у него появляется навязчивое желание потреблять в пищу именно эти продукты.

Поедая большое количество еды, употребляя калорий больше нормы человек заглушает свою боль. Последствия переедания становятся для него не такими страшными, как исходная проблема.

Следует отметить, что методы работы с клиентами, страдающими булимией или анорексией отличаются от работы с клиентами с пищевой зависимостью. Перечисленные заболевания связаны с пищевым поведением, но к зависимому поведению не относятся, так как являются искажением восприятия о собственном теле.

Для того, чтобы распознать, зависимость у клиента или искажение восприятия, стоит обращать внимание на коммуникативность клиента, вовлеченность в процесс терапии — клиент с булимией/анорексией не будет проявлять большого интереса к терапии, в этом случае крайне важно вести работу в паре с психиатром. Клиент с пищевой зависимостью может очень много рассказывать про свои проблемы, сложности, проявлять включенность в процесс, заинтересованность в избавлении от проблемы. Очень эффективна работа будет проходит при взаимодействии в группе, в сотрудничестве с такими специалистами, как диетолог, эндокринолог и др.

Пищевая зависимость имеет три стадии:

  1. Постоянные и навязчивые мысли о еде, повторение приступов переедания, потребление пищи в тайне от близких.
  2. Невозможность самоконтроля в еде, подбор и соблюдение различных диет, всевозможные очистительные процедуры (вызов рвоты, клизмы, прием слабительных препаратов), закупка продуктов впрок.
  3. Частые перекусы в течении дня, желание что-либо съесть, несмотря на чувство сытости.

Так как на первой стадии человек еще не видит своей проблемы, то в терапию как правило, приходят клиенты уже со второй и третьей стадиями пищевой зависимости. Психологическую проработку с пищевыми зависимыми стоит строить из того, в чем клиент находится сейчас, какие чувства и переживания его беспокоят. Придерживаться следует примерно следующего плана:

— углубление в проблему;

— создание мотивации;

— формирование контракта;

— построение стратегии работы;

— проработка проблемы с помощью определенных техник;

— изменение привычек;

— закрепление навыков.

Очень эффективны при пищевой зависимости такие методы, как дневники зависимости, регрессивные техники, проективные техники, техники на проживание опыта.

Сексуальная и порнозависимость

Зависимости, рассматриваемые в данном разделе, означают измененное состояние психики личности, при котором используются факторы сексуальности или романтических чувств. По-другому — изменение состояния, получаемое при помощи сексуальной активности.

Если сравнивать сексуальную зависимость с другими видами, то в них человек получает удовлетворение, принимая наркотики, алкоголь, выкуривая сигарету, здесь же зависимый снимает напряжение, вступая в сексуальные связи. К таким людям можно отнести ловеласов, “коллекционеров” и т. п. Сексуальной зависимостью страдают как мужчины, так и женщины. Здесь важна не сексуальная активность и получение удовольствия, а повышение самооценки за счет количества связей, “охоты без привязанности”.

При рассмотрении данного вида зависимости стоит еще раз напомнить о том, что увлеченность человека по интенсивности проявления можно условно отнести к навязчивостям, тревожному состоянию и только после этого к зависимости. И если человек чем-то или кем-то увлечен, то это не обязательно говорит о его зависимости.

При беседе с клиентом с подобным запросом важно уточнить как начинается его влечение, как заканчивается, насколько эти действия меняют состояние, есть ли до этого какое-либо накопление напряжения, прослеживаются ли патологические проявления, сохраняется ли контроль над ситуацией. Если контроль и адекватность действий сохраняется, то зависимость исключается.

Что влияет на то, чтобы человек стал сексуально зависимым?

Зависимость в гештальте — это прерывание, конфликт потребности, неоконченной реализации. Например: у человека наблюдается конфликт печали, утраты, в тоже время с детства у него имеются определенные установки (настоящие мальчики никогда не плачут, человек должен быть позитивным и добрым). В результате человек вытесняет имеющийся конфликт и становится позитивным и добрым. Чувство печали накапливается, напряжение становится больше, нереализованность растет. Но он все так же выбирает отношения, социальное положение или др. (»Я должен быть положительным, чтобы меня принимали в коллективе...», «Я не буду жаловаться, чтобы не показаться слабаком...»). В какой-то ситуации он/она снимает напряжение через секс. Это приводит к облегчению, расслаблению и изначальная проблема вроде бы уже снята, так как не приносит такого беспокойства, как раньше. В дальнейшем человек может при таких же условиях вступить в сексуальные связи, вновь испытав облегчение.

Зависимость в данном случае человеком не осознается как проблема. На терапию клиенты с сексуальной зависимостью приходят чаще всего, когда обширные беспорядочные половые связи становятся причиной разлада в семейных отношениях.

Стоит учитывать, что сексуально зависимыми людьми, как правило, становятся люди нарциссического типа, нуждающиеся во внешней поддержке, обожании, восхищении. Также это могут быть люди с внутренней зажатостью, не умеющие раскрыться в коммуницировании с другими, закомплексованные.

К работе с запросами, связанных с интимной сферой, следует подходить с особой деликатностью. Сложности, которые могут возникать в процессе работы могут исходить как от клиента, так и от специалиста. Со стороны клиента может проявляться смущение, непонимание того, как возможно раскрыться перед совершенно незнакомым человек, как возможно выражать свои чувства, какую терминологию применить, чтобы объяснить свои переживания. Если интимные вопросы приходится обсуждать в рамках других запросов, не связанных с сексологией, то и сам психолог-консультант может быть не готов к проработке интимных проблем клиента, требуется определенное время для того, чтобы создать некоторую степень доверия. Также специалист может не до конца понимать терминологию клиента, которую он использует для объяснения, необходимо проявлять такт и учтивость при уточнении непонятных моментов.

При работе с сексуально зависимыми людьми следует придерживаться следующих принципов:

— специалист должен использовать клиентцентрированный подход;

— в процессе работы специалист должен уметь не включать собственные предрассудки и взгляды;

— важно владеть терминологией, соответствующей запросу, в случае недопонимания терминологии клиента, проявлять деликатность при уточнении того, что именно имеет в виду клиент в каждом конкретном случае;

— необходимо провести диагностику клиента на предмет наличия патологических черт личности (например, с помощью триады П. Б. Ганнушкина) и определить, возможно ли продолжать работу с данным клиентом;

— определить степень зависимости (увлеченность, тревожное состояние, зависимость);

— в соответствии с полученными данными провести работу по корректировке состояния клиента.

Любовная зависимость

Любовная зависимость — тотальное патологическое чувство слияния человека со своим партнером. При этом человек, испытывающий любовную зависимость, уверен, что его чувства самые искренние и страдания, переживаемые им в отношениях и есть настоящая любовь. При любовной зависимости человек постоянно находится в страхе потерять расположение партнера, склонен к чрезмерной ревности, проявлению собственничества, непрестанно стремится контролировать все сферы жизнедеятельности партнера.

При раскрытии темы любовной зависимости важно упомянуть про термин «слияния». Слияние означает очень сильную эмоциональную зависимость друг от друга в любящей паре. Исходя из этого партнеры выстраивают свое поведение. Каждый из них пытается отдать свои чувства другому и того же ждет в ответ. Они ждут признания, поддержки, взаимопонимания, любое отвержение может вести к обидам, конфликтам.

Для слияния необходимо обоюдное желание, если чувства одного из партнеров ослабевают или их не было в самом начале зарождения отношений, то есть один из партнеров отдает свою любовь, когда как второй позволяет себя любить или живет по инерции, по привычке, по каким-либо другим причинам. Данные отношения не способны развиваться, не имеют перспективы, деструктивны по своей сути. У отдающего партнера формируется зависимость.

Речевые обороты зависимого содержат такие обороты как «мы», «наше», «вместе». В поведении зависимого прослеживается настрой на совместное ведение быта, времяпрепровождение, досуг вдвоем. Но так как это случается крайне редко и внимания приходится ждать длительное время, то у зависимого накапливается напряжение и формируется тревожное состояние, появляются страхи. Проблемы, с которыми приходится работать — это сепарация от партнера, принятие ответственности.

Сложность работы с такими зависимыми заключается в том, что они очень “гладкие”, “податливые”, со всем соглашаются. Работа может затягиваться, сессии становятся похожими одна на другую. таким образом, человек не осознает своей главной проблемы и все действия направляет на исправление последствий. Жизнь человека захватывает любовная страсть (“Он — смысл всей моей жизни”, “Кроме него никто не нужен”). В тоже время присутствует постоянный страх потерять любимого, измены. Не принимая такое положение, второй партнер начинает злиться, проявляет недовольство. Со временем недовольство перерастает в агрессию. Зависимый, боясь потерять расположение партнера, все это прощает. Отношения в такой паре часто превращаются в абьюзивные.

О формировании абьюзивных отношений говорил Перлз Ф.: “...люди, которые живут в нездоровом слиянии друг с другом, не вступают в личный контакт. Это обычная болезнь браков и длительных дружб. Партнеры в таком слиянии могут перенести лишь мимолетное различие взглядов или вкусов. Если проявляется более серьезное различие, они не могут проработать его до достижения подлинного согласия или согласия на разногласие. Они должны либо любыми возможными средствами восстановить потревоженное слияние, либо разойтись до изоляции; при этом они будут дуться, отворачиваться друг от друга, обижаться или другими способами перекладывать на другого задачу примирения. Если же не удается восстановить слияние, отношения становятся враждебными, пренебрежительными, или иным образом лишающими другого права на внимание” [2].

Также, как и при сексуальной зависимости, перед началом работы психолог должен провести диагностику, используя триаду П. Б. Ганнушкина (тотальность — стабильность — дезадаптация). В беседе необходимо определить или опровергнуть патологию личности. Так, при тотальности все мысли и действия направлены на предмет обожания в ущерб своим основным жизненным, профессиональным интересам. Стабильность выражается в продолжительности тотального поведения во времени. В результате чего у человека теряется внутреннее понимание в необходимости соответствовать ситуации, он перестает вписываться в социум, начинает испытывать жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает как он сам, так и окружающие его люди. Это состояние называется социальной дезадаптацией.

Присутствие в поведении человека признаков, соответствующих этим трем критериям, говорит о пограничном складе характера. В этом случае психолог должен работать в паре с психиатром либо отказаться от ведения терапии.

Если в поведении человека наблюдается только диада, например, стабильность и тотальность без дезадаптации, отношения длятся в течении многих лет, имеется семья, растут дети, то можно говорит о клиенте, имеющего характерологические особенности. Работа с такими клиентами крайне затруднительна, так как любая триггерная ситуация может спровоцировать кризис.

Выстраивание терапевтического альянса основывается на эмпатии, сочувствии, умении держать понятные, четко обозначенные границы. Основные техники, которые возможно использовать в работе с любовной зависимостью: работа с прошлым, работа с чувствами, отреагирование чувств.

Компьютерная, игровая, интернет-зависимость, зависимость от телефона

Все виды зависимостей, рассматриваемые в данном разделе, имеют одно общее свойство — человек зависит от какого-либо гаджета. Но у этих зависимостей также имеются и значительные отличия. К примеру, компьютерную и игровую зависимость отличают наличие азарта, с которым человек увлекается. Зависимость от телефона показывает о стремлении человека что-либо контролировать, проверять. При интернет-зависимости человек постоянно серфит, что-то просматривает, при этом он проводит много времени в интернете, внимание его рассеивается, информации потребляет много, но применить ее не может.

Опять же, как и при любом другом виде зависимости мы не должны отличать увлеченность от зависимости. Не каждый клиент, с которым в работе возникает проблема чрезмерного потребления гаджетов, будет зависимым. Здесь специалист также должен обсудить с клиентом и задать ему вопросы, направленные на выявление деструктивного развития процесса в его начале, середине и завершении (особое внимание уделяя началу и завершению). Для этого следует поинтересоваться, к примеру:

— Как много времени вы проводите, используя гаджеты?

— Испытываете ли оживление, облегчение, удовлетворение при использовании гаджета?

— Вам легче решать какие-либо задачи при помощи гаджета или в непосредственном общении с людьми?

— На приобретение гаджетов, ПО к ним у вас уходит значительная часть личного/семейного бюджета? Испытывает ли вы или ваша семья финансовые трудности в связи с такими тратами?

— Высказывают ли ваши близкие недовольство по поводу вашего увлечения, требуют ли они больше внимания от вас? Страдают ли ваши отношения от этого?

— Приходится ли вам лгать близким, скрывать свое времяпрепровождение за гаджетами?

— Испытываете ли вы трудности, когда необходимо завершить работу, проводимую при использовании гаджета, чтобы выполнить другие свои обязанности?

— Испытываете ли соматические проблемы, являющиеся следствием использования гаджетов? Наблюдаете ли вы проблемы со сном и другими базовыми потребностями?

Зависимость от гаджетов имеют достаточно высокий уровень интенсивности. Если рассматривать такую зависимость, как компьютерные игры, то в играх человек может участвовать, может выбрать интересного персонажа, примерить на себе новую роль, принимать определенные решения, построить стратегию. В социальных сетях под вымышленным аватаром человек может скрывать какие-то свои физические, психические комплексы, без труда общаться с противоположным полом, позволить себе антисоциальное поведение и т. п. Зависимость от телефона указывает на дефлексию — с помощью телефона человек уходит от прямого контакта с собой (от своих глубоких переживаний), избегает контакта с объектами окружающего мира, так как не получает чувства безопасности. В жизни многое остается недоступным.

В любом виде зависимости от гаджетов всегда присутствует потребность в самовыражении и в виртуальном мире человек достигает своих целей быстрей, не тратя на них года, не всегда соблюдает правила, принятые в обществе.

В терапии специалист в первую очередь определяет, что важного человек получает через свою зависимость и затем проводит работу с выделенными факторами.

В рамках гештальт-подхода Федоровой Н. В. был разработан тренинг для коррекции подростковой интернет-зависимости и зависимости от гаджетов. Результаты тренинга были подвергнуты математическому анализу и показали эффективность использования гештальт-методов при проработка данного вида зависимости [8]. Применение тренинга не исключает возможности проработки зависимого аддиктивного поведения от гаджетов и у взрослого населения.

Другие виды зависимостей

В этот раздел отнесены виды поведенческих зависимостей, которые не были рассмотрены ранее и которые имеют меньшую значимость в обществе. Зависимое аддиктивное поведение формируется в результате выпадения какой-либо функции в процессе, нарушением, которое ведет к образованию напряжения, снятию напряжения определенным способом и многократно повторяющимся повторением этого процесса для получения положительного эмоционального состояния.

Таких зависимостей можно привести большое количество. Некоторые из них — шопинг, трудоголизм, работоголизм, участие в тусовках, посещение вебинаров и неразумное обучение, лотереи, зависимость от музыкальных жанров, адреналиновая зависимость, формирование своей внешности спортивными тренировками, поддержание здоровья, коллекционирование предметов определенной тематики, поддержание ЗОЖ, просмотр сериалов.

Основные характеристики, объединение поведенческие зависимости:

— использование триггерной ситуации меняет внутреннее эмоциональное состояние с отрицательного на положительное;

— осознавание и критическое отношение при зависимостях не нарушены.

Рассмотрим структуру некоторых зависимостей.

Просмотр сериалов. Погружение в истории и судьбы героев сериалов, желание пожить чужой жизнью, при другом материальном достатке, в других климатических условиях, удовлетворить потребность в красоте, внимании, признании. Просмотр фильмов и сериалов очень похож на игровую компьютерную зависимость. В этом же разделе можно упомянуть и про увлечение чтением художественной литературы (в наше время эта зависимость не столь актуальна, но принцип формирования имеет тот же).

Интернет. Винтернете имеется огромное количество социальных сетей, страниц блогеров с уникальным контентом. Зависимый от интернета человек может подобрать контент, соответствующий своим интересам, предпочтениям, запросам, создать вокруг себя индивидуальное виртуальное пространство. Этому способствует алгоритмы поисковых систем, которые предлагают человеку информацию по его потребностям. Интересно, что виртуальное пространство человека может создаваться как с положительным контекстом, так и с отрицательным. Что имеется под отрицательным контекстом — это возможность вступать в споры, устроить троллинг, проявлять внутреннюю агрессию, совершать развратные действия и т. п.

Шопинг. Главный стимул, который движет человеком при покупке какой-либо вещью — это придание определенной значимости, создание престижного образа, выделение лучших качеств. При приобретении модной дорогой вещи человек меняет собственную самооценку. Если при этом используются маркетинговые ходы такие, как скидки, акции, подарки, то человек с ощущением приобретения статусности понимает выгодность вложений.

Трудоголизм. При трудоголизме свои внутриличностные проблемы, проблемы в отношениях человек решает, углубляясь в работу. Объем работы, который человек берет на себя, является чрезмерным и выходит за рамки разумного. Таким образом, формируется болезненная трудовая зависимость. Также, при трудоголизме, помимо не проработанных отношений с близкими, может повышать свою значимость перед ними тем, что он содержит их, оплачивает счета, что все держится только благодаря ему.

Адреналиновая зависимость. Поддержание в организме высокого уровня адреналина с помощью экстремальных видов деятельности, в результате которых повышается интенсивность приобретаемых эмоций. Получение новых порций адреналина порой заставляет человека забыть об опасностях, которые угрожают его физическому и/или психическому здоровью. Порой, получив увечье, человек все же не останавливается и продолжает участие в экстримах

Тренинги/вебинары. Приобретение человеком большого количества вебинаров, участие в различных тренингах может говорит о таких вещах, как обладание знаниями, повышение своей авторитетности за счет потребляемых знаний.

В терапии важно умение специалиста занимать диалогическую позицию, выдерживая нейтралитет (исключая роль преследователя или спасателя).

Работа с зависимым поведением в гештальт-терапии. Выводы

Обобщая вышеизложенное, еще раз отметим об оптимальности применения гештальт-подхода в работе психолога с зависимостями клиента.

Гештальт-терапия — это направление психотерапии, которое помогает человеку наладить контакт с собой, наладить отношения с другими людьми. Зависимости — это нарушенные деструктивные связи человека, ухудшающие качество его жизни. Исходя из этого, гештальт-терапия является наиболее предпочтительным направлением в психологии для работы с зависимостями.

Если говорить про феномен зависимости, то прежде всего необходимо определить, что называется зависимостями. При нормированном здоровом удовлетворении потребности человек проходит путь обнаружения потребности, осознании факторов, с помощью которых он может удовлетворить свою потребность, собственно само удовлетворение потребности или закрытие гештальта. Особенность феномена зависимого патологического поведения состоит в том, что этот путь человек проходит более быстрым способом, игнорируя какие-либо социальные нормы, интересы окружающих людей и другое.

Также для объяснения феномена зависимости стоит обратиться к такой модели личности как биопсихосоциальная модель. Согласно данной модели “человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным” [4]. Все три составляющие должны находится в некотором балансе между собой. Нарушение баланса ведет к разрушению, дестабилизации. В зависимости от того, какая составляющая дает сбой, формируется зависимость.

При нарушении биологической составляющей мы можем наблюдать соматические заболевания организма. Поломки психической составляющей влекут нарушения привязанности. Ненормированная психическая составляющая личности отражается на соблюдении личных границ и границ людей, с которыми личность контактирует.

При работе с зависимым поведением следует учитывать макросоциальные факторы, влияющие на личность. Например, проработка наркотической зависимости клиента, проживающего в стране, где применение наркотиков легализовано, будет значительно отличаться от проработки того же запроса у клиента из страны, где наркотики запрещены. Культура потребления у алкогольных зависимых будет отличаться в зависимости от того, что употребляет клиент (винный алкоголизированный клиент или пивной).

Микросоциальные факторы также влияют на особенности терапии с зависимыми клиентами. Важно учитывать, к примеру, зависимый человек употребляет самостоятельно или его семья в целом является употребляеющей. Какой стиль взаимодействия принят в семье. Отношения в данной семье организованы вокруг главенствующего, авторитарного члена семьи, где более слабые члены семьи испытывают трудность сделать что-то для себя, получить какую-либо приятность, получить признание и поддержку. Присутствуют ли токсичные непонимающие агрессивные отношения в семье. Может быть, имеют место быть чрезмерно (гипер) поддерживающие отношения. Имеются ли нарушения границ. Возможно, не удовлетворены индивидуальные потребности — потребность в автономии, сепарации, самовыражении.

Исходя из нарушений, которые наблюдаются у личности, проходит терапия с соответствующими методиками. Основные методы гештальт-терапии, которые могут использоваться в работе с зависимым поведением клиента:

— здесь и сейчас;

— говорить утверждающе, без сомнений;

— собака сверху — собака снизу;

— сны;

— фотоальбом с личными фотографиями;

— моделирование событий или ролевые игры.

Также в гештальт-подходе имеются большое количество методов, которые клиент может использовать для самостоятельной проработки своего состояния:

— ведение дневника зависимости;

— стул напротив;

— кого вам не хватает;

— выпустить пар;

— прорисовать своего состояния;

— проговорить свое состояние.

“Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от стереотипов мышления и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими” [3].

Работа с созависимыми

Понимание природы возникновения зависимости, силу воздействия зависимости на личность, отношение в обществе к зависимым, способы достижения удовольствия в рамках своей зависимости, все это дает понимание, как работать с зависимыми, какие методы применять, какой стиль работы наиболее оптимален при каждом виде. Но не стоит забывать, что зависимое поведение всегда возникает там, где кто-то выбирает зависимое поведение, а кто-то позволяет или подталкивает зависимого человека к такому поведению. Это может быть партнер в паре, родители, дети. Если быть честными, то в формировании зависимости одинаково принимают участие как созависимые, так и зависимые люди, но в работу к психологам или другим специалистам попадают именно зависимые (лично или при поддержке созависимых).

Но, поскольку зависимые испытывают более тяжкие симптомы в своем состоянии, а созависимые поддерживают состояние зависимых (сохранение пренебрежительного отношения, финансирование вредных привычек и т. п.), то основной упор в работе психолог должен делать на работу с созависимыми. Созависимые находятся в тесной эмоциональной, поведенческой, мысленной связи с употребляющими. Проработка их состояния прямым образом отразится на состоянии зависимого.

Работу с созависимыми следует строить, опираясь на модель созависимых отношений — треугольник Карпмана. Согласно данной теории отношения между людьми строятся в зависимости от принимаемых ролей: преследователь — спасатель — жертва.

Преследователь. Описать внутренний мир обвинителя можно следующими словами: “Если я обвиняю, то я прав, я лучше”. Преследователь испытывает чувство собственной значимости, острое понимание неправильности в поступках другого. Обвинительное поведение — всегда прерванное поведение. Прерывание заключается в том, что обвинитель складывает ответственность за свои поступки на обвиняемого, экстернализирует проблему на другого, (я не хочу смотреть в себя, в свое закулисье, обвинять себя, я хороший, а ты не хороший). Роль преследователя в формировании заключается в том, что чем больше он осуждает и давит, тем большее напряжение возникает у того, кто испытывает давление, тем больше формируется желание расслабиться, выйти из-под контроля — теперь я делаю что хочу.

Спасатель. Спасатель сочувствует, испытывает сострадание ужас, с самыми благими намерениями пытается помочь, начинает отмечать последствия для употребляющего зависимого. Зависимый при этом может принять советы и начать меняться, но чаще бывает, что он впадает в агрессию, может начинать эксплуатировать спасателя (таким образом, роль спасателя перерастает в жертву). Спаситель может начать инфантилизировать зависимого, оправдывая его пристрастие, “забирает шанс на исправление”, создает оправдания для него. Зависимому становится легче употреблять, так как есть поддержка его зависимости.

Роль спасателя является самой опасной ролью для всех участников треугольника, так как зависимый не всегда понимает, что происходит — где правильно, где неправильно, что приемлемо, что нет. Созависимый вроде и спасает, но последствия его действий есть зло, губят личность.

Жертва. В состояние жертвы зависимый может войти как самостоятельно (“Я же всегда старался быть хорошим, всегда подавлял гнев, злость?!”), так его могут его толкнуть туда и близкие, испытывая к нему чувство сострадания, жалости (“Он же такой бедненький, да что он может, ни на что не способен?!”)

Выход из треугольника. Попадая в зависимые отношения, участники практически не могут распознать трагичности ситуации, но могут чувствовать, что что-то не так. Создается впечатление что все вместе сговорились играть в какую-то игру и все как будто идет по правилам, но тем не менее в реальности все испытывают страдания при этом.

Из роли спасителя практически выхода нет. Преследователь может выйти из отношений. Выход для жертвы заключается через принятие ответственности за свои поступки. В отношениях внутри треугольника происходит очень много драмы, трагедий. При этом у каждого участника бывает очень много психосоматики.

Всем участникам этой системы в первую очередь не хватает человеческого сострадания, понимания деструктивности отношений, толчка к пониманию реальности сложившейся ситуации, научению видеть систему.

Если говорить о том, кто из треугольника чаще всего обращаются за помощью, то здесь с уверенностью можно сказать, что это люди, играющие роль спасателя. Запрос, который они при этом формируют: “Ему нужно помочь”. Чуть реже обращаются за помощью люди, играющие роль преследователя. Их запрос звучит примерно следующим образом: “Сделайте все, чтобы он бросил пить/курить…” Люди-жертвы за помощью практически не обращаются.

Работу следует начинать с наиболее тираническими, авторитарными членами семьи. Нужно ослабить давление с его стороны, чтобы ослабить напряжение в семейной системе. Стиль работы с созависимыми и зависимыми должен различаться. Насколько мягким понимающим эмпатийным нужно быть с зависмыми, настолько прямым и откровенным нужно быть с созависимым.

При работе с семейной системой психологу желательно иметь квалификацию по работе с семьей. Идеально было бы при построении работы с зависимостями прорабатывать проблемы в семейной терапии и параллельно вести личную проработку каждого члена семьи со своим терапевтом по индивидуальному запросу.

Следует особое внимание обращать на постреабилитационный этап:

— зависимый остается очень хрупким в плане возвращения к зависимости,

— зависимый становится другой личностью, семейная система не готова к таким переменам и способна вновь толкнуть его в зависимость,

— зависимый может прийти к пониманию того, что много в жизни упущено и многого не вернешь, понимать степень ущерба, который он нанес своей жизни, карьере, отношениям (в этом случае надо дать понимание того, что прежних отношений уже не будет, что жизнь следует строить из той точки, в которой человек находится),

— как на протяжении всей терапии, так и в постреабилитационный период обращать внимание на принятие ответственности за свои поступки, за свою жизнь самим излечившимся.

Как понять, что происходит избавление от зависимости/созависимости и начат путь к выздоровлению?

Ниже приведены семь признаков того, что избавление происходит. Эти признаки являются основными и список можно дополнять. Признаки из этого списка можно одинаково отнести ко всем видам зависимостей.

  1. В какой-то момент становится важным, что человек сам думает о себе, а не другие люди о нем.
  2. Человек перестает спасать, исправлять, входить в чье-то положение.
  3. Человек перестает оправдывать неблаговидные поступки.
  4. Уходит убеждение, что любовь нужно заслуживать, человек перестает подстраиваться под партнера.
  5. Человек начинает формировать границы, говорить о своих интересах.
  6. Человек принимает ответственность за происходящее с ним и не вмешивается в события, происходящие с другим/другими.
  7. Человек пересматривает свое окружение, отсекает ненужные связи, налаживает новые контакты.

Литература:

  1. Городнова, М. Ю. Гештальт-подход в профилактике и лечении аддиктивного и зависимого поведения у детей и подростков (лекция) / М. Ю. Городнова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2020. — Т. 20. — № 2. — С. 82–96.
  2. Демидова, Т. А. Дефиниция слияния в гештальт подходе / Т. А. Демидова // Таврический журнал психиатрии. — 2017. — Т. 21. — № 3(80). — С. 24–29.
  3. Елисеев, С. Б. Гештальт-терапия / С. Б. Елисеев, Л. А. Куташова // Центральный научный вестник. — 2017. — Т. 2. — № 10(27). — С. 11–16.
  4. Корнеева, Т. П. Теоретический анализ гештальт-подхода в психологии / Т. П. Корнеева, К. А. Кокина // Поиск (Волгоград). — 2016. — № 1(3). — С. 24–27.
  5. Логинов, С. А. Применение техник гештальт-терапии для лечения больных алкоголизмом / С. А. Логинов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 5–3(36). — С. 119–120.
  6. Мещалкина, А. С. История развития концепции гештальт-подхода в психологии / А. С. Мещалкина, Н. Г. Кормушина // Студенческая наука XXI века. — 2016. — № 1–1(8). — С. 205–208.
  7. Олифирович, Н. И. Групповые гештальт-эксперименты / Н. И. Олифирович // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2015. — № 1. — С. 1.
  8. Федорова, Н. В. Тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник как средство коррекции подростковой интернет-зависимости / Н. В. Федорова // Омский психиатрический журнал. — 2020. — № 1(23). — С. 32–34.
Основные термины (генерируются автоматически): зависимость, работа, пищевая зависимость, зависимое, клиент, отношение, любовная зависимость, вид зависимостей, алкогольная зависимость, зависимое поведение.


Ключевые слова

алкогольная зависимость, аддиктивное поведение, наркотическая зависимость, шопоголизм, интернет-зависимость, трудоголизм, любовная зависимость, сексуальная зависимость, гештальт-подход, закрыть гештальт, зависимость от табака, пищевая зависимость, созависимый, техники гештальта, избавление от зависимости, треугольник Карпмана

Похожие статьи

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Практика помощи супружеской паре в рамках семейной терапии

В данной статье рассмотрены особенности взаимодействия терапевта в рамках структурной семейной терапии, этапы работы терапевта. Представлена стратегия построения взаимоотношений клиентов с терапевтом.

Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления зависимостей у студентов. Гипотеза данного исследования: учащиеся вузов склонны к различным видам зависимостей. В исследовании принимали участие студенты различных вузов. При иссл...

Созависимость и виктимность женщин, выросших в семьях зависимых от психологически активных веществ

Изучена проблема созависимости и виктимности женщин, выросших в аддиктивных семьях. Рассматриваются понятия эмоциональной зависимости, зависимости и виктимности.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Похожие статьи

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм

Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, п...

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Практика помощи супружеской паре в рамках семейной терапии

В данной статье рассмотрены особенности взаимодействия терапевта в рамках структурной семейной терапии, этапы работы терапевта. Представлена стратегия построения взаимоотношений клиентов с терапевтом.

Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления зависимостей у студентов. Гипотеза данного исследования: учащиеся вузов склонны к различным видам зависимостей. В исследовании принимали участие студенты различных вузов. При иссл...

Созависимость и виктимность женщин, выросших в семьях зависимых от психологически активных веществ

Изучена проблема созависимости и виктимности женщин, выросших в аддиктивных семьях. Рассматриваются понятия эмоциональной зависимости, зависимости и виктимности.

Консультирование депрессивных подростков с акцентом на дивергентное мышление

В данной статье осуществляется попытка анализа когнитивной природы депрессивного настроения у подростков. На основе этого анализа формируется примерный алгоритм консультирования, который включает способы развития дивергентного мышления как основной э...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Задать вопрос