Изучение проблемы созависимости в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.10.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Николаева, Э. Ф. Изучение проблемы созависимости в психологии / Э. Ф. Николаева, Б. Н. Патаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/540/118141/ (дата обращения: 16.12.2024).



Большинство авторов едины во мнении, что созависимость является одним из препятствий на пути к счастливой и спокойной жизни, одним из основных источников тягот и беспокойства людей. И эта проблема, которая отражается и на отдельных людях, и на обществе в целом, которое, в свою очередь, и способствует ее же распространению, созданию благодатной почвы для нездоровых, дисфункциональных, созависимых отношений.

Ключевые слова: созависимость, зависимость.

Проблема созависимости настолько актуальна в наше время, что несмотря на имеющиеся на данный момент исследования и публикации, всегда найдутся стороны, с которой можно изучать и рассматривать эту проблему. Многие исследователи считают, что все мы, люди, подвержены этому явлению, просто в различной степени: кто-то в очень выраженной форме, кто-то — в менее. [14] Во многих научных работах указано, что интерес к изучению созависимости начался примерно в 70-е годы прошлого века. [6]

Whitfield в своих исследованиях обнаружил, что взрослых, выросших в не совсем здоровых семьях, то есть в дисфункциональных, в Соединенных Штатах Америки около 95 % населения. [16] Возможно, однако, предположить, что такая же ситуация имеет место быть и в нашей стране.

В то же время в соответствии с многолетним опытом Berry K. Weinhold и Janae B. Weinhold около 98 % взрослого населения страдают созависимостью. [11] Это происходит, по нашему мнению, не без поддержки общества, ибо созависимость считается «нормой» в социуме. [10, 14] Практически все фильмы, телешоу, песни «говорят», что драматические, нездоровые отношения — это норма, страдание и боль — это норма. И люди, утратив свое настоящее «Я», усваивают такие нормы и живут на основе них. [13]

Мы считаем, что из-за неправильного восприятия, понимания и интерпретации общеизвестных человеческих ценностей, таких как любовь, забота, честность, самоотверженность, добро, самосовершенствование, например, и возникает проблема созависимости в обществе. А начало созависимости идет, конечно же, из семьи, от семейных установок, убеждений и мировоззрений. Так, по мнению Weinhold, «созависимость — это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве»; речь идет о возрасте 2–3 лет. К этому периоду детства ребенок учиться психологической независимости, опираться на себя без ожидания внешнего руководства. Этот период называется «психологическим рождением» [11]

Поначалу термин «созависимость» был в обиходе у специалистов в США, занимающихся с семьями, где есть проблема алкоголизма и наркомании, то есть, как отмечает С. А. Осинская, где есть отношения с химически зависимым человеком. И именно члены этих семей начали подпадать под этот феномен. По прошествии какого-то времени, благодаря дальнейшим исследованиям, обогащению знаний в этой области, этот термин начал применяться и в отношении других людей, состоящих в близких отношениях с личностью, имеющей дисфункциональное поведение. [8]. Было введено определение «со-алкоголизм», который в дальнейшем и привел к возникновению термина «созависимость». [5, 15].

По мнению одних исследователей, созависимость — это болезнь, которая предусматривает диагностику и лечение [1]. А в работах таких исследователей, как Артемцева, Москаленко, созависимость понимается как модель поведения, которая рассматривается через призму дисфункциональных паттернов поведения. [2, 7] В то же время, Раклова и Биктагирова через личностные характеристики рассматривают созависимость как особенность личности. [3, 9] Несмотря на множество исследований, которые существуют на сегодняшний день, все же нельзя сказать, что данный феномен раскрыт и изучен в полном объеме. Авторами исследований рассматриваются лишь отдельные проявления этого явления (личностные границы, психологические защиты, жизнестойкость, копинг-стратегии), что, конечно же, вносит лепту в понимание данного феномена. [6]

Также нужно отметить, что многие авторы (Раклова, Артемцева, Москаленко, Акопов) часто описывают созависимость как «состояние», например, как «состояние сильной поглощенности и озабоченности», «патологическое состояние, влияющее на все», «длительное хроническое состояние, приводящее к деформации духовной сферы», «состояние поглощенности и зависимости от другого человека». [6] В. Д. Москаленко, к примеру, пишет: «Созависимый человек — это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей». Или «созависимость — это отказ от себя». [7] Обычно этот феномен возникает и в отношениях с человеком, который имеет и нехимическую зависимость, например, игромания, интернет-аддикция, должничество, сексоголизм и др.

Мы же будем придерживаться определению, которое принадлежит National Council of Со-dependence (1991г.) «поведение, мотивированное зависимостями от других людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности. Ложное восприятие себя часто выражается в виде вынужденных привычек, наркомании и других расстройствах, которые впоследствии увеличивают отчуждение от собственной человеческой личности, способствует развитию чувства стыда».

Последние теоретические изучения созависимости приводят к тому, что созависимость рассматривается как поведение, мотивированное какой-либо зависимостью значимого другого, созависимого человека считают партнером по зависимости.

В различной литературе у многих авторов симптомы созависимости описаны не совсем одинаково, видимо, в связи с попыткой раскрыть, изучить и расширить данное понятие с различных аспектов. В то же время, согласно многим авторам, созависимым трудно определить, что конкретно они чувствуют, чего на самом деле хотят, часто охвачены жизнью другой личности, трудно переносят одиночество, часто живут в перманентной тревоге и т. д.

Созависимые, согласно исследованиям Уайнхолд, обладают низкой самооценкой; испытывают потребность во внешних стимулах, чтобы отвлечься от неприятных эмоций и чувств; нуждаются в постоянном одобрении со стороны, часто пребывают в позиции жертвы, мученика, бессилие на что-либо повлиять в деструктивных отношениях; быть искренними в отношениях, и т. д. [11]

Исследователи феномена созависимости почти единогласны в том, что наибольшая трудность заключается в том, что созависимым трудно осознать свою проблему, видимо, из-за психологических защит. Похоже, что взрослому, у которого не выработана опора на себя, поддержка себя и принятие, очень трудно посмотреть на себя честно, взять на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия; психика защищает, уводя, например, в отрицание. Поэтому легче найти «виноватого», «козла отпущения», что, разумеется, не способствует выздоровлению созависимой личности. Растворившись в другом человеке, созависимой личности легче убежать от реальности, не смотреть на то, что что-то в ее жизни не так. [4]

Созависимые годами убегают от реальности, занимаясь жизнью других людей, выставляют себя жертвами, вместо работы с собой, фокусировке на своем внутреннем мире. Причиной своего несчастья они видят во внешних обстоятельствах, что, к сожалению, не приводит к выздоровлению. Очень часто такие люди испытывают чувство вины, в частности, когда речь идет о том, чтобы развлечься или позаботиться о себе каким-либо иным способом, а в их речь пронизана словами «должна, должен», что, конечно же, не способствуют их счастью и спокойствию. [4]

Как многие авторы пишут, что обстановка, которая была в семье во время детства, играют ключевую роль в возникновении неврозов, черт созависимости. Если ребенок не получил опыта здоровых отношений, он, как правило, испытывает пустоту (дефицит чего-то), и потому ищет, что или кто во внешней среде заполнит ее, например, другой человек. В то же время, нужно отметить, что нездоровых, дисфункциональных семей большинство, словом, немного семей могут похвастаться эффективными методами, стилем воспитания детей; как говорит Артемцева «создание семьи и воспитывание детей это искусство, которое присуще далеко не многим и ему нужно учится всю жизнь!» [2]

Надо сказать, что на возникновение созависимости влияние имеют генетика, генетическая предрасположенность, состояние психики, эмоциональная зрелость, личностные особенности, и, конечно же, общество, социум, семья. Все, что перечислено, можно назвать факторами того, каким будет человек. [2]

В контексте исследования связи ценностей и созависимости особый интерес представляет диссертационная работа Яцышина С. М.(2003). В его работе созависимость определяется как трансформация ценностно-смысловой сферы личности, вызванная устойчивым измененным отношением к наркозависимому и опосредующая все жизненные отношения созависимого, прежде всего самоотношение и отношение к собственной жизни. Он описывает личностные изменения матерей наркозависимых, характеризующие различные компоненты созависимости: компонент внутрисемейного взаимодействия, смысложизненный и ценностный. [12]

Изучение созависимости имеет высокую практическую значимость, так как созависимость лишает возможности находиться в близких отношениях, проявлять любовь, жить в любви, радоваться жизнью, несмотря на трудности. Созависимость разрушает отношения, ухудшает здоровье человека, не способствует раскрытию потенциала личности в различных сферах, что непременно сказывается на обществе в целом.

Литература:

  1. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. — СПб.: Речь, — 2009.
  2. Артемцева Н. Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — 227 с.
  3. Биктагирова А. Р., Гарифуллина Г. Ф. Социально-психологические аспекты созависимого поведения в современном обществе // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. — 2018. № 2 (46). — С. 107–113.
  4. Зайцев С. Н. Созависимость — умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. Н.Новгород, 2004. — 90 с.
  5. Карась, И. С. Связь созависимости с представлениями об абьюзивных отношениях у молодых женщин / И. С. Карась, А. А. Досаева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2022. — № 3. — С. 85–98. — EDN QZDGVL.
  6. Малкина С. А. Анализ дефиниций конструкта «созависимость»: созависимость как психическое состояние // Проектирование. Опыт. Результат. — 2021. — № 3. — С. 27–29.
  7. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь: в семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? / В. Д. Москаленко. — 4-е изд., перераб. и допол. — М.: Пер Сэ, 2018. — 352 с.
  8. Осинская С. А. Значимые факторы развития первичной созависимости / С. А. Осинская // Сибирский психологический журнал. — 2012. — № 43. — С. 18–22.
  9. Раклова Е. М. Современные проблемы структуры созависимости // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 8. — С. 36–39.
  10. В. В. Шишков, П. А. Кокуренкова, А. Р. Соколов и др. Корреляция интернет-аддикции с созависимостью и темпераментом // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2021. — № 84. — С. 45–51. — EDN LTUYNA.
  11. Уайнхолд Б. К., Уайнхолд Дж. Б. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А. Чеславской. М., 2019.
  12. Яцышин С. М. Проявление созависимости в ценностносмысловой сфере матерей при наркотизации ребенка: диссертация... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003.
  13. Beattie M: Co-dependent No More: How to stop controlling others and start caring for yourself. Hazelden, Center City, Minnesota,1987.
  14. Hodgson J. Codependency Personality Questionaire development and validation and a descriptive/exploratory study of recovery using Al-anon subjects. — 1993.
  15. Wegscheider-Cruse Sh. Choicemaking: For Co-dependents, Adult Children and Spirituality Seekers. Pompano Beach, FL, 1985.
  16. Whitfield CL. Codependence: Healing the Human Condition:The New Paradigm For Helping Professionals And People In Recovery, Health Communications, Deerfield Beach, FL, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, семья, автор, время, жизнь, зависимость, поведение, проблема, феномен.


Ключевые слова

зависимость, созависимость

Похожие статьи

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Роль кино в формировании толерантного отношения в общественном сознании к людям с психическими расстройствами

Отношение общества к людям страдающих психическими расстройствами, на данный момент, является одним из основных реальных показателей толерантности в обществе. На современном этапе в России отношение социума к людям с психическими расстройствами проти...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Перевод юмористического контента на фоне глобализации

Одной из главных проблем художественного перевода является передача юмористического контекста. Тем не менее, юмор может служить объединяющим фактором, способствующим взаимопониманию и созданию общего опыта, а также способствовать привлекательной этни...

Похожие статьи

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Роль кино в формировании толерантного отношения в общественном сознании к людям с психическими расстройствами

Отношение общества к людям страдающих психическими расстройствами, на данный момент, является одним из основных реальных показателей толерантности в обществе. На современном этапе в России отношение социума к людям с психическими расстройствами проти...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

О соотношении понятий «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической науке

В статье представлены результаты анализа соотношения понятий «творчество» и «креативность», а также процессов ими обозначаемых. Связано это с тем, что многие ученые исследователи вкладывают в понимание этих категорий свое видение, возникает необходим...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Перевод юмористического контента на фоне глобализации

Одной из главных проблем художественного перевода является передача юмористического контекста. Тем не менее, юмор может служить объединяющим фактором, способствующим взаимопониманию и созданию общего опыта, а также способствовать привлекательной этни...

Задать вопрос