Факты являются основой всякой науки. Археология является одной из немногих наук, существование которой обусловлено наличием конкретных научных фактов. Археологическая наука собирает факты, сопоставляет их, делает выводы – устанавливает законы в изучаемой научной области. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Научное исследование, как и любой другой вид умственной деятельности, имеет свою структуру и методологию. Методология – это учение о принципах, формах и способах научно- исследовательской деятельности. Выделяют четыре уровня методологии в научном исследовании. Первый – это философский уровень методологии. Второй – это общенаучные методы исследования. Третий – это конкретно-научные методы. Четвертый – технологические метода научного исследования [2, с.67].
Результатом деятельности древнего человека являются найденные археологами артефакты. Они содержат в себе определенный объем информации, которая очень важна для интерпретаторов, пытающихся воссоздать условия жизни древнего человека. Важной задачей для археолога становится не только проведение комплекса работ, таких как разведка, раскопки, фиксация и сохранение артефактов, но и их анализ и интерпретация. Именно от этой деятельности зависит количество и качество получаемой от источника информации. Для наиболее полного исследования источника применяются различные методики. Как правило научное исследование начинается со второго уровня, с общенаучных методов. К числу общенаучных методов, принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, а также моделирование, реконструкция и математико-статистические методы. На следующем этапе археологи пользуются конкретно-научными методами, такими как стратиграфические, датировочные, историко-культурные, типологические и т.д. [9]. На последнем этапе исследования применяются технологические методы. В археологической науке они чаще всего связываются с лабораторными физико-химическими исследованиями.
Однако исследование без философских методов будет не полным, частично уязвимым, ведь если основа, вектор исследования будет задан не правильно, не будет осмыслен с философских позиций, то и вся конструкция может оказаться шаткой. Артефакт становится археологическим источником не сам по себе, а только по решению исследователя который своей волей включает его в исследовательский процесс получения археологических фактов. Следует учитывать, что понятие факта так же субъективно как и понятие умозаключение. Ведь интерпретатор является создателем или приверженцем определенной концепции, которую надо подтвердить или опровергнуть. Он может привлекать к исследованию те археологические материалы, которые ему кажутся достаточно убедительными и наоборот может игнорировать те, которые могут противоречить его построениям [5]. В своей интерпретации человеческого сам исследователь всего лишь человек и ему свойственны субъективные суждения. Философские методы исследования помогают понять, почему исследователь оказался в такой ситуации, почему научная теория получило именно такое, а не иное развитие. Философские методы - это не свод жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно [8]. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта. На основании всего выше сказанного необходимо проиллюстрировать некоторые важнейшие философские принципы, которыми должен пользоваться археолог в ходе своего исследования.
осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;
исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;
рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;
учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;
выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
Философские методы исследования в археологии позволяют понять сущность научного исследования, его направленность, предназначение и смысл. Археологическое исследование должно быть направленно не только на поиск и описание источников, но и на их осмысление с философских позиций, с позиций позитивизма. Это разрешит проблемы значения археологии в современном мире.
Литература:
Клейн Л.С. История археологической мысли. Санкт-Петербург, изд. С.-Петербургского университета, 2008. 100 с.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Философия и методология науки. – М.: Аспект-прес, 1996.
Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
Бунятян Е. П. Методика социальных реконструкций в археологии. На материале скифских могильников IV–III вв. до н. э. – Киев: Наукова думка, 1985. – 226 с.
Мартынов А.И. Методы археологического исследования. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/416686/