В статье автор анализирует проблему соотношения цифровых прав человека с иными правами, проблему их защиты в современном обществе.
Ключевые слова: глобализация, цифровизация, права человека.
Последние десятилетия в мире характеризовались процессом тотальной глобализации, как мировой экономики, так и мирового сообщества, и как следствие — глобализацией права.
Глобализация и права человека стали движущей силой прогресса в системе мировых правоотношений и позволили сформировать новые контуры будущего общества. При этом, ввиду расширяющихся процессов цифровизации и информатизации общества в эпоху глобализации, а также на фоне проявления новых глобальных вызовов и рисков, стала формироваться новая группа прав человека — цифровые права. Рассмотрим основные подходы к цифровым правам человека и смежным понятиям.
Согласно, философскому словарю, цифровые права человека — «это расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на информации» [6].
Отметим, что в современных исследованиях права человека сквозь призму цифровизации понимаются в основном узком смысле — лишь, как право на доступ в интернет [1] и право на забвение [4], или как цифровизация некоторых закрепленных прав [2]. Отметим, что Конституция Мексики еще в 2013 году включила доступ к интернету в число прав человека.
Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин определяет цифровые права человека, как «конкретизацию (посредством закона и правоприменительных, в том числе судебных актов) универсальных прав человека, гарантированных международным правом и конституциями государств, — применительно к потребностям человека и гражданина в обществе, основанном на информации» [3].
Во Франции пошли гораздо дальше и уже сейчас рассматривают три поколения цифровых прав граждан. Первое поколение цифровых прав граждан включает следующие компоненты: цифровую связь с государственным сектором, защиту личных данных, кибербезопасность, цифровую подпись, доступность для граждан с особыми потребностями. Второе поколение цифровых прав граждан включает следующие компоненты: цифровая идентичность, универсальность, многоканальность, прозрачность. Третье поколение цифровых прав граждан включает: принцип целевого использования данных «только один раз», активное предоставление услуг, прозрачное использование данных, открытые алгоритмы, управление искусственным интеллектом, владение и управление данными [6]. При этом поколения не являются четко разграниченными, а просто позволяют проводить различия между сущностью прав.
Общий регламент защиты персональных данных (англ. General Data Protection Regulation, GDPR) на уровне Европейского Союза от 2016 года вводит комплекс прав, связанных с защитой данных (право доступа, право на исправление, право на стирание и иные).
Во многом характер реализации прав зависит от сферы жизнедеятельности. Рассмотрим их в контексте технологического прогресса. Гражданские (личные) права — как показывает практика, реализация большинства из них осуществляется человеком сугубо в инициативном порядке, при условии отсутствия преград со стороны государства и иных лиц. Однако, отметим, что «специальные правоприменительные процедуры необходимы в области удовлетворения исключительно важных интересов находящихся на стыке одновременно с интересами иных лиц» [5]. С учетом цифровизации сфера личных прав и личного выбора человека находится под большой угрозой. В частности, право на неприкосновенность частной жизни и на тайну переписки может ущемляться ввиду внедрения систем тотальной слежки, право на свободу и личную неприкосновенность, право на личное достоинство — в связи с нейроэкономикой и манипуляций выбором человека, право на жизнь — в связи с цифровой гонкой вооружений и биотехнологиями, а также из-за комплексных вызовов искусственного интеллекта. Данный пласт и цифровые барьеры реализации полностью способны исказить возможность реализации всего остального комплекса прав.
Политические права человека в свою очередь требуют правоприменительных процедур и прозрачных систем реализации, они затрагивают интересы всего общества. С учетом цифровизации сфера политических прав человека может обрести качественно новый формат, воплощенный посредством систем распределенного реестра, обеспечив подконтрольность, прозрачность, защищенность, меритократичность избирательной системы, а также информированности и подконтрольности управления социальными процессами посредством приложений и систем интернета. Однако существует опасность господства эпохи цифрового левиафана, где права человека могут быть «обнулены» ввиду колоссального цифрового перехода бюрократической системы государств и систем контроля за всеми аспектами жизни граждан, где сам принцип смены власти будет невозможен.
Реализация социально-экономических прав граждан в России в основном связана с «регистрационной, лицензионно-разрешительной, правопредоставительной и иными юридическими процедурами» [5]. В них входят существенные блага материально-имущественного плана и пользование которыми, «как правило, означает одновременное распределение ресурсов между правообладателями (право на жилище, право на предпринимательскую деятельность, право на труд, право собственности на автомототранспорт, право на социальное обеспечение и др.)» [5]. С учетом цифровизации сфера социально-экономических прав может достигнуть равного объема распределяемых ресурсов между людьми, ввиду автоматизации многих процессов и доступности технологий или создать условия расширения цифрового неравенства, потери рабочих мест.
Культурные права человека — одна их грань реализуется в инициативном и процедурно-правовом порядке ввиду свободы творчества, вторая грань — в форме авторского права, связана с регистрацией результатов творчества и др. С учетом цифровизации сфера культурных прав будет претерпевать изменения, с точки зрения изменения форматов реализации (в вопросах права на образование и дистанционного образования) и охраны интеллектуальной собственности (с позиции искусственного интеллекта и продуктов, им создаваемых).
В этом ключе важно определить, относить ли цифровые права человека к одному из видов этих прав, или они представляют собой кардинально новое поколение или эпоху прав человека, которое при этом поглощает все остальные? Мы рассматриваем цифровые права человека как новую эпоху прав человека, ввиду тотального поглощения цифровизацией граней всех прав по видам жизнедеятельности, и формирование качественно новых общественных отношений в сфере цифровизации (квантовых технологий, искусственного интеллекта, больших данных, биотехнологий и прочих), появление новых аспектов приватности (биометрической, генетической, медицинской), возможности качественно повысить уровень жизни человека и принципиально новых способов организации человеческих сообществ в планетарном масштабе (на основе техно-правовых платформ и на технологиях децентрализованного реестра).
С понятием «цифровые права человека» имеется ряд сложностей, а именно: во- первых, узкое определение цифровых прав человека, сводимое сугубо к информационным или авторским правам; во-вторых, определение цифровых прав в рамках частноправового регулирования; в-третьих, определение прав только в контексте интернет-среды (онлайн).
В этом контексте важно обозначить проблему определения смежных терминов: «цифровой контроль/цифровая слежка», «цифровая милитаризация», «цифровизация», «техно-правовые платформы», «цифровой разрыв/цифровое неравенство». Определим основные из них.
Понятие цифровая слежка — немотивированный и непрозрачный процесс сбора персональных данных (включая биометрические), на основе систем видеорегистрации с распознаванием лиц, или с помощью специальных мобильных приложений и иных технологий, находящийся вне публичных правовых процедур, приводящий к необоснованному ограничению прав человека, включая неприкосновенность частной жизни, право на свободу слова, право на митинги и право не подвергаться дискриминации.
Цифровая милитаризация — политика разработки, финансирования, внедрения военных технологий цифровизации, приводящая к глобальным экзистенциальным угрозам и нарушению прав человека.
Цифровое неравенство — состояние ассиметричного использования и распространения ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, в котором распределение благ, обусловленных технологическим прогрессом, происходит сугубо в интересах сторон, создающих технологические решения; цифровой разрыв проявляется как внутри государств, так и во взаимодействиях между ними, что является отражением тенденций неравенства в социально-экономической сфере.
Техно-правовые платформы — это состояние урегулированности цифровизации и технологический продукт, прошедший все процедуры соответствия цифровым правам человека, обеспечивающий прозрачность, понятность, эффективность решений на основе технологий и расширение возможностей доступа каждого человека к социальным благам, посредством внедрения в определенную сферу жизнедеятельности (сочетающей элементы децентрализации и транспарентности при принятий решений в использовании данной системы и при учете достижений сектора GovTech).
В заключение мы определим глобальные цифровые права человека как принадлежащие каждому с момента рождения возможности для сохранения и развития человека, закрепленные в международном праве и внутригосударственном законодательстве, реализация которых должна привести к пользованию социальными благами посредством использования новых технологий. Глобальные цифровые права человека должны иметь приоритет и ограничивать цифровой контроль, цифровую милитаризацию и цифровое неравенство.
Литература:
- Варламова, Н. В. Цифровые права — новое поколение прав человека? // Труды Института государства и права РАН. / Н. В. Варламова. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovye-prava-novoe-pokolenie-prav-cheloveka
- Карасев, А. Т. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. / А. Т. Карасев, О. А. Кожевников, В. А. Мещерягина 2019. № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-pravootnosheniy-i-ee-vliyanie-na-realizatsiyu-otdelnyh-konstitutsionnyh-prav-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii
- Право в цифровом мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html
- Талапин, Э. В. Эволюция прав человека в цифровую эпоху // Труды Института государства и права РАН. / Э. В. Талапин. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/evolyutsiya-prav-cheloveka-v-tsifrovuyu-epohu
- Тарасова А. Г. Юридические процедуры и реализация прав человека: теоретико-правовой аспект: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.01. М. 2012. С.13
- Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/14089
- OECD. Axer le secteur public sur les donnees: marche a suivre. 2020 196 p