Взаимовлияние механизма индивидуального правового регулирования и правозащитной деятельности: к постановке проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Спирин, К. О. Взаимовлияние механизма индивидуального правового регулирования и правозащитной деятельности: к постановке проблемы / К. О. Спирин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95984/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор предпринимает попытку постановки проблемы соотношения (взаимовлияния) механизма индивидуального правового регулирования и правозащитной деятельности, роли судебной деятельности.

Ключевые слова: механизм индивидуального правового регулирования, правозащитная деятельность, стадии индивидуального правового регулирования, толкование права, правоприменение.

Правовое регулирование является интенсивным воздействием, осуществляемым с прямой целью установления правового порядка, на достижение которой направлен системный подбор специальных средств.

В современных условиях социально-экономических, политических, культурных изменений в стране актуализируется потребность в обеспечении надежной охраны общественного порядка в интересах как личности, так и общества в целом. Вместе с тем, высокая социальная значимость и полифункциональный характер деятельности органов государственной власти, а также негосударственных объединений по охране общественного порядка обусловливают необходимость доктринального осмысления проблематики и разработки системы нормативно-правовых основ и организационно-правовых мер, посредством которых будет достигаться результативное правовое регулирование общественных отношений в рассматриваемом правовом поле.

Государство, а также его органы, в той или иной степени регулируют широкий круг общественных отношений, затрагивающий практически все сферы жизни. Одной из основных задач и в то же время обязанностей механизма государства является защита прав и свобод человека и гражданина, о чем сказано в ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также обеспечение режима законности и охрана правопорядка, борьба с различными правонарушениями и преступными посягательствами.

Различные сферы и различные цели правового регулирования обуславливают дифференциацию целей и средств. Поэтому объективные сложности исследования правового регулирования вызваны разнообразием общественных отношений, целей, средств и способов регулирования [1, с. 67].

«Правоприменение — отмечает Редько А. А. — возможно только при наличии сформированной правотворческой базы, т. е. правотворчество, а равно правотворческая политика имеют первенство во времени по отношению к правоприменению и правоприменительной политике. Без нормативно-правовой базы, созданной в результате правотворческого процесса, сформировавшегося под влиянием правотворческой политики, существование правоприменения как формы реализации правозащитной политики невозможно. Правотворческая политика предшествует и определяет политику правоприменительную, следовательно, правотворчество и правоприменение находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи» [2, с. 29].

В юридической науке формулируется такая категория как «механизм правового регулирования», имеющая существенное значение в ходе правоприменительной и правозащитной деятельности, обусловливающая различные аспекты действенности толкования правовых норм.

В переводе с греческого (от греч. — Mēchanē), механизм — это:

«1) внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие;

2) последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление; 3) система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» [3, с.55].

Тем самым, природу любого механизма составляет взятая в единстве система явлений (состояний, процессов и т. д.), построенная по определенной схеме, определяющая эффективный порядок деятельности (функционирования).

Данное понятие весьма востребовано юридической наукой для обозначения различных явлений и состояний — таких, как «механизм правотворчества»; «механизм формирования правомерного поведения»; «механизм правового регулирования»; «юридический механизм управления»; общий механизм действия права», «правовой механизм» и некоторых других. Во всех случаях правовой механизм выступает сложным системным образованием, объединяющим в себе компоненты как социального, юридического, так и политического характера; данные элементы взаимодействуют друг с другом и отличаются соподчиненными организационными связями, составляющими систему.

Таким образом, под механизмом правового регулирования следует понимать нормативно закрепленный, системно организованный комплекс правовых средств, направленный на достижение в соответствии с определенной юридической процедурой целей правового регулирования [4, с.78].

В диссертационном исследовании Березовской Е. В. отмечается, что индивидуальное правовое регулирование можно классифицировать в зависимости от субъектов, осуществляющих данный вид деятельности. В роли субъектов выступают государственные органы, должностные лица, а также в установленном законом порядке юридические лица (например, хозяйственные и общественные организации), трудовые коллективы при заключении трудового) договора (контракта) и т. д. Некоторые индивидуальные акты, связанные с использованием юридических норм (осуществлением субъективных прав), довольно близки к актам применения права. Таковы, например, договоры и односторонние акты (сделки) в гражданском, трудовом праве. В зависимости от сферы деятельности индивидуальное правовое регулирование может выступать, например, в виде решений органа государственной власти о назначении выборов, о назначении дипломатического представителя, об образовании или упразднении комитета, ведомства [5, с. 28].

Индивидуальное правовое регулирование — как следует из диссертации А. С. Григорьева — представляет собой правовое воздействие на общественные отношения, выражающееся в возложении и реализации субъективных прав и юридических обязанностей в индивидуальном порядке, направленное на разрешение конкретных ситуаций, осуществляемое путем совершения односторонних правомерных юридически значимых действий, результатом, которых являются индивидуальные правовые акты [6, с.19].

Как отмечает Григорьев А. С. в своем диссертационном исследовании, индивидуальное правовое регулирование — это «вид правового регулирования, при котором властноорганизующие начала сочетаются с возможностью принятия субъектами права собственных решений, выражающих их индивидуальную волю, цели и интересы. В отличие от нормативного правового регулирования, когда субъекты выбирают предусмотренные нормами права варианты поведения и пределы субъективного усмотрения существенно ограничены, в ИПР, как правило, наблюдается существенное увеличение сферы и пределов автономии (усмотрения) в правовом поведении субъектов при реализации законных интересов» [6, с.22].

При этом в отличие от стадий нормативного правового регулирования, в число которых юридической наукой традиционно включают:

— Стадия формирования и общего действия юридических норм, где правовые нормы, вступившие в силу, устанавливают правовой режим, в рамках которого будет происходить конкретное взаимодействие будущих участников правоотношений;

— Стадия возникновения прав и обязанностей (стадия возникновения правоотношений), на которой на основе юридических фактов, предусмотренных действующими правовыми нормами, у конкретных субъектов возникают юридические права и обязанности — индивидуализированные правила их поведения;

— Стадия реализации прав и обязанностей, на которой субъективные права и обязанности участников правоотношений, заложенные в юридических нормах, воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении субъектов [7, с.26],

Стадии индивидуального правового регулирования выстраиваются с учетом специфики казуального регулирования, учитывая не только юридические (нормативные) аспекты, но и социальные начала права, во многом предопределяющие принципиальную возможность разрешения тех или иных правовых ситуаций.

А. С. Григорьевым выделяются следующие стадии индивидуального правового регулирования:

— правообразование (объективный процесс, который предваряет правотворческую деятельность компетентных органов государства. Право формируется самой жизнью, столкновением интересов субъектов общественных отношений и иными социальными противоречиями);

— правотворчество (компетентные государственные и иные органы (органы местного самоуправления, общественные организации) создают нормативные правовые акты, окончательно закрепляя сформированные в обществе правила поведения, сообщая им легальный нормативный, государственно-властный характер);

— правореализация (юридически должное и возможное превращается в юридически сущее, действительное. Потенциальные субъективные права и юридические обязанности субъектов права наполняются конкретным фактическим содержанием применительно к реальным жизненным ситуациям) [8, с. 92–93].

В этой связи нам представляется существенным рассмотрение влияния индивидуального правового регулирования на правозащитную деятельность, учитывая многообразие и порой стихийность складывающихся правовых ситуаций (конфликтов, споров), требующих компетентного и правильного разрешения.

При этом рассмотрение влияния индивидуального правового регулирования на правозащитную деятельность представляется нам важным и потому, что внесение казуальных черт регулирования в данной сфере призвано активизировать институты гражданского общества и обеспечить тем самым соответствующее ожиданиям, предсказуемое, регулирование правоотношений в различного рода сферах взаимодействия индивидов.

Особенно влияние механизма индивидуального правового регулирования обнаруживает себя в деятельности судебной системы.

Количество судебных споров, рассматриваемых судами судебной системы Российской Федерации, от года к году возрастает, что ставит перед судебной системой сложную задачу по оптимизации процедур рассмотрения дел и совершенствования индивидуального судебного регулирования.

В этой связи актуальна проблема установления неких пределов, ограничивавших бы властный судебный произвол в той мере, в какой это было необходимо для выполнения ключевых задач судопроизводства и реализации права каждого на справедливое судебное разбирательство, но при этом не попрекало бы принцип независимости судей.

Полагая, что решение данного вопроса находится больше в плоскости этики, чем права, нам представляется важным установление более высоких требований не только к квалификации кандидата в судьи, но и к его репутации, а также установления необходимости требования обязательного двухступенчатого порядка исчисления стажа по юридической профессии, то есть со включением требования об обязательном стаже работы как в адвокатуре, так и в государственных органах.

Указанное позволит создать более широкое представление у кандидата в судьи о правовой действительности и будет способствовать более справедливому и адекватному усмотрению, что, в свою, очередь, обеспечит стабильность индивидуального судебного регулирования как «дополнения нормативного регулирования и самостоятельного средства правовой защиты нарушенного права» [9, с. 14].

Как отмечает Степин А. Б., индивидуальное судебное регулирование — это «правовая деятельность суда, выраженная в правовом воздействии на конкретные общественные отношения с целью их урегулирования (разрешения), упорядочения (квалификации), прекращения конфликтности сторон (участников), защиты нарушенного права. В зависимости от вида общественных отношений (семейных, трудовых, социальных, гражданских, публичных и др.) следует выделять и соответствующие виды индивидуального судебного регулирования, возникающего при регулировании неповторяемых отношений, отличающихся «ограниченным кругом субъектов и осуществляемых с помощью индивидуально-правовых средств» [10, с.12].

Безусловно, в зависимости от вида общественных отношений, в рамках индивидуального судебного регулирования применяются и различные подходы к толкованию права, при помощи которых и достигаются цели отправления правосудия. В этой связи именно правозащитная деятельности профессиональных ее субъектов формирует релевантные подходы к осмыслению права в целом и применительно к отдельным казусам правовой действительности.

Таким образом, по нашему мнению, в вопросе соотношения механизма индивидуального правового регулирования и правозащитной деятельности именно последняя обеспечивает «оживление» правоинтерпретационной деятельности, с помощью которой и достигается индивидуальное (при разрешении споров) воздействие на общественные отношения, поскольку в ходе рассмотрения и разрешения правовых ситуации субъекты, осуществляющие правозащитную деятельность, осмысляют нормативные предписания применительно к контексту конкретных споров и ситуаций, в ходе которых могут выявлять пробелы в правовом регулировании, которые требуют уточнения содержания правовых норм и их применения на практике, что достигается посредством их толкования.

Литература:

1. Талыкин, Е. А. Место индивидуального правового регулирования в системе правового регулирования рассмотрения и разрешения споров / Е. А. Талыкин. — Текст: непосредственный // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. — 2021. — № 2 (11). — С. 63–74.

2. Редько, А. А. Правозащитная политика и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / А. А. Редько, Т. В. Яловенко. — Москва: Юрайт, 2022. — 76 c. — Текст: непосредственный.

3. Головкин, Р. Б. Актуальные проблемы теории правового регулирования: учебное пособие для вузов / Р. Б. Головкин, Ю. П. Колесникова, О. Д. Третьякова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2022. — 305 c. — Текст: непосредственный.

4. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд. испр. и доп.. — Москва: Юрайт, 2022. — 521 c. — Текст: непосредственный.

5. Березовская, Е. В. Правотолкование и индивидуальное правовое регулирование: специальность 12.00.01 «теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Березовская Е. В.; Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. — Казань, 2005. — 293 c. — Текст: непосредственный.

6. Григорьев, А. С. Механизм индивидуального правового регулирования общественных отношений: специальность 12.00.01 «теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Григорьев А. С.; Тюменский юридический институт МВД России. — Тюмень, 2011. — 185 c. — Текст: непосредственный.

7. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. — Москва:, 1981. — 534 c. — Текст: непосредственный.

8. Григорьев, А. С. Стадии индивидуального правового регулирования / А. С. Григорьев. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 9 (112). — С. 92–93.

9. Барак, А. Судейское усмотрение / А. Барак. — Москва: Норма, 1999. — 376 c. — Текст: непосредственный.

10. Степин, А. Б. Индивидуальное судебное регулирование в правовой системе Российской Федерации / А. Б. Степин. — Текст: непосредственный // Российский судья. — 2017. — № 7. — С. 92–93.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальное правовое регулирование, правовое регулирование, правозащитная деятельность, индивидуальное судебное регулирование, отношение, правотворческая политика, судебная система, юридическая наука, государственная власть, Российская Федерация.


Ключевые слова

правозащитная деятельность, правоприменение, толкование права, механизм индивидуального правового регулирования, стадии индивидуального правового регулирования

Похожие статьи

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

Потому в современной правовой науке распространено представление о правотворчестве как

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние, проблемы, вопросы совершенствования.

Структура системы права | Статья в сборнике международной...

Структура системы права — это ее внутренний уклад. Раскрыть структуру права можно через: определение первичного элемента системыправовой нормы и учет предмета правового регулирования как объективного фактора, объединившего эти нормы в определенные группы.

Закономерности и особенности правовых явлений

...правовых явлений, правотворчество, правовое регулирование, реализация права.

[1, c.12] Поэтому важно определить понятие закономерности государственно-правовых явлений.

Совокупность этих правовых явлений, образует систему, в рамках которой правовые

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое...

Судебная практика в механизме гражданско-правового...

 Статья посвящена проблематике судебной практики как правового явления.

Ключевые слова: судебная практика, правовое регулирование, решения Конституционного суда

Иначе говоря, это опыт индивидуально-правовой деятельности судов, в том числе обобщений и

Приведем пример из судебной практики Конституционного суда Российской Федерации.

Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования...

...нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей / И. А. Щербинина.

Ключевые слова: мировые судьи, судебная власть, правосудие, судебная система, статус

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Понятие и виды форм (источников) права | Статья в журнале...

В данной статье рассмотрены взгляды ведущих представителей юридической науки на понятие формы

– локальные акты [22]. Цель подзаконного правового регулирования адаптировать общие

В дальнейшем государственная власть, собирая правовые обычаи, производит по своему

Отечественная юридическая наука более позднего периода считает, что судебная...

Деятельность адвоката: правовое регулирование с точки...

В основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской

Во всех государствах адвокат может осуществлять свою деятельность индивидуально, всего лишь

Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. /

адвокат, правозащитник, институт адвокатуры, международное правовое регулирование...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Правовое регулирование в России составляет единую систему.

Характер же правового регулирования определяют методы, способы, типы правового регулирования и

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157].

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

Действие механизма правового регулирования в современной...

Если же механизм правового регулирования принимать как процесс, формирующий правовую базу общества, в его структуре остаётся только правотворческая деятельность без правореализационной, то есть теряется половина механизма правового регулирования.

Похожие статьи

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

Потому в современной правовой науке распространено представление о правотворчестве как

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование сделок с недвижимостью: состояние, проблемы, вопросы совершенствования.

Структура системы права | Статья в сборнике международной...

Структура системы права — это ее внутренний уклад. Раскрыть структуру права можно через: определение первичного элемента системыправовой нормы и учет предмета правового регулирования как объективного фактора, объединившего эти нормы в определенные группы.

Закономерности и особенности правовых явлений

...правовых явлений, правотворчество, правовое регулирование, реализация права.

[1, c.12] Поэтому важно определить понятие закономерности государственно-правовых явлений.

Совокупность этих правовых явлений, образует систему, в рамках которой правовые

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое...

Судебная практика в механизме гражданско-правового...

 Статья посвящена проблематике судебной практики как правового явления.

Ключевые слова: судебная практика, правовое регулирование, решения Конституционного суда

Иначе говоря, это опыт индивидуально-правовой деятельности судов, в том числе обобщений и

Приведем пример из судебной практики Конституционного суда Российской Федерации.

Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования...

...нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей / И. А. Щербинина.

Ключевые слова: мировые судьи, судебная власть, правосудие, судебная система, статус

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Понятие и виды форм (источников) права | Статья в журнале...

В данной статье рассмотрены взгляды ведущих представителей юридической науки на понятие формы

– локальные акты [22]. Цель подзаконного правового регулирования адаптировать общие

В дальнейшем государственная власть, собирая правовые обычаи, производит по своему

Отечественная юридическая наука более позднего периода считает, что судебная...

Деятельность адвоката: правовое регулирование с точки...

В основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской

Во всех государствах адвокат может осуществлять свою деятельность индивидуально, всего лишь

Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. /

адвокат, правозащитник, институт адвокатуры, международное правовое регулирование...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Правовое регулирование в России составляет единую систему.

Характер же правового регулирования определяют методы, способы, типы правового регулирования и

Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157].

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

Действие механизма правового регулирования в современной...

Если же механизм правового регулирования принимать как процесс, формирующий правовую базу общества, в его структуре остаётся только правотворческая деятельность без правореализационной, то есть теряется половина механизма правового регулирования.

Задать вопрос