Закономерности и особенности правовых явлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 13.02.2021

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Кучинский, М. В. Закономерности и особенности правовых явлений / М. В. Кучинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78606/ (дата обращения: 27.01.2022).



Статья посвящена отдельной правовой закономерности. В ней обосновываются теоретические положения, связанные с закономерностью права. Выражаются наиболее важные стороны правовых явлений, помогающие установить связь между ними. Выявляются особенности отдельной правовой закономерности.

Ключевые слова : закономерность правовых явлений, правотворчество, правовое регулирование, реализация права.

Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права. [1, c.12] Поэтому важно определить понятие закономерности государственно-правовых явлений. При изучении работы учёных-правоведов по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что наиболее точного и общепризнанного понятия ещё не сложилось. Каждый учёный воспринимает государственно-правовую закономерность по-разному, но несмотря на это, в научной литературе существует наиболее точное понятие, которое отражает данное правовое явление. Государственно-правовая закономерность представляет собой объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права . [2, c.7]

Для полноты настоящего исследования считаю необходимым выделить виды государственно правовых закономерностей. Существует множество разных классификаций, предложенных учеными юристами. Так, например, П. В.Рябиновичем виды государственно-правовых закономерностей были классифицированы по пяти основаниям: 1) по системному расположению в социальном пространстве(внешние и внутренние); 2) по историческим пределам действия (всеобщие, общие и особенные); 3) по степени охвата государственно-правовой сферы(общие и частные); 4) по типу связей государственно-правовых явлений (генетические и структурно-функциональные); 5) по форме осуществления (статистические и динамические) C. С. Алексеев предложил иную классификацию. По его мнению, правовые закономерности подразделяются на четыре вида: 1) общие закономерности возникновения и развития права; 2) общие структурно-функциональные закономерности права; 3) специальные закономерности возникновения и развития права; 4) специальные структурно-функциональные закономерности права [3, c.48]. Но нам кажется, что прежде чем выделять какие-либо классификации, необходимо конкретизировать государственно-правовые закономерности, понять критерии выделения классификаций на примере связи правовых явлений. Также профессор Сырых писал об этом: «Никто еще в процессе изложения общей теории права не выделил и даже не предпринимал попыток к тому, чтобы сформулировать и назвать конкретные закономерности права». Поэтому очень важно обозначить государственно-правовую закономерность, которая в дальнейшем поможет более основательно подойти к изучению предмета теории государства и права, а также на её основе выделить определённую классификацию правовых закономерностей.

Здесь важным фактором является связь закона и государственно-правовой закономерности. Закон — наиболее жесткая, императивная форма закономерности, не терпящая исключений, действующая с неумолимой силой. Иначе говоря, закон влечет неизбежное следование одного факта за другим, закономерность же может носить более гибкий, вариативный характер и допускать более сложный и менее линейный ход событий [2,c.48].

Перейдём непосредственно к правовой закономерности и взаимовлияния правовых явлений. А именно: установим связь между правотворчеством, правовым регулированием, реализацией права. Но установить связь возможно только при анализе каждого правового явления и выявлении его особенностей.

Правотворчество одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм [4,c.396]. Правотворчество как многоаспектный институт современного правового регулирования имеет сложную разноуровневую организацию, включающую элементы правообразования, нормообразования, законотворчества, реализации права [2,c.7]. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений [6,c.144]. Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой акт, должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики, степень политической активности различных политических партий и движений, состояние отношений между различными нациями и народностями, характер взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международно-правовой среде.

Также стоит отметить, что правотворческая деятельность осуществляется на базе ряда общих, основополагающих принципов, которые определяют характерные черты и общее направление этой деятельности.

Среди этих принципов выделяются такие, как демократизм, позволяющий эффективно выявлять истинные стремления и волю народа, а также предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности ; законность и конституционность, исходящие из строгого у неуклонного следования закону в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в создании нормативных актов, направленных на защиту прав и свобод человека и др [7,c.344].

В соответствие со всем вышесказанным мы понимаем, что правотворческая деятельность напрямую связана с правовым регулированием . Можно сказать, что она является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, так как именно посредством нормативно-правового акта происходит воздействие на общественные отношения, их упорядочение. Здесь и прослеживается определённая закономерность. Ведь без создания закона, невозможно было бы регулировать конкретное отношение. Существует так же общепризнанные теоретические положения, в соответствие с которыми формирование нормативной основы является первой стадией механизма правового регулирования.

Прежде чем перейти к правовой реализации важно понять пределы правового регулирования. Они позволяют отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия. Ведь правовому регулированию не должно подчиняться абсолютно каждое общественное отношение, иначе реализация прав граждан будет невозможна. В истории юриспруденции эти пределы объяснялись с различных мировоззренческих позиций. В отечественной юридической науке сформировалась традиция рассмотрения правового регулирования как воздействия, обусловленного и ограниченного субъективными факторами. Поэтому пределы, в первую очередь, стоит разграничивать по волевому критерию, то есть по наличию или отсутствию их связи с волей субъектов, осуществляющих правовое воздействие. По данному основанию их разделяют на объективные и субъективные. Объективные определяются природными и социальными закономерностями и от воли людей не зависят. Субъективные пределы обуславливаются психическими факторами, устанавливаются по воле субъектов правового регулирования [7,c.7].

Также в сферу правового регулирования должны входить лишь те общественные отношения, которые важны для государства и общества(например, отношения по обмену ценностями, отношения, связанные с обеспечением правопорядка). Таким образом, вырабатывается верхний и нижний пределы правового регулирования. Верхний — возможный предел правового регулирования. Нижний определяется важностью общественных отношений.

Далее, не менее важное место в закономерности вышеупомянутых правовых явлений занимает реализация права. Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений. Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов [1,c.14].

Реализация права в любой из ее форм возможна лишь с учетом дозволенных границ правового регулирования, определённых, в том числе правотворчеством. С другой стороны, акты реализации права, в том числе правоприменительные акты, могут выступать рычагами правового регулирования, а именного индивидуально-правового регулирования. Кроме того, акты применения права, например, судебные акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ выступают, инструментариями нормотворчества и, по мнению ряда правоведов, правотворчества.

Особенности правовых явлений и характерные черты помогают связать ряд правовых явлений, выявить их закономерность. Реализация права является одним из основополагающих аспектов правового регулирования, одной стадий механизма правового регулирования, в рамках которого реализуются взаимные права и обязанности участников правоотношения. А формой реализации права является правоприменение, с помощью которого осуществляют правовое регулирование. Все правовые процессы, возникающие в рамках этих правовых явлений, взаимообусловлены и так или иначе связаны друг с другом. Но также существует правотворчество, без которого действенность правового регулирования и реализации права была бы сомнительной. Правотворчество, создание нормативно-правового акта является главным движущим началом закономерности. Впоследствии с помощью нормативно-правового акта (закона) осуществляется либо реализация прав субъектов правоотношений, либо правовое воздействие и упорядочение общественных отношений с целью обеспечения правопорядка.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать о том, что данная правовая закономерность охватывает наиболее важные стороны правовой жизни, она выражается в связи правовых явлений, их устойчивости и повторяемости, обуславливается необходимостью регламентации общественных отношений. Совокупность этих правовых явлений, образует систему, в рамках которой правовые процессы являются составной частью механизма друг друга. За счёт особенностей и характерных черт можно увидеть непрерывную логическую связь между правотворчеством, правовым регулированием, правовой реализацией. Тем самым, выявляя отдельную правовую закономерность, которая поможет в изучении предмета теории государства и права, а также выделении классификаций правовых закономерностей.

Литература:

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права. 4-е изд.- М.,2010. С.384.
  2. Ветюгнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. …канд.юр. наук.- Саратов, 2004. С.28.
  3. Сырых В. М. Логические основания общей теории права.//Соч.в 2т. Т.- 1- М., 2001. С.527.
  4. Алексеев С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др. Теория государства и права./отв. ред. Перевалов В. Д. 3-е изд.-Н. Новгород, 2005. С. 458.
  5. Синюков С. В. Механизм правотворчества: Автореф.дис. …канд.юр. наук., Саратов, 2013. С.27.
  6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. 1-е изд.-М.,2004.С.245.
  7. Бережнов А. Г., ВоротилинЕ.А.,Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов./отв.ред. Марченко. М.Н.-М.,2004.С. 370.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, закономерность, правотворческая деятельность, явление, государственно-правовая закономерность, реализация, нормативно-правовой акт, отдельная правовая закономерность, отношение, правотворчество.


Ключевые слова

правотворчество, правовое регулирование, реализация права, закономерность правовых явлений
Задать вопрос