Закономерности и особенности правовых явлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 13.02.2021

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Кучинский, М. В. Закономерности и особенности правовых явлений / М. В. Кучинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78606/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена отдельной правовой закономерности. В ней обосновываются теоретические положения, связанные с закономерностью права. Выражаются наиболее важные стороны правовых явлений, помогающие установить связь между ними. Выявляются особенности отдельной правовой закономерности.

Ключевые слова : закономерность правовых явлений, правотворчество, правовое регулирование, реализация права.

Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права. [1, c.12] Поэтому важно определить понятие закономерности государственно-правовых явлений. При изучении работы учёных-правоведов по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что наиболее точного и общепризнанного понятия ещё не сложилось. Каждый учёный воспринимает государственно-правовую закономерность по-разному, но несмотря на это, в научной литературе существует наиболее точное понятие, которое отражает данное правовое явление. Государственно-правовая закономерность представляет собой объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права . [2, c.7]

Для полноты настоящего исследования считаю необходимым выделить виды государственно правовых закономерностей. Существует множество разных классификаций, предложенных учеными юристами. Так, например, П. В.Рябиновичем виды государственно-правовых закономерностей были классифицированы по пяти основаниям: 1) по системному расположению в социальном пространстве(внешние и внутренние); 2) по историческим пределам действия (всеобщие, общие и особенные); 3) по степени охвата государственно-правовой сферы(общие и частные); 4) по типу связей государственно-правовых явлений (генетические и структурно-функциональные); 5) по форме осуществления (статистические и динамические) C. С. Алексеев предложил иную классификацию. По его мнению, правовые закономерности подразделяются на четыре вида: 1) общие закономерности возникновения и развития права; 2) общие структурно-функциональные закономерности права; 3) специальные закономерности возникновения и развития права; 4) специальные структурно-функциональные закономерности права [3, c.48]. Но нам кажется, что прежде чем выделять какие-либо классификации, необходимо конкретизировать государственно-правовые закономерности, понять критерии выделения классификаций на примере связи правовых явлений. Также профессор Сырых писал об этом: «Никто еще в процессе изложения общей теории права не выделил и даже не предпринимал попыток к тому, чтобы сформулировать и назвать конкретные закономерности права». Поэтому очень важно обозначить государственно-правовую закономерность, которая в дальнейшем поможет более основательно подойти к изучению предмета теории государства и права, а также на её основе выделить определённую классификацию правовых закономерностей.

Здесь важным фактором является связь закона и государственно-правовой закономерности. Закон — наиболее жесткая, императивная форма закономерности, не терпящая исключений, действующая с неумолимой силой. Иначе говоря, закон влечет неизбежное следование одного факта за другим, закономерность же может носить более гибкий, вариативный характер и допускать более сложный и менее линейный ход событий [2,c.48].

Перейдём непосредственно к правовой закономерности и взаимовлияния правовых явлений. А именно: установим связь между правотворчеством, правовым регулированием, реализацией права. Но установить связь возможно только при анализе каждого правового явления и выявлении его особенностей.

Правотворчество одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм [4,c.396]. Правотворчество как многоаспектный институт современного правового регулирования имеет сложную разноуровневую организацию, включающую элементы правообразования, нормообразования, законотворчества, реализации права [2,c.7]. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений [6,c.144]. Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой акт, должен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальными условиями жизни всего общества, уровнем развития экономики, степень политической активности различных политических партий и движений, состояние отношений между различными нациями и народностями, характер взаимоотношений с другими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международно-правовой среде.

Также стоит отметить, что правотворческая деятельность осуществляется на базе ряда общих, основополагающих принципов, которые определяют характерные черты и общее направление этой деятельности.

Среди этих принципов выделяются такие, как демократизм, позволяющий эффективно выявлять истинные стремления и волю народа, а также предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности ; законность и конституционность, исходящие из строгого у неуклонного следования закону в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в создании нормативных актов, направленных на защиту прав и свобод человека и др [7,c.344].

В соответствие со всем вышесказанным мы понимаем, что правотворческая деятельность напрямую связана с правовым регулированием . Можно сказать, что она является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, так как именно посредством нормативно-правового акта происходит воздействие на общественные отношения, их упорядочение. Здесь и прослеживается определённая закономерность. Ведь без создания закона, невозможно было бы регулировать конкретное отношение. Существует так же общепризнанные теоретические положения, в соответствие с которыми формирование нормативной основы является первой стадией механизма правового регулирования.

Прежде чем перейти к правовой реализации важно понять пределы правового регулирования. Они позволяют отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия. Ведь правовому регулированию не должно подчиняться абсолютно каждое общественное отношение, иначе реализация прав граждан будет невозможна. В истории юриспруденции эти пределы объяснялись с различных мировоззренческих позиций. В отечественной юридической науке сформировалась традиция рассмотрения правового регулирования как воздействия, обусловленного и ограниченного субъективными факторами. Поэтому пределы, в первую очередь, стоит разграничивать по волевому критерию, то есть по наличию или отсутствию их связи с волей субъектов, осуществляющих правовое воздействие. По данному основанию их разделяют на объективные и субъективные. Объективные определяются природными и социальными закономерностями и от воли людей не зависят. Субъективные пределы обуславливаются психическими факторами, устанавливаются по воле субъектов правового регулирования [7,c.7].

Также в сферу правового регулирования должны входить лишь те общественные отношения, которые важны для государства и общества(например, отношения по обмену ценностями, отношения, связанные с обеспечением правопорядка). Таким образом, вырабатывается верхний и нижний пределы правового регулирования. Верхний — возможный предел правового регулирования. Нижний определяется важностью общественных отношений.

Далее, не менее важное место в закономерности вышеупомянутых правовых явлений занимает реализация права. Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений. Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов [1,c.14].

Реализация права в любой из ее форм возможна лишь с учетом дозволенных границ правового регулирования, определённых, в том числе правотворчеством. С другой стороны, акты реализации права, в том числе правоприменительные акты, могут выступать рычагами правового регулирования, а именного индивидуально-правового регулирования. Кроме того, акты применения права, например, судебные акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ выступают, инструментариями нормотворчества и, по мнению ряда правоведов, правотворчества.

Особенности правовых явлений и характерные черты помогают связать ряд правовых явлений, выявить их закономерность. Реализация права является одним из основополагающих аспектов правового регулирования, одной стадий механизма правового регулирования, в рамках которого реализуются взаимные права и обязанности участников правоотношения. А формой реализации права является правоприменение, с помощью которого осуществляют правовое регулирование. Все правовые процессы, возникающие в рамках этих правовых явлений, взаимообусловлены и так или иначе связаны друг с другом. Но также существует правотворчество, без которого действенность правового регулирования и реализации права была бы сомнительной. Правотворчество, создание нормативно-правового акта является главным движущим началом закономерности. Впоследствии с помощью нормативно-правового акта (закона) осуществляется либо реализация прав субъектов правоотношений, либо правовое воздействие и упорядочение общественных отношений с целью обеспечения правопорядка.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать о том, что данная правовая закономерность охватывает наиболее важные стороны правовой жизни, она выражается в связи правовых явлений, их устойчивости и повторяемости, обуславливается необходимостью регламентации общественных отношений. Совокупность этих правовых явлений, образует систему, в рамках которой правовые процессы являются составной частью механизма друг друга. За счёт особенностей и характерных черт можно увидеть непрерывную логическую связь между правотворчеством, правовым регулированием, правовой реализацией. Тем самым, выявляя отдельную правовую закономерность, которая поможет в изучении предмета теории государства и права, а также выделении классификаций правовых закономерностей.

Литература:

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права. 4-е изд.- М.,2010. С.384.
  2. Ветюгнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. …канд.юр. наук.- Саратов, 2004. С.28.
  3. Сырых В. М. Логические основания общей теории права.//Соч.в 2т. Т.- 1- М., 2001. С.527.
  4. Алексеев С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др. Теория государства и права./отв. ред. Перевалов В. Д. 3-е изд.-Н. Новгород, 2005. С. 458.
  5. Синюков С. В. Механизм правотворчества: Автореф.дис. …канд.юр. наук., Саратов, 2013. С.27.
  6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. 1-е изд.-М.,2004.С.245.
  7. Бережнов А. Г., ВоротилинЕ.А.,Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов./отв.ред. Марченко. М.Н.-М.,2004.С. 370.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, закономерность, правотворческая деятельность, явление, государственно-правовая закономерность, реализация, нормативно-правовой акт, отдельная правовая закономерность, отношение, правотворчество.


Ключевые слова

правотворчество, правовое регулирование, реализация права, закономерность правовых явлений

Похожие статьи

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

 В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Правотворчество: понятие и место в механизме правового...

Применительно к праву – это научно-правовая, законотворческая деятельность, в особых

«Правотворчество – это специальная, имеющая официальное значение деятельность по

упорядочения и регламентации общественных отношений, объективно имеющих правовую...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, правотворческая работа, Российская Федерация, государство. Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

правотворческий процесс, нормативный правовой акт, процесс правотворчества, акт, законодательная техника, правовая система, нормативный акт, правотворческая деятельность, правотворческая инициатива.

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее реализации органы власти выполняют

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт.

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в...

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

В Российской Федерации правовая экспертиза является важной и незаменимой ступенью процесса нормотворчество и направлена на обеспечение качества вновь принятого нормативного правового акта. На стадии принятия законопроекта сами результаты такой...

Понятие регионального законотворческого процесса

Так, результатом правотворческого процесса является принятие нормативного правового акта, в том числе подзаконного.

Законы Российской Федерации и ее субъектов являются одной из составляющих системы нормативных правовых актов Российской Федерации.

Характеристика понятия «пробел в праве» | Статья в журнале...

Чтобы обеспечить эффективное функционирование нормативно-правовой базы страны и

Одним из постулатов построения правового государства является господство закона во всех

— пробел в нормативно-правовом регулировании — т. е. отсутствие норм закона и...

Похожие статьи

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

 В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Правотворчество: понятие и место в механизме правового...

Применительно к праву – это научно-правовая, законотворческая деятельность, в особых

«Правотворчество – это специальная, имеющая официальное значение деятельность по

упорядочения и регламентации общественных отношений, объективно имеющих правовую...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, правотворческая работа, Российская Федерация, государство. Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

правотворческий процесс, нормативный правовой акт, процесс правотворчества, акт, законодательная техника, правовая система, нормативный акт, правотворческая деятельность, правотворческая инициатива.

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее реализации органы власти выполняют

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт.

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в...

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

В Российской Федерации правовая экспертиза является важной и незаменимой ступенью процесса нормотворчество и направлена на обеспечение качества вновь принятого нормативного правового акта. На стадии принятия законопроекта сами результаты такой...

Понятие регионального законотворческого процесса

Так, результатом правотворческого процесса является принятие нормативного правового акта, в том числе подзаконного.

Законы Российской Федерации и ее субъектов являются одной из составляющих системы нормативных правовых актов Российской Федерации.

Характеристика понятия «пробел в праве» | Статья в журнале...

Чтобы обеспечить эффективное функционирование нормативно-правовой базы страны и

Одним из постулатов построения правового государства является господство закона во всех

— пробел в нормативно-правовом регулировании — т. е. отсутствие норм закона и...

Задать вопрос