Понятие регионального законотворческого процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 09.08.2020

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Теплякова, Н. В. Понятие регионального законотворческого процесса / Н. В. Теплякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 128-129. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73084/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автором предложено понятие регионального законотворческого процесса, проведено разграничение законотворческого, законодательного и правотворческого процессов.

Ключевые слова: законотворчество, региональный законотворческий процесс, правотворческий процесс.

Законотворческий процесс является одним из наиболее изучаемых правовых явлений в юридической науке. Несмотря на то, что его исследованию посвящено множество научных трудов, на настоящий момент нет единого мнения относительно понятия и содержания указанного термина.

Так, ученые не пришли к единому мнению о соотношении понятий «правотворческий процесс», «законотворческий процесс» и «законодательный процесс» [1, с.19]. Считаем необходимым провести их сравнительный анализ.

По мнению Алексеева С. С. правотворческий процесс — это сложная система организационных действий, процесс технологии создания нормативно-правового акта, состоящий из последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт [2, с.313].

Пиголкин А. С. в своих трудах приходит к выводу, что под правотворческим процессом понимается «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию, опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер» [3, с.85].

Рассматривая понятие законотворческого процесса, обратимся к трудам Ивлиева Г. П. и Гаджимагомедова Г. А., которые определяют его сущность как регламентированную деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также по принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов [4, с.14–21].

Законодательный же процесс, по мнению Пискуновой Е. А., это деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, рассмотрению, обсуждению, в том числе с привлечением общественности, принятию, подписанию и обнародованию, изменению и отмене законов Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации [5, с.8].

Анализируя приведенные выше определения, приходим к выводу, что понятия «правотворческий процесс», «законотворческий процесс» и «законодательный процесс» не являются синонимичными по следующим основаниям.

Во-первых, понятие правотворческого процесса шире законотворческого, поскольку отличается их конечный результат и субъект реализации. Так, результатом правотворческого процесса является принятие нормативного правового акта, в том числе подзаконного. В результате законотворческого процесса принимаются исключительно законы. Законы Российской Федерации и ее субъектов являются одной из составляющих системы нормативных правовых актов Российской Федерации. Кроме того, субъектом основным законотворческого процесса является представительный (законодательный) орган государственной власти Российской Федерации или ее субъекта, тогда как субъектом правотворческого процесса являются, в том числе, исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Во-вторых, законодательный процесс является структурным элементом законотворческого процесса. Первая стадия законотворческого процесса менее формализована: по сути, он начинается с момента возникновения так называемой идеи возможности урегулирования каких-либо общественных правоотношений и включает в себя деятельность по приданию этой идее юридически оформленного вида — разработку законопроекта. Законодательный процесс же начинается исключительно со стадии законодательной инициативы — внесения уже разработанного законопроекта для рассмотрения в представительный (законодательный) орган государственной власти.

Таким образом, под законотворческим процессом следует понимать урегулированную нормами права последовательную деятельность уполномоченных органов государственной власти, включающую в себя процесс разработки, внесения и рассмотрения законопроектов, принятия, подписания и обнародования законов.

Конституцией Российской Федерации установлено, что Россия — федеративное государство, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, имеют свою конституцию (устав) и законодательство.

При изучении теоретических основ законотворческого процесса можно заметить, что научные работы затрагивают, в основном, вопросы федерального законотворческого процесса, а не регионального. Однако, на наш взгляд, принципиального различия в их основополагающих началах нет, в связи с чем при определении понятия регионального законотворческого процесса следует отталкиваться от уже сформулированного понятия федерального законотворческого процесса.

Основными отличиями регионального законотворческого процесса от федерального являются уровень органов государственной власти, уполномоченных на его осуществление, и конечный результат. Так, субъектом законотворческого процесса субъекта Российской Федерации являются компетентные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а его результатом — закон субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно заключить, что региональный законотворческий процесс — это урегулированная нормами права деятельность определенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, одобрению, принятию, подписанию и обнародованию законов субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Пискунова Е. А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: монография / Е. А. Пискунова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2017.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981.
  3. Пиголкин А. С. Процессуальные формы правотворчества / под ред. П. Е. Недобайло, В. М. Горшенева. М.: Юрид.лит., 1976.
  4. Ивлиев Г. П., Гаджимагомедов Г. А. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М.: Норма, 2008.
  5. Пискунова Е. А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 9 (29).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, законотворческий процесс, правотворческий процесс, государственная власть, региональный законотворческий процесс, рассмотрение законопроектов, субъект, единое мнение, законодательный процесс, конечный результат.


Ключевые слова

правотворческий процесс, законотворчество, региональный законотворческий процесс

Похожие статьи

Задать вопрос