Характеристика понятия «пробел в праве» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Меркушев, А. В. Характеристика понятия «пробел в праве» / А. В. Меркушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90106/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье проводится теоретический анализ понятия «пробел в праве», а также краткая характеристика видов пробела в праве и возможные причины появления пробелов в праве.

Ключевые слова: пробел в праве, норма, причина появления пробелов в праве, правовое регулирование, правовая система, юридическая техника.

This article provides a theoretical analysis of the concept of «gap in law», as well as a brief description of the types of «gap in law» and possible reasons for the appearance of «gaps in law».

Keywords: gap in law, norm, reason for the appearance of «gaps in law», legal regulation, legal system, legal technique.

В современной сложившейся ситуации информационного «бума», с развитием СМИ и открытости судебного процесса, где общество может заметить недостатки правовой системы, все большее значение принимают вопросы преодоления «пробелов в законодательстве».

В том числе стоит отметить тот факт, что на протяжении долго времени начиная с 1993 года, когда была принята Конституция РФ, руководство страны проводит реформы, здесь выделяется, в частности, принятые поправки в Конституцию РФ — это огромный шаг вперед, по сравнению с предыдущими. И раз уж принимаются законопроекты такого характера, то вопросы пробелов законодательства приобретают новые свежие трактования.

Безусловно цель реформ решение существующих проблем в правовой системе и улучшение, структурирование существующей базы. Чтобы обеспечить эффективное функционирование нормативно-правовой базы страны и приведение ее к нынешней реальности. Так как с 1993 года уже прошло 29 лет, а с принятия Конституции 28 лет. За этот срок общество изменилось кардинально, появились технические нововведения и за скоростью эволюции технологий необходимо поспевать, дабы не потерять «нити управления».

Одним из постулатов построения правового государства является господство закона во всех сферах общественной жизни и соответственно без модернизации существующих норм государство обойтись ни коим образом не может.

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием «пробел в праве». Например, Л. А. Морозова так трактует это понятие: «Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования». Если же подойти к пониманию более ранних теоретиков Н.И Матузова и А. В. Малько, то они считают, что под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы «умолчание» законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет. Именно в этом смысле нередко говорят о «белых пятнах», «пропусках», «вакуумах», «нишах» и «пустотах» в праве. Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства [2, с. 258].

Таким образом, заметно, что авторы согласны здесь друг с другом в одном и том же — «пробел права» есть отсутствие той или иной нормы для понимания и в дальнейшем применения правовой нормы без каких-либо разночтений в интерпретации рассматриваемой нормы права [1, с. 312].

Также важно понимать, что и пробелы в праве, в свою очередь, бывают различными. В литературе различают пробелы первоначальные («недосмотр законодателя») и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения. В любом случае пробел в праве — это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника. Если рассматривать понятие пробела в более широком смысле, то здесь следует выделить такие понятия как:

— пробел в позитивном праве — это, тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, ни нормативного договора, которые регулировали бы спорное отношение;

— пробел в нормативно-правовом регулировании — т. е. отсутствие норм закона и подзаконных актов;

— пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) — отсутствие закона (акта высшего органа государственной власти) вообще;

— пробел в законе — неполное урегулирование вопроса в данном законе [4].

Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

В свой основе теоретики в этой области права выделяют все же два вида пробелов в законодательстве (применительно к праву):

— реальные — подлинные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы;

— мнимые — преднамеренное молчание законодателя, т. е. когда он сознательно оставляет вопрос открытым, предлагая передать его решение на усмотрение правоприменителя, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования [1, с. 314].

По мнению Л. А. Морозовой дабы выделить какие-либо пробелы в праве (законодательстве) необходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям;

е) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем [2, с. 259].

Причины появления пробелов в праве. Каждый автор так или иначе рассматривает этот вопрос со своего понимания правотворческой деятельности, действительной реальности и по своему усмотрению выделяет более значимые возможные причины появления пробелов в законодательстве. А. С. Шабуров и Ж. С. Жайкбаев, а также Н.И Матузов и А. В. Малько выделяют четыре основных.

А. С. Шабуров и Ж. С. Жайкбаев выделяют следующие причины появления пробелов в законодательстве:

1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного правового акта всех жизненных ситуаций, требующих правового воздействия;

2) законодатель не успел регламентировать общественные отношения из-за их постоянного развития;

3) в результате недостатков юридической техники, приведших к недостаточно точному выражению воли законодателя;

4) в процессе правотворчества возможны и умышленные пробелы, когда законодатель, руководствуясь идеологическими, политическими и иными мотивами, умышленно оставляет неурегулированными отдельные стороны общественного отношения [3, с. 256].

Н. И. Матузов и А. В. Малько ранее выделяли:

1) относительной «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;

2) несовершенством законов и юридической техники;

3) бесконечным разнообразием реальной жизни;

4) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы [1, с. 316].

В свою очередь, если обратиться к работе Л. А. Морозовой, то найдем здесь такие причины появления пробелов в законодательстве:

1) законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;

2) вследствие недостатков юридической техники;

3) объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных отношений [2, с. 259].

По-моему мнению, синтезировав данные умозаключения правоведов Л. А. Морозовой, А. С. Шабурова, Ж. С. Жайкбаева, Н. И. Матузова и А. В. Малько следует выделить следующие причины появления пробелов в законодательстве:

1) неспособность законодателя охватить формулировками издаваемого нормативного акта всех возможных жизненных ситуаций, чтобы избежать недомолвок;

2) быстро меняющиеся условия жизнедеятельности общества;

3) недостаток юридической техники (совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов) и несовершенство законов;

4) умышленные пробелы, создаваемые самим законодателем, когда законодатель в силу ряда причин (идеологических, политических или иных) оставляет нерешенными отдельные стороны общественных отношений;

5) появлением новых отношений, которых не было ранее в момент принятия той или иной нормы;

6) некомпетентность отдельных законодателей (правотворческий процесс) или участников правоприменительного процесса (правопонимание и правоприменение).

Большинство из предложенных мной причин появления пробелов в праве (законодательстве) схожи с мнениями данных авторов, указанных выше, однако я все же решил выделить еще одну причину — некомпетентность отдельных законодателей (правотворческий процесс) или участников правоприменительного процесса (правопонимание и правоприменение).

В современной ситуации, на мой взгляд, количество выпускаемых специалистов в области юриспруденции влияет на качество образования и вместе с такой наукой, как экономика, занимают лидирующие позиции в сфере образования. Такую закономерность легко проследить в статистических документах Федеральной Службы государственной статистики, а в частности, таблицы «Выпуск докторантов по научным специальностям», где докторских работ по юриспруденции было защищено в 2018 году — 29 работ, а в 2019 году — 28. Да этого конечно недостаточно, но однако, если обратиться к статистике поступающих на направление юриспруденция людей, оно (направление) будет одним из первых после экономического по числу поступающих. С годами это число нисколько не уменьшается, эпизодично это прослеживается в таблице «Выпуск докторантов по научным специальностям».

Также немаловажным аспектом, по которому я выделил шестую причину появления пробелов некомпетентность участников правоприменительного процесса в силу ряда причин, одной из которых, как раз может являться и недостаточный уровень знаний, а иногда и по сути хамское поведение участников правовых отношений к самому праву и обществу в целом.

В пример здесь стоит привести нашумевшее дело М. О. Ефремова, где в результате ДТП погиб человек, а виновником ДТП был признан известный актер М. О. Ефремов [5].

В защиту гражданина М. О. Ефремова выступил адвокат Э. М. Пашаев, имевший за своими плечами огромный опыт работы в адвокатской сфере, однако, ни грамотно изъясняться, ни проявления уважения к закону и обществу данный специалист не имел и не проявлял, судя из многочисленных интервью. Такой пример дискредитирует не только советскую школу юриспруденции, но и современной России. И этот адвокат имеет большое количество наград, в том числе от Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации [6].

На мой взгляд, к пробелам в законодательстве стоит включить и такое понятие как «коллизия права» — под этим термином понимается различие норм права, регулирующих одни и те же отношения, но противоречащие друг другу. Удивительно, но данное понятие рассматривается правоведами обособленно в самостоятельную ветвь. Если же та или иная норма будет противоречить законодательству более высшего уровня по иерархии, то это и создаст те самые «дыры», «пробелы» в той или иной отрасли права.

Литература:

  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  3. Шабуров, А.С., Жайкбаев, Ж. С. Теория государства и права: учебное пособие — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. — 382 с.
  4. Пробелы в праве [Электронный ресурс] // Студопедия. — Режим доступа:

https://studopedia.ru/9_62269_probeli-v-prave.html (дата обращения 27.03.2022).

  1. Статья о М. О. Ефремове [Электронный ресурс] // Первый канал. — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/news/2020–09–08/392918-sud_priznal_mihaila_efremova_vinovnym_v_sovershenii_dtp_i_prigovoril_k_vosmi_godam_kolonii (дата обращения 25.03.2022).
  2. Статья о М. О. Ефремове [Электронный ресурс] // Тасс. — Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/9248329?ref=tjournal.ru (дата обращения 25.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): причина появления пробелов, пробел, правовое регулирование, юридическая техника, законодательство, правовая система, Ефремов, законодатель, отношение, правоприменительный процесс.


Ключевые слова

юридическая техника, норма, правовое регулирование, правовая система, пробел в праве, причина появления пробелов в праве

Похожие статьи

Пути преодоления пробелов в праве | Статья в журнале...

Пробел в праве — это полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать [1, с. 406].

Молчание законодателя и пробел в гражданском процессуальном...

Ключевые слова: квалифицированное молчание законодателя, пробел, аналогия

Во-вторых, выявление пробела в гражданском процессуальном законодательстве, связано с

17. Демин А. В. Относительно-определенные средства в системе налогово-правового регулирования...

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав и свобод...

Конституционные пробелы, относясь к дефектам правового регулирования, нередко приводят к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина и других конституционных установлений. Однако, анализ российского опыта показывает, что представление о наличии...

Пробелы нормативного регулирования антикоррупционной...

Пробелы нормативного регулирования антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Однако в ходе правоприменительной практики возможно появление факторов

Кроме того, представляется целесообразным в процессе совершенствования процедуры...

Юридическая природа административного правонарушения...

Юридическая природа административного правонарушения: основные аспекты и пробелы в правовом регулировании.

Несмотря на то, что в большинстве случаев законодатель использует в КоАП РФ повторность как квалифицирующий признак, при наличии которого...

Ложное предположение в правовом аспекте (на примере...)

Ключевые слова:юридическая фикция; законодательство, общественные отношения, уголовно-правовая норма.

Используя фикцию, законодатель экономит правовой материал, распространяя один и тот же правовой режим на несколько правовых явлений.

История возникновения и общая характеристика договоров

В целом немало пробелов и противоречий действующего законодательства связаны именно с несовершенством понятийного аппарата [7]. Анализируя правовую конструкцию договора, правоведы отмечают, что это система взаимосвязанных элементов...

Влияние уголовной политики на пробельность...

 В статье рассмотрены правовые аспекты уголовной политики в РФ и ее влияние на

Пробелы в праве, как одни из видов юридических ошибок, имеют негативные последствия для

В связи с этим законодатель решил устранить данную проблему путем принятия ФЗ от...

Пределы публично-правового регулирования | Статья в журнале...

Публично-правовое регулирование — это вид позитивно-правового регулирования общественных отношений, которое осуществляется с помощью норм публичного права при обязательном участии государства и наличии соответствующего интереса.

Похожие статьи

Пути преодоления пробелов в праве | Статья в журнале...

Пробел в праве — это полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать [1, с. 406].

Молчание законодателя и пробел в гражданском процессуальном...

Ключевые слова: квалифицированное молчание законодателя, пробел, аналогия

Во-вторых, выявление пробела в гражданском процессуальном законодательстве, связано с

17. Демин А. В. Относительно-определенные средства в системе налогово-правового регулирования...

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав и свобод...

Конституционные пробелы, относясь к дефектам правового регулирования, нередко приводят к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина и других конституционных установлений. Однако, анализ российского опыта показывает, что представление о наличии...

Пробелы нормативного регулирования антикоррупционной...

Пробелы нормативного регулирования антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Однако в ходе правоприменительной практики возможно появление факторов

Кроме того, представляется целесообразным в процессе совершенствования процедуры...

Юридическая природа административного правонарушения...

Юридическая природа административного правонарушения: основные аспекты и пробелы в правовом регулировании.

Несмотря на то, что в большинстве случаев законодатель использует в КоАП РФ повторность как квалифицирующий признак, при наличии которого...

Ложное предположение в правовом аспекте (на примере...)

Ключевые слова:юридическая фикция; законодательство, общественные отношения, уголовно-правовая норма.

Используя фикцию, законодатель экономит правовой материал, распространяя один и тот же правовой режим на несколько правовых явлений.

История возникновения и общая характеристика договоров

В целом немало пробелов и противоречий действующего законодательства связаны именно с несовершенством понятийного аппарата [7]. Анализируя правовую конструкцию договора, правоведы отмечают, что это система взаимосвязанных элементов...

Влияние уголовной политики на пробельность...

 В статье рассмотрены правовые аспекты уголовной политики в РФ и ее влияние на

Пробелы в праве, как одни из видов юридических ошибок, имеют негативные последствия для

В связи с этим законодатель решил устранить данную проблему путем принятия ФЗ от...

Пределы публично-правового регулирования | Статья в журнале...

Публично-правовое регулирование — это вид позитивно-правового регулирования общественных отношений, которое осуществляется с помощью норм публичного права при обязательном участии государства и наличии соответствующего интереса.

Задать вопрос