Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Сагетдинов А. Э. К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 317-319. — URL https://moluch.ru/archive/139/39198/ (дата обращения: 21.04.2018).



Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт

Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства. Он формулируется в правовых нормах. Законодательством охватывается множество сфер человеческой жизнедеятельности. Границы регулирующего воздействия на общественные отношения расширяются по мере их усложнения. Законотворчество (неспроста в данном случае присутствует слово «творчество») предполагает, что законодатели и другие субъекты, которые причастны к созданию правовых норм, должны обладать высоким уровнем общей культуры, а также определенными творческими способностями, иметь склонность к аналитическому, синтетическому и прогностическому мышлению, уметь формировать и формулировать законодательные акты, владеть в совершенстве приемами юридической техники. Перечисленные знания и навыки в обобщенном виде называют законодательной техникой [1, c. 53–55]. Законодательная техника — это определенная система требований при создании нормативно-правовых законов и подзаконных актов, а также их систематизации. Хотя и данное определение в силу однозначности восприятия не может охватить всю сложность рассматриваемого предмета, считаем его вполне уместным для целей юриспруденции.

Успешность деятельности по созданию законов и иных нормативных актов зависит во многом и от правовой культуры лиц, которые их создают, а также их осознания и адекватного отношения к правотворчеству. Правовая культура данных лиц определяется мировоззрением, образом мышления, признания и познания общечеловеческих ценностей права, требований законности, справедливости, в соответствии с которыми и должна осуществляться правотворческая деятельность и практика, основывающаяся на данных законах и иных нормативных актах.

Несмотря на то, что процесс правотворчества достаточно абстрактен, носит творческий характер, он имеет внешние формы выражения, а также носит последовательный характер и отличается стадийностью.

Становление правовой системы представляет собой длительный процесс, происходящий поступательно, то есть через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт является завершающим звеном и непосредственным результатом правотворческой деятельности.

Таким образом, процесс правотворчества представляет собой порядок последовательных операций, в результате проведения которых вливается новый элемент в правовую систему.

В этом отношении через правотворческий процесс, носящий единый, общий характер для всех нормативных актов соответствующего уровня, неминуемо проходят в своём формировании все составные части системы законодательства данного типа.

Такие черты правотворческого процесса, как универсальность, единообразие, стадийность и другие определяются самим законодателем и находят свое выражение в соответствующем нормативно-правовом акте.

Учитывая теоретические исследования в данной области, а также эмпирическую базу, которая представляет собой значительный пласт законодательства, можно сделать вывод, что логично было бы не включать организационные действия, которые предшествуют и содействуют непосредственной правовой работе над нормативным актом в процесс правотворчества. Так, не относится к процессу правотворчества деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и др.

На этой основе возникают как правоотношения конституционно-правового характера (к примеру, законодательная инициатива, рассмотрение и принятие закона и др.), так и административно-правового характера (например, поручение подчиненному органу создать рабочую группу, подготовить «технический» проект и др.).

Стоит отметить, что с позиции теории права необходимо рассматривать не только официальные этапы законотворческого процесса, но и его неофициальную часть, так как важной представляется и подготовительная или фактическая сторона формирования права. Здесь находят отражение факторы социально-правового, общеправового и психолого-правового характера.

Правотворческий процесс — это совокупность процедур (правил, требований), а также соответствующих им правотворческих действий, которые связаны с разработкой, обсуждением, принятием и введением в действие нормативных правовых актов. Цели правотворчества достигаются в рамках правотворческого процесса. Непосредственно правотворческий процесс представляет собой форму выражения правотворчества.

Первым этапом правотворческого процесса традиционно считают правотворческую инициативу. Стоит отметить, что на сегодняшний день имеется серьезная проблема наличия случайных, хаотичных идей проектов нормативных правовых актов, вследствие чего правотворческая инициатива признается необоснованной и нереализуемой. Так, например, от депутатов Государственной Думы Российской Федерации поступало предложение ввести административную ответственность за курение за рулем, ввести налог на бездетность, лишать гражданства всех вышедших замуж за иностранцев россиянок и др. [2, c. 34–38] Создается впечатление, что целью таких предложений является не совершенствование правового регулирования тех или иных отношений, а привлечение внимания к собственной персоне. Однако иногда недоработанные предложения реализуются: например, отмена зимнего времени в 2011 году, переименование милицию в полицию и др. На наш взгляд, необходимо наличие определенного фильтра для инициатив, а также повышение качества аналитической работы участников правотворческого процесса, что позволит уменьшить или вовсе исключить наличие подобных инициатив.

Второй этап правотворческого процесса — обсуждение проекта подготавливаемого документа — заключается в согласовании различных интересов, определении их оптимального сочетания и закреплении в содержании нормативного правового акта. Представляется, что данная стадия является ключевой, поскольку комплексная и качественная работа позволяет обеспечить компромисс различных интересов, а также уменьшить количество дефектов.

Третий этап правотворческого процесса — это принятие нормативного правового акта. Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечал, что «ту роль, которую в судах играет судопроизводство, в законодательных органах играет порядок и регламент» [3, c. 374]. Принятие нормативного правового акта требует не только осмысления и оценки работы, которая была проделана на предыдущем этапе, но и соблюдения сложного, пошагового процессуального алгоритма действий.

Нормативный правовой акт, пройдя процедуры рассмотрения и подписания, направляется для обнародования. Стадия обнародования или официального опубликования является завершающим этапом правотворческого процесса. Адресат документа получает сообщение не непосредственно от адресанта, а через средства массовой информации, обязательному опубликованию в которых подлежат правовые акты [4, c. 118].

Учитывая важную роль законодательства в жизни каждого индивидуума в отдельности и общества в целом, необходимо представлять каким образом оно создается, формируется, развивается, его сущность и виды. Не обладая такими знаниями невозможно создавать эффективные законы и подзаконные акты, которые призваны обеспечивать свободу личности и прогресс всего общества.

Литература:

  1. Салихов А. И. Законотворческий процесс и источники права в российском государстве: вопросы теории и практики: дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 169 с.
  2. Филатов С. В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 34–38.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 11. 816 с. [Электронный ресурс]. URL: http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm (дата обращения: 24.03.2016).
  4. Любимов Н. А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского ун-та, 2009. 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правотворческого процесса, нормативного правового акта, нормативных актов, нормативных правовых актов, процесс правотворчества, этапом правотворческого процесса, этап правотворческого процесса, правотворческий процесс, Правотворческий процесс, этапах правотворческого процесса, нормативных актов соответствующего, отдельных нормативных актов, правотворческого процесса традиционно, черты правотворческого процесса, рамках правотворческого процесса, участников правотворческого процесса, действие нормативных правовых, Российской Федерации, содержании нормативного правового, проектов нормативных правовых.

Ключевые слова

законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос