Некоторые процессуальные недостатки процедуры банкротства застройщика в российском законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Аванесова, Р. А. Некоторые процессуальные недостатки процедуры банкротства застройщика в российском законодательстве / Р. А. Аванесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95826/ (дата обращения: 22.12.2024).



Банкротство застройщика — одна из самых актуальных и при этом проблемных сфер государственно-правового регулирования в России. Большое количество участников судебного процесса, особый порядок формирования очередей кредиторов, специфическая («усеченная») судебная процедура признания должника несостоятельным — эти черты разительно отличают процедуру банкротства застройщика от банкротства иных субъектов, включенных в Федеральный закон о банкротстве.

Для юристов, работающих в этой сфере, не является секретом тот факт, что подавляющее большинство судебных дел о банкротстве заканчивается признанием несостоятельности должника и его ликвидацией на этом основании. Представляется, что во многом это связано с тем, что застройщик, проходя через процедуру банкротства, в отличии от иных субъектов-должников, указанных в Федеральном законе от 26.10.2022 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ) [1], не имеет возможности пройти через все стадии процедуры: после принятия судом иска о банкротстве должника-застройщика дело сразу же переходит на этап конкурсного производства.

Фактически, законодателем был задан вектор на устранение «проблемных» девелоперов с рынка. Безусловно, этому есть логичное объяснение: банкротные процессы строительных организаций, как правило, носят затяжной характер, при этом на «пострадавшей» стороне находятся десятки людей, вложивших в строительство объекта жилой недвижимости большие (и очень часто последние) средства; затянувшееся ожидание завершения строительства объекта и его сдачи собственникам подразумевает под собой серьезную социальную напряженность в силу самого предмета договора долевого участия. Неплатежеспособность застройщика, с учетом введенных в 2019 году норм, устанавливающих проектное финансирование [2], де-факто означает его несостоятельность. Таким образом, государство, принимая во внимание вышеперечисленные факторы, встает на защиту слабой стороны договора (участников ДДУ [3], иных кредиторов), в связи с чем суды, руководствуясь специальными нормами § 7 главы IX Федерального закона № 127-ФЗ, проводят процедуру банкротства в отношении застройщика, перешагивая через установленные общими нормами процедуры наблюдения и финансового оздоровления (п. 2.7 ст. 201.1 Федерального закона № 127-ФЗ).

Между тем, опыт правового регулирования и правоприменения в сфере банкротства девелоперских компаний в зарубежных правопорядках позволяет посмотреть на указанную проблему с другой стороны. Например, в Великобритании законодательство, регулирующее процедуру признания застройщика несостоятельным, направлено, в первую очередь, на защиту прав инвесторов. Однако, наибольший интерес в контексте настоящей статьи представляет французская модель правового регулирования отношений в сфере банкротства. Законодательство Франции не классифицирует субъектов-должников по видам предпринимательской деятельности, как это сделано в российской системе (или в законодательстве Великобритании, где наряду с общим законом о банкротстве действует специальный закон, регламентирующий особенности и порядок банкротства застройщика [4]), нормы, регулирующие вопросы несостоятельности организаций, не кодифицированы и содержатся в нескольких нормативно-правовых актах, действующих, с учетом поправок, уже не одно десятилетие. Однако наиболее любопытными представляются цели проведения банкротных процедур в отношении юридических лиц: сохранение рентабельности хозяйствующих субъектов, из чего прямо вытекает другая цель — сохранение рабочих мест. Защита интересов кредиторов в данном контексте ставится в порядке приоритетности на более низкую ступень относительно первых двух перечисленных целей. Для реализации этой концепции во Франции действуют «Акт в отношении предотвращения и дружественного урегулирования затруднений на предприятии» [5], «Акт в отношении оздоровления и судебной ликвидации предприятий» [6], «Акт относительно судебных администраторов, уполномоченных ликвидаторов и экспертов по оценке ситуации на предприятиях» [7].

Все эти законодательные акты устанавливают защитные правовые механизмы, позволяющие юридическому лицу прибегнуть к особым мерам выхода из состояния неплатежеспособности путем прохождения через антикризисные процедуры финансового оздоровления и реструктуризации. Немаловажным фактором является тот факт, что возбудить процесс о банкротстве должника возможно (а для самого должника — обязательно) в течение пятнадцати дней с момента, когда должник не исполнил свое денежное обязательство в срок, или сразу после возникновения первой задолженности хозяйствующего субъекта перед кредитором (при этом бремя доказывания неисполнения должником денежного обязательства возлагается на кредитора).

Принимая во внимание максимально короткие сроки, в течение которых у заинтересованных лиц возникает право на предъявление иска о банкротстве юридического лица, можно сделать вывод, что такая «поспешность» также является своего рода способом защиты хозяйствующего субъекта от негативных последствий возникшего финансового кризиса: чем раньше будут выявлены признаки неплатежеспособности и введены меры санации, тем выше шансы восстановить ликвидность предприятия.

Как указывалось выше, институт банкротства в России в настоящее время не предусматривает возможности применения реабилитационных процедур в отношении должников-застройщиков. Установленная ст. 201.15–3 Федерального закона № 127-ФЗ возможность выхода должника-застройщика из конкурсного производства в процедуру внешнего наблюдения является, скорее декларативной, поскольку на практике фактически не находит своего отражения.

Стоит отметить, что общими нормами Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрена процедура санации, которая, в отличии от одноименной процедуры, закрепленной действующим законодательством Франции, носит досудебный характер и может применяться в рамках частных мер по предупреждению банкротства. При этой статьей 31 Федерального закона № 127-ФЗ установлен круг лиц, которые могут предоставить финансовую помощь должнику в случае выявления первых признаков несостоятельности: к таким лицам законодатель относит учредителей (участников) должника, собственников имущества должника — унитарного предприятия, кредиторов и иных лиц. При этом такая помощь может носить обязательственный характер.

На практике такие меры, инициируемые должником, с учетом п. 2 ст. 31 Федерального закона № 127-ФЗ, содержат в себе риски потери правоспособности фирмы-должника путем ее поглощения финансовым донором в последствии.

Санация в том виде, в котором она представлена в российском законодательстве о несостоятельности, по своему смыслу коррелирует с комплексом досудебных процедур, предусмотренных французскими нормативно-правовыми актами о банкротстве предприятий, однако имеет от них существенное отличие — носит частный характер, в то время как сравниваемая модель устанавливает государственное участие в финансовом оздоровлении неплатежеспособного юридического лица в досудебном порядке.

С учетом экономической важности и социальной значимости стабильного функционирования строительной отрасли в секторе жилищного строительства представляется целесообразным внести существенные изменения в действующие нормы, регулирующие деятельность застройщиков в РФ.

Ранее нормами Федерального закона № 127-ФЗ, регулирующими процедуру признания несостоятельности застройщика, предусматривалось обязательное прохождение должником всех стадий, установленных общими положениями о банкротстве. Представляется, что Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], отменивший для застройщиков возможность использования реабилитационных судебных процедур, как мер судебной превенции от банкротства, не разрешил проблему «обманутых дольщиков», в интересах которых с 1 января 2018 года указанные поправки были введены в действие.

Вероятно, возврат к прежнему правовому положению застройщика, как субъекта банкротного судопроизводства, также не является оптимальным решением. В этой связи представляют интерес законодательные инициативы о внесении изменений в Федеральный закон № 127-ФЗ, вносившиеся на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в последние пять лет. Проектами федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2017 года, 2021 года выносились на обсуждение предложения о введении норм о реструктуризации долга юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Проектом 2017 года предлагалось заменить все реабилитационные процедуры на единую стадию реструктуризации.

Проектом 2021 года [9], находящимся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе, предлагается изменить наименование действующего Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на Федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве», и в целях настоящего закона понимать под реструктуризацией долгов процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику-юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворения требований кредиторов [9].

Указанный законопроект сохраняет норму о санации должника, однако предлагает возможность ее применения также и на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в суде [9].

Уже на этапе рассмотрения законопроекта в первом чтении[1], правовое сообщество, члены саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, представители бизнеса высказали немало критических замечаний по предлагаемым изменениям, поскольку проект закона 2021 года предлагает пересмотреть многие положения действующих норм о несостоятельности, касающиеся и самой процедуры, и ее участников. В этой связи критические обсуждения являются вполне обоснованными. Однако рассмотренные выше поправки, как представляется автору, могли бы оказать положительное влияние на решение проблем, связанных с процедурой признания должника несостоятельным, в случае распространения их действия и на должников-застройщиков.

Таким образом, переориентация правового регулирования банкротства должников-застройщиков на восстановление их платежеспособности, смещение фокуса правоприменительной практики с устранения «проблемных» участников экономических отношений на защиту интересов хозяйствующих субъектов при условии их предпринимательской добросовестности представляется автору наиболее перспективным направлением развития законодательства в сфере банкротства строительных организаций.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/, (дата обращения 20.10.2022)
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 26.07.2019 № 214-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329963/, (дата обращения 20.10.2022)
  3. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214ФЗ [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51038/, (дата обращения 20.10.2022)
  4. Insolvency Act,1986. [Электронный ресурс]. URL:https://www.legislaon.gov.uk/ukpga/1986/45/contents, (дата обращения 21.10.2022)
  5. Акт п° 84–148 от 1 марта 1984 г. в отношении предотвращения и дружественного урегулирования затруднений на предприятиях (“relative a la prevention et au raglement amiable des difficulties des entreprises”); Декрет n° 85–295 от 1 марта 1985 г. [Электронный ресурс]. URL:https://bstudy.net/640749/ekonomika/frantsuzskoe_zakonodatelstvo_bankrotstve, (дата обращения 26.10.2022)
  6. Акт n° 85–88 от 25 января 1985 г. в отношении оздоровления и судебной ликвидации предприятий (“relative au redressement et a la liquidation judiciaire des entreprises”); Декрет n° 85–1388 от 27 декабря 1985 г.; Декрет n° 88- 430 от 21 апреля 1988 г. [Электронный ресурс]. URL:https://bstudy.net/640749/ekonomika/frantsuzskoe_zakonodatelstvo_bankrotstve, (дата обращения 26.10.2022)
  7. Акт п° 85–89 от 25 января 1985 г. относительно судебных администраторов, уполномоченных ликвидаторов и экспертов по оценке ситуации на предприятиях (“relative aux administrateurs judiciaires, mandataires-liquidateurs et experts en diagnostics d’entreprises”); Декрет n° 85–1389 от 27 декабря 1985 г. [Электронный ресурс]. URL:https://bstudy.net/640749/ekonomika/frantsuzskoe_zakonodatelstvo_bankrotstve, (дата обращения 26.10.2022)
  8. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221171/, (дата обращения 26.10.2022)
  9. Законопроект № 1172553–7 О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реформирования института банкротства) [Электронный ресурс].URL:https://sozd.duma.gov.ru/bill/1172553–7, (дата обращения 25.10.2022)

[1] На момент написания настоящей статьи указанный законопроект все еще находится в Государственной Думе РФ в первом чтении.

Основные термины (генерируются автоматически): банкротство, внесение изменений, норма, процедура, сфера банкротства, финансовое оздоровление, хозяйствующий субъект, юридическое лицо, Государственная Дума, Российская Федерация.


Похожие статьи

Современные проблемы правоприменительной практики при банкротстве коммерческой организации

Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами

Некоторые аспекты банкротства ликвидируемых должников

Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица

Низкая эффективность и сложность механизма как ключевая проблема института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Основные проблемы при управлении дебиторской задолженностью в контексте экономической безопасности предприятия

Некоторые особенности принятия арбитражным судом обеспечительных мер при рассмотрении корпоративных споров

Проблема определения размера компенсации морального вреда в российском законодательстве

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Похожие статьи

Современные проблемы правоприменительной практики при банкротстве коммерческой организации

Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами

Некоторые аспекты банкротства ликвидируемых должников

Этапы развития отечественного законодательства в области банкротства физического лица

Низкая эффективность и сложность механизма как ключевая проблема института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Основные проблемы при управлении дебиторской задолженностью в контексте экономической безопасности предприятия

Некоторые особенности принятия арбитражным судом обеспечительных мер при рассмотрении корпоративных споров

Проблема определения размера компенсации морального вреда в российском законодательстве

Особенности определения статуса участника строительства в деле о банкротстве застройщика

Задать вопрос