Поддержка рынка труда в период пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.10.2022

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Беляев, Г. А. Поддержка рынка труда в период пандемии COVID-19 / Г. А. Беляев, В. А. Шашурина, Л. С. Швырёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 226-237. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95772/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье отражены результаты исследования, проведенного российской стороной в рамках Международного научно-образовательного проекта по управлению эффективностью служб занятости в России (Факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова) и Германии (Hochschule der Bundesagentur für Arbeit (HdBA)) в конце 2021 — начале 2022 года.

Ключевые слова: занятость; пандемия; безработица; эффективность; меры поддержки.

Labor market support during pandemic COVID-19

The article provides the results of the study conducted by the Russian scholars within the framework of an international scientific and educational project on the management efficiency of Public Employment Services in Russia (School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University) and in Germany (Hochschule der Bundesagentur für Arbeit (HdBA)) in 2021–2022.

Keywords: employment; pandemic; unemployment; efficiency; support measures.

Пандемия COVID-19 стала вызовом для мировой экономики и рынка труда. Вводимые властями разных стран ограничения повлекли за собой закрытие многих предприятий, потерю работы тысяч людей, снижение качества жизни, в том числе невозможность получения жизненно необходимых услуг. Вместе с этим предпринимались и шаги по поддержке населения и бизнеса. Статья посвящена оценке эффективности принятых в России мер по поддержке рынка труда в период первых четырех волн пандемии (с марта 2020 г. по декабрь 2021 г.). Как показало проведенное исследование, принятые меры позволили сохранить занятость населения, а меры, показавшие наибольшую эффективность, перестали носить временный или единоразовый характер.

Характеристика рынка труда России (2011–2019 гг.)

Для оценки эффекта, оказанного на рынок труда пандемией новой коронавирусной инфекции (далее — пандемия), необходимо проследить динамику соответствующих макроэкономических показателей.

Уровень безработицы . Начиная с 2011 года уровень безработицы в Российской Федерации постепенно снижался, однако в 2014 и 2015 годах произошло ее незначительное увеличение. В последующие годы значения показателя только снижались, достигнув 4,6 % в 2019 году (рис. 1), что соответствует уровню таких развитых европейских стран как, например, Германия, Норвегия. Австрия.

Уровень безработицы в России (в % к трудоспособному населению)[2]

Рис. 1. Уровень безработицы в России (в % к трудоспособному населению) [2]

В то же время необходимо отметить, что российская модель рынка труда существенно отличается от устройства, свойственного большинству развитых стран. Основной отличительной особенностью рынка труда России является то, что он адаптируется к изменяющимся параметрам экономической ситуации не за счет изменения в занятости, а путем изменения цены труда. Это позволяет обеспечивать постоянный высокий уровень занятости населения при значительных колебаниях в оплате труда [3, с. 10–15].

Средняя номинальная заработная плата и реальные располагаемые доходы населения. Номинальные средние заработные платы россиян росли с 2011 по 2013 годы, но затем тенденция изменилась. В 2014 году они незначительно снизились, но уже в 2015 году отмечается более существенное снижение на 26 %. С 2016 по 2019 годы наблюдался постепенный рост среднего значения номинальных заработных плат, а значение показателя в 2019 году практически сравнялось со значением 2014 года (рис. 2).

Средние номинальные заработные платы в РФ (в €)[3]

Рис. 2. Средние номинальные заработные платы в РФ (в €)[3]

Динамика изменения показателя реальных располагаемых доходов населения (далее — РРД) во многом схожа с динамикой изменения средних номинальных заработных плат. Если принять значение показателя РРД за 2013 год за 100 %, можно увидеть следующую картину (рис. 3).

Реальные располагаемые доходы населения России (в % к 2013 году)[4]

Рис. 3. Реальные располагаемые доходы населения России (в % к 2013 году)[4]

Реальные располагаемые доходы россиян снижались с 2014 по 2017 годы, а в 2018 и 2019 годах отмечается небольшое их увеличение, серьезно не меняющее общее положение дел. В. И. Белов, Т. А. Кабатчикова [1, с. 19–22], П. В. Савченко, М. Н. Федорова и другие [4, с 99–110] в своих исследованиях также указывали, что такая картина (с 2013 по 2015 гг.) говорит об ухудшении социально-экономического положения граждан.

Трудовые ресурсы. Количество трудовых ресурсов снижается (рис. 4). В 2015 году Росстат фиксирует значительный прирост, обусловленный исключительно началом учета населения Республики Крым и города федерального значения Севастополь, что явным образом следует из статистики Международной организации труда по данному показателю. (МОТ не учитывает полуостров Крым как часть территории РФ). Согласно МОТ, трудоспособное население России в период с 2011 по 2019 год сократилось на 4 %.

Трудовые ресурсы (в миллионах человек)[5]

Рис. 4. Трудовые ресурсы (в миллионах человек)[5]

В первую очередь, сокращение числа трудовых ресурсов связано со старением населения: предложение молодой рабочей силы сокращается, в то время как наиболее возрастные представители рынка труда имеют существенные ограничения, связанные с состоянием здоровья и отсутствием некоторых необходимых компетенций [3, с. 41–44].

Валовой внутренний продукт. Динамика значений ВВП России соотносится с изменениями показателей реальных располагаемых доходов населения и средних номинальных заработных плат (рис. 5). В 2012–2013 годах значения валового внутреннего продукта оставались на одном уровне после подъема относительно 2011 года. С 2014 года начинается снижение. В 2015 году ВВП России сократился на 26 % по данным Росстата и на 21 % по данным Всемирного банка, что связано с изменением курса рубля, международной экономической конъюнктурой, введением санкций и контрсанкций. В результате адаптации экономики к новым условиям начиная с 2017 года ВВП России рос, но значений 2014 года так и не достиг.

Валовой внутренний продукт (в миллиардах евро)[6]

Рис. 5. Валовой внутренний продукт (в миллиардах евро) [6]

Рынок труда России в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID -19)

Как и подавляющему большинству стран, России не удалось избежать столкновения с новой коронавирусной инфекцией. Серьезно пострадала и экономика в целом, и рынок труда в частности.

Уровень безработицы. В первую волну уровень безработицы вырос весьма значительно: с 4,6 % в декабре 2019 — феврале 2020 до 6 % в апреле — июне 2020 года. В июне — августе 2020 года уровень безработицы достиг 6,3 %. Однако на протяжении второй волны пандемии значение данного показателя начинает снижаться: с 6,2 % в сентябре — ноябре 2020 года до 5,8 % в декабре 2020 — феврале 2021 года, а в марте — мае 2021 года уровень безработицы оценивается в 5,2 % (рис. 6). По данным за июль — сентябрь 2021 года уровень безработицы достиг допандемийного уровня в 4,4 %, а на январь 2022 года снизился еще на 0,3 %.

Уровень безработицы в РФ в период пандемии COVID-19[7]

Рис. 6. Уровень безработицы в РФ в период пандемии COVID-19 [7]

Средняя номинальная заработная плата и реальные располагаемые доходы населения. Несмотря на снижение уровня безработицы средние номинальные заработные платы серьезно не изменились. За исключением аномально высокого значения показателя для декабря 2020 года, связанного вероятнее всего с выплатой годовых премий, средние заработные платы остаются на том же уровне, несмотря на колебание курса рубля к евро (рис. 7). Более того, можно отметить, в целом, положительную динамику данного показателя.

Средние номинальные заработные платы в РФ (в евро)[8]

Рис. 7. Средние номинальные заработные платы в РФ (в евро) [8]

В случае с реальными располагаемыми доходами населения ситуация значительно хуже. По итогам 2020 года реальные располагаемые доходы россиян упали на 3,5 % (рис. 8). Это наибольшее снижение с 2016 года. Реальные располагаемые доходы граждан РФ в 2020 году на 10,6 % отстают от уровня 2013 года. С учетом значительной инфляции в 2021 году, к сожалению, не стоит ожидать улучшения данного показателя.

Рисунок 8. Динамика реальных располагаемых доходов населения России (рост/снижение в годовом выражении, %) [9]

Трудовые ресурсы. Пандемия вне всяких сомнений оставит серьезный след во многих демографических характеристиках населения России. За январь — декабрь 2021 года естественная убыль населения России составила — 1 042 675 человек[10]. Очевидно, что высокая смертность связана не только с пандемией, однако невозможно отрицать, что ее вклад в значение данного показателя огромен.

В связи с этим не может не удивлять изменение количества трудовых ресурсов в России в 2020 и 2021 годах. Мы не видим ожидаемого снижения данного показателя, напротив, выявляется восходящий тренд (рис. 9). Более того в апреле-августе 2020 года (начало пандемии) отмечается серьезный рост данного показателя. Значительного снижения в наблюдаемом периоде зафиксировано не было, что, в совокупности со значительной убылью населения может быть объяснено только возросшим миграционным приростом. В 2020 году миграционный прирост составил 109 425 человек, что является наименьшим значением данного показателя с 2005 года[11]. Данных за 2021 год, на данный момент, не представлено.

Трудовые ресурсы РФ (в миллионах человек)[12]

Рис. 9. Трудовые ресурсы РФ (в миллионах человек)[12]

Валовой внутренний продукт. ВВП России за 2020 год (в евро) на 14,3 % снизился относительно значения 2019 года. При рассмотрении изменения значения ВВП по кварталам можно заметить, что значение данного показателя за первый квартал 2020 года снизилось на 17,1 % по отношению к четвертому кварталу 2019 года. Однако это связано далеко не только с началом пандемии. Важно отметить, что ВВП за второй квартал 2020 года не вырос относительно первого (рис. 10). Связано это с тем, что именно в этот период в России вводились самые серьезные ограничения, такие как режим самоизоляции и приостановка работы большого числа организаций, значительно снизился внутренний спрос и экспорт.

Рисунок 10. Валовой внутренний продукт РФ (в млрд. евро)[13]

Помощь бизнесу и населению в период COVID -19

Помощь бизнесу

Сперва, стоит разобраться с временными рамками коронавируса в Российской Федерации (рис. 11).

Количество инфицированных COVID-19 лиц в России [6]

Рис. 11. Количество инфицированных COVID-19 лиц в России [6]

На его основе можно очертить такие временные рамки волн COVID-19:

Первая волна — 03.2020–08.2020; Вторая волна — 10.2020–03.2021; Третья волна — 06.2021–08.2021; Четвертая волна — 10.2021–01.2022.

Наиболее пострадавшими отраслями экономики в первую волну COVID-19 были признаны [8]: авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

В постановление Правительства внесено несколько изменений [9] к наиболее пострадавшим отраслям также отнесены: деятельность в области здравоохранения; розничная торговля непродовольственными товарами; средства массовой информации и производство печатной продукции.

Здесь прописаны лишь сферы бизнеса в общем, без ранжирования по коду ОКВЭД. Именно с кодами ОКВЭД произошла наибольшая путаница после принятия указанного акта, в связи с чем Общероссийский Народный Фронт позже отправлял официальные письма о расширении перечня [10].

В вопросе подсчета урона российскому бизнесу в период пандемии, стоит обратить внимание на официальные отчеты ФНС России. По состоянию на 1 марта 2020 года в РФ было зарегистрировано 3,7 млн юридических лиц, на 1 октября 2021 года эта цифра составила чуть меньше 3,3 млн. Иными словами, наблюдается снижение на 12 %. Касательно индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 1 марта 2020 года в России насчитывалось 3,9 млн, а 1 ноября 2021 года — чуть больше 3,5 млн, произошло сокращение на 11,4 % [11]. Правда, позитивную динамику мы можем проследить касательно количества самозанятых: на 31 марта 2020 года их числилось 563 772 человека (физических лиц и индивидуальных предпринимателей — 509 232 и 54 540 соответственно), а на 30 ноября 2021 их число увеличилось почти семикратно и составило 3 641 116 человек (физических лиц и индивидуальных предпринимателей — 3 424 928 и 216 188 соответственно).

Какие меры поддержки со стороны государства были оказаны?

Первая волна пандемии.

В первую волну COVID-19 законодатель рекомендовал органам государственной̆ власти субъектов РФ предоставить арендаторам — субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) в реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших из-за коронавируса, возможность получить отсрочку уплаты (в некоторых случаях — освобождение от уплаты) арендных платежей по договорам аренды имущества, находящегося в собственности субъекта РФ. Мера достаточно важная и логичная, так как если бы в дни простоя, вызванного пандемией, бизнесу пришлось платить арендную плату, то, вероятно, ситуация с уменьшением количества юридических лиц была бы существенней [12].

Важной мерой можно считать предоставление льготных кредитов [13] малому и среднему бизнесу из перечная наиболее пострадавших отраслей. И несмотря на то, что в первую волну COVID-19 мера оказалась непопулярной [2], — ею воспользовался 1 % опрошенных респондентов, — о ней опять вспомнили в четвертую волну COVID-19 и Банк России выделил 60 млрд рублей на реализацию этого проекта [7].

В июне 2020 года законодатель предусмотрел возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, осуществляющим при этом деятельность [14]. Следует отметить, что указанные меры поддержки не распространялись на индивидуальных предпринимателей. В марте 2021 действие Постановления было продлено и на 2021 год [15].

Возвращаясь к июню 2021 года, важно отметить, что законодательно были предусмотрены выплаты, соответствующие минимальному размеру оплаты труда (12130 рублей), для индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке после 1 марта 2020 г. и признанным в установленном порядке безработными [16].

Такие меры как «налоговые каникулы» и «кредитные каникулы» [17] оказались непопулярными: согласно исследованию Общероссийского Народного Фронта только 29 % из опрошенных ими респондентов воспользовались этой возможностью [2].

Согласно этому же исследованию также недейственной мерой можно назвать предоставление скидок по аренде государственной и муниципальной недвижимости, лишь 13 % респондентов смогли договориться о скидке.

Вторая волна пандемии

Возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям затрат на зарплату сотрудникам, принятое во вторую волну пандемии, оценено как самая действенная мера. 13 марта 2021 года принято постановление Правительства, которое регламентировало частичное возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов на зарплату сотрудникам, которые: на 1 января 2021 года и на момент направления к работодателю числились в службе занятости безработными; на дату приема не имели работы или другой занятости; приняты на полный рабочий день; получают зарплату не ниже МРОТ [18].

Третья волна пандемии

В третью волну коронавируса государство не оказало значимой поддержки бизнесу, несмотря на то, что сфера развлечений и общественного питания сильно пострадали из-за введения в некоторых регионах обязательной проверки сертификатов о вакцинации у посетителей на входе. О сильном падении прибыли в ресторанном бизнесе можно судить со слов мэра Москвы, который в эфире телеканала «Россия-1» сказал, что летом сети кафе и ресторанов потеряли в среднем 36 % от ожидаемой прибыли [5].

Четвертая волна пандемии

В четвертую волну коронавируса законодатели учли, какая мера получила наибольшее одобрение у бизнеса, и впервые во время нерабочих дней с сохранением заработной платы предложили юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возместить расходы на выплату зарплат сотрудникам [19].

Меры поддержки населения

Во время пандемии COVID-19 оказывалась отдельным категориям граждан: семьи с детьми, безработные, медицинские работники, пенсионеры, люди с инвалидностью, работники социальных учреждений, военнослужащие и сотрудники ряда ведомств[14].

Основными видами поддержки населения стали: единовременные выплаты; увеличение размера пособий по безработице; бесплатное переобучение лиц, потерявших работу; ежемесячные доплаты к заработной плате; автоматическое продление инвалидности и пособия по безработице.

Часть мер напрямую влияла на рынок труда, например, прямые выплаты безработным, другая — косвенно, через поддержку экономической активности и трудоспособности населения.

Первая волна пандемии

Вторая волна пандемии

Третья волна пандемии

Четвертая волна пандемии

Ежемесячная выплата на ребенка от 3 до 7 лет при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения [20]

Единовременная выплата в размере 5000 рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет [21].

Единовременная выплата в размере 10000 рублей на каждого ребёнка [22].

Социальные выплаты населению продлены, новые меры не принимались.

В случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, ежемесячная выплата на детей в период с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года включительно продлевается автоматически [23]

Специальная выплата за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, военнослужащим и сотрудникам ряда ведомств [24].

Единовременная выплата пенсионерам в размере 10000 рублей [25].

Увеличение пособия по уходу за ребенком до 6752 рублей [26].

До внесения изменений ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляло 1500 рублей, по уходом за вторым ребенком — 3000 рублей.

Единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.) [27]

Ежемесячная выплата на ребенка в размере 5000 рублей всем семьям с ребенком (детьми) до 3х лет [27].

Единовременная выплата на ребенка до 16 лет в размере 10000 рублей [28]

Постановка на учет в качестве безработного онлайн через порталы «Работа в России» или «Госуслуги» [29]

Увеличение максимального пособия по безработице с 8000 до 12130 рублей [30]

Бесплатное переобучение граждан, потерявших работу из-за пандемии [31]

Продление пособия по безработице [32]

Спецвыплаты медицинским работникам: врачам стационаров — 80 тыс. руб. в месяц, медсёстрам стационаров и врачам скорой помощи — 50 тыс. руб. в месяц, младшему медперсоналу стационаров, водителям и среднему и младшему персоналу скорой помощи — 25 тыс. руб. в месяц (с апреля 2020 года по февраль 2022 года)

Единовременная страховая выплата медработникам в случае заражения коронавирусом и при развитии и обострении на фоне заражения коронавирусом ряда заболеваний в размере 68811 рублей [33].

Предоставление больничного для работающих граждан в возрасте 65+ дистанционно — действовало до 1 мая 2021 года.

Выплаты сотрудникам соцучреждений, врачам — 40 тыс. рублей, в случае выявления в организации COVID-19–60 тыс. рублей; среднему медперсоналу — 25 тыс. рублей, в случае выявления COVID-19–35 тыс. рублей; младшему медперсоналу, в том числе сестрам-хозяйкам, санитарам, а также сиделкам (помощникам по уходу), — 15 тыс. рублей, (20 тыс. рублей); техническому персоналу, персоналу — 10 тыс. рублей (15 тыс. рублей).

Временный порядок признания лица инвалидом, не требующий его личного участия [34].

Большинство принятых мер носит беспрецедентный характер. Это прежде всего касается единовременных и специальных выплат определенным социальным группам. Система пособий, существовавшая до пандемии, совершенствовалась за счет продления их действия и увеличения размера.

Таким образом, главными мерами поддержками населения можно считать точечные единовременные выплаты семьям с детьми, повышение и продление пособий по безработице, а также специальные выплаты и надбавки к зарплате медицинским работникам и лицам, непосредственно связанных с борьбой с пандемией.

В целом принятые меры поддержки бизнеса и населения позволили обеспечить не только устойчивость российского рынка труда, но и сохранить потенциал для его развития.

Литература:

  1. Белов В. И., Кабатчикова Т. А. Сравнительный анализ реальных располагаемых доходов населения в регионах Российской Федерации на современном этапе ее развития // Juvenis Scientia. — 2019. — № 1. — С. 19–22.
  2. Исследование Общероссийского Народного Фронта «Оценка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства» https://opora.ru/upload/iblock/e02/e0238f91767b63e956635fca183935e1.pdf
  3. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад ЦеТИ и ЛИРТ НИУ ВШЭ для ЦСР. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — С. 10–15.
  4. Савченко П. В., Федорова М. Н. Социальные аспекты устойчивого и динамичного развития Российской экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2020. — № 3. — С. 99–110.
  5. Собянин рассказал о падении доходов ресторанов летом из-за QR-кодов // https://rg.ru/2021/10/22/reg-cfo/sobianin-rasskazal-o-padenii-dohodov-restoranov-letom-iz-za-qr-kodov.html
  6. Всемирная организация здравоохранения // http://covid19.who.int/table
  7. Банк России окажет дополнительную поддержку кредитованию субъектов МСП // Официальный сайт Банка России https://www.cbr.ru/covid/
  8. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»//Собрание законодательства Российской Федерации, N 15 (ч. IV), 13.04.2020, ст.2288
  9. Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 15, ст. 2288; № 16, ст. 2591; № 17, ст. 2781; № 20, ст. 3181; № 23, ст. 3633; № 27, ст. 4215; № 43, ст. 6791
  10. Официальный сайт ОНФ // https://onf.ru/2020/04/16/onf-poprosil-minekonomrazvitiya-rasshirit-perechen-postradavshih-otrasley-na-osnove/
  11. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации// Официальный сайт ФНС России // https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 670-р «О заключении дополнительного соглашения при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающего отсрочку арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году, или на иных условиях»//Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 30.03.2020, ст.1952
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»//Собрание законодательства Российской Федерации, N 21, 25.05.2020, ст.3277
  14. Постановление Правительства РФ от 24.06.2020 N 915 «Об особенностях предоставления в 2020 и 2021 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» //Собрание законодательства Российской Федерации от 2020 г., N 26, ст. 4136
  15. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2021 г. N 316 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 г. N 915»// Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 15.03.2021, ст.1809
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 No 844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 22.06.2020, ст.3892
  17. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.04.2020 N 102-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации, N 14 (ч. I), 06.04.2020, ст.2032
  18. Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан»//Собрание законодательства Российской Федерации, N 13 (ч. I), 29.03.2021, ст.2229
  19. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.»//Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 25.10.2021, ст.7240
  20. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 (ред. от 11.09.2021) «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»
  21. Указ Президента РФ от 17.12.2020 N 797
  22. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 396
  23. Федеральный закон «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» от 01.04.2020 N 104-ФЗ
  24. Постановление Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896
  25. Указ Президента РФ от 24.08.2021 N 487
  26. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» от 08.06.2020 N 166-ФЗ
  27. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 г. № 317
  28. Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2020 г. № 412
  29. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от 02.11.2021) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»
  30. Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 (ред. от 08.09.2020) «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»
  31. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2020 года №2098-р
  32. Постановление Правительства РФ от 10.06.2020 N 844
  33. Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313
  34. Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 N 467

[1] Исследование проведено в рамках Международного научно-образовательного проекта по управлению эффективностью служб занятости в России (Факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова) и Германии (Hochschule der Bundesagentur für Arbeit (HdBA)).

The research is performed as a part of international scientific and educational project aimed at managing efficiency of employment service in Russia (School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University) and Germany (Hochschule der Bundesagentur für Arbeit (HdBA)).

[2] Составлено авторами на основе данных Росстата и Международной организации труда.

[3] Составлено авторами на основе данных Росстата и ЦБ РФ.

[4] Составлено авторами на основе данных Росстата.

[5] Составлено авторами на основе данных Росстата и Международной организации труда.

[6] Составлено авторами на основе данных Росстата и Всемирного банка.

[7] Составлено авторами на основе данных Росстата.

[8] Составлено авторами на основе данных Росстата.

[9] Составлено авторами на основе данных Росстата и РБК.

[10] Естественный прирост (Оперативные данные) // Росстат.

[11] Общие итоги миграции населения (по потокам передвижения) // Росстат.

[12] Составлено авторами на основе данных Росстата.

[13] Составлено авторами на основе данных Росстата и ЦБ РФ.

[14] Сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие спасательных воинских формирований, сотрудники и работники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинские работники, контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.

Основные термины (генерируются автоматически): волна пандемии, уровень безработицы, Россия, единовременная выплата, располагаемый доход населения, Российская Федерация, РФ, COVID, валовой внутренний продукт, рынок труда.


Похожие статьи

Исследование особенностей изменений законодательства, направленного на поддержку граждан и бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории в рамках 29-го Челябинского молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Исследование посвящено анализу эффективности законотво...

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Кредитная система обучения как фактор развития высшей школы Республики Казахстан

Авторы статьи теоретически обосновали развитие высшей школы Республики Казахстан на основе внедрения КТО (кредитной системы обучения) в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова. Выявили проблемы, противоречия и перспективы развития в...

Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии

Авторами статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых специалистов, возникшие в период пандемии коронавируса. Проведено исследование по изучению особенностей работы молодых специалистов на первом рабочем месте после получения высшего педагогичес...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Как пандемия коронавируса изменила механизмы работы приемных комиссий российских вузов

В данной статье будет рассмотрена работа приемных комиссий вузов Российской Федерации в период пандемии COVID-19. Описаны основные изменения и тенденции 2020–2021 учебного года. Рассмотрены стадии консультирования абитуриентов, приема документов и об...

Российский бизнес в условиях COVID-19

В данной статье проводится оценка влияния пандемии коронавирусной инфекции на российский бизнес, в том числе транспортную отрасль. Рассмотрена одна из мер поддержки ИП и организаций — мораторий на банкротство. А также предлагается использование в пре...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Социально-профессиональные позиции инженерных кадров

В статье предложено описание авторского социологического исследования, проведенного в 2014 году с применением метода контент-анализа автобиографической информации 1100 выпускников Автотракторного факультета (АТ) Южно-Уральского Государственного Униве...

Обзор и анализ эффективности средств дистанционного обучения при проверке знаний и умений учащихся в школах Республики Саха (Якутия)

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 начиная с 2020 г. произошел существенный пересмотр системы российского образования. В данной статье рассмотрено эффективность внедрения информационных технологий в образовательную среду. Пре...

Похожие статьи

Исследование особенностей изменений законодательства, направленного на поддержку граждан и бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории в рамках 29-го Челябинского молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Исследование посвящено анализу эффективности законотво...

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Кредитная система обучения как фактор развития высшей школы Республики Казахстан

Авторы статьи теоретически обосновали развитие высшей школы Республики Казахстан на основе внедрения КТО (кредитной системы обучения) в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова. Выявили проблемы, противоречия и перспективы развития в...

Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии

Авторами статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых специалистов, возникшие в период пандемии коронавируса. Проведено исследование по изучению особенностей работы молодых специалистов на первом рабочем месте после получения высшего педагогичес...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Как пандемия коронавируса изменила механизмы работы приемных комиссий российских вузов

В данной статье будет рассмотрена работа приемных комиссий вузов Российской Федерации в период пандемии COVID-19. Описаны основные изменения и тенденции 2020–2021 учебного года. Рассмотрены стадии консультирования абитуриентов, приема документов и об...

Российский бизнес в условиях COVID-19

В данной статье проводится оценка влияния пандемии коронавирусной инфекции на российский бизнес, в том числе транспортную отрасль. Рассмотрена одна из мер поддержки ИП и организаций — мораторий на банкротство. А также предлагается использование в пре...

Строительство коммерческого дата-центра в г. Астане: бизнес-план и перспективы

В статье автор проводит анализ рынка услуг дата-центров в г. Астане Республики Казахстан с целью разработки устойчивого бизнес-плана. Исследуются результаты опросов потенциальных клиентов, включая компании и государственные учреждения, что позволяет ...

Социально-профессиональные позиции инженерных кадров

В статье предложено описание авторского социологического исследования, проведенного в 2014 году с применением метода контент-анализа автобиографической информации 1100 выпускников Автотракторного факультета (АТ) Южно-Уральского Государственного Униве...

Обзор и анализ эффективности средств дистанционного обучения при проверке знаний и умений учащихся в школах Республики Саха (Якутия)

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 начиная с 2020 г. произошел существенный пересмотр системы российского образования. В данной статье рассмотрено эффективность внедрения информационных технологий в образовательную среду. Пре...

Задать вопрос