В статье проанализированы некоторые проблемы социальной политики в сфере занятости, которые актуализировались в связи с распространением COVID-19, а также проблемы, которые уже на протяжении длительного времени обозначаются в научных публикациях, но до сегодняшнего дня не решены на законодательном уровне.
Ключевые слова: социальна политика, социальная защита, безработица, пособие по безработице.
The article analyzes some problems of social policy in the field of employment, which were updated in connection with the spread of COVID-19, as well as problems that have been identified in scientific publications for a long time but have not yet been resolved at the legislative level.
Keywords: social policy, social protection, unemployment, unemployment benefit.
Часть 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации определяет Россию как социальное государство [1]. Ключевым фактором в деятельности социального государства является социальная политика, которая предполагает, в том числе решение проблемы безработицы и обеспечение эффективной занятости [2, c. 60].
С проблемой безработицы Россия столкнулась уже в начале 90-х годов. Тогда основной задачей государства была поддержка граждан, потерявших работу путем создания специальных финансовых источников для оказания материальной поддержки безработным. С течением времени все большее значение приобретали активные меры государственной политики занятости. К 2018 году уровень безработицы в Российской Федерации стабилизировался и до марта 2020 года находился в пределах 4,7 % (для сравнения — в 2014 году этот показатель составлял 5,8 %) [3]. Однако, во-первых, в научных источниках отмечается, что приведенные цифры не всегда отражают реальную ситуацию в экономике, поскольку значительно распространена на территории нашей страны скрытая безработица. Во-вторых, ситуация с распространением COVID-19 стала причиной резкого увеличения уровня безработицы с апреля 2020 года, а в июле этот показатель достиг 6,3 %. Аналогичная проблема, и чаще даже в большем масштабе, коснулась большинства стран мира — в некоторых из них уровень безработицы вырос более чем на 10 %. В свою очередь с безработицей связан целый ряд неблагоприятных последствий — неполное использование экономического потенциала общества, снижение уровня жизни населения, потеря лицами, оставшимися без работы квалификации и многие другие. Таким образом, в настоящее время вопросы совершенствования социальной политики в сфере занятости приобретают особую актуальность.
Различные аспекты социальной политики в сфере занятости населения были предметом исследования следующих ученых: Н. С. Андреева, Л. И. Воронина, Е. С. Гулагова, Р. Н. Жаворонков, Н. С. Зиядуллаев, Н. В. Лясников, А. С. Воронов, С. С. Змияк, Т. В. Игнатова, И. А. Хашева и др. Однако ряд вопросов до настоящего времени остался нерешенным.
В связи с пандемией COVID-19 в Российской Федерации были предприняты пассивные меры социальной защиты безработных — Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 485 [4] был установлен одинаковый размер пособия по безработице на период с апреля по июнь 2020 года (на уровне МРОТ — 12130 руб.) для всех граждан, уволенных и признанных в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует институт обязательного социального страхования от безработицы и это означает, что в нашей стране выплата указанных пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не страховых фондов. Единственным исключением можно считать фонды страховых организаций, с которыми заключен договор добровольного страхования на случай потери работы (ст. 37 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [5]). В связи с этим, рост уровня безработицы и увеличение размера пособий существенно увеличивают нагрузку на бюджет.
Избежать такой ситуации в дальнейшем предлагается путем возврата к системе, социального страхования от безработицы, существовавшей до 2001 года [6]. Этот вопрос сейчас достаточно активно обсуждается в научной литературе, министерствах и ведомствах, однако мнения относительно возможности перехода на систему страхования безработицы разделяются.
На наш взгляд, на данном этапе введение обязательного страхования от безработицы не может решить все проблемы этого направления социальной политики. Во-первых, такое решение увеличит нагрузку на бизнес; во-вторых, может увести ряд доходов «тень»; в-третьих, опыт функционирования иных фондов социального страхования не исключает возможность дефицита средств и во вновь образованном фонде. И, наконец, полагаем, что в основе борьбы с безработицей должны лежать активные формы социальной защиты граждан:
– посредничество в трудоустройстве (использование Общероссийской базы вакансий «Работа в России», государственным информационным ресурсом «Справочник профессий»);
– содействие в трудовой миграции в пределах территории Российской Федерации по направлению органов службы занятости;
– содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
– профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;
– организация общественных работ.
В Российской Федерации существуют некоторые проблемы и в сфере правового регулирования безработицы. Право на социальную защиту от безработицы в Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, а механизм его реализации определен нормами Трудового кодекса Российской Федерации [7] (далее — ТК РФ) и Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 1032–1). В частности положения ТК РФ обеспечивают защиту работника от необоснованного отказа в приеме на работу или увольнения, а названный выше Закон закрепляет непосредственные формы защиты (активные и пассивные) безработных.
Еще одним важным конституционным положением является п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, которые относит вопросы социальной защиты безработных к числу вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что законодательство в сфере занятости населения в определенной степени является децентрализованным и региональные нормы могут расширять круг лиц, регистрируемых в качестве безработных, перечень социальных гарантий для них, увеличивать размер социальных выплат и т. д.
Статья 3 Федерального закона № 1032–1 закрепляет условия, при которых лицо может получить статус безработного. Согласно ч. 1 этой статьи безработными признаются трудоспособные лица, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Такой подход российского законодателя не в полной мере соотносится с международно-правовыми положениями, в частности с Конвенцией Международной организации труда о содействии занятости и защите от безработицы [8]. Согласно ст. 10 это документа безработными следует признавать лиц, утративших только заработок. Таким образом, в международно-правовом понимании категория «безработный» рассматривается шире, чем в российском законодательстве и охватывает в числе прочих лиц работающих, но временно не получающих заработную плату (например, лиц, находящихся в вынужденных отпусках). Кроме того, рассматриваемой Конвенцией гарантируется социальная защита лиц, частично утративших заработок, чего не предусматривает Федеральный закон № 1032–1. Конвенция Международной организации труда о содействии занятости и защите от безработицы не ратифицирована Российской Федераций, однако такое сужение круга безработных в сравнении с международными актами представляется недопустимым. Следовательно, существует необходимость приведения нормы ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 1032–1 в соответствие с положениями Конвенция Международной организации труда о содействии занятости и защите от безработицы.
Обязательным условием для получения статуса безработного в Российской Федерации является соблюдение регистрационного порядка. Такая регистрация осуществляется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 № 891. Этим нормативным правовым актом предусмотрена регистрации двух категорий граждан — лиц, ищущих подходящую работу и непосредственно безработных. В правовой литературе отмечается, что действующий порядок получения лицом статуса безработного создает неравные условия — в частности, безработным, ставшим на учет в органах службы занятости, предоставляется большие по объему права и гарантии, чем те, лица, которые не обратились за такой регистрацией. В последнем случае, «безработные лишены значительного государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, нежели официально зарегистрированные безработные» [9, c. 203]. Однако именно такой подход действует в большинстве зарубежных государствах — в США, Германии, Франции и других государствах действует система регистрации безработных в органах занятости.
Таким образом, в результате проведенного анализа прошли к следующим выводам:
– обозначена необходимость решения вопроса о возможности перехода на систему страхования от безработицы. На наш взгляд, на данном этапе введение обязательного страхования от безработицы не может решить все проблемы этого направления социальной политики — акцент необходимо сделать на расширении активных форм социальной защиты граждан;
– обоснована необходимость приведения нормы ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 1032–1 в соответствие с положениями Конвенция Международной организации труда о содействии занятости и защите от безработицы;
– установлено, что несмотря на критику регистрационного порядка получения статуса безработного в Российской Федерации в настоящее время альтернативы ему нет ни в одном развитом правопорядке.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Наташкина Е. А., Чевычалова, В. С. Понятие социальной политики и рационализация социальной защиты населения в региональном аспекте / Е. А. Наташкина, В. С. Чевычалова // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 59–63.
- Занятость и безработица в Российской Федерации // Федеральная государственная служба статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.10.2020).
- О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 485 // Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73812702/#review (дата обращения: 20.10.2020).
- О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032–1 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1915.
- Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России [Электронный ресурс]: — URL: https://tass.ru/ekonomika/4059085 (дата обращения: 20.10.2020).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы (Принята 21 июня 1988 года Генеральной конференцией Международной организации труда) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/jobles.shtml (дата обращения: 20.10.2020).
- Саая, С.В., Седен, А.К. О. Понятие и критерии безработного по трудовому праву России / С. В. Саая, А.К. О. Седен // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. — 2018. — С. 202–205.