В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос безработицы, так как происходит цифровизация экономики и рынка труда, санкции после начала специальной военной операции на Украине, восстановление после локдауна во время пандемии COVID-19, необходимость структурной перестройки рынка труда, снижение естественного прироста населения, высокая смертность и проблемы с образованием. Безработица не может рассматриваться только односторонне, когда очевидны ее негативные последствия для социально-экономической ситуации в стране. В данной работе проведено исследование безработицы по различным факторам, таким как возраст, демографические показатели, образование, показатели производства во время кризиса. Также выявлены меры по борьбе с безработицей, которые необходимо принять, чтобы снизить ее показатель.
Ключевые слова: экономическая безопасность, безработица, тенденция, рынок труда, цифровизация, занятость, образование.
At present, the issue of unemployment is of particular relevance, as the economy and the labor market are digitalized, sanctions after the start of a special military operation in Ukraine, recovery after a lockdown during the COVID-19 pandemic, the need for structural adjustment of the labor market, a decrease in natural population growth, high mortality and educational problems. Unemployment cannot be considered only one-sidedly, when its negative consequences for the socio-economic situation in the country are obvious. In this work, a study of unemployment by various factors, such as age, demographic indicators, education, production indicators during the crisis, was carried out. Measures to combat unemployment are also identified, which must be taken in order to reduce its rate.
Keywords: economic security, unemployment, trend, labor market, digitalization, employment, education.
Рынок труда — важная часть для жизни государства, которая связана со всеми другими элементами формирования государственной системы управления. В таблице 1 представлены данные по численности безработных в РФ за 2017–2021 год.
Таблица 1
Численность безработных в РФ
Период |
Численность безработных, % |
Абсолютный прирост |
2019 |
5,1 |
|
2020 |
5,2 |
0,1 |
2021 |
4,9 |
-0,3 |
2022 |
5,9 |
1 |
2023 |
5,8 |
-0,1 |
Заметно, как в 2020 году произошел резкий рост числа безработных, что в основном является последствием локдауна. Население не могло выйти на работу, так как были введены ограничительные меры, но государство поддерживало людей в этой ситуации путем введения компенсаций и выплат в нерабочие дни, одновременно с этим стали развиваться онлайн сервисы. Также были и другие причины, такие как демографический кризис, из-за которого в 2020 году численность населения составляла 146,7 млн. человек, а в 2021–146,2 млн. человек, что на 0,5 млн. человек меньше. Это означает, что сокращается потенциальное число потребителей, которое в будущем приведет к экономическому кризису, а в итоге — к повышению уровня безработицы. Еще одним фактором следует считать пенсионную реформу в 2019 году, которая отразилась на последующих годах, из-за которой увеличился пенсионный возраст, что, соответственно, привело к увеличению уровня безработицы среди старшего поколения.
В таблице 2 показан средний возраст занятых в экономике — он составляет 40,7 лет.
Таблица 2
Средний возраст занятых в экономике РФ
Период |
Средний возраст |
2019 |
40,0 |
2020 |
40,3 |
2021 |
40,4 |
2022 |
41,2 |
2023 |
41,8 |
Такие данные обусловлены негативными демографическими показателями (рождаемость, смертность, миграция, продолжительность жизни) и увеличением пенсионного возраста, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Демографические показатели
Период |
Рождаемость (чел) |
Смертность (чел) |
Миграция (чел) |
Продолжительность жизни (чел) |
Пенсионный возраст (муж./женщ.), (лет) |
|
2019 |
1690307 |
1826125 |
211800 |
71,14 |
60,5 |
55,5 |
2020 |
1604344 |
1828910 |
124976 |
72,45 |
60,5 |
55,5 |
2021 |
1481074 |
1798307 |
185764 |
72,60 |
60,5 |
55,5 |
2022 |
1435750 |
2124479 |
204275 |
72,75 |
61,5 |
51,5 |
2023 |
1382536 |
2445873 |
216962 |
72,90 |
61,5 |
56,5 |
К другим индикаторам можно отнести коэффициент напряженности на рынке труда( где Sнезан — численность населения, которое не занято трудовой деятельностью, Nвак — число вакантных должностей) который показан в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициент напряженности на рынке труда РФ
Период |
Коэффициент напряженности |
2019 |
2,0 |
2020 |
1,9 |
2021 |
1,8 |
2022 |
2,3 |
2023 |
1,7 |
Видно, что он с каждым годом снижался, но в 2020 году произошел резкий скачок. Это обусловлено кризисными явлениями из-за пандемии COVID-19. В последующем за ним 2021 году наблюдается снижение этого коэффициента, так как рынок труда начал восстанавливаться.
Рис. 1. Динамика тенденции коэффициента напряженности на рынке труда РФ
Из данных рисунка 1 можно сделать вывод, что даже в кризисном 2020 году этот коэффициент не превысил критическое значение.
Далее, в таблице 5, представлена динамика занятости и безработицы в России за 2017–2021 года.
Таблица 5
Динамика занятости населения в России
Период |
Численность занятых, тыс. чел. |
2019 |
72195,3 |
2020 |
72298,6 |
2021 |
72351,4 |
2022 |
71764,5 |
2023 |
72768,8 |
Введение ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции отрицательно повлияло на этот показатель в течении 2020 года по сравнению с предыдущими. Такое резкое падение связано с локдауном, невозможностью людей выйти на улицу и на работу, закрытием границ и многих предприятий, высокой смертностью от болезни, урезанием рабочих штатов, миграционных показателей. Но в большей степени пострадали люди, которые работали в сфере услуг, общественного питания и розничной торговли. Так, оборот предприятий общественного питания снизился на 40 %, выручка розничной торговли падала на 65 %, а предоставление платных услуг — на 55 %.
В последующих годах будет дальнейшее снижение числа занятых в связи с СВО, так как из-за мобилизации начинается дефицит рабочих рук на предприятиях, рост эмиграции, которая вызвана военным призывом, что обусловлено увеличением безработицы и снижением ВВП.
2021 год начался со снятия многих ограничительных мер, начало постепенного роста ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства (показано в таблице 6). Это способствовало тому, что уровень занятости населения вновь вырос и достиг показателей годов до пандемии и кризиса.
Таблица 6
Показатели производства и ВВП
Период |
С/х производство (млрд. руб) |
Промышленное производство (млдр. руб) |
ВВП (млдр. руб) |
2019 |
5109.5 |
54345.6 |
91843.2 |
2020 |
5348.8 |
62720.2 |
103861.7 |
2021 |
5801.4 |
75368.4 |
109608.3 |
2022 |
6468.8 |
71647.4 |
107390.3 |
2023 |
6975.3 |
82437.9 |
131015 |
Следуя данным из таблицы, можно сделать вывод, что в 2020 году были низкие объемы производства, но государство смогло принять меры для их восстановления, например, реструктуризация кредитов (ФЗ № 106(заемщик может направить требования о предоставлении каникул до 30 сентября), информационное письмо Банка России от 17.04.2020(возможность не увеличивать резервы по заемщикам, у которых ухудшилось финансовое положение на фоне пандемии), информационное письмо Банка России от 20.03.2020(рекомендации по отсрочке платежей заболевшим коронавирусной инфекцией)), кредитование малого и среднего бизнеса (ставка по кредите МСП устанавливается на уровне не выше8,5 % годовых, а при условии получения гарантии Корпорации МСП — не выше 8 % годовых с отсрочкой платежей по основному долгу), увеличение выплат по больничным (должны быть не меньше МРОТ), выплаты пособий по безработице в повышенном размере (граждане, которые потеряли работу получали пособие в размере 12 130 рублей(исключение — сотрудники, уволенные за нарушение трудовой дисциплины)), увеличение минимального пособия по безработице (размер пособия с 1 мая 2020 года вырос в 3 раза и составляет 4500 рублей(утверждено президентом РФ 07.06.2020)), помощь в трудоустройстве для безработных (российские работодатели могут получить субсидию для трудоустройства безработных (постановление правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460)). Заметен большой рост ВВП, что указывает на стабилизацию экономики к стране.
На рисунке 2 показана динамика уровня занятости населения в России.
Рис. 2. Динамика изменения уровня занятости населения в России
Следуя этим данным заметно, что в 2020 году, под влиянием кризиса, уровень занятости населения снизился более чем на 1,8 %, но уже в 2021 году это показатель вырос на 1,7 %, что является уровнем, который был до кризиса.
Таблица 7
Динамика показателей безработицы в России
Период |
Уровень, % |
Динамика |
2019 |
5,2 |
|
2020 |
4,8 |
Положительная |
2021 |
4,6 |
Положительная |
2022 |
5,8 |
Отрицательная |
2023 |
4,8 |
Положительная |
В 2020 году можно заметить, что идет рост процента безработицы, который связан с пандемией коронавируса. В этот момент он достиг максимального значения.
Начиная с 2021 года началось повышение этого показателя — он стал составлять 4,8 %. Одновременно с этим происходило снижение уровня безработицы и увеличение заработной платы, что показано в таблице 8.
Таблица 8
Средняя заработная плата
Период |
Заработная плата |
2019 |
39355 рублей |
2020 |
42000 рублей |
2021 |
47400 рублей |
2022 |
35361 рублей |
2023 |
54649 рублей |
Далее на рисунке 3 показано распределение безработных по возрастным группам в 2021 году.
Рис. 3. Распределение безработных по возрастным группам
Особенностью распределения безработных по возрастным группам является разница в сроке достижимого пенсионного возраста (женщины — 60 лет, мужчины — 65 лет).
Для более наглядного примера можно использовать ранжированный ряд. Ранжированный ряд — это распределение отдельных единиц совокупности в порядке возрастания или убывания исследуемого признака. В таблице 10 представлен ранжированный ряд распределения возрастной категории безработных.
Таблица 10
Ранжированный ряд распределения возрастной группы безработных
Ранг |
Возрастная группа |
Удельный вес, % |
1 |
30–34 |
15,5 |
2 |
40–44 |
14,5 |
3 |
35–39 |
13,9 |
4 |
45–49 |
13,2 |
5 |
25–29 |
12,3 |
6 |
20–24 |
11,5 |
7 |
50–54 |
8,9 |
8 |
55–59 |
7,3 |
9 |
15–19 |
1,9 |
10 |
60–69 |
1,0 |
Наибольший удельный вес среди безработных составила группа в возрасте от 30 до 34 лет, показатель которой является 15,5 %, а с наименьшим — от 60 до 69 лет, который составляет 1,0 %.
Если взять эти данные из расчета на 100 тыс. человек, то можно получить следующие данные, которые представлены в таблице 11.
Таблица 11
Численность безработных по возрасту на 100 тыс. чел.
Период |
Возраст |
|||||||||
15–19 |
20–24 |
25–29 |
30–34 |
35–39 |
40–44 |
45–49 |
50–54 |
55–59 |
60–69 |
|
2020 |
3,8 |
17,9 |
16,4 |
13,1 |
10,7 |
9,3 |
8,4 |
9,4 |
7,4 |
2,5 |
2021 |
3,9 |
18,5 |
16 |
13,6 |
11,1 |
9,4 |
8,3 |
8,8 |
6,9 |
2,5 |
2022 |
3,3 |
17,6 |
16 |
14,4 |
11 |
9,6 |
9 |
8.8 |
6.8 |
2,2 |
2023 |
2,9 |
15,3 |
15,5 |
15,9 |
12,7 |
10,5 |
8,9 |
8,3 |
7 |
2,3 |
Из таблицы 11 видно, что трудоспособный возраст с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о повышении пенсионного возраста.
Необходимо также сравнить структуру безработных по уровню образования, которая представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Структура безработных по уровню образования
Стоит отметить, что самая большая часть безработных — это люди со средним профессиональным образованием (47,2 %), а самая меньшая — те, кто вообще не имеет образования (1,1 %).
Таблица 12
Соотношение безработных людей с работающими по образованию
Образование |
Всего |
Работают |
Без работы |
Высшее |
2606000 чел |
25023000 чел. |
1037000 чел. |
Среднее профессиональное |
33389000 чел. |
31666000 чел. |
1723000 чел. |
Среднее общее |
12380000 чел. |
11223000 чел. |
1157000 чел. |
Основное общее |
2892000 чел. |
2517000 чел. |
375000 чел. |
Нет |
203000 чел. |
173000 чел. |
30000 чел. |
Исходя из данных таблицы 12 видно, что 4322000 из 70596000 человек являются безработными, из которых 4,14 % с высшим образованием, 5,44 % — со средним профессиональным, 10,3 % — со средним общим, 14,8 % — с основным общим, 17,3 % — без образования. Из этих показателей можно сделать вывод, что 10,396 % людей с образованием остаются без работы.
Уровень безработицы является обязательным показателем в большинстве разработанных методик оценки экономической безопасности, например, методы, основанные на определении и мониторинге основных макроэкономических показателей, метод экспертной оценки, методы, основанные на использовании относительных темповых показателей, методы математического аппарата и другие. Необходимо отметить, что отсутствие единства подходов не дает точного критического показателя, поэтому принято считать этот показатель от 6,5 % до 7 %, который показан на рисунке 5.
Рис. 5. Индикатор уровня безработицы
Следуя из этих данных можно интерпретировать критическое значение, что характеризует наличие негативных тенденций в социальной сфере и требует вмешательства со стороны государства, но, если оно это проигнорирует, то это будет свидетельствовать о наличии угрозы экономической безопасности страны. Данный показатель за эти года не
Подводя итоги проведенных исследований, можно сказать, что государство активно борется с проблемой безработицы. Например, оно вводит программу «Содействие занятости населения», целью которой является создание условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Срок реализации — 2013–2024 года, общий бюджет — 927382719,5 тыс. руб. Результатами будет являться сокращение между уровнями общей и регистрируемой безработицей, создание основных требований государственных образовательных стандартов, соблюдение трудовых прав граждан, снижение численности занятых на работах с вредными/опасными веществами.
Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Правительством было выделено 2,99 млрд. рублей. В этой программе будет организовано переобучение и профессиональное образование с возможностью дальнейшего трудоустройства. Оно проходит в очном и дистанционном формате, срок — от трех недель до трех месяцев.
Социальное страхование безработицы «Постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан», в котором любой работодатель сможет получить субсидию, если он примет в штат неработающего гражданина, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 года. Размеры субсидии определяются как произведение величины минимального размера оплаты труда, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных безработных граждан.
В конечном итоге можно выделить основные цели, достижение которых поможет уменьшить процент безработицы в стране.
Например, развитие программ содействия трудоустройства молодёжи, так как не каждый выпускник может сразу найти работу по полученной специальности. Это можно исправить тем, чтобы после окончания учебного заведения им предлагали вакантные места по их профессии, но с одним условием, что самые лучшие места будут получать те, кто получил высшие баллы. Тем самым у них появится мотивация относиться к учебе более ответственно, чтобы после окончания учебного заведения они сразу могли попасть на престижное место работы. Даже для тех, кто не смог получить красный диплом будут места, но, соответственно, не самые лучшие. Главное здесь то, что будет высокий показатель трудоустройства среди выпускников.
Также можно предложить идею для юношей, которым после завершения обучения необходимо идти в армию. Так как после прохождения службы в армии выдается военный билет, который открывает различные пути в силовые структуры, например, в ОВД. Таким образом стоит создать специальную комиссию, которая при желании отслужившего будет определять его на такое место работы, предоставляя все необходимые документы и медицинский осмотр.
Еще одним вариантом является увеличение рождаемости в стране, что в будущем обусловлено ростом числа рабочих кадров. Например, можно повысить размер материнского капитала, ввести компенсации на затраты по ипотеке и образованию, пособия на каждого ребенка, выделение новых квартир и домов. Таким образом у людей будет мотивация создавать многодетные семьи, зная, что они получат поддержку от государства.
Так же можно ввести в школьную программу профессиональные курсы, которые помогут школьникам определиться с будущей профессией. Например, давать им вести те уроки, которые они хотят, а не те, которые останутся невыбранными, приглашать людей с различных предприятий, которые могут подробно рассказать про определенную специальность. Благодаря этому, по окончанию школы они будут понимать, чего они хотят от жизни, от своей будущей профессии и с легкостью определятся с выбором экзаменов, что в будущем поможет им попасть именно на ту работу, на которую они хотят.
Еще одним вариантом снижения безработицы будет являться сокращение рабочей недели до 4-х дней, из-за чего люди будут с большей вероятностью идти на официальную работу, так как такой график будет позволять людям не только ходить на работу, но и больше времени проводить со своей семьей, решать вопросы по дому и просто отдыхать. Таким образом будет расти процент людей, которые официально трудоустроены, что приведёт к общему снижению процента безработицы в России.
Резюмируя вышесказанное можно выделить итоги работы. Проанализировав ситуацию с безработицей в России, можно выделить основные риски, такие как: демографический кризис, эмиграция населения в связи с СВО, проблемы пенсионной реформы. Однако государство замечает все эти проблемы и старается их устранить, оно поддерживает малый бизнес, увеличивает размер пособий, проводит денежное регулирование, стимулирование безработных.
Необходимо предложить свои идеи по улучшению ситуации, такие как: помощь в трудоустройстве после окончания учебного заведения, увеличение рождаемости при помощи государства и компенсаций, более гибкое профессиональное ориентирование для школьников, введение 4-х дневной рабочей недели и комиссия после службы в армии для трудоустройства в силовые структуры.
Следуя из всех предложенных идей и действий, которые сейчас принимает государство можно сделать определенные прогнозы. Если воплотить в реальность те меры, которые были предложены, то ожидаемый уровень безработицы должен будет снизиться на 1,5–2,5 %, что будет являться очень хорошим показателем. В тоже время в связи с СВО очень сложно предугадать, сколько еще людей может мигрировать, из-за чего это показатель может остаться на том же самом месте.
Литература:
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] — URL: // gks.ru
- Болтенкова, Ю. В. Современные вызовы и проблемы устойчивого развития занятости населения / Ю. В. Болтенкова // Управление персоналом — 2021. -
- Горина, Е. Е. Развитие государственной службы занятости в России / Е. Е. Горина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы — 2021
- Подколзина, А. В. Безработица в условиях пандемии / А. В. Подколзина // Человек и труд — 2021.
- . Котляр, А. Э. Возможности минимизации безработицы в России / А. Э. Котляр // Человек и труд — 2021
- Кузнецов, Д. А. Система индикаторов оценки экономической безопасности страны / Д. А. Кузнецов, М. Н. Руденко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2021.
- Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: mintrud.gov.ru