Методы формирования цены государственного оборонного заказа и проблемы контроля рентабельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.10.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Елошников, М. И. Методы формирования цены государственного оборонного заказа и проблемы контроля рентабельности / М. И. Елошников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95725/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье авторы пытаются выделить тенденции финансового контроля государственного оборонного заказа, а также обобщить нарушения в данной сфере.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, затратный метод, структура затрат, контракт, рентабельность оборонного заказа.

Рассматривая рынок государственного оборонного заказа, актуальной проблемой является выбор правильной стратегии ценообразования и установления нормы прибыли по контрактам, поскольку цена контракта должна не только обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, но и обеспечивать предприятию получение прибыли от его финансово-хозяйственной деятельности. Однако, большинство предприятий, работающих в рамках ГОЗ, находятся на грани банкротства. Поэтому совершенствование мероприятий по управлению прибылью является первостепенной задачей.

В ходе разработки мероприятий по установлению эффективной цены на продукцию ГОЗ, необходимо выполнить ряд предварительных этапов.

Рынок государственного оборонного заказа жестко регламентирован нормативно-правовыми актами, поскольку от результатов работы зависит обороноспособность страны. Основополагающим регулятором данной сферы является Федеральный Закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012, в котором прописаны правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ [4].

Начальная (максимальная) цена государственного контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке.

Начальная цена может формироваться с применением одного или нескольких основных методов:

1) метода предельного уровня цены;

2) затратного метода;

3) аналогового метода.

При формировании начальной цены методом предельного уровня цены, производится индексация исходной (базовой) цены продукции при помощи индексов цен производителей, индексов-дефляторов, индекса потребительских цен. За базовую цену принимается фактическая цена на продукцию по ранее заключенному контракту, цена на аналогичную продукцию или цена, равная сумме затрат на производство и реализацию продукции и размера прибыли в ценах базового года.

Данный метод рекомендовано использовать при формировании цены на серийную продукцию, на поставку покупных комплектующих изделий к продукции по цене менее 1 млн. рублей за единицу, а также сложных покупных комплектующих изделий к продукции по цене от 1 млн. рублей до 25 млн. рублей за единицу по номенклатуре [3], согласованной головным исполнителем с государственным заказчиком продукции, поставку сырья и материалов, необходимых головному исполнителю (соисполнителю) для производства и реализации продукции, закупка которой предусмотрена государственным контрактом.

При использовании затратного метода, ценообразование на единицу продукции производится с учетом состава затрат на ее производство и реализацию и размера прибыли. Состав затрат, включаемых в цену на продукцию, определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

При аналоговом методе за основу формирования цены единицы продукции берется цена аналога, схожая по своему функциональному назначению. Данный метод в основном применяется для определения цен на модернизируемые образцы серийных изделий.

Уровень рентабельности как составная часть цены единицы продукции определяется исходя из метода ценообразования, применяемого при формировании данной цены.

Так для затратного метода, расчеты проводятся исходя из плановых затрат на покупные материалы, комплектующие изделия и прочих затрат при производстве и реализации продукции по ГОЗ.

При ценообразовании на продукцию ГОЗ и определение плановой нормы прибыли по контракту, государственный заказчик и исполнитель являются равноправными сторонами, но имеют совершенно отличные цели. Для первого, первостепенную роль имеет оптимизация использования бюджетных средств (гарантия качества продукции при экономии бюджетных средств), а для второго — получение максимальной прибыли.

Для обеспечения единого подхода при определении цен на продукцию оборонного назначения, утверждены нормативные документы, в которых прописан предельный норматив рентабельности на продукцию ГОЗ при ценообразовании, однако нигде нет методики, в которой расчет уровня рентабельности зависит от типа продукции или услуг, а также от структуры затрат. Именно с данной проблемой и сталкиваются планово-экономические отделы исполнителей ГОЗ и представители государственного заказчика. При завышенной норме рентабельности по контракту, наблюдается неэффективное использование оборонного бюджета, а при заниженной — снижение чистой прибыли организаций, которая является основным финансирующим источником развития производства, и как следствие, замедлению темпов развития как предприятия, так и всей оборонной промышленности в целом.

Обычно, на предприятии, при расчете нормы рентабельности, смотрят на структуру затрат, увязанную с материальными затратами. Если их удельный вес не переступает пороговое значение, равное 70 %, то принимают предельное значение уровня рентабельности, утвержденного в нормативных документах. Если наблюдается превышение — уровень рентабельности снижается на 5 пунктов. Однако, даже такая практика присутствует не на всех предприятиях. Многие берут усредненной значение порога рентабельности в размере 10 % от общей величины затрат. Кроме того, в основном, исполнители ГОЗ, выпуская продукцию с длинным производственным циклом, вынуждены погашать ценовые разницы, возникающие в результате превышения нормативных затрат из-за опережающего роста на комплектующие изделия, из своей чистой прибыли. Таким образом, хозяйственная деятельность исполнителей контрактов по ГОЗ становится низкорентабельной или убыточной.

Для решения данной проблемы, был следует проводить анализ методологических основ управления прибылью. Однако в нормативно-правовых актах, указан порядок формирования только максимального значения нормы рентабельности. Поэтому эффективнее внедрять методики расчета дифференцированных уровней рентабельности, учитывая структуру себестоимости продукции или услуги, а именно удельный вес расходов в разрезе принятых статей калькуляции. Для решения такой задачи, следует провести анализ нескольких контрактов, заключенных на предприятии, а именно порядок калькуляции их себестоимости, далее рассчитать коэффициенты весомости постатейных расходов. Исходя из структуры затрат можно определить максимальный уровень рентабельности, допустимый по законодательству РФ. Если при анализе нормы прибыли по каждому из контрактов, было выявлен тот факт, что установленный уровень рентабельности очень низкий по каким-то контрактам, то следует рассчитать частные уровни рентабельности по каждой статье расходов именно для этих контрактов. После применения данной методики будет наблюдаться значительное превышение уровня рентабельности по анализируемым контрактам, что свидетельствует о необходимости ее применения на предприятиях, работающих в рамках государственного оборонного заказа.

Литература:

1. Липченко Е. И. Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа// Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях. –Волгоград, 2022. — С. 51–54.

2. Максиненко Т. С, Шабанова Н. Д. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа// Современные тренды развития стран и регионов — 2017. — 2018. — С 420–423.

3. Палеха В. И. Банковское сопровождение оборонного заказа // Военная экономика и военные финансы: история и современность, итоговая военно-научная конференция финансово-экономического факультета, посвященная 100-летию военно-финансового образования. — Москва, 2021. — С. 249–257.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, затратный метод, структура затрат, контракт, продукция, цена, аналоговый метод, государственный заказчик, начальная цена, предельный уровень цены.


Ключевые слова

структура затрат, затратный метод, контракт, государственный оборонный заказ, рентабельность оборонного заказа

Похожие статьи

Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ

Ценообразование — процесс установления цен на услуги и товары.

трудностями на этапе формирования и согласования цены при поставках продукции по ГОЗ [2].

Зачастую заказчик устанавливает такую предельную цену, при которой предприятию либо приходится...

Понятие государственного оборонного заказа

Следует отметить, что российским законодателем, в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ о ГОЗ) [3] дано официальное определение понятия государственного оборонного заказа.

Ключевые слова : государственный оборонный заказ, цена...

Обеспечение исполнения контракта может устанавливаться в размере от 0,5 % до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, а для поставщиков со статусом субъекта малого предпринимательства от 0,5 % до 30 % от цены, по которой заключается контракт.

Совершенствование механизмов ценообразования...

Доминирование затратных методов в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Российской Федерации

— в государственном оборонном заказе отсутствуют заказы на новые

Доминирование затратных методов в ОПК РФ обусловлено сохранением высокой степени

Стоимость контракта на производство продукции определяется по усмотрению заказчика...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Библиографическое описание: Ниетбаев, А. А. Правовое регулирование контрактов при реализации

Положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному

Таким образом, в регламентации как государственного оборонного заказа, так и

Вышеизложенное позволяет сформулировать тезис о том, что частноправовой метод...

Сравнительный анализ различных подходов к определению...

Для расчёта начальной максимальной цены (далее — НМЦ) государственного контракта на выполнение НИОКР

Согласно ПБУ 17/02 [3] основными статьями затрат на проведение НИОКР являются

Наименее трудоёмкий метод определения начальной максимальной цены контракта.

Анализ доходного подхода к определению начальной цены контракта.

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

 В статье авторы рассматривают оборонно-промышленный комплекс РФ, его структуру и

— В-шестых, монополизация производителей и высокий уровень их специализации в своих сферах

оборонно-промышленный комплекс, государственная информационная система...

комплекс, вооружение и вооруженная техника, ценообразование, затратный метод, ценность.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком

До 2014 года начальная максимальная цена контракта на строительство объектов

Однако для государственного и муниципального контракта цена является существенным условием, на

В структуру начальной максимальной цены контракта государственного строительного...

Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на...

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком, уполномоченным

Формирование НМЦК на работы и услуги. Формирование начальной цены на товар

Это сразу привело к снижению максимальных цен контракта на 15–20 %.

- нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта...

Похожие статьи

Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ

Ценообразование — процесс установления цен на услуги и товары.

трудностями на этапе формирования и согласования цены при поставках продукции по ГОЗ [2].

Зачастую заказчик устанавливает такую предельную цену, при которой предприятию либо приходится...

Понятие государственного оборонного заказа

Следует отметить, что российским законодателем, в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ о ГОЗ) [3] дано официальное определение понятия государственного оборонного заказа.

Ключевые слова : государственный оборонный заказ, цена...

Обеспечение исполнения контракта может устанавливаться в размере от 0,5 % до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, а для поставщиков со статусом субъекта малого предпринимательства от 0,5 % до 30 % от цены, по которой заключается контракт.

Совершенствование механизмов ценообразования...

Доминирование затратных методов в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Российской Федерации

— в государственном оборонном заказе отсутствуют заказы на новые

Доминирование затратных методов в ОПК РФ обусловлено сохранением высокой степени

Стоимость контракта на производство продукции определяется по усмотрению заказчика...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Библиографическое описание: Ниетбаев, А. А. Правовое регулирование контрактов при реализации

Положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному

Таким образом, в регламентации как государственного оборонного заказа, так и

Вышеизложенное позволяет сформулировать тезис о том, что частноправовой метод...

Сравнительный анализ различных подходов к определению...

Для расчёта начальной максимальной цены (далее — НМЦ) государственного контракта на выполнение НИОКР

Согласно ПБУ 17/02 [3] основными статьями затрат на проведение НИОКР являются

Наименее трудоёмкий метод определения начальной максимальной цены контракта.

Анализ доходного подхода к определению начальной цены контракта.

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

 В статье авторы рассматривают оборонно-промышленный комплекс РФ, его структуру и

— В-шестых, монополизация производителей и высокий уровень их специализации в своих сферах

оборонно-промышленный комплекс, государственная информационная система...

комплекс, вооружение и вооруженная техника, ценообразование, затратный метод, ценность.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком

До 2014 года начальная максимальная цена контракта на строительство объектов

Однако для государственного и муниципального контракта цена является существенным условием, на

В структуру начальной максимальной цены контракта государственного строительного...

Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на...

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это установленная заказчиком, уполномоченным

Формирование НМЦК на работы и услуги. Формирование начальной цены на товар

Это сразу привело к снижению максимальных цен контракта на 15–20 %.

- нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта...

Задать вопрос