Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шкирмонтова, Е. А. Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства / Е. А. Шкирмонтова, Л. А. Мустаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96225/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: экологическая культура, живая природа, пейзаж, экологическое воспитание.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся, целью которого является формирование экологической культуры школьников.

Под экологической культурой мы понимаем отношение ребенка к миру, к живой природе.

Что же входит в понятие «экологическая культура»? На наш взгляд, это восприятие и формирование отношения к окружающему миру. В этом процессе ребенок не сторонний наблюдатель, активный участник процесса. Нашей целью является вовлечение в такую деятельность, которая позволила бы ему стать таким деятельностным участником.

В настоящей статье мы хотели бы предложить опыт работы учителей изобразительного искусства по организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках ИЗО и внеурочной деятельности. На наш взгляд содержание уроков изобразительного искусства во многом способствует формированию таких умений, как:

— одухотворят живую и неживую природу;

— идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

— готовность сочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой,

— восхищаться красотой и многообразием природных форм;

— чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в своих работах.

Учащиеся в процессе такой деятельности дают оценку не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором отсутствует захватывающий сюжет, проявляют способность улавливать настроение, сопереживать. Таким образом происходит обогащение художественного восприятия. Это и есть ресурс для экологического воспитания, в котором именно восприятию уделяется особое внимание.

Сегодня экологическое воспитание в Челябинской области введено отдельным предметом на уровне начального общего образования, на уровне основного общего образования реализуется через курсы внеурочной деятельности.

Анализируя накопленный опыт, мы считаем, что в процесс формирования экологических знаний заложен большой потенциал развития экологического воспитания школьников.

В процессе переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Таким образом, на уроках изобразительного искусства необходимо дать ребенку ту основу для переживаний, которая впоследствии станет фундаментом восприятия окружающей действительности и сформируется правильная ее оценка.

Образ и форма, являясь понятиями абстрактными по своей природе, воспринимаются как единое целое, пережитое и изображенное в натюрморте, пейзаже, зарисовке животного. На таких уроках учащийся пытается осмыслить настроение окружающей его природы, а это в свою очередь помогает абстрагироваться от предметного образа и перейти к образу воображения.

Тема «Пейзаж»

Рис. 1. Тема «Пейзаж»

Тема «Натюрморт»

Рис. 2. Тема «Натюрморт»

В работах, непосредственно, связанных с изображением природы — пейзажи, натюрморты (Рис. 1, Рис. 2), зарисовки птиц и животных, изображение природных форм, воспринимается естественно, потому как сама тема дает почву для воображения, но и здесь мы видим в каждой работе отношение ученика к изображаемому (Рис. 3, Рис. 4).

Тема «Монохромное рисование»

Рис. 3. Тема «Монохромное рисование»

Тема «Силуэт»

Рис. 4. Тема «Силуэт»

Изучение таких тем программы, как «Пропорция», «Форма», «Фактура» являются сложными для усвоения, так как в них отсутствует предметность, так близкая детям, и именно природная форма становится переходной от воображения к рисунку (Рис.5).

Темы «Пропорции», «Форма», «Фактура»

Рис. 5. Темы «Пропорции», «Форма», «Фактура»

На наших уроках знакомства с работой различными изобразительными материалами, а именно, углем, сангиной, сепией, пастелью, мы делаем акцент и подводим ребят к изображению именно природных форм (Рис.6).

Тема «Знакомство с изобразительными материалами»

Рис. 6. Тема «Знакомство с изобразительными материалами»

Как показывает наш опыт, в такой работе результат всегда выше, чем если бы мы изображали абстрактные предметы. Это связано еще и с психологическими особенностями детей, когда в 13–14 лет у них только начинает формироваться абстрактное мышление и изображение пространственных форм дается им с большим трудом, а природные формы являются преобладающими в окружающей жизни человека.

Если речь идет о декоративном рисовании, здесь также нельзя обойтись без объектов окружающей природы (Рис. 7).

Тема «Декоративное рисование»

Рис. 7. Тема «Декоративное рисование»

Во внеурочной деятельности, которая безусловно всесторонне обогащает опыт ребят, мы предложили учащимся поучаствовать в календарных выставках фотографий «Осень в моем дворе» и проекте «Моя Зима», где они могли проявить себя в литературном творчестве (Рис. 8, Рис. 9).

Проект «Осень в моем дворе». Афиша и выставка работ

C:\Users\semen\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\изображение_viber_2022-10-26_22-28-07-372.jpg Рис. 8. Проект «Осень в моем дворе». Афиша и выставка работ

Проект «Моя зима». Афиша и выставка творческих работ

Рис. 9. Проект «Моя зима». Афиша и выставка творческих работ

Эти проекты не оставили равнодушным никого — ни самих участников работ, ни зрителей — обучающихся и учителей школы. А авторы подобных проектов получают возможность попробовать себя в ролях искусствоведов, экскурсоводов и хранителей бесценных сокровищ — своих шедевров. Кому же не хочется увидеть свои работы на выставке. Пусть это желание исполнится сначала в школе!

Таким образом, экологическая культура постигается через знание основных законов природы, необходимость считаться с ними, через воспитание чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде. Готовность почувствовать себя частью этого большого мира. Это и является конечной целью обучения изобразительному искусству в частности и образования в целом.

Литература:

  1. Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 c.
  2. Ломов С. И. Искусство: Изобразительное искусство, 5 кл. В 2 ч.: учебник/С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — 140 (4) с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. — 3-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2016. — 45, [2] с.; 22 см. — (Стандарты второго поколения); ISBN 978–5–09–038315–8: 3000 экз.
  4. Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-ekologicheskoy-kulturi-uchaschihsya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-3648613.html
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, экологическая культура, внеурочная деятельность, экологическое воспитание, живая природа, мой двор, проект, работа.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, внеурочное время, природная среда, школьник, младший школьный возраст, природа.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы.

Формы организация внеурочной деятельности в начальной...

В начальной школе закладываются основы экологической культуры, которая направлена на

Особенность организации внеурочной деятельности в младшей школе такова, что она не может

Во внеурочной деятельности существует множество разных форм и методов работы с

Еще одна из форм организации внеурочной деятельности в области экологического...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Считаем, что на первом этапе целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности, беседа и общение на основе игры (1–2 класс).

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование...

Экологическое образование во внеурочной деятельности...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник. Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении... окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания. Случается, что в результате внеурочных занятий слабые ученики начинают испытывать определенный интерес к учению, начинают лучше заниматься...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Игровая деятельность — дидактические игры экологической направленности, таким как: «Зеленый мир»

На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе.

Выставка творческих работ «Синичкин день!». Совместная деятельность взрослого идетей.

5-й этап— определение задач нового проекта. Результаты проектной деятельности.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, внеурочное время, природная среда, школьник, младший школьный возраст, природа.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы.

Формы организация внеурочной деятельности в начальной...

В начальной школе закладываются основы экологической культуры, которая направлена на

Особенность организации внеурочной деятельности в младшей школе такова, что она не может

Во внеурочной деятельности существует множество разных форм и методов работы с

Еще одна из форм организации внеурочной деятельности в области экологического...

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Считаем, что на первом этапе целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности, беседа и общение на основе игры (1–2 класс).

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Внеклассная работа определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование...

Экологическое образование во внеурочной деятельности...

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник. Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении... окружающая среда, дерево, бережное отношение, экологическая работа...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является и хорошим средством воспитания. Случается, что в результате внеурочных занятий слабые ученики начинают испытывать определенный интерес к учению, начинают лучше заниматься...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Игровая деятельность — дидактические игры экологической направленности, таким как: «Зеленый мир»

На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе.

Выставка творческих работ «Синичкин день!». Совместная деятельность взрослого идетей.

5-й этап— определение задач нового проекта. Результаты проектной деятельности.

Задать вопрос