Экологическое право на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чурилова, Н. А. Экологическое право на уроках обществознания / Н. А. Чурилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96223/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: экологическое право, нормативный правовой акт, обществознание, экологическая культура.

В современном обществе остро стоит вопрос использования, сохранения и возобновления природных ресурсов, таким образом, важной задачей современной школы является необходимость привить обучающимся умения оберегать и сохранять окружающую среду. На сегодняшний день на уроках обществознания необходимо уделять большое внимание развитию эколого-правовой культуры и экологической грамотности обучающихся. Подготовка школьников по экологической грамотности рассматривается, как необходимая часть образовательного процесса, следовательно, экологическое образование и воспитание эколого-правовой культуры обучающихся становится одной из наиважнейших задач, стоящих перед государством и школой, это важные инвестиции в будущее всего человечества. Современному поколению важно не только овладеть экологическими знаниями, но и ориентируясь на них выстраивать свои взаимоотношения с окружающей природой. Это поможет в будущем избежать разрушающего влияния на экологию и выстроить органичные отношения с окружающим миром. Добиться этого можно только сформировав поколение современных граждан обладающих высокой экологической культурой, новым типом эколого-правового мышления. И именно этому должна способствовать современная школа, давая школьникам необходимые знания в сфере экологического права.

Особая роль в развитии эколого-правовой культуры школьников принадлежит такому курсу, как обществознание, именно он дает возможность сформировать у обучающихся:

1) знания основных экологических прав и обязанностей граждан, норм и источников экологического права и овладеть базовыми понятиями;

2) знаниями видов экологических правонарушений и юридической ответственности за них;

3) знание правовых механизмов и социальных институтов в сфере экологических правоотношений как целостной системы;

4) применение знаний на практике в ситуациях связанных с отстаиванием своих конституционных прав и защитой окружающей среды.

Курс обществознания включает в себя основы экологических знаний на всех этапах изучения предмета, с 6 по 11 классы, но особенное внимание изучению экологического права отводится в среднем и старшем звене.

Формирование эколого-правовой культуры и экологического воспитания может осуществляться на разных этапах учебного занятия: при изучении нового материала, актуализации, рефлексии; на уроках первичного предъявления новых знаний, уроках первичного формирования первоначальных предметных навыков, уроках применения предметных знаний, умений, навыков, уроках обобщения и систематизации и научно -практических конференциях. Можно использовать различные методы и приемы: кейс-технологии, парацентрические технологии, проектную и технологию критического мышления, работой с понятийным аппаратом, выполнением эколого-правовых заданий, тестов, защита докладов и рефератов, написание сочинений и эссе, работа над экологическими проектами.

К примеру, при изучении темы: «Источники экологического права» учащиеся по группам работают с различными правовыми источниками: Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ, международными договорами РФ, Федеративными договорами РФ, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и т. д. Такая работа необходима на уроках обществознания, т. к. работая непосредственно с документом, учащиеся могут самостоятельно выделить главное и наиболее существенное в материале, познакомится с основными экологическими правами и обязанностями, выявить примеры реализации экологических прав и обязанностей, сделать общие выводы и представить свою работу одноклассникам. Школьники с большим интересом работают с источниками экологического права, это помогает сформировать необходимые экологические знания, правовое мышление. Работа с правовыми источниками учит понимать язык юридического документа, воспитывает уважение к законам РФ и способствует формированию активной жизненной позиции и высокой правовой экологической культуры. но и в последующем уметь применять их на практике. А нахождение примеров реализации экологического права в реальной практике, способствует пониманию необходимости применения правовой нормы в жизни.

Экологическое право тесно связано с другими правами граждан, закрепленными в основном законе РФ — конституции, к таким правам мы можем отнести право на жизнь и здоровье человека. Оно регулирует общественные отношения человека и государства с окружающей средой. На уроках обществознания в 10 классе, в ходе изучения темы «Экологическое право» необходимо познакомить учащихся с экологическими правами и обязанностями граждан. Это можно сделать с помощью практической работы на основе Конституции Российской Федерации, целью которой будет проанализировать сущность эколого-правовых отношений и охарактеризовать экологические правоотношения. На первом этапе работы учащиеся ознакомиться со статьями основного закона государства, в которых закреплены экологические права и обязанности. Например: статья 9 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов…»; статья 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…»; статья 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» и т. д. На втором этапе необходимо расчертить таблицу и выделить в ней типы экологических прав и обязанностей, на третьем этапе учащиеся должны провести сравнительный анализ экологических правоотношений и привести соответствующие примеры.

Экологическое образование учащихся наиболее цельно формируется через проектную деятельность и участия в научно-практических конференциях. Можно использовать следующие темы для исследований в области экологического права: «Экологические тропы Южного Урала», «Альтернативные источники энергии», «Как дать вещам вторую жизнь», «Автомобиль — источник загрязнения атмосферы», «Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения» и т. д.

Уроки обществознания позволяют формировать у обучающихся, следующие умения: определять роль экологии в жизни человека и общества; понимать основные причины ухудшения экологической обстановки в мире; характеризовать проявления глобальной экологической проблемы и искать пути её решения; характеризовать основные экологические конституционные права и обязанности; приводить примеры реализации экологических прав; использовать в жизни юридические нормы. Необходимо отметить, что первые экологические знания учащиеся получают еще в начальной школе на уроках «Окружающего мира», такая преемственность способствует непрерывному эколого-правовому воспитанию и развитию экологической культуры школьников, начиная с первого класса.

Следовательно, организация эколого-правового образования и воспитания на уроках обществознания носит непрерывный и системный характер.

Но просто познакомить учащихся с основами экологического права мало, так как это не может обеспечить правосознание человека и сформировать бережное отношение к окружающему миру. Экологическая культура гражданина формируется с детского возраста и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса, начиная с начальной школы и успешно продолжается на протяжении всего курса изучения обществознания.

Таким образом, курс «Обществознание» играет важную роль в формировании экологической грамотности и правовой компетенции будущих поколений. Он способствует накоплению обществоведческого опыта, который позволяет сформировать активную жизненную позицию гражданина, стимулирует развитие эколого-правовой культуры, способствует усвоению основ эколого-правовых знаний.

Можно с уверенностью сказать, что эколого-правовая составляющая курса обществознания способствует становлению человека, как личности, формированию гражданской ответственности, позволяет обеспечить высокий уровень экологических знаний.

Литература:

  1. Конституция РФ. — М.: Проспект, 2021
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
  3. Соболева О. Б. Обществознание 8 класс. — М.: Вентана –Граф, Просвещение, 2018
  4. Гринберг Р. С., Королева Г. Э., Соболева О.Б Обществознание 10 класс. — М.: Вентана –Граф, Просвещение, 2019
  5. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): урок обществознания, знание, окружающая среда, Российская Федерация, эколого-правовая культура, активная жизненная позиция, начальная школа, образовательный процесс, современная школа, экологическая грамотность.


Похожие статьи

К вопросу об эколого-правовой культуре | Статья в журнале...

Но этого недостаточно, нужно усилить работу по эколого-правовому всеобучу.

Семья тот социальный институт, где с детства прививаются начальные знание о праве, о правонарушении, об

эколого-правовая работа с родителями в детских садах, школах и вузах

эколого-правовое образование и воспитание, экологическая и правовая культура...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы обеспечивается

Третье – обеспечение процесса «вхождения» в экологическую культуру с учетом

— С. 15-18. Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе / Н. В...

Формирование экологической культуры младших школьников...

В начальной школе детям необходимо усвоить прочные знания, и сочетание уроков с внеклассными

– мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем.

Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. /

К вопросу об актуальности обучения школьников правовым...

Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в

Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды

Так, например, в начальной школе программа предполагает рассмотрение понятий

1. Конституция Российской Федерации. 2. Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.

Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы.

6. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе.

Формирование экологической культуры средствами...

Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-краеведческая деятельность.

Формирование этой культуры — длительный процесс, начинающийся обычно в семье

Погружения в природную и этнокультурную среду во время уроков под открытым небом

В школе работают: эколого-краеведческий кружок, творческие мастерские, проводятся обзорные...

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура является синтезирующим и активным продолжением общей культуры.

2. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в

3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств

Л. П. Симонова считает, что абсолютно необходимо вести регулярные уроки этические об

экологическое образование, окружающая среда, младший школьный возраст, начальная

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое...

Приоритетные направления современного образования...

На их базе занимается около 1200 учащихся сельских школ.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — процесс длительный и сложный.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое

изобразительное искусство, экологическая культура, экологическое воспитание, урок...

Проблемы экологического образования и воспитания на примере...

Экологическое образование в общеобразовательных школах США характеризуется

Рассмотрим углублённа Российский государственный образовательный стандарт

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда

среда, младший школьный возраст, начальная школа, устойчивое развитие, экологическая культура.

Похожие статьи

К вопросу об эколого-правовой культуре | Статья в журнале...

Но этого недостаточно, нужно усилить работу по эколого-правовому всеобучу.

Семья тот социальный институт, где с детства прививаются начальные знание о праве, о правонарушении, об

эколого-правовая работа с родителями в детских садах, школах и вузах

эколого-правовое образование и воспитание, экологическая и правовая культура...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы обеспечивается

Третье – обеспечение процесса «вхождения» в экологическую культуру с учетом

— С. 15-18. Груздева Н. В. Экологическое образование в современной школе / Н. В...

Формирование экологической культуры младших школьников...

В начальной школе детям необходимо усвоить прочные знания, и сочетание уроков с внеклассными

– мотивацию, готовность и потребность к повышению экологической грамотности

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем.

Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. /

К вопросу об актуальности обучения школьников правовым...

Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в

Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды

Так, например, в начальной школе программа предполагает рассмотрение понятий

1. Конституция Российской Федерации. 2. Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.

Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы.

6. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе.

Формирование экологической культуры средствами...

Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-краеведческая деятельность.

Формирование этой культуры — длительный процесс, начинающийся обычно в семье

Погружения в природную и этнокультурную среду во время уроков под открытым небом

В школе работают: эколого-краеведческий кружок, творческие мастерские, проводятся обзорные...

Экологическое образование и культура как приоритетное...

Экологическая культура является синтезирующим и активным продолжением общей культуры.

2. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в

3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств

Л. П. Симонова считает, что абсолютно необходимо вести регулярные уроки этические об

экологическое образование, окружающая среда, младший школьный возраст, начальная

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое...

Приоритетные направления современного образования...

На их базе занимается около 1200 учащихся сельских школ.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — процесс длительный и сложный.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое

изобразительное искусство, экологическая культура, экологическое воспитание, урок...

Проблемы экологического образования и воспитания на примере...

Экологическое образование в общеобразовательных школах США характеризуется

Рассмотрим углублённа Российский государственный образовательный стандарт

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда

среда, младший школьный возраст, начальная школа, устойчивое развитие, экологическая культура.

Задать вопрос