К вопросу об актуальности обучения школьников правовым основам экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Скачок С. В. К вопросу об актуальности обучения школьников правовым основам экологической безопасности // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 617-620. — URL https://moluch.ru/archive/84/15703/ (дата обращения: 24.10.2018).

На современном этапе подготовка школьников по экологической безопасности рассматривается как социальный заказ системе общего образования. Почему?

Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в связи с этим для каждого из нас являются актуальными вопросы экологической безопасности. Все усилия в дальнейшем могут оказаться напрасными, если мы не обеспечим необходимый уровень экологической безопасности уже сегодня. Реалии таковы, что всё большее количество людей ощущает на себе отрицательное влияние промышленности и достижений научно-технического прогресса на окружающую среду, при этом соблюдение норм и правил экологической безопасности нередко игнорируются руководителями различного рода предприятий.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, экологическим сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности [3].

Как же изменить ситуацию? Для того чтобы нивелировать огромное количество экологических проблем, формирование экологической культуры людей необходимо начинать с раннего детства. Рано или поздно подрастающее поколение займет, к примеру, должности руководителей предприятий, от действий которых напрямую будет зависеть состояние окружающей среды в том или ином регионе, населенном пункте.

Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования [3]. Поэтому у выпускника старшей школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, сформированы основы экологических знаний, в т. ч. и по экологической безопасности.

Экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере экологической безопасности является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область «экология и безопасность жизнедеятельности» [5, 9]. Идеи такой интеграции положены в основу новой линии школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией профессора С. В. Алексеева [2].

Необходимо отметить, что подготовка в области экологической безопасности является важной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Безопасность жизнедеятельности» [8].

В содержании школьного образования в области экологической безопасности важное место должно быть отведено основам правовых знаний. Основы экологического права напрямую закреплены в основном законе страны — Конституции Российской Федерации. Так, в статье 42 Конституции РФ прописано: «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1].

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Экологическое право включает в себя следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ, международные договоры РФ, Федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомств, органов местного самоуправления.

Система экологического законодательства РФ включает два направления: природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство. В природоохранное законодательство входят правовые акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом (Федеральный Закон РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов (Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ и др.). Существующее законодательство направлено на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Однако сама по себе статья Закона не может обеспечить правосознание человека и его бережное отношение к окружающей среде. Правосознание связано с воспитанием и самосознанием, которое закладывается с детских лет. Правовые основы обеспечения экологической безопасности в системе отечественного образования начинают рассматривать в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Необходимо подчеркнуть, что курс ОБЖ является обязательным к изучению в школе. Это связано с позицией нашего государства, которое в числе приоритетных образовательных задач рассматривает обучение подрастающих граждан страны основам безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поведения в случае их возникновения. Курс ОБЖ предполагает и изучение вопросов экологической безопасности [4]. С учетом экологических последствий масштабной хозяйственной деятельности человечества, особенно после трагедий на Чернобыльской АЭС в СССР и АЭС Фукусима в Японии, значимость такого образования школьников переоценить невозможно. Правовые знания и правила поведения, которые получают обучаемые на уроках ОБЖ — это основа экологической безопасности граждан, страны и мира в целом.

Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию у школьников культуры безопасности жизнедеятельности, развитию у них личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз. Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды на развитие личностно-мотивационной сферы школьников подтверждено современными научными исследованиями [6].

Рассмотрим, как вопросы экологической безопасности включены в содержание учебных программ по ОБЖ (на примере программ авт. Б. И. Мишина и др.) [7].

Изучение материала экологического содержания предусматривается в следующих разделах программы: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», «Основы здорового образа жизни». Так, например, в начальной школе программа предполагает рассмотрение понятий «природа», «окружающая среда». Предусматривается проведение экологических экскурсий, что позволяет уже с раннего возраста знакомить учащихся с объектами природы, экологическими проблемами своего региона, осознавать важность решения этих проблем. При этом с правовыми аспектами экологической безопасности учащиеся знакомятся на уровне «это можно» — «это нельзя».

Программа курса ОБЖ для основной школы включает, в частности, такое содержание, как нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Предусмотрено изучение следующих вопросов: нарушение экологического равновесия в местах проживания; характеристика состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека; загрязнение атмосферы, почв, природных вод, радиации в биосфере; загрязняющих веществ; понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ; меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Важно отметить, что с основами правовых знаний по экологической безопасности учащиеся знакомятся в 9 классе, поскольку именно на этом этапе обучения они начинают изучать курсы «Обществознание», «Правоведение».

Однако наиболее полно основы экологического законодательства целесообразно рассматривать в старшей школе, на завершающем этапе общего образования, с учетом возраста и уровня подготовки школьников [4]. В 10–11 классах материал по экологической безопасности содержит, в первую очередь, раздел программы «Основы здорового образа жизни», а также раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Это информация о безопасном поведении в природных условиях, в т. ч. в условиях вынужденной автономии, о способах экологически безопасного поведения во время поездок в экзотические страны, о предупреждении пищевых отравлений, о пищевых добавках, о влиянии на здоровье тех или иных примесей в воде и воздухе и т. д. Предусматривается проведение практических занятий с использованием экспресс-лабораторий (например, обнаружение вредных примесей в воде, воздухе, в продуктах питания).

Учебные программы, разработанные другими авторами, материал по экологической безопасности включают в аналогичном объеме и в сходной последовательности, несмотря на то, что отдельные темы, посвященные экологической безопасности, имеют разницу в названиях и, соответственно, в содержательном наполнении: например, «Человек, среда его обитания, безопасность человека» и «Экология и безопасность» [2].

Исходя из изложенного, следует, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» играет ведущую роль в процессе обучения школьников вопросам экологической безопасности, в том числе и в ознакомлении учащихся с основами экологического законодательства.

 

Литература:

 

1.                 Конституция Российской Федерации

2.                 Алексеев С. В., Данченко С. П., Костецкая Г. А., Ладнов С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 416с.: ил.

3.                 Глазачев С. Н., Перфилова О. Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. — М., 2008. — 128с.

4.                 Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников /Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2013. — № 5 (34). С.97–101.

5.                 Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения /Астраханский вестник экологического образования. — 2014. — № 2(28). — С.97–102.

6.                 Костецкая Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования: Автореферат дис. … канд. пед. наук /Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. — СПб., 1999. — 19с.

7.                 Мишин Б. И. Организация преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе: сборник нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов: М.: Вентана-Граф, 2008.

8.                 Попова Р. И. Знания по экологической безопасности как основа подготовки магистров //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. — № 2. — С.92–95.

9.                 Vasileva T. V., Kostetckaia G. A. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. — P.76–92.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, экологическое равновесие, Конституция РФ, старшая школа, природоресурсное законодательство, природоохранное законодательство, природная среда, общее образование, безопасное поведение.


Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Конституцией Российской Федерации (от 12 декабря 1993года) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду

- способность мыслить в границах экологической безопасности; - следование законам, охраняющим природную среду

Обеспечение экологической безопасности строительства

Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды

Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Экологические аспекты природопользования в рамках природоресурсных отношений рассматриваются в законах

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, окружающая природная среда, экологическая безопасность, Конституция РФ, акт...

К вопросу о развитии экологических знаний в курсе...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, экологическая культура, знание, экологическое мышление, ситуация, область безопасности жизнедеятельности, экологическая опасность.

Сравнительный анализ экологического законодательства...

Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическая безопасность,загрязнение окружающей среды, природоресурсное законодательство, право на благоприятную окружающую природную среду.

Основные направления государственной политики в сфере...

Основными направлениями экологической политики Российской Федерации являются сохранение и защита природной среды, а также

Итогами реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды должны стать единое...

Экологическая безопасность: понятие и содержание

Экология, охрана природы и экологическая безопасность.

Критерии качества окружающей природной среды [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, природная среда, безопасность, природа, международный...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу

8. Экологическое право (право окружающей среды) [Электронный ресурс].

10. Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного...

Конституционные основы охраны окружающей среды...

Равновесие природной среды на сегодняшний день настолько разбалансировано, что само упоминание этого термина в науке выглядит архаично.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, благоприятная окружающая среда, Конституция РФ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Конституцией Российской Федерации (от 12 декабря 1993года) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду

- способность мыслить в границах экологической безопасности; - следование законам, охраняющим природную среду

Обеспечение экологической безопасности строительства

Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды

Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Экологические аспекты природопользования в рамках природоресурсных отношений рассматриваются в законах

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, окружающая природная среда, экологическая безопасность, Конституция РФ, акт...

К вопросу о развитии экологических знаний в курсе...

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, окружающая среда, экологическая культура, знание, экологическое мышление, ситуация, область безопасности жизнедеятельности, экологическая опасность.

Сравнительный анализ экологического законодательства...

Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическая безопасность,загрязнение окружающей среды, природоресурсное законодательство, право на благоприятную окружающую природную среду.

Основные направления государственной политики в сфере...

Основными направлениями экологической политики Российской Федерации являются сохранение и защита природной среды, а также

Итогами реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды должны стать единое...

Экологическая безопасность: понятие и содержание

Экология, охрана природы и экологическая безопасность.

Критерии качества окружающей природной среды [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, природная среда, безопасность, природа, международный...

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Совершенствование законодательства об охране окружающей среды относится к числу

8. Экологическое право (право окружающей среды) [Электронный ресурс].

10. Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного...

Конституционные основы охраны окружающей среды...

Равновесие природной среды на сегодняшний день настолько разбалансировано, что само упоминание этого термина в науке выглядит архаично.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, благоприятная окружающая среда, Конституция РФ...

Задать вопрос