Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 1590 раз

Библиографическое описание:

Скобелева, А. В. Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации / А. В. Скобелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95678/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтительные формы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов в школе, формулирует условия, влияющие на успешную профессиональную адаптацию учителей.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодые специалисты, педагоги, трудности профессиональной адаптации.

Начальный этап работы молодых специалистов в образовательном учреждении — сложный процесс, характеризуемый непредсказуемостью. На данном этапе начинающий педагог сталкивается со множеством профессиональных проблем и от того, научится ли он решать эти проблемы, справляться с поставленными перед ним задачами зависит, состоится ли начинающий специалист как профессионал или решит уйти из сферы образования.

К вопросу о профессиональной адаптации обращались многие ученые-исследователи, такие как Т. С. Полякова, С. Г. Вершловский, Г. С. Засобина, Е. Н. Будрастых, Г. М. Голубенко, Э. Ф. Зеер, О. В. Назарова, А. К. Маркова и др. В своих исследованиях ученые выделяют следующие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются начинающие педагоги и которые негативно влияют на процесс адаптации молодого специалиста в образовательной организации:

– высокое эмоциональное напряжение (глубоко переживаются как неудачи, так и успехи в педагогической деятельности);

– сложность и многозадачность профессиональной деятельности;

– возможные трудности в общении с учениками и их родителями, с коллегами по работе, с администрацией учебной организации;

– недостаток наставнической помощи в разработке урока, внедрении новых технологий, разрешении конфликтных ситуаций с участниками педагогического процесс [3].

В своем исследовании мы опираемся на следующее определение, наиболее четко, на наш взгляд, отражающее суть психолого-педагогической адаптации — процесс вхождения личности в новое социальное окружение и становление оптимального баланса между индивидуумом и окружающей средой с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды, а также развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности [1, 2].

Для дальнейшего исследования процесса профессиональной адаптации и психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов нами была проведена диагностика в МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Костромского района. В исследовании приняли участие 6 молодых педагогов, стаж педагогической деятельности от 2 до 4 лет.

В работе был использован следующий диагностический инструментарий: анкета о профессиональном самочувствии; анкета оценки поддержки молодых специалистов; таблица диагностики затруднений и потребностей педагогов.

По результатам анкетирования преподавателей о профессиональном самочувствии, педагогами был отмечен благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Чаще всего педагоги приходят на работу в хорошем настроении, коллектив относится к молодым специалистам доброжелательно, а также оказывает моральную и практическую поддержку.

Администрацией образовательной организации созданы комфортные условия для всех педагогов: выделена рабочая зона, помощь опытных педагогов, распределены полномочии и должностные обязанности, оказывается своевременное методическое информирование. В решении профессиональных трудностей помощь оказывают коллеги, директор, завуч.

При оценке необходимости помощи в профессиональной деятельности в начальный период работы были получены следующие результаты: помощь в течение месяца потребовалась двум педагогам, помощь в течение шести месяцев потребовалась двум учителям, помощь в течение года требовалась одному педагогу и одному преподавателю помощь нужна до сих пор.

Наибольшие затруднения в первый год работы у педагогов вызвали проблемы с дисциплиной в классе и трудности в организации и проведении учебных занятий.

При оценивании самочувствия в профессии наименее выраженными показателями среди молодых специалистов оказались: умение справляться с профессиональными трудностями (33 %), чувство самоценности в педагогическом коллективе (33 %), удовлетворенность своей педагогической деятельностью (33 %).

Среди основных трудностей, возникающих перед молодыми специалистами, были отмечены использование методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.) и средств обучения (наглядных, технических и др.), затруднения в знании концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы, подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам, подготовка и проведение внеурочного мероприятия, распределение времени на различные виды работ в ходе урока, планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов.

Наиболее предпочтительными формами психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов, с точки зрения самих педагогов, являются тренинг (66 %), общество молодых педагогов (50 %), консультирование, встречи с коллегами в неформальной обстановке, общение преподавателей в социальных сетях (33 %).

По результатам опроса о наиболее полезных формах поддержки молодых специалистов были получены следующие результаты: возможность по всем вопросам обращаться к своему наставнику(100 %), посещение уроков наставника (83 %), обсуждение с администрацией (завучем, директором) состояния дел в первый год моей работы (83 %), обсуждение с директором, муниципальным администратором возможностей карьерного продвижения (66 %), составление личного плана развития и обсуждение его с руководством (83 %), работа в школе при получении педагогического образования по собственной инициативе (100 %), денежные выплаты в виде грантов за работу в сельской школе (66 %), увеличение стипендии студентам последних курсов, заключивших договор с муниципалитетом/школой (66 %).

Основными достоинствами работы в образовательной организации молодые педагоги считают достойный уровень заработной платы (66 %), интересная и разнообразная работа (50 %), уважение со стороны детей и родителей (50 %), стабильность (50 %). Так же все молодые педагоги отметили, что самостоятельно могут принимать решения в области учебной и воспитательной работы.

При самоанализе перспектив на ближайшие три года педагоги отметили следующие варианты: обучение на более высоком уровне (ВУЗ, магистратура) — 66 %, расширение круга профессионального общения — 33 %, повышение профессионального мастерства — 33 %, реализация собственных проектов — 33 %. Для реализации своих планов педагоги уже сейчас проходят курсы повышения квалификации (50 %), осваивают новые методы и формы педагогической деятельности (50 %), реализуют с детьми социальные проекты (66 %).

На основании полученных данных нами были сформулированы следующие выводы:

– наибольшие трудности для молодых педагогов составляет нехватка профессиональных умений в сфере преподавания, воспитания, методической работы;

– проблемы возникают в процессе проектирования и проведения уроков, в работе с учениками и с родителями;

– значительная часть молодых специалистов преодолевает проблемы самостоятельно: ищет пути развития и повышения квалификации.

Результаты проведенной диагностики еще раз доказывают актуальность психолого-педагогического сопровождения для успешной адаптации молодых специалистов в образовательной организации.

На наш взгляд, к основным условиям, влияющим на успешную профессиональную адаптацию молодых специалистов можно отнести:

  1. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
  2. Организация методической работы с педагогами, поиск эффективных форм сопровождения молодого специалиста. Разработка и реализация программы работы с начинающими педагогами.
  3. Личностно — ориентированный подход в процессе профессиональной адаптации молодых учителей.

Литература:

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

2. Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. — Киев: КГУ, 2006. — 50 с.

3. Ширшова И. А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2014. № 3. — C.3–17

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, образовательная организация, профессиональная адаптация, педагогическая деятельность, молодая, психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов, трудность, благоприятный социально-психологический климат, методическая работа, молодой специалист.


Ключевые слова

педагоги, профессиональная адаптация, молодые специалисты, трудности профессиональной адаптации

Похожие статьи

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с

Социально-психологическая адаптация молодого педагога предполагает приобретение и

Социально-организационная адаптация молодых педагогов подразумевает процесс усвоения

Специалисты выделяют первичную и вторичную профессиональную адаптацию.

Профессиональная адаптация молодых специалистов...

 В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации.

Ключевые слова : адаптация, молодой специалист.

Часто встречаются истории о том, что молодой специалист, устроившись в школу через

Таким образом, социальная адаптация молодых специалистов в системе образования...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, компоненты профессионального

И только 5 % опрошенных молодых педагогов отметили, что их профессиональная

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Факторы адаптации педагогических работников...

– зрелость педагогического коллектива и его психологический климат

– роль и влияние общественных организаций (Совета молодых учителей, профсоюза)

— С. 76–80. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным

Черникова Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник, образовательная система

Виды и этапы адаптации педагогических работников... Адаптация молодых педагогов к работе

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Сущность и принципы сопровождения педагога...

Ключевые слова: сопровождение, принципы сопровождения педагогов.

Обратимся к принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для

Сопровождение профессиональной деятельности педагога осуществлялось через.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Дебрянская А. А. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя.

Пляцковский М. М. Активные методы обучения в методической работе.-М.,2013.-С.44. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности.

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Молодой специалист, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную средy, в

5. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Библиографическое описание: Осашина, О. Ю. Адаптация молодых специалистов как

Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

Помимо того, руководитель в своей работе с молодых педагогом, может применять совершенно

Башкирева Т. Ф. Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении / Т. Ф...

Похожие статьи

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с

Социально-психологическая адаптация молодого педагога предполагает приобретение и

Социально-организационная адаптация молодых педагогов подразумевает процесс усвоения

Специалисты выделяют первичную и вторичную профессиональную адаптацию.

Профессиональная адаптация молодых специалистов...

 В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации.

Ключевые слова : адаптация, молодой специалист.

Часто встречаются истории о том, что молодой специалист, устроившись в школу через

Таким образом, социальная адаптация молодых специалистов в системе образования...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, компоненты профессионального

И только 5 % опрошенных молодых педагогов отметили, что их профессиональная

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Факторы адаптации педагогических работников...

– зрелость педагогического коллектива и его психологический климат

– роль и влияние общественных организаций (Совета молодых учителей, профсоюза)

— С. 76–80. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным

Черникова Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник, образовательная система

Виды и этапы адаптации педагогических работников... Адаптация молодых педагогов к работе

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Сущность и принципы сопровождения педагога...

Ключевые слова: сопровождение, принципы сопровождения педагогов.

Обратимся к принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для

Сопровождение профессиональной деятельности педагога осуществлялось через.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Дебрянская А. А. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя.

Пляцковский М. М. Активные методы обучения в методической работе.-М.,2013.-С.44. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности.

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение...

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Молодой специалист, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную средy, в

5. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Библиографическое описание: Осашина, О. Ю. Адаптация молодых специалистов как

Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

Помимо того, руководитель в своей работе с молодых педагогом, может применять совершенно

Башкирева Т. Ф. Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении / Т. Ф...

Задать вопрос