Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 1738 раз

Библиографическое описание:

Кульбекова, А. С. Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. / А. С. Кульбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95664/ (дата обращения: 03.05.2024).



Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Однако влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления, в свою очередь, требует корректирования ранее принятых стратегических решений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р была принята «Стратегия развития таможенных органов 2020», которой предусмотрено дальнейшее развитие таможенной службы России, напрямую связанной с внедрением новых цифровых технологий во все сферы ее деятельности.

В документе определены ключевые направления таможенной службы:

  1. Цифровизация и автоматизация технологических процессов.
  2. Содействие в виде формирования предложений (и последующего законодательного закрепления) преференции в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики.
  3. Обеспечение открытости и прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля перед участниками ВЭД.
  4. Формирование улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и в целом инвестиционного климата в России.
  5. Создание благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и ряд других мер взаимодействия [6].

Одной из главных задач предыдущей стратегии была глобальная цифровизация таможенного администрирования. На сегодняшний день концепция развития таможенной службы остается неизменной. Главный вектор развития стратегии 2030 — цифровизация. В новой стратегии, впервые четко определена миссия таможенной службы, которая состоит из четырех пунктов:

  1. Эффективные меры содействия развитию международной торговли, росту товарооборота и не сырьевого экспорта по всем географическим направлениям.
  2. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, своевременности, полноты и правомерности (легальности) взимания таможенных платежей.
  3. Достижение, расширение линейки предлагаемых услуг и поддержание на уровне высокого качества таможенного администрирования.
  4. Формирование выгодных позиций и конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД и законодательное закрепление такого порядка.

Стратегия развития таможенной службы 2030 нацелена на повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков, совершенствование системы таможенного транзита, развитие конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля, внедрение глобальной системы прослеживаемости. В результате реализации данной стратегии мы получим умную таможню с искусственным интеллектом, которая будет отличаться безопасностью, скоростью и особым доверием.

Сравнительный анализ двух стратегий развития таможенных органов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ стратегий (2020, 2030) развития таможенных органов РФ

2020 год — электронная таможня

2030 год — интеллектуальная таможня

Личный кабинет участника ВЭД

Применение искусственного

интеллекта

Автоматизация применения системы управления рисками

Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени

16 центров таможенного

декларирования

«Интеллектуальный пункт пропуска»

Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров

Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС

Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей

Современные онлайн платежные решения

Личный кабинет участника ВЭД

Семантическая сверка электронных разрешительных документов

В конце 2020 года были утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее — Стратегия-2025). Основная задача, решаемая Стратегией, — создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала Союза, увеличения его значимости в мире. Стратегия — это программный документ развития Союза на ближайшие 5 лет, состоящая из концептуальных положений и 330 мер и механизмов, сгруппированных в системные блоки. Их реализация будет способствовать получению дополнительных прямых и косвенных экономических выгод и преимуществ для участников интеграции.

В стратегии-2025 определен вектор развития, заключающийся в:

– обеспечении максимальной эффективности единого рынка ЕАЭС и реализация его возможностей для бизнеса и потребителей;

– формировании «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов;

– формировании ЕАЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия.

Одним из ключевых этапов в создании результативной стратегии развития является этап анализа соответствия ее структуры и содержания установленным требованиям и рекомендациям. Анализ существующих теоретических подходов и методического обеспечения для проведения экспертизы результатов стратегического планирования и управления, особенностей и параметров Стратегии-2030 и Стратегия-2025 как объекты сопоставительного анализа позволяет обобщить и сформулировать методические рекомендации по формированию стратегий и программ развития. Структура разрабатываемой стратегии должна содержать следующие основные этапы:

  1. Определение и обоснование проблем развития, вызываемых внутренними и внешними факторами с целью их дальнейшей разработки в рамках стратегии развития и оценка ожидаемого результата. На данном этапе необходимо определить системные проблемы, объективные и субъективные причины (факторы) их появления.
  2. Определение возможных альтернатив (способов) решения проблемы, выбор приемлемой альтернативы и оценка рисков. Данный этап предполагает проведение анализа всех альтернативных способов решения проблемы, анализа возникающих в рамках каждого решения ограничений и сопутствующих благоприятных факторов, анализа внешних эффектов, а также выбор рационального (приемлемого) способа решения проблемы и оценку рисков.
  3. Формирование (проектирование) стратегии развития. Определение последовательности решаемых задач. На этой стадии в рамках выбранного направления (способа) решения проблемы необходимо четко определить последовательность задач, реализация которых обеспечит получение ожидаемого результата.
  4. Определение сроков и этапов реализации стратегии. На основе анализа последовательности решения задач должны быть определены этапы реализации стратегии, а по каждому из этапов необходимо определить промежуточные результаты, привести количественные значения соответствующих показателей и определить перечень завершенных и незавершенных задач. Необходимо разработать механизм управления реализацией стратегии развития.
  5. Разработка целевых программ решения задач стратегии и комплекса обеспечивающих внепрограммных мероприятий. Решение задач стратегии может обеспечиваться в рамках целевых программ и (или) обеспечивающих мероприятий непрограммного характера.
  6. Определение общей потребности в ресурсах и источников финансирования, разработка сводного финансового плана (бюджета стратегии). При разработке стратегии развития необходимо обосновать общую потребность в ресурсах для реализации всех ее мероприятий с учетом прогнозируемого уровня инфляции, изменения обменного курса рубля к доллару и другим валютам, а также иных факторов.
  7. Определение порядка мониторинга стратегии и контроля за ее реализацией. При разработке стратегии должны быть определены меры по контролю и мониторингу исполнения ее мероприятий, включая определение показателей мониторинга, периодичность мониторинга, методики сбора информации и т. д.

В новой Стратегии развития Таможенных органов определена одна стратегическая цель, достижение которой планируется осуществить путем выполнения качественных ориентиров. Также, можно отметить неявно прослеживаемую корреляцию целевых ориентиров с определенными стратегическими направлениями. В связи с чем, в дальнейшем целесообразно осуществить переход от модели статического долгосрочного проектирования к модели оперативного мониторинга таможенной системы и динамического (непрерывного) ее проектирования на принципах самоорганизации и саморазвития [5].

Что же касается Стратегии-2025, безусловно, при разработке такого рода документов, который объединяет цели и интересы нескольких стран-участниц, возникает сложность в части постановки конкретных и однозначно сформулированных проблем развития. Данный документ содержит в себе вектор развития Союза, четкие инструменты и механизмы в рамках представленных направлений, однако оценку качества планируемых мероприятий и выполнения задач провести в будущем невозможно ввиду отсутствия системы количественных и качественных индикаторов. Некоторые из намеченных задач, исходя из их описания, в принципе не поддаются какой бы то ни было оценке, а лишь предполагают ожидаемый эффект для ведения бизнеса или углубления интеграционного процесса. Наличие единого документа на уровне ЕАЭС свидетельствует о том, что все государства-члены разделяют общее видение развития Союза в данной перспективе. Однако у каждого из государств-членов в силу различных особенностей экономического развития выстраивается собственный перечень приоритетов и актуальных задач в рамках евразийской интеграции.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно–правовая система «Гарант» URL: https://www.garant.ru/files/9/3/1376639/strategiya-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-rf.pdf
  2. Макрусев В. В., Лобас Т. В., Любкина Е. О. Институциональная теория развития таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2019 № 12.
  3. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 932–940.
  4. Макрусев В. В., Соболь А. А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 3 (498). С. 416–429.
  5. Макрусев В. В., Тимаков И. О. Стратегия развития таможенных органов:сопоставительный анализ // Стратегия бизнеса, 2021, т.9, № 1. стр.13.
  6. Пястолов О. А., Арустамов Э. А., Рудаков С. В. Сравнительный анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. // Вестник Евразийской науки, 2020 № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Стратегия развития, таможенная служба, личный кабинет участника, общая потребность, оценка рисков, разработка стратегии развития, решение проблемы, таможенное администрирование, таможенный контроль.


Похожие статьи

Анализ деятельности таможенных органов...

Горлов, А. А. Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных...

Актуальные проблемы совершенствования управления...

...находит свое закрепление в Стратегии развития таможенных органов до 2020 г.

Анализ основных направлений совершенствования российской...

Ключевые слова: система управления рисками (СУР), таможенные органы, профили рисков.

Анализ концепции развития таможенных органов Российской...

Библиографическое описание: Старых, С. А. Анализ концепции развития таможенных органов...

Особенности функционирования системы управления рисками...

Количество утвержденных профилей рисков ежегодно увеличивается примерно на 15–20 %.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ....

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с...

Проблемы и перспективы развития системы таможенного...

В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного...

Стратегические направления совершенствования таможенного...

4. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года...

Управление рисками как одна из перспективных технологий...

7. Костин А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля.

Похожие статьи

Анализ деятельности таможенных органов...

Горлов, А. А. Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных...

Актуальные проблемы совершенствования управления...

...находит свое закрепление в Стратегии развития таможенных органов до 2020 г.

Анализ основных направлений совершенствования российской...

Ключевые слова: система управления рисками (СУР), таможенные органы, профили рисков.

Анализ концепции развития таможенных органов Российской...

Библиографическое описание: Старых, С. А. Анализ концепции развития таможенных органов...

Особенности функционирования системы управления рисками...

Количество утвержденных профилей рисков ежегодно увеличивается примерно на 15–20 %.

Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ....

В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с...

Проблемы и перспективы развития системы таможенного...

В статье рассматриваются проблемы современного функционирования системы таможенного...

Стратегические направления совершенствования таможенного...

4. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года...

Управление рисками как одна из перспективных технологий...

7. Костин А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля.

Задать вопрос