Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Аксютенков, В. О. Проблемы системы управления рисками в таможенном деле РФ. Отечественный и зарубежный опыт / В. О. Аксютенков, А. В. Шуваев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85145/ (дата обращения: 19.01.2022).



В данной работе рассматривается система управления рисками в таможенном деле в РФ с учетом нововведений на 2021 год. Также анализируется зарубежный опыт применения системы управления рисками на примере Японии.

Ключевые слова: таможенный контроль, Японская таможня, таможенное оформление, таможенное регулирование, система управления, Евразийский экономический союз.

This paper examines the risk management system in customs in the Russian Federation, taking into account innovations for 2021. The foreign experience of applying the risk management system on the example of Japan is also analyzed.

Keywords: customs control, Japanese customs, customs clearance, customs regulation, management system, Eurasian Economic Union.

Согласно статистическим данным, опубликованные на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — ФТС России), за 2020 год сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляет 4 751,8 млрд рублей [3]. А общая сумма платежей, взимаемых при импорте товаров, по итогам 2020 года составила 3 444,0 млрд рублей, при экспорте — 1 148,1 млрд рублей. Следовательно, внешнеторговая деятельность занимает важное место в национальной экономике Российской Федерации и составляет значительную часть доходов федерального бюджета государства.

Одним из важнейших элементов системы государственного контроля за внешнеторговой деятельностью является таможенный контроль, основной задачей которого является содействие успешной реализации таможенной политики государства.

Цель таможенного контроля — обеспечение соблюдения законодательства — достигается только в том случае, если таможенные органы получают полную и достоверную информацию о товарах, перевозимых через таможенную границу. Однако ограниченные ресурсы таможенных органов не позволяют проводить ряд мер контроля за каждой отправкой, которые обеспечивали бы достаточную информацию о товарах, перевозимых через таможенную границу, и обеспечивали бы достижение цели таможенного контроля в полном объеме.

Поэтому ключевым принципом таможенного контроля, закрепленным как в международных законах, так и в российском законодательстве, был и остается принцип избирательности. Он реализуется путем применения системы управления таможенными рисками (далее — СУР), которая постоянно совершенствуется. Согласно Стратегии развития до 2030 года поставлена цель создать саморазвивающуюся СУР. Однако для выполнения поставленных задач необходимо разрешить противоречия, с одной стороны, между желанием минимизировать нарушения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу и ограниченными ресурсами таможенных органов, доступными для такого сокращения, а с другой стороны, между желанием снизить расходы государства, участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и потребителей товаров.

Глава 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [2] (далее — ТК ЕЭАС) посвящена СУР, а статья 376 ТК ЕЭАС даёт определение основных понятий, связанных с риском. Согласно вышеупомянутой статье таможенный риск (риск) представляет собой вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а управление рисками — систематизированную деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления.

Так как морские перевозки грузов пользуются популярностью во всем мире, общая доля которых составляет более 60 % от объема международной торговли, то необходимо рассмотреть места возможного сокрытия товаров от таможенного контроля на водном транспорте.

При осуществлении таможенного осмотра водного судна, согласно Л. И. Попову, обследуются следующие его части [6]:

— форпик (проверяются цепной ящик, водяной, балластный и топливный баки, шкафы и малярные кладовые, доступ к вспомогательным винтам);

— грузовой трюм (проверяются предметы в грузовом трюме, балластные, топливные и водяные баки, груз, оборудование);

— ходовая рубка (проверяются навигационное оборудование, второй вахтенный журнал, судовые свидетельства и схемы судна, кладовая под ходовой рубкой);

— кают-компания, кубрик (проверяются камбуз и столовая, судовые запасы и кладовые, ванные и души, кубрики);

— машинное отделение (проверяются двигатели, трюмы, вытяжные отверстия, баки и пустоты, коридор гребного вала);

— кормовая часть (проверяются рулевая система, водяной и топливный баки, рулевое отделение, кладовая, малярная и участок обслуживания);

— верхние палубы (проверяются спасательные плоты, палубное оборудование, выпускные трубы, места размещения грузов, привальные брусья, швартовые стойки);

— наружная обшивка и корпус судна (проверяются отсеки, приваренные к корпусу, и контейнеры, прикрепленные к корпусу или вспомогательному винту).

Принимая во внимание зарубежный опыт использования СУР, мы должны выделить Японию как традиционный законодателя по технологическим инновациям. Таможенная служба Японии считается одной из самых развитых таможенных служб в мире. Являясь одним из основателей Всемирной таможенной организации и участвуя во многих международных проектах, связанных с инновационными подходами в области таможенного управления. По этим причинам вполне могут быть применимы в практике российских таможенных органов для повышения эффективности таможенного оформления и контроля, а также укрепления позиций российских таможенных органов в международных организациях.

Многие страны мира активно участвуют по регулированию международной торговли в рамках ВТО, формируя двусторонние или многосторонние соглашения.

Японская таможня формирует и осуществляет соотносимую и справедливую политику сбора налогов и таможенных платежей для того, чтобы помочь национальной экономике и обеспечить наполняемость общественных фондов. Таможня Японии собирает значительное количество таможенных пошлин и внутренних налогов: приблизительно 5,4 триллионов иен (около 47 млрд долларов США) в 2010 г. Эта цифра составляет приблизительно 10 % полного дохода государства.

Для обеспечения более справедливого сбора платежей таможня работает в тесном взаимодействии с министерством государственного налогообложения.

Стоит отметить, что в Японии наблюдаются и определенные внутренние проблемы, такие как экономическое неравенство между городскими территориями и сельскими районами, стареющее общество, и сложности формирования общественных финансов.

Принимая эти задачи во внимание, таможня Японии как орган власти прилагает определенные усилия. Таможенная структура определила для себя три основных миссии, а именно:

— участие в создании безопасного и надежного общества;

— сбор таможенных пошлин и налогов соответствующим и справедливым способом;

— дальнейшее облегчение торговых процедур.

В соответствии с этими миссиями, таможня Японии реализует определенную политику в сфере таможенной деятельности, имеющая 5 составляющих:

  1. Политика безопасности.
  2. Сбор доходов.
  3. Удобство для потребителей услуг.
  4. Международное сотрудничество.
  5. Эффективное административное управление.

Японская таможня применяет процедуру таможенного оформления на основе СУР более 40 лет. Концепция и статус «Уполномоченного экономического оператора» (УЭО) были введены еще в 2001 году. Упрощенные таможенные процедуры были введены для импортеров, экспортеров и операторов складов, которые соответствуют определенным критериям [5].

Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность изменения законодательства в отношении уполномоченного экономического оператора, чтобы расширить количество участников и предоставить возможность использовать другие компании, связанные с международной торговлей (таможенные агенты, экспедиторы, транспортные компании).

Эта работа проводится в сотрудничестве с другими правительственными организациями, такими как Министерство транспорта. Что касается международного партнерства с уполномоченными экономическими операторами, то японская таможня ведет переговоры с такими странами, как США, Австралия и Новая Зеландия, о взаимном признании программ УЭО. Во-первых, это позволяет максимально использовать преимущества такого учреждения для добросовестных участников внешней торговли, а во-вторых, это совершенно иной подход, чем существующий режим международного сотрудничества между таможенными органами, который сместил акцент на обмен действительно важной информацией, необходимой для выявления таможенных правонарушений.

Японская таможня также работает над более эффективными методами таможенного оформления, которые в полной мере используют все преимущества современных информационных технологий. В качестве примера мы можем привести систему NACCS3 («Японская автоматизированная система таможенного оформления»), введенная в эксплуатацию в 1978 году и играющая ключевую роль в достижении минимальных условий таможенного оформления. В 2003 году правительство Японии ввело систему единого окна (SWS).

Чтобы еще больше стимулировать использование информационных технологий, Японская таможня в сотрудничестве с соответствующими департаментами установила современный информационный центр, обеспечивающий работу системы «Единое окно». Система нового поколения была введена в эксплуатацию в октябре 2008 года.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что система управления зарекомендовала себя как сложный институт таможенного права, который позволяет оптимизировать таможенные процессы.

Литература:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Бюллетень международных договоров, N 5, 2012 год;
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (редакция, действующая с 23 марта 2021 года)// Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 12.04.2017 (дата обращения 31.10.2021);
  3. Официальный сайт ФТС РФ https://customs.gov.ru/ (дата посещения 31.10.2021);
  4. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры: учебник для вузов / А. П. Джабиев. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. 425 с.;
  5. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М. В. Бойкова; под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.;
  6. Попова Л. И. Технологии таможенного контроля: учебное пособие для вузов / Л. И. Попова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021, 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенное оформление, таможенный контроль, Японская таможня, система управления, таможенное регулирование, международная торговля, млрд рублей, таможенная граница, таможня Японии, Япония.


Задать вопрос