Взаимосвязь детской психотравмы и жизненных перспектив молодой личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.10.2022

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Голубева, Ю. В. Взаимосвязь детской психотравмы и жизненных перспектив молодой личности / Ю. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95455/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья посвящена исследованию специфики жизненных перспектив личности с опытом детских психотравм в семье и определению их типологии, их взаимосвязь. В статье раскрыто психологическое содержание понятия «жизненные отношения» личности, определена их структура и структурные компоненты (мировоззренческий, динамический и качественный). Обоснована типология жизненных отношений личности и выделены критерии их типизации (этическое измерение ее мировоззренческих позиций, субъектная вовлеченность в жизнь, подвижность и конструктивность отношений).

Ключевые слова: детские психотравмы, жизненная перспектива, жизненные отношения.

На протяжении всего времени люди по всему миру сталкивались с разным средовым воздействием. В нашем существовании имеется большое число ситуаций, которые могут приводить к травматизации личности.

Травматические ситуации зачастую создают напряжение, ухудшение эмоционального здоровья, а также появление различных психических расстройств и соматических болезней. Психическая травма выступает триггером мотивирующего характера, порождает ряд позитивных либо негативных изменений в личности и жизни личности. Субъективное восприятие травмирующего события, ее жизненный опыт и индивидуальные особенности, обусловливают характер влияния психической травмы на жизненную перспективу личности. Жизненные планы, задачи и ожидаемые результаты событий в будущем претерпевают существенные преобразования на фоне психотравмы.

По мнению Е. И. Головахо, «жизненная перспектива — это целостная картина будущего, ожидаемых событий, несущих ценностно-смысловую нагрузку для личности. Это центральный компонент жизненного пути. Жизненная перспектива личности, ее четкое осознание, ее дальность определяется профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической зрелости и социальной активности» [2, с. 51].

Изучая проблемы жизненной перспективы личности в отечественных трудах, можно выделить важную роль ее ценностно-смысловой стороне. В содержании жизненной перспективы планирование будущего, личностные смыслы — это главное, что определяет систему отношений человека. Так, К. А. Абульханова-Славская, Л. Н. Коган, Д. А. Леонтьев, Н. А. Логинова и другие авторы обозначают, что ценности личности показывают значимость для нее времени жизни, на сколько человек сможет реализоваться на различных этапах жизненного пути [1, с. 72].

В. В. Пантелеева устанавливает, что «жизненная перспектива — это обобщенный образ прогнозируемых и планируемых событий жизни в контексте их ценностно-смыслового значения во взаимосвязи с оценкой своего прошлого и настоящего. Конструктивность жизненной перспективы автор обозначает через общую оптимистичность восприятия разных периодов времени своей жизни — настоящего, прошлого и будущего, а также выраженность ценностно-смысловых связей между различными этапами своей жизни, внешними и внутренними аспектами своей деятельности, что определяет потенциальную продуктивность жизненной перспективы в плане ее воздействия на активность и адаптацию личности в социуме, повышение состояния благополучия и удовлетворенности личности своими достижениями» [3, с. 5].

Исходя из выше указанных точек зрений отечественных деятелей науки приходим к выводу, что понятие жизненной перспективы изучались многими учеными, которые обозначают данное явление как сложно структурированное образование, распространяющееся на все сферы жизнедеятельности человека.

Психологическая травма, (рsyche, trauma в переводе с греческого — потрясение души) — аффективные переживания личности, их остаточные проявления, которые обусловлены средовыми раздражителями, вызывающие патогенное влияние и психический дискомфорт личности. Психотравма — это не событие, а восприятие этого события как потрясение психики, воздействующее на всю жизнедеятельность личности в настоящем времени и возможность ее последующего развития.

По мнению Е. А. Петровой: «психотравма является жизненно важным событием для индивида, затрагивающим значимые стороны его существования, которое приводит к глубоким психологическим переживаниям, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом» [4], что подтверждает влияние психической травмы на всю личность травмированного, затрагивая все его жизненные отношения.

Цель проведенного исследования: выявить и описать характер взаимосвязи детских психических травм и существенных характеристик представлений о жизненной перспективы личности у молодого человека, в том числе, в зависимости от вида перенесенной психотравмы, что обуславливает особенности построения ею своих жизненных взаимодействий.

Исследование включало следующие диагностические методики: для исследования психотравмирующего опыта личности — «Анкета душевной боли» (Авт. А. Шнейдман, адапт. О. М. Моховикова), авторская экспериментально– диагностическая «Ретроспективно-аналитическая анкета»; для исследования мировоззренческого компонента ее жизненных перспектив –«Методика предельных смыслов» (авт. Д. А. Леонтьев), «Шкала базовых убеждений» (авт. Г. Янофф- Бульман, адапт. О. О. Кравцовой) и «Ценностные ориентации личности» (Авт. М. Рокич, адапт. О. О. Гоштаутаса, О. А. Семенова, В. А. Ядовая); для исследования динамического компонента жизненных перспектив личности «Тест жизнестойкости» (авт. С. Мадди, модиф. Д. А. Леонтьева, К. А. Рассказовой) и «Методика предельных смыслов» (авт. Д. А. Леонтьев); для исследования качественного компонента жизненных перспектив личности «Шкала субъективной оценки уровня удовлетворенности качеством жизнь» (авт. Р. Элиот, адапт. и валидиз. Н. Е. Водопьяновой) и «Общая эмоциональная направленность личности» (авт. Б. И. Додонов).

На этапе подготовки констатирующего эксперимента общая выборка составила 60 человек (33 мужчины, 27 женщин), работа проходила в индивидуальном порядке. При осуществлении исследования общая выборка была разбита по виду пережитой психической травмы на три группы: 1 группу составили люди молодого возраста с опытом семейных детских психотравм потери одного из родителей в результате его смерти (далее — ПТ ПТ); группу 2 — с опытом семейных детских психотравм деструктивных родительских отношений (далее — ПТ ДРО); группу 3 — с опытом семейных детских психотравм аутодеструктивного (суицидального) родительского поведения (далее — ПТ А/ДРП).

При формировании выборки были установлены возрастные критерии: в момент исследования возраст обратившегося должен быть от 18 до 25 лет, возраст получения семейной детской психотравмы — до 11 лет.

Эмпирическое исследование отразило специфику влияния детских семейных психотравм на жизнетворение молодой личности и построение ею своих жизненных перспектив. Экспериментально доказано, что такие психотравмы сопровождаются переживанием сильной душевной боли и блокированием экзистенциальных потребностей, что приводит к актуализации процесса травматической трансформации жизненных перспектив личности. Выяснено, что специфика их мировоззренческого компонента обеспечивается способностью личности к этическому мировосприятию; специфика динамического компонента — особенностями ее субъектной активности и жизнеспособности; качественного компонента — особенностями переживания, осмысления и оценки собственной жизни. Доказано, что сильнейшее разрушительное влияние на построение взрослой личностью жизненных перспектив оказывают полученные ею в детстве пролонгированные персонифицированные психотравмы, источником которых являются деструктивные родительские отношения и аутодеструктивное родительское поведение.

Определение типологии жизненных перспектив молодой личности с опытом детских психотравм в семье базировалась на теоретической (разработка типологической модели) и эмпирической (сравнительный и типологический анализ) основе.

Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм утраты родителя определены как взаимодействия нравственно-ориентированного типа. Они характеризуются доминированием в его мировоззренческой системе фундаментальной ценности жизни, ценности другого человека, познания, продуктивной деятельности, однако отличаются по динамическим и качественным характеристикам, которые создают определенные подтипы. Наиболее выраженным является подтип, характеризующийся субъектной вовлеченностью, подвижностью и конструктивностью взаимодействий — в типологии он определен как «нравственно-ориентированные подвижные жизненные взаимодействия»; менее выраженным — подтип, характеризующийся слабой вовлеченностью субъекта, слабой подвижностью и незначительной конструктивностью (подтип «нравственно-ориентированные малоподвижные взаимодействия»). Можно утверждать, что наличие в опыте молодой личности детской психотравмы утраты родителя не мешает ей проявлять жизнеутверждающее отношение к жизни и строить конструктивные жизненные взаимодействия, основанные на позитивном отношении к миру и людям. Однако ее взаимодействия с миром осложняются чрезмерной тревогой, связанной со значимыми взаимоотношениями, и чрезмерной ответственностью за жизнь и здоровье близких.

Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм деструктивных родительских взаимоотношений определены как взаимодействие этично- дефицитарного типа . Они характеризуются дефицитом нравственных ценностей с тенденцией к приобретению анетических изменений, что мешает носителям этого вида психотравм воспринимать других людей через призму их самоценности. Их отношение к окружающим характеризуется недоверием и манипулятивным характером. К типологическим особенностям жизненных перспектив носителей этого вида психотравм относятся их слабая вовлеченность в жизнь, слабая подвижность и неконструктивный характер взаимодействий (этот подтип определен как «этически дефицитарные малоподвижные взаимодействия»).

Жизненные перспективы молодой личности с опытом детских психотравм аутодеструктивного родительского поведения определены как взаимодействие анетично-ориентированного типа . Они характеризуются отсутствием в мировоззренческой системе личности нравственных ценностей, подозрительным и враждебным отношением к миру, неконструктивной субъектной активностью, нарушением подвижности взаимодействий с тенденцией к их стагнации (их динамические характеристики почти равномерно распределяются в континууме от субъектно-вовлеченных, подвижных — на одном полюсе, до субъектно-отчужденных, стагнатизированных — на противоположном). Доказано, что наличие в детском опыте молодой личности этого вида психотравм приводит к деформации ее мировоззренческих позиций, потере ощущения фундаментальной ценности жизни, обесцениванию собственного «Я», формированию враждебного отношения к миру и людям, что делает очень высоким риск повторения ею модели родительского аутодеструктивного поведения.

Таким образом, приходим к заключению, что важную роль в становлении личности играют семейные психические травмы детства, обуславливая становление Я — образа, отражаясь на всем жизненном пути человека, формируя жизненные отношения (отношение к себе, другим, миру), исходя из этого выстраиваются жизненные перспективы личности.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. — Киев: Изд-во, 1988. — 144 с.
  3. Пантелеева, В. В. Исследование мотивационных детерминант конструктивной жизненной перспективы [Текст] / В. В. Пантелеева, Д. А. Богомолова // Концепт. — 2017. — № 6. — С. 1–8.
  4. Петрова, Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект [Текст] / Е. А. Петрова // Вестник НовГУ. — 2013. — № 3. — С. 54–59.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненная перспектива личности, жизненная перспектива, жизненная перспектива молодой личности, опыт детских психотравм, взаимодействие, вид психотравм, жизнь, молодая личность, психическая травма, родительское поведение.


Ключевые слова

жизненная перспектива, детские психотравмы, жизненные отношения

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Опыт формирования временной перспективы у современных студентов

В статье рассматривается одна из важных проблем студенческого периода личности — формирование временной перспективы. Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной п...

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Теоретический анализ проблемы созависимости

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы созависимости. Выделяются и описываются характерные психологические особенности, поведенческие паттерны и дисфункциональные факторы созависимого поведения. Проанализированы основные подходы к интерпрет...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Опыт формирования временной перспективы у современных студентов

В статье рассматривается одна из важных проблем студенческого периода личности — формирование временной перспективы. Показано, что временная перспектива отражает будущее, прошлое и настоящее. Авторами анализируется современное определение временной п...

Задать вопрос