Для школьников 3 класса в МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино характерно:
- Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.
Для учащихся 3 класса (20 %) свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.
- Эмоциональный компонент.
Для учащихся 3 класса (37 %) свойственно устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.
- Поведенческий.
97 % от общего числа учащихся 3 класса имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- — имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.
Проведем сравнительный анализ данных, полученных в ходе нашего исследования с данными по Чите.
Исследование по методике — адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»
Рис. 1. Нравственное воспитание испытуемых по данным Пушкино и Читы
Можно отметить, что количество испытуемых в рамках нашего исследования с достаточным уровнем знаний о нравственных ценностях находится на равном уровне с данными по Чите. Недостаточность нравственного воспитания проявляется у детей Пушкино, но при этом у 33 % детей по данным Читы полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции (см. Рис. 13).
Модифицированная методика выявления эмоционального отношения к духовным ценностям «Что мы ценим в людях?»
Рис. 2. Нравственная позиция испытуемых по данным Читы
Анализируя полученные данные, придем к следующему выводу:
— Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.
— Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.
Итак, у учащихся г. Пушкино и Читы показатели нравственности не имеют кардинальных различий (см. Рис. 2).
В рамках методики — анкета-опросник «Настоящий друг» сравним наши данные с данные по Чите.
Рис. 3. Отношение детей к дружбе по данным Читы
Сравнивая данные, можно прийти к выводу, что нет кардинальных отличий. Дети положительно относятся к проявлению дружеских чувств и умеют дружить (см. Рис15).
Итак:
- Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.
Пушкино: 20 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.
Чита: 23 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 62 % — недостаточное нравственное воспитание; 33 % — полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции.
- Эмоциональный компонент.
– Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.
– Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.
- Поведенческий.
Пушкино: 97 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.
Чита: 100 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями.
Учащимися г. Пушкино в большей степени освоен когнитивный компонент освоения нравственных ценностей, хотя нет кардинальных различий. Эмоциональный компонент освоен в равной степени. Поведенческий компонент полностью освоен учащимися г. Читы.
Также важно отметить, что освоение младшими школьниками нравственных ценностей имеет особенности:
– наименее всего развит когнитивный компонент нравственных ценностей, заключающийся в недостаточности наличия представлений, знаний нравственных ценностей;
– не зависит от территориального проживания субъектов исследования (Пушкино, Чита)
Что подтверждает нашу гипотезу.