Актуальность проблемы формирования социальной успешности младшего школьника в настоящее время обусловлена требованиями современного общества и законодательно закреплена во ФГОС НОО второго поколения, в соответствии с которым «формирование социальной успешности младшего школьника является системообразующей целью социально-воспитательной деятельности учителя» [1, С.150]. Все это предусматривает перестройку всей системы социального воспитания в школе, т. к. сегодня школа не готова сформировать «социально успешную личности, способную развиваться, плодотворно решать общественные задачи» [1, С.151].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить социальную успешность младшего школьника как «результат совместной деятельности учителя, родителей, образовательного учреждения и самого ребенка, а также условие социального воспитания личности, показатель социального здоровья ребенка» [2, С. 87].
Концептуальное описание процесса формирования социальной успешности обучающихся предприняли А. С. Белкин, Я. Л. Коломинский, Н. В. Немова, В. Ю. Питюков, А. А. Реан, Н. Е. Щуркова, О. А. Яшнова А. Р. Тугушева, Е. Ю. Варламова и многие другие.
Идеи социального воспитания разрабатываются В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, И. А. Липским, A. B. Мудриком, М. М. Плоткиным, В. Д. Семеновым
Так, по словам Трубниковой Г. В., «социальная успешность не сводится к отдельным знаниям и умениям, к сумме сведений о социуме, она является личностной характеристикой, предполагает определенный уровень владения социальной информацией, социальными представлениями, опытом руководства ими в ситуациях. Социальная успешность опирается на сочетание знаний, опыт и готовности школьника, базируется на мотивациях и способностях, находит свое выражение в умении взаимодействовать и принимать решения, а процесс ее формирования предполагает динамику продвижения от научения к обучению и самообогащению» [9, С. 2].
С точки зрения А. Р. Тугушевой, «социальная успешность — это социально психологическое явление, включающее оценочные суждения об эффективности личности, ее социально-психологической деятельности и поведении в социальном пространстве» [8, С.88].
По мнению Е. Ю. Варламовой, «социальная успешность — это устойчивое состояние личности, основанное на позитивной «Я-концепции», в котором отражается ее включенность в систему социальных связей и отношений как социально полноценного субъекта, способствующее его эффективной социализации и достижению социально значимых статусов» [3, С. 200].
Формирование социальной успешности — это «целостный процесс, который предполагает включение ребенка в социально позитивные виды деятельности, выражающийся в его активности по достижению намеченного результата, связанного с его индивидуальным осознанием, коллективным и общественным признанием полученного успеха» [2 С. 180].
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. При этом для ребенка очень важно быть успешным в этой деятельности. Однако нельзя забывать, что обучение без воспитания невозможно. По словам Варламовой Е. Ю., «об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны иных участников образовательного процесса (учителей, родителей, референтной группы)" [3 С. 194].
На формирование социальной успешности ребенка влияют особенности возраста. Применительно к младшему школьному возрасту можно отметить «сравнительно небольшой объем субъектного опыта, знаний, умений, особая эмоциональность, доверие к учителю, любознательность» [5, С. 125]. Как отмечают психологи, по мере развития ребенка в этот период у него увеличивается объем знаний и умений. Кроме того, активно развиваются и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, а также волевые качества личности. Все это связано с усложнением учебной деятельности, которая способствует проявлению социальной активности младшего школьника, росту его самостоятельности, заставляет ребенка проявлять инициативу, вырабатывает стремление к социальному успеху. И особую роль в этом процессе играет учитель, т. к. именно ему отводится главная роль в самоопределении личности ребенка и нацеленности его на успех, а значит именно он должен научить ребёнка быть успешным.
Все вышесказанное обусловило выбор темы нашей работы, первым этапом которой стала проверка уровней социальной успешности младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Белоярская средняя школа» Республики Хакасия. Участниками исследования стали обучающиеся третьих классов. Общее количество испытуемых составило 50 человек.
В структуре социальной успешности исследователи выделяют такие компоненты, как «нравственный, включающий умения ребенка следовать социальным нравственным нормам, наличие у него позитивных социальных ценностей; социально-психологический, предполагающий социальную направленность, социальную адаптивность и удовлетворенность личности, и деятельностный, который связан с социальной активностью, социальной компетентностью ребенка и успешного опыта деятельности» [2, С. 89].
В соответствии с выделенными компонентами и критериями социальной успешности были подобраны диагностические методики. Так, для выявления нравственного компонента социальной успешности была использована методика И. Б. Дермановой «Как поступать», основанная на решении ситуаций нравственного выбора; социально-психологического компонента — методика «Лесенка» В. Г. Щур, которая помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Деятельностный компонент социальной успешности мы проверяли с помощью диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, направленной на изучение коммуникативного самоконтроля детей, который в общении является одним из главных составляющих коммуникативных умений, как раз и отвечающих за социализацию личности.
Количественные результаты по выявлению сформированности нравственного компонента социальной успешности младших школьников, проявляющиеся в отношении обучающихся к нравственным нормам, по классам на констатирующем этапе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты методики «Как поступать» И.Б.Дерманова на констатирующем этапе исследования
Качественный анализ результатов исследования показывает, что в экспериментальном классе большинство обучающихся имеют средний уровень отношений к нравственным нормам, а именно 13 детей (52 %). В контрольном классе таких детей 15 (60 %). Эти ученики адекватно оценивают поступки, у них существуют нравственные ориентиры. К примеру, большинство обучающихся, относятся к этому уровню, написали, что рассказали бы о случившемся учителю, объясняя это тем, что учитель должен знать правду. Это говорит о том, что все же отношение у детей к нравственным нормам пассивное.
Низкий уровень отношений к нравственным нормам в контрольном классе имеют 16 %, тогда как в экспериментальном таких детей 28 %. Анализ ответов детей свидетельствует о том, что ребята неправильно объясняют поступок, не понимают смысл данной ситуации, проявляя неадекватные эмоциональные реакции. Так, например, объясняя причины своего поведения дети говорят, «я разбил окно, потому что мне надоела школа».
Высокий уровень отношений к нравственным нормам имеют лишь 5 детей экспериментального класса (20 %) и 6 ребят контрольного класса (24 %). Эти учащиеся обосновывают свой выбор правильными нравственными установками, проявляя адекватные эмоциональные реакции и устойчивое активное отношение к нравственным нормам («Я бы сам отругал друга», «сказал ему что так делать нельзя» и т. п.).
Таким образом, анализ таблицы 1 показывает, что у младших школьников и в экспериментальном, и в контрольном классах преобладает средний уровень отношения к нравственным нормам.
Анализ результатов по выявлению социально-психологического компонента представлен в таблице 2.
Таблица 2
Результаты методики «Лесенка» В.Г.Щур на констатирующем этапе исследования
Проанализировав, уровни самооценки младших школьников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод, что к началу исследования уровни самооценки младших школьников в данных классах отличаются незначительно.
Качественный анализ результатов показывает, что около половины детей, а именно 48 % в контрольном классе (12 учащихся) и 40 % в экспериментальном (10 учащихся) имеют адекватную самооценку. Это учащиеся, которые реально оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне выполнимые цели. У таких детей сформировано положительное отношение к себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «я хороший, потому что я помогаю папе и маме», «хороший, потому что учусь на одни пятерки».
Учащихся с завышенной самооценкой в обоих классах незначительно 8 % в контрольном классе (2 учащихся) и 4 % в экспериментальном (1 учащийся). При этом следует отметить, что обучающиеся с завышенной самооценкой — девочки. В беседе учащиеся объясняют свой выбор так: «я ставлю себя на эту ступень, потому что она самая высокая, а значит самая лучшая», «я лучше всех, поэтому должен стоять на первой ступени»
Ребят. У которых по результатам методики выявлен низкий уровень самооценки контрольном классе 44 % (11 учащихся), а в экспериментальном 56 % (14 учащихся). Это объясняется, прежде всего, низким уровнем адаптации школьников, что является очень серьезным симптомом, т. к. низкий уровень адаптации ребенка к школе сказывается не только на успехах в учебной деятельности, но и приводит к серьезным психологическим проблемам. Такие дети, при выполнении задания объясняют свой выбор так: «я ставлю себя на эту ступеньку, потому что мама, говорит, что я невнимательный и неаккуратный», «я ставлю себя на нижнюю ступеньку потому что у меня много троек в дневнике», «я плохой потому что подрался с девочкой на перемене».
Анализ результатов по выявлению деятельностного компонента представлен в таблице 3.
Таблица 3
Результаты методики диагностики оценки самоконтроля вобщении М. Снайдера на констатирующем этапе исследования
Полученные данные показывают, что в экспериментальном классе большинство обучающихся имеют средний уровень коммуникативного контроля, а именно 12 детей (48 %). В контрольном классе таких детей 14 (56 %). Ребята, проявляющие этот уровень коммуникативного самоконтроля, искренни в общении, но при этом не могут сдерживать свои эмоции, что может привести к конфликтам.
Высокий уровень коммуникативного контроля имеют всего 5 детей экспериментального класса (20 %) и 7 ребят контрольного класса (28 %). Эти ребята всегда следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».
Низкий уровень коммуникативного контроля имеют 8 обучающихся в экспериментальном классе (32 %) и 4 обучающихся в контрольном классе (16 %). Дети, проявляющие этот уровень, более непосредственны и открыты в общении. однако, у них более устойчивое «Я«, мало подверженное изменениям в различных коммуникативных ситуациях.
Таким образом, по данным методики М. Снайдера преобладающий уровень коммуникативного контроля у младших школьников и в экспериментальном, и в контрольном классах средний.
На основании анализа результатов всех исследований были выделены уровни социальной успешности младших школьников, отраженные в таблице 4.
Таблица 4
Результаты изучения уровня социальной успешности младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
Методы диагностики |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
Нравственный компонент |
28 % |
52 % |
20 % |
16 % |
60 % |
24 % |
Социально-психологический компонент |
56 % |
40 % |
4 % |
44 % |
48 % |
8 % |
Деятельностный компонент |
32 % |
48 % |
20 % |
16 % |
56 % |
28 % |
Среднее значение |
38 % |
47 % |
15 % |
25 % |
55 % |
20 % |
Таким образом, изучив компоненты социальной успешности можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы преобладает средний уровень социальной успешности, а именно 47 % в экспериментальном классе, и 55 % в контрольном. Высокий уровень имеют 15 % ребят в экспериментальном классе, и 20 % в контрольном. Низкий уровень социальной успешности у 38 % обучающихся в экспериментальном классе, и 25 % в контрольном. У обучающихся наиболее сформирован нравственный компонент социальной успешности, включающий умения обучающегося следовать социальным нравственным нормам.
Все это свидетельствует о недостаточной сформированности компонентов социальной успешности младших школьников, что требует дальнейшей работы и проведения следующего этапа по повышению уровней социальной успешности.
Все это свидетельствует о недостаточной сформированности компонентов социальной успешности младших школьников, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования и требует разработки социально-воспитательной деятельности учителя начальных классов, предполагающей включение ребенка в социально позитивные виды деятельности, направленные на повышение его активности по достижению намеченного результата и осознанию его индивидуальной значимости в выполнении порученного дела, что, в свою очередь, будет способствовать коллективному и общественному признанию полученного успеха. Именно это и является необходимым условием для формирования социальной успешности младших школьников.
Литература:
- Баранец H. A. Формирование социальной успешности младшего школьника как проблема социальной педагогики // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Вып.12 (92). С.150–156.
- Баранец Н. А. Технология формирования социальной успешности младшего школьника: диссертация: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Баранец Надежда Анатольевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 192 с.
- Варламова, Е. Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 Кострома, 2004.- 235 [Электронный каталог диссертаций]: http://www.dissland.com
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. М., 2003. — 264 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2003–199 с.
- Поворознюк О. А. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности // Вопросы воспитания и обучения Сибирский педагогический журнал.- 2014.-№ 3.- С. 8–13.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.
- Тугушева А. Р. Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи / А. Р. Тугушева // Пробл. социал. психологии личности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. — 2006. — Вып. 3. — С. 87–93.
- Трубникова Г. В. Социальная успешность детей — ограниченное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. [Электронный ресурс]: URL: http://okha7.ru/storage/app/uploads/public/568/cd3/d21/568cd3d216542685260493.pdf. (Дата обращения: 08.04.2017)