Российский военный аэростат в небе Хмеймима | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.10.2022

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк, А. В. Российский военный аэростат в небе Хмеймима / А. В. Гребенюк, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95223/ (дата обращения: 18.11.2024).



Аэростаты начали впервые применяться ещё в период Русско-японской войны 1904–1905 гг. Затем они нашли широкое применение в Первой мировой войне. В этих войнах аэростаты использовались с целью наблюдения за противником и корректировки огня артиллерии. Использование данной техники позволяло экономить силы и материальные ресурсы своих войск и наносить противнику максимальный урон.

В СССР развитие военного воздухоплавания продолжилось. Аэростаты использовались и во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. С их помощью осуществлялось выполнение боевых задач по организации противовоздушной обороны крупных городов, по наблюдению за войсками противника и по подготовке парашютистов десантников. В Красной армии в годы войны было сформировано 3 дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и 1 отдельный отряд воздушно-десантных войск. После войны большинство этих воинских частей и соединений были расформированы, личный состав демобилизован, техника сдана на склады, а затем списана.

В послевоенный период, в пятидесятых годах прошлого столетия за рубежом было отмечено прогрессирующее развитие военного воздухоплавательного флота. Продолжало, хоть и в небольших размерах, существовать военное воздухоплавание и в СССР.

В настоящее время возрождение и применение военного воздухоплавания для решения различных задач в составе Вооружённых сил России можно наблюдать на территории российской авиабазы Хмеймим в Сирии. Любой, кто оказывается в окрестностях Хмеймима, может увидеть в небе некий предмет в форме большого баклажана с оперением, который висит практически неподвижно в сирийском прозрачно-голубом небе. Данный предмет является опытным образцом аэростатной техники — АКВ-05 (аэростатный комплекс видеонаблюдения, модель № 5). Комплекс начал свою деятельность в Сирии ещё в феврале 2016 года [3].

В задачи данного летательного аппарата входит видеонаблюдение за территорией базирования авиационной техники и личного состава, а также за близлежащей местностью. Изображения, которые передаёт камера, подвешенная под аэростатом, подаются на монитор оператора, находящегося на земле в специально оборудованном автомобиле. Впоследствии фотография транслируется подразделению охраны или вышестоящему органу военного управления, которые заинтересованы в данной информации, вплоть до Национального центра управления обороной Российской Федерации [2].

Аэростатный комплекс АКВ-05

Рис. 1. Аэростатный комплекс АКВ-05

С помощью камеры можно рассмотреть номерной знак автомобиля с высоты 300 метров на удалении до 2 километров. Комплекс способен удерживать на высоте от 300 до 1000 метров аппаратуру весом до 16 килограмм. Его рекомендуется использовать при скорости ветра до 25 метров в секунду. Мобильный аэростатный комплекс имеет большое количество сенсоров и датчиков, которые ведут контроль за происходящим на земле. В случае каких-либо изменений в обстановке немедленно включается программа обработки данных. Искусственный интеллект анализирует изменение, и, если он находит в них подозрительную динамику, подаёт сигнал оператору [6].

За всё время применения аэростата в Хмеймиме удалось обнаружить несколько повреждений в ограждении аэродрома. Однажды ночью оператор увидел, как за периметром подозрительными лицами велась видеосъёмка режима работы авиабазы. Информацию срочно передали подразделению охраны [2].

Комплекс АКВ-05 в Хмеймиме Комплекс АКВ-05 в Хмеймиме

Рис. 2. Комплекс АКВ-05 в Хмеймиме

Эксплуатация комплекса делает его очень востребованным, поскольку он прост, эффективен и экономичен. Аэростат может длительное время висеть над объектом и осматривать все подступы к нему. Необходимо только некоторое техническое обслуживание. На борту, кроме различного рода оптики, находится ещё и комплектная метеостанция, снабжающая землю актуальной информацией о силе и направлении ветра, влажности воздуха — данными, необходимыми лётчикам для выполнения поставленной задачи. Аэростат также предназначен для ведения контроля за строительством новых объектов инфраструктуры и безопасностью дорожного движения.

Состав расчёта комплекса набирается из военнослужащих, разбирающихся в аэродинамике и термодинамике, метеорологии, телекоммуникации и связи, желательно имеющих опыт работы с гелием — газом, который наполняет аэростат. Члены расчёта прекрасно знают, что при подъёме очень важно выдержать угол дифферента, а также объём оболочки — от этих показателей зависит всплывная сила аэростата. Все должны работать слаженно, понимая друг друга с полуслова [2].

В 2016 г. Министерство обороны РФ приняло концепцию развития боевой воздухоплавательной техники, рассчитанную до 2025 года. Было принято решение, что в Воздушно-космических силах будет создан отдел «Воздухоплавание». Планируют не только использование старой техники со складов, но и создание новой. Некоторые эксперты считают, что в ближайшее время аэростаты снова будут играть важную роль в современных военных конфликтах. Также они отмечают высокий импульс к развитию воздушных аппаратов в военных целях дело создания новых, более прочных, более прочных и легких конструкционных синтетических материалов. Многие специалисты отмечают один из плюсов аэростата: видя его, навести на данный агрегат зенитную ракету сложно — оболочка шара лучи локаторов не отражает, поэтому он является абсолютно невидимым для ракеты. Делая выводы, можно сказать, что аэростат может заметить беспилотник. К тому же они обладают грузоподъёмностью большей, чем самолеты, не нужны будут больше дорогие и огромные взлетно-посадочные полосы, с их способностью садиться практически на любую ровную поверхность можно решить многие проблемы транспортировки. В России начали производство тканеплёночных материалов нового поколения для оболочек. В результате испытаний выяснили, что при попадании снаряда в аппарат, он начинает опускаться на землю медленно, при этом сохраняя аппаратуру и вооружение [5, 7].

В данный момент ведётся разработка следующих типов аэростата. Это летательные аппараты способные выполнять полёты на большие расстояния и на большой высоте. Коммерческий директор Воздухоплавательного центра «Авгуръ» М. Талесников рассказал ТРК «Звезда», что в настоящее время разрабатывается несколько проектов военных аэростатов, которые смогут решать различные задачи, как тактического, так и стратегического масштаба. Различаться они будут, в основном, временем полёта, которое у стратегических беспилотных аэростатов сможет доходить до нескольких месяцев [1].

В вопросе стоимости мнения об аэростатах разделились. По мнению одних экспертов, он выйдет затратным, поскольку придётся прибегнуть к созданию причальной мачты для больших летательных средств, а также держать наземную бригаду для его обслуживания. Кроме того, будут затраты на транспортировку и наполнение баллонов с гелием. Другие же считают, что по определению аэростат будет стоить меньше, чем тяжелый беспилотник самолётного типа. Конструктивно аппарат проще, а значит он дешевле. Что касаемо эксплуатации, то для БПЛА потребуется взлётно-посадочная полоса, а для аэростата будет достаточно платформы на базе автомобильного шасси. Главное в создании аэростатов это конечно же дешевое производство и обслуживание, нежели обслуживание самолетов и беспилотников [1].

Как одну из перспектив развития военного воздухоплавания стоит отметить проект создания сети резервной связи для армии и служб экстренного реагирования. По отрывочным, размещённым в интернете сведениям, Министерство обороны РФ разрабатывает проект по созданию такой системы связи. В настоящее время службы экстренного реагирования, спецслужбы и военные крайне полагаются на энергозависимую мобильную связь. В случае отключения энергосети силовики останутся без связи. На такой случай хотят подготовить аэростаты, которые поднимутся в воздух на высоту, неудобную для атаки противника, формируя новую сеть мобильной связи. Хотя, возможно, проект и останется только в стадии теоретических проработок [7].

Как показала практика, первый опыт боевого применения Воздушно-космическими силами России аэростата в Сирии руководство Министерства обороны РФ посчитало успешным. В конце 2018 г. российское Министерство обороны приняло на вооружение привязные аэростаты АКВ-05 с системами видеонаблюдения и тепловизорами. В дальнейшем планируется применять военные аэростаты также для связи, радиолокации и радиоэлектронной борьбы [4].

Литература:

  1. Второе дыхание небесных тихоходов: зачем российской армии аэростаты? // Сайт телерадиоканала «Звезда». Интернет-ресурс: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201606071100-a2n2.htm (Дата доступа: 15.10.2019 г.)
  2. Грозный О. Всевидящее око Хмеймима // Красная звезда. 28 августа 2018 г.
  3. Колотило А. Воздухоплаватели // Русский витязь. 15 апреля 2018 г. № 16 (63).
  4. Круглов А., Рамм А. Надувной часовой: важные военные объекты будут охранять аэростаты // Известия. 14 декабря 2018 г.
  5. Литовкин Д. Воздушно-космические силы пошли по стопам Жюля Верна // Известия. 3 июня 2016 г.
  6. МО РФ получит аэростаты нового поколения // Сайт «Военное обозрение». 14 декабря 2018 г. Интернет-ресурс: https://topwar.ru/151251-mo-rf-poluchit-ajerostaty-novogo-pokolenija.html (Дата доступа: 15.10.2019 г.)
  7. Степанов А. Покатят шаром. В России будут строить боевые аэростаты // Наша версия. 21 октября 2019 г. № 40.
Основные термины (генерируются автоматически): аэростат, военное воздухоплавание, Сирия, Министерство обороны РФ, подразделение охраны, СССР, экстренное реагирование.


Задать вопрос