Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.09.2022

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Давлетгареев, Д. Ф. Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации / Д. Ф. Давлетгареев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95091/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Автором исследуются существующие в науке и практике подходы к понятиям «полномочия», «компетенция», их соотношение применительно к деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Анализируется вопрос об особенностях полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: полномочия, компетенция, конституционный контроль, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации, что отражается на специфике его полномочий. Конституционный Суд Российской Федерации, как носитель судебной власти, обладает широкими властными полномочиями, определяющими его специфику и выделяющими в системе судебных органов. Данные полномочия легально закреплены на конституционном уровне — в рамках ст. 125 Конституции Российской Федерации и повторяются в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В частности, законодатель относит к ним: разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации; разрешение споров о компетенции; проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушение прав и свобод, а также по запросам судов; разрешение вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека; толкование Конституции Российской Федерации; предоставление заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и иные.

Однако, не переходя к конкретизации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, на наш взгляд, следует отметить, что законодатель не достиг правовой определенности по вопросам использования терминов «полномочие», «компетенция» применительно к судебным органам.

Так, если применительно к Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, а также арбитражным судам применяется термин «полномочия», то в отношении судов общей юрисдикции — термин «компетенция» [8].

В связи с чем, считаем необходимым выявить соотношение данных понятий. Несмотря на отсутствие легальных дефиниций, вопрос определения данных понятий применительно к государственным органам широко исследован.

Например, Т. М. Бялкина выделяет три основные позиции.

Первая — содержание компетенции рассматривается как совокупность властных полномочий (узкий подход).

Вторая — компетенция включает в себя помимо полномочий такой элемент, как предметы ведения.

Третья — содержание компетенции помимо перечисленных двух элементов включает в себя и некоторые другие, к примеру, функции, ответственность за неисполнение полномочий (широкий подход) [1, C. 81].

М. Ю. Тихомиров предлагает следующее определение: «совокупность установленных нормативно-правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций» [4].

Что касается определения понятия «полномочие», отмечаем, что в теории государства и права, науке конституционного права, а также практически во всех отраслях права понятие «полномочие» рассматривается как «составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, выполняющего управленческие функции в организации».

Толковый словарь русского языка определяет полномочия как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел»/

На основании изложенного, заключаем, что полномочия представляют собой закрепленные нормами права за рассматриваемым органом и его должностными лица в целом права и обязанности, необходимые для осуществления его базовых функций. При этом, полномочия по вопросам ведения в совокупности образуют компетенцию.

Принимая во внимание данные теоретические особенности, использование дефиниции «полномочия Конституционного Суда Российской Федерации» в названии статьи 3 считаем терминологически неверным. По нашему мнению, более приемлемым будет использования именно термина «компетенция» как объединяющего полномочия и вопросы ведения Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», можно выделить следующую специфику компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Во-первых, особенности компетенции основаны на целях их осуществления, а именно — в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Особенно хотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибо нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.

Во-вторых, перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации носит открытый характер, что следует из пункта 7 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривающего возможность осуществления и иных полномочий. Данные полномочия должны быть закреплены непосредственно в Конституции Российской Федерации, федеративном договоре или федеральных конституционных законах; а также могут быть закреплены в заключенных в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорах о разграничении предметов ведения и полномочий» [5, C. 21].

При этом, согласно части второй ст. 3 закона компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в данный конституционный закон.

Из буквального толкования данного положения следует, что «изменение» компетенции предусматривает как уменьшение (сокращение) числа полномочий, так и появление новых полномочий. В любом случае сокращение и увеличение конституционных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации возможны лишь путем принятия соответствующего закона о поправках к Конституции Российской Федерации. Однако, любое изменение в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации должно находить соответствующее отражение в содержании части первой статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», что в полной мере соответствует требованиям законодательной техники.

В связи с чем, на наш взгляд, возникает своего рода коллизия между пунктом 7 части первой и частью второй статьи 3 федерального конституционного закона, так как фактически в первом случае устанавливается принцип открытости в закреплении полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, а во втором — напротив, презумпция закрытости перечня полномочий.

Так, в силу пункта 7 части 1 существует возможность осуществления полномочий, предусмотренных иными федеральными конституционными законами, а согласно части 2 данная возможность предоставляется только в случае внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

По нашему мнению, такое несоответствие возникает лишь в связи с неправильным использованием законодателем теоретической терминологии, а именно понятий «полномочие» и «компетенция».

В данном случае более удачным считаем закрепление термина полномочия. При этом, часть вторая будет звучать следующим образом: «полномочия Конституционного Суда Российской Федерации могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в данный конституционный закон». Следовательно, в такой ситуации «изменения» будут касаться не собственно перечня полномочий (их увеличения или уменьшения), как в случае применения дефиниции «компетенция», а самих полномочий.

Следует заметить, что на законодательном уровне существует пример данного рода. В частности, часть 2 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в редакции от 15 февраля 2016 года содержит именно такую формулировку.

В качестве третьей особенности считаем необходимым отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права (часть 3 статьи 3).

Фактически данная норма сводится к тому, что Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не образует рассмотрение дел в порядке кассационной, апелляционной либо надзорной инстанции по отношению к судам общей, административной и арбитражной юрисдикции; не направлена на проверку обоснованности и законности вынесенных судебных актов. Тем не менее, решения других судов и иных органов, устанавливающих такие фактические обстоятельства, имеют преюдициальное значение для Конституционного Суда Российской Федерации [3, C. 25].

С другой стороны, Конституционный Суд Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать и исследовать фактические обстоятельства при рассмотрении конституционного дела в том случае, когда это входит в его компетенцию. В частности, исходя из предметов ведения, это возможно при установлении и исследовании фактических обстоятельств, касающихся:

— соблюдения порядка подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие нормативных актов (пункт 3 части первой статьи 86);

— разрешения споров о компетенции (пункт 7 части первой и пункт 1 части второй статьи 93);

— конкретных дел по жалобам граждан и другие (часть вторая статьи 96 и пункт 2 статьи 97) [7].

Тем не менее, истинная цель конституционного контроля в любом случае заключается в выявление конституционного смысла действующего права — абстрактное, а не конкретное [6].

При этом, Суд при разрешении дел руководствуется общеправовыми (универсальными) принципами, как закрепленными, так и не закрепленными в Конституции Российской Федерации, самой Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права [2].

Такой подход обусловил формирование института конституционно-правовых позиций как конституционно-правового основания для выводов, содержащихся в резолютивной части итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из данных особенностей, можно дать следующее определение понятию полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: «полномочия Конституционного Суда Российской Федерации — это закрепленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также иными федеральными конституционными законами, федеративным договором, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти, права и обязанности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению функции конституционного контроля, возложенные в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. При этом, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам ведения в совокупности образуют его компетенцию».

Литература:

  1. Бялкина, Т. М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Монография / Бялкина Т. М. Воронеж. 2006. С. 81.
  2. Виноградов, Т., Иванов, Л. Обзор постановлений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 2. С. 139.
  3. Гаджиева, Г. А. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). М., 2012. С. 35.
  4. Глазкова, П. С., Поперина, Е. Н. Соотношение понятий «предметы ведения», «вопросы местного значения», «компетенция» органов местной власти // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 15.09.2022).
  5. Мазуров, А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 21.
  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А. Ю. Веселяшкина и Н. П. Лазаренко» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1999.
  7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года № 48-О «По жалобе гражданина Щепачева В. А. на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2002.
  8. Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sudact.ru/practice/sudebnaya-praktika-po-ugolovnym-delam/ (дата обращения: 15.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституционный Суд, полномочие, компетенция, свобода человека, часть, Верховный Суд, внесение изменений, конституционный контроль, перечень полномочий.


Похожие статьи

Конституционно-правовые гарантии судьи Конституционного Суда РФ

Исследование посвящено конституционно-правовым гарантиям судей Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). Анализируется их особый статус, назначение, а также гарантии, предоставляемые Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционно...

К вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры Российской Федерации

В настоящей статье анализируется конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом, исследуется его сущность и содержание. Рассматриваются положения Конституции Российской Федерации и Федера...

Теоретико-правовые основы государственного управления

В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...

Принцип процессуальной экономии в административном процессе

Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов сущности административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, рассмотрен зарубежный опыт организации административного судопроизводства. Актуальность исследования заключается в то...

Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

Актуальной проблемой юридической науки в настоящее время является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. С увеличением общего количества источников права обостряются проблемы качества нормативных правовых актов, соотношения акто...

Конституционные основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации

Нормы и положения Конституции Российской Федерации находят свое отражение в многочисленных нормативно-правовых актах, в том числе в антикоррупционном законодательстве. В данной статье проводится анализ содержания конституционных норм на наличие в них...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Понятие и правовые основы уголовно-процессуального статуса следователя

В статье рассматривается понятие уголовно-процессуального статуса следователя, его правовые основы и признаки. Важным аспектом является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность следователей, а также особенности их статуса как участн...

Отдельные проблемные вопросы регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства, мнений ученых и материалов судебной практики, исследуются отдельные проблемные аспекты, связанные с регулированием предпринимательской деятельности в Российской Фед...

Современные проблемы и перспективы развития административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются суды общей юрисдикции в Российской Федерации в контексте административного законодательства. Анализируются основные причины этих проблем и предлагаются перспективы для их решения, которые могу...

Похожие статьи

Конституционно-правовые гарантии судьи Конституционного Суда РФ

Исследование посвящено конституционно-правовым гарантиям судей Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). Анализируется их особый статус, назначение, а также гарантии, предоставляемые Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционно...

К вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры Российской Федерации

В настоящей статье анализируется конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом, исследуется его сущность и содержание. Рассматриваются положения Конституции Российской Федерации и Федера...

Теоретико-правовые основы государственного управления

В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...

Принцип процессуальной экономии в административном процессе

Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов сущности административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, рассмотрен зарубежный опыт организации административного судопроизводства. Актуальность исследования заключается в то...

Проблема качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

Актуальной проблемой юридической науки в настоящее время является правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. С увеличением общего количества источников права обостряются проблемы качества нормативных правовых актов, соотношения акто...

Конституционные основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации

Нормы и положения Конституции Российской Федерации находят свое отражение в многочисленных нормативно-правовых актах, в том числе в антикоррупционном законодательстве. В данной статье проводится анализ содержания конституционных норм на наличие в них...

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации и его конституционно-правовых признаках

Данная статья предусматривает собой тезисное исследование, посвященное проблемам определения конституционно-правового статуса Правительства РФ, его основным признакам. В работе проводится анализ термина «правительство», а также положений Конституции ...

Понятие и правовые основы уголовно-процессуального статуса следователя

В статье рассматривается понятие уголовно-процессуального статуса следователя, его правовые основы и признаки. Важным аспектом является анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность следователей, а также особенности их статуса как участн...

Отдельные проблемные вопросы регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства, мнений ученых и материалов судебной практики, исследуются отдельные проблемные аспекты, связанные с регулированием предпринимательской деятельности в Российской Фед...

Современные проблемы и перспективы развития административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются суды общей юрисдикции в Российской Федерации в контексте административного законодательства. Анализируются основные причины этих проблем и предлагаются перспективы для их решения, которые могу...

Задать вопрос