Статья раскрывает сущность судебной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: власть, государственная власть, судебная власть, сущность, Российская Федерация.
В Российской Федерации существует три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которой является самостоятельной и независимой, но одновременно сдерживает друг друга. Каждая ветвь государственной власти содержит в себе сущность, т. е. внутреннее содержание, которое раскрывает правовую природу судебной власти в частности.
Для того, чтобы понять, что является сущностью судебной власти в Российской Федерации, автору необходимо провести анализ и сравнение категорий, которые вытекают одна из другой, а именно власть, государственная власть и судебная власть.
Власть, по Толковому словарю Ожегова С. И., это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его органы; властные функции главы государства [4].
По Большому юридическому словарю Борисова А. Б. государственная власть — это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц или делегирована либо санкционирована им, т. е. осуществляется от его имени, по его уполномочию и при его поддержке [3].
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по рассмотрению и разрешению гражданских, административных, уголовных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом, полномочий по обязательному толкованию норм права, контрольных полномочий и некоторых других, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия, по Большому юридическому словарю Сухарева А. Я. [5]
Как видно из вышеуказанных определений, власть как в широком смысле, так и в узком — это совокупность полномочий государственных органов и должностных лиц, оказывающие воздействие на поведение и деятельность других субъектов тех или иных правоотношений.
Следует отметить, что на основании ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации [1]. Соответственно, общее понятие «государственная власть» включает в себя и законодательную, и исполнительную, и судебную власти. Они функционируют через определённые государственные органы в лице должностных лиц, в частности судебная власть представлена судами Российской Федерации, что подтверждает вышесказанное.
Помимо субъектов, которые осуществляют судебную власть, последняя содержит в себе и другие элементы, которые раскрывают её правовую природу, а именно объекты (то, на что и на кого направлена судебная власть), содержание (права, обязанности, ответственность субъектов), функции (компетенция) и место (роль) в системе разделения властей.
Данные элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют правовые институты, которые также являются элементами судебной власти, например, такие как судебная система, судопроизводство, правоотношения в сфере судебной власти и т. п.
По мнению автора, сущность судебной власти раскрывают именно её функции, которые определяют и образуют направления деятельности судебных органов, а именно их компетенцию (полномочия), цели и задачи.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», функции судебной власти можно разделить на основные, т. е. правосудие и конституционный контроль (прямая функция) и надзор (косвенная функция), и дополнительные, т. е. рассмотрение и разрешение судебных дел в порядке судопроизводства [2].
Следует отметить, что категория «правосудие» содержит в себе несколько значений в зависимости от смысла и контекста. Правосудие в Российской Федерации — это и судебная власть, и функция судебной власти, и деятельность судебных органов, и судебный процесс в соответствии с Гражданский процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Хотя определение данного понятия не содержится ни в одном нормативно-правовом акте, что является пробелом в законодательстве Российской Федерации по мнению автора.
В научном сообществе существует несколько мнений, является ли конституционный контроль надзором и наоборот или это отдельные правовые институты.
Контроль следует отличать от надзора, хотя данные категории имеют некоторые общие черты. Их объединяет единая цель обеспечения законности в сфере государственного управления.
Но контроль, в отличие от надзора, проводится органами судебной системы, в частности Конституционным судом Российской Федерации (прямая функция), который проверяет соответствие принимаемых и действующих законов Конституции Российской Федерации. А надзор осуществляет единственный государственный орган — Прокуратура Российской Федерации, которая определяет противоречащие тому или иному закону нормативно-правовые акты и обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Судопроизводство — это урегулированная нормами процессуального права деятельность суда, а именно подготовка, рассмотрение и разрешение тех или иных дел, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных решений по разрешению гражданских, арбитражных, административных, уголовных и конституционных дел.
Следует отметить, что на практике также существует такие понятия, как «судебное разбирательство» и «судебный процесс», хотя последнее не упоминается в законодательстве Российской Федерации.
По мнению автора все три категории являются смежными и вытекающими одна из другой, потому как:
— судопроизводством является деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных решений;
— судебным разбирательством является стадия процесса, осуществляемая в форме судебного заседания по рассмотрению и разрешению дела по существу;
— судебным процессом является процедура рассмотрения и разрешения дела по существу.
Судебная власть — это совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по подготовке, рассмотрению и разрешению дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, по обязательному толкованию норм права, контрольных полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Сущность судебной власти раскрывают её функции, которые определяют и образуют направления деятельности судебных органов, а именно правосудие, конституционный контроль и надзор, а также осуществление судопроизводства. Проведя анализ вышеперечисленных функций, а также их сравнение с другими категориями, автор раскрыл и показал правовую природу судебной власти, а именно её внутреннее содержание, как в целом, так и в частности.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1.
- Борисов А. Б. Большой юридический словарь / А. Б. Борисов. — Москва: Книжный мир, 2010. — 848 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
- Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 704 с.