Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 286 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, А. Н. Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. Н. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94733/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова : дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, конституционное право на жильё, проблема получения жилья, прокурорский надзор, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Согласно основополагающему закону нашего государства — Конституции Российской Федерации [4], каждый от рождения имеет неотчуждаемое право на жилище без каких-либо дискриминационных ограничений и произвольных лишений данного права (ст. 40). В свою очередь, государственные структуры и органы обязаны всеми возможными средствами способствовать обеспечению и реализации данного конституционного права, поощряя жилищное строительство, создавая для этого все необходимые условия, что соответствует принципу социально-ориентированного, демократического и правового государства. Право на жилище декларировано не только на уровне национального законодательства, но и провозглашено международными правовыми актами, что дополнительно подчёркивает особую значимость этого постулата. Среди международных документов, закрепивших данное право, следует обозначить Всеобщую декларацию прав человека (ст. 25) [1].

Примечательно и то, что отдельным категориям гражданам закон предоставляет гарантии обеспечения возможности приобретения жилья бесплатно или за доступную оплату из средств государственных или муниципальных жилищных фондов. Одной из таких категорий граждан являются дети-сироты или дети, которые в связи с какими-либо жизненными обстоятельствами остались без родительского попечения. Указанная категория граждан выделена отдельно законом — далеко не случайно. Несовершеннолетние — наиболее незащищённые и максимально уязвимые в социально-правовом аспекте члены нашего общества. Данный вывод обуславливается, прежде всего, тем, что дети в силу своего возраста, а также физической и психологической незрелости и неопытности, не в состоянии защитить свои личные права самостоятельно, без посторонней помощи. Если дети, которые имеют родителей или законных представителей еще могут рассчитывать на их помощь, поддержку и содействие, то дети-сироты или оставшиеся без родительского попечения — максимально уязвимы в этих вопросах. В связи с этим, вопрос обеспечения жильем этих детей всегда крайне актуален. Кроме того, их количество по-прежнему продолжает оставаться достаточно большим, что свидетельствует о том, что проблема в сиротства в стране не должна выпадать из зоны пристального и особого внимания государственной власти.

Чтобы не быть голословными, приведём официальные данные: к примеру, число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных такой категории детей, по состоянию на 1 августа 2022 года составляет — 38 585 (на начало 2021 года детей-сирот составило 406 138 человек) [15]. Приведённые цифры, как можно видеть, являются достаточно большими, принимая во внимание в особенности тот факт, что из представленного количества согласно статистическим данным всего лишь 10 % детей остались без попечения родителей в результате их смерти, а остальные 90 % — это «социальные сироты», то есть их родители живы, однако не занимаются и игнорируют вопросы их воспитания [11], что вдвойне катастрофичнее.

Основополагающий закон и принятое в связи с ним федеральное законодательство (в частности, большое значение в создании дополнительных правовых гарантий для более эффективной, результативной реализации прав и законных интересов несовершеннолетних отводят положениям Гражданского кодекса РФ [5], Жилищного кодекса РФ [6], Семейного кодекса РФ [7], Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8]), говорит об особой приоритетности и потребности в защите обозначенной категории несовершеннолетних, что формирует правовую основу для обеспечения права на жильё таким детям. На международном уровне также обнаруживается закрепление права детей на жильё, в частности в рамках Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года [2] и Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года [3].

Вместе с тем, провозглашение на уровне национального законодательства каких-либо прав, свобод и законных интересов в конкретно-определенной области жизнедеятельности общества ещё не означает их беспрепятственной реализации на практике. Основополагающие права должны быть не только предоставлены гражданам, но и в обязательном порядке подкреплены и обеспечены со стороны государственного аппарата разнообразными эффективными защитными механизмами. К сожалению, приходиться констатировать, что область обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — максимально наполнена различными проблемами.

Прежде всего, следует говорить о криминализации данной сферы. Только за 2021 год прокуроры пресекли порядка 10 тысяч нарушений закона в вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. По результатам прокурорских проверок, а также в результате поданных в связи с ними исков в суд (за период 2020 года подобных исков в суд прокурорами было подано свыше 4000), удалось восстановить права на жильё 5000 молодых людей из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Итогом подобных проверок стало возбуждение 13 уголовных дел в отношении должностных лиц, в прямые обязанности которых входило обеспечение жильём детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, в 2020 году Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества, в которых не было условий для проживания (отсутствовало отопление, вентиляция). Подобное жильё в итоге было признано аварийным, хотя по документам считалось как пригодное для жилья. Была проведена прокурорская проверка. Было выяснено, что такое жильё было приобретено администрацией почти за 7 млн. рублей, хотя в действительности оно не стоило таких средств. Оставшиеся деньги просто остались в карманах недобросовестных чиновников, на контроле которых бал данный вопрос. Таким образом, были возбуждены уголовные дела по фактам коррупционных, мошеннических действий в отношении бюджетных средств.

На практике встречались и такие ситуации, когда детский дом, выпуская своего подопечного уже во взрослую самостоятельную жизнь, вместо содействия в получении жилой площади, выдавали сироте лишь небольшую сумму наличных денежных средств, заставляя при этом подписать документ об отказе от причитающегося по закону ему жилья в пользу данного детского учреждения. Подобные случаи сейчас, конечно, скорее исключение, нежели стабильная практика, но все же имеют место быть обманы и другие злоупотребления со стороны таких детских учреждений, выражающиеся в игнорировании должностными лицами требований Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9]. В результате чего, молодые люди, вышедшие из детского дома, вынуждены напоминать о своём законном праве через судебные органы, ожидая положительного решения годами [12, с. 364]. Очередь из таких детей не только не сокращается, но и продолжает расти ежегодно: по данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 1 января 2021 год численность сирот, состоящих на учете для получения жилого помещения, составила 279 тысяч человек. Из них 181,7 тысячи — это те, которые уже стали совершеннолетними и старше, а их право на жильё до сих пор не реализовано [13]. Имеются случаи и неправомерного исключения из очереди ожидающих своё жильё детей-сирот. Таким образом, ситуация в жилищной сфере для детей-сирот остаётся катастрофической.

Приведённые примеры подтверждают особую значимость органов прокуратуры в вопросах защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Более того, И. В. Краснов — Генеральный прокурор РФ, неоднократно подчёркивал приоритетность обозначенного направления в деятельности российской прокуратуры, обнажая наличие огромного количества проблем, криминогенных факторов в обозначенной сфере [10]. Также, в 2021 году И. В. Краснов выступал с инициативой о совершенствовании и модернизации действующего федерального законодательства в исследуемой области, предлагая выходцам из детского дома, ожидающим в очереди более пяти лет, предоставить право на получение сертификата на жилье, что позволит гражданам указанной категории самостоятельно подбирать и приобретать жилое помещение в собственность [14]. Инициатива Генерального прокурора РФ не осталась незамеченной. И уже в феврале 2022 года Минстроем России и 84 субъектами Российской Федерации (кроме г. Москвы) были заключены соглашения о предоставлении субсидии субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств общим объемом в 30 млрд. рублей на три года, что позволит обеспечить жильём более 14 тыс. детей-сирот в 2022–2024 годах. Также каждый российский субъект выступил с предложением о введении на федеральном уровне государственные жилищные сертификаты для исследуемой категорий граждан.

В завершении отметим, что на сегодняшний день самым эффективно-результативным правовым средством реализации защиты конституционного права на жильё детей-сирот, а также детей, оставшихся без родительского попечения, продолжает оставаться обращение прокурора в суд с иском, так как именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального и максимально эффективного восстановления нарушенных прав рассматриваемой категории детей. Несомненно, прокуратура стоит на страже защиты прав и законных интересов детей-сирот и оставшихся без родительского попечения. Однако нельзя останавливаться на достигнутом, важно продолжить решение обозначенных проблем путём, в том числе, совершенствования действующего законодательства.

Литература:

  1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», N 67, 05.04.1995.
  2. «Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
  3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  4. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  6. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 12.07.2022) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
  7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
  9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
  10. Генпрокурор России взял на особый контроль жилье для сирот. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html (дата обращения: 04.08.2022).
  11. Информационно-аналитические материалы Минздрава РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4702 (дата обращения: 04.08.2022).
  12. Личковаха А. В. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения // В сборнике: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. Главный редактор А. А. Панарин. Москва, 2022. С. 363–365.
  13. Министерство просвещения Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 04.08.2022).
  14. Прокурор и сирота. Генпрокурор Игорь Краснов взял на особый контроль жилье для сирот // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html (дата обращения: 04.08.2022).
  15. Усыновление в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://усыновите.рф/children?page=7276#undefined (дата обращения: 04.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, родительское попечение, Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, жилое помещение, национальное законодательство, средство.


Ключевые слова

дети, дети-сироты, прокурорский надзор, Генеральный прокурор Российской Федерации, оставшиеся без попечения родителей, конституционное право на жильё, проблема получения жилья

Похожие статьи

Судебная защита прокурором жилищных прав детей-сирот...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, жилое помещение, Российская Федерация, судебная защита, исковое заявление, прокурор, ребенок, суд

попечение родителей, Российская Федерация, жилое помещение детей-сирот, жилое...

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Можно сделать следующий вывод, выделив особенности правового статуса детей-сирот.

Защита прокурором в судебном порядке жилищных прав...

 Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в

п. 3.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 №

Российская Федерация, попечение родителей, Свердловская область, жилое помещение...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ). В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое...

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по...

У граждан Российской Федерации согласно Семейному кодексу Российской Федерации в частности

На эти денежные средства можно было бы приобрести жилые помещения на 2,3 тысячи

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа...

жилое помещение, попечение родителей, Российская...

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его... жилое помещение, попечение родителей, Российская Федерация, ребенок

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на...

Российская Федерация, ребенок, попечение родителей...

Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка, где указывается, что детям

СК РФ, судебная защита, защита, Российская Федерация, ребенок, попечение родителей, конституция РФ, жилое помещение, способ...

Участие Следственного комитета Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, Следственный комитет, ребенок, Российская Федерация, помещение

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставление жилых помещений, Следственный комитет.

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

попечение родителей, Российская Федерация, жилое помещение детей-сирот, жилое помещение, ребенок, Верховный Суд РФ, социальный найм, внеочередное предоставление жилья, социально-незащищенная группа... Защита имущественных прав несовершеннолетних...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны...

Похожие статьи

Судебная защита прокурором жилищных прав детей-сирот...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, жилое помещение, Российская Федерация, судебная защита, исковое заявление, прокурор, ребенок, суд

попечение родителей, Российская Федерация, жилое помещение детей-сирот, жилое...

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Можно сделать следующий вывод, выделив особенности правового статуса детей-сирот.

Защита прокурором в судебном порядке жилищных прав...

 Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в

п. 3.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 №

Российская Федерация, попечение родителей, Свердловская область, жилое помещение...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ). В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое...

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по...

У граждан Российской Федерации согласно Семейному кодексу Российской Федерации в частности

На эти денежные средства можно было бы приобрести жилые помещения на 2,3 тысячи

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа...

жилое помещение, попечение родителей, Российская...

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его... жилое помещение, попечение родителей, Российская Федерация, ребенок

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на...

Российская Федерация, ребенок, попечение родителей...

Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка, где указывается, что детям

СК РФ, судебная защита, защита, Российская Федерация, ребенок, попечение родителей, конституция РФ, жилое помещение, способ...

Участие Следственного комитета Российской Федерации...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, Следственный комитет, ребенок, Российская Федерация, помещение

дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставление жилых помещений, Следственный комитет.

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

попечение родителей, Российская Федерация, жилое помещение детей-сирот, жилое помещение, ребенок, Верховный Суд РФ, социальный найм, внеочередное предоставление жилья, социально-незащищенная группа... Защита имущественных прав несовершеннолетних...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, должны...

Задать вопрос