Автор: Маркина Алена Юрьевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 02.08.2016

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Маркина А. Ю. Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 357-359.



Проблемные вопросы, связанные с регулированием в Российской Федерации социального сиротства, представляют собой не только актуальную, но и болезненную тему. Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, приоритет которых закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [2, с. 7]. Однако изучение практики и юридической литературы показало, что некоторые фундаментальные принципы Конвенции ООН о правах ребенка [1] не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не разработаны стандарты качества жизни детей.

Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института социального сиротства.

Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка, где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами.

В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, — и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры.

Социальное сиротство в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье.

Не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи утрачивают свои позиции, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.

Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4, с. 5].

Социальная и законодательная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными возрастными группами детей и подростков.

Основной целью в области защиты ребенка является закрепление прав и свобод ребенка на законодательной основе. Существует множество законов, актов и законодательных документов защищающих и выражающих права детей до 18 лет. Так как несовершеннолетний полностью зависим от родителей, а также имеет достаточного мало жизненного опыта он не в состоянии достаточно эффективно защищать свои права и интересы, что также является причиной усиления правовой защиты прав и интересов детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государственной властью.

Правовая база защиты детей состоит из 3 уровней: международный, федеральный и региональный.

На международном уровне права детей закреплены в документах международных организаций, таких как ООН и ЮНИСЕФ. Ребенок считается объектом особой защиты, что оговорено в Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. В 1959 году ООН была принята Хартия детства и Декларация прав ребенка. В этих документах сформулирована основная социальная политика государства по отношению к детям в возрасте до 18 лет. Были выявлены основные права детей, особенности их защиты, установлена четко очерченная ответственность государства и общества перед детьми как социальным классом [3, с. 2].

На федеральном уровне защита детей базируется на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса, а также федеральных законах и конкретных целевых программ.

Региональный уровень опирается на федеральную правовую базу, но имеет более конкретные условия, цели и задачи исполнения распоряжений и указов. В каждом субъекте РФ цели и задачи могут различаться и иметь свои особенности.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Государственная власть осуществляет определенные полномочия по поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функция решения проблем, связанных с рассматриваемым контингентом, возложена на органы опеки и попечительства. Кроме данных органов выявление и контроль детей, оставшихся без родителей не допускается.

Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены принципы, условия содержания и меры по социальной поддержке не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из числа рассматриваемых в возрасте до 23 лет.

Опыт работы по защите прав и интересов ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Отсюда следует вывод, что решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации о создании учреждений на территории должности уполномоченного по защите прав и интересов ребенка является целесообразным и актуальным [5, с. 6].

Положения Конституции Российской Федерации говорят о «государственной поддержке» (статья 7) и «государственной защите» (статья 38) семьи и детства. Если под поддержкой следует понимать самые разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого, благоприятного функционирования института семьи, детства в целом, то защита предполагает снятие и преодоление имеющихся угроз и рисков.

Вместе с тем, эти нормы неиндивидуальны и относятся к сфере семейной и социальной политики в целом. В рамках их применения выстраиваются самые различные механизмы в сфере демографического развития (стимулирования рождаемости), поддержания благосостояния семей и детей (меры социальной поддержки, пособия и льготы), обеспечения образования и медицинской помощи, отдыха и оздоровления, культурного развития.

Защита прав детей и преодоление социального сиротства Защита прав детей (ребенка) предполагает выполнение государством своих функций по обеспечению реализации прав каждого гражданина, в том числе несовершеннолетнего. Установленные международными договорами, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан должны быть обеспечены, а в случае нарушения — восстановлены.

Поскольку дети — особая категория граждан, в силу особенностей развития, отсутствия юридической дееспособности, установлены их особые права и особые механизмы их обеспечения и защиты.

При анализе реализации любых целей государственной политики, в том числе в обеспечении защиты прав граждан, важно соотношение устанавливаемых законодательством прав и механизмов, обеспечивающих их реализацию, в том числе, восстановление в случае нарушения. Без эффективных механизмов право становится общей декларацией. Механизмы обусловлены всей системой законодательства, опытом правоприменительной практики (в том числе, сложившимися стереотипами в трактовке тех или иных норм), историческими условиями развития тех или иных отраслей, государственных структур, наличием управленческой «воли» к создании результативно работающей системы, наличием необходимых ресурсов, отношением граждан и многими другими факторами.

Разрыв между «идеалом» в реализации той или иной функции государства в этой области и практической ситуацией существует и будет существовать всегда. Вместе с тем, роль профессионально ориентированного специалиста на любом уровне — как практика, так и управленца любого ранга — в доступном ему масштабе создавать факторы и условия, которые бы позволяли гарантировать более полный и качественный результат. Критический анализ действующего механизма и нахождение возможности его совершенствования — непременное условие преодоления проблем. Разумеется, предполагается конструктивный и профессиональный подход как к критике, так и к формированию предложений по изменениям.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты родителей. В дальнейшем они как бы повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения. В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Таким образом, особенности охраны социального сиротства характеризуются тем, что правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ и ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Литература:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45 Ст. 955.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Александров И. Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях // Юрист. — 2008. — № 3. — С. 2.
  4. Байкин И. М. Защита прав детей, оставшихся без обеспечения родителей // Законность. — 2011. — № 2. — С.5–6.
  5. Сусликов В. Н., Шкилева Н. Л. О правовом статусе детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. – 2011. — № 4. — С. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, социального сиротства, попечения родителей, прав детей, Защита прав детей, Конституции РФ, правах ребенка, прав ребенка, социальной защиты, Конституции Российской Федерации, права детей, субъектов Российской Федерации, гарантии социальной защиты, базе Конституции РФ, защиты прав, защита детей, Российской Федерации социального, нарушения прав детей, приоритета прав ребенка, области прав ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос