Мультимедийные обучающие системы (МОС) в процессе обучения студентов технических вузов химико-технологическим дисциплинам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Холмуминова Д. А., Кузиев Б. Н. Мультимедийные обучающие системы (МОС) в процессе обучения студентов технических вузов химико-технологическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 379-382. — URL https://moluch.ru/archive/43/5136/ (дата обращения: 24.10.2018).

Исследование заключается в разработке нового средства обучения для технических вузов занятий по химико-технологическим дисциплинам на основе технологий Мультимедиа, способствующего активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.


The research consists of development of a new means of training for technical high schools of lessons of Chemical-technological disciplines on the basis of technologies of Multimedia, promoting to activization of educational-cognitive activity the trainees.


В настоящее время в образовательный процесс Республики Узбекистан широко внедряются технологии мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном) [1-3].

Современный этап развития общества характеризуется переходом к инновационной модели развития науки, техники, технологий. Определены приоритетные направления научно-технической политики Республики Узбекистан на период до 2015 г. и на дальнейшую перспективу. При этом наивысший приоритет получило направление информационно-телекоммуникационных технологий. В этих условиях решающее значение приобретает проблема информатизации образования.

В настоящее время информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. К перспективным направлениям информатизации образования отнесены: разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а именно электронных образовательных ресурсов (ЭОР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс.

Методическая система формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза описывает модель методической системы, ее структурные элементы, иерархические связи между ними, этапы и виды образовательной деятельности главных участников образовательного процесса: студента и преподавателя.

Создание модели методической системы формирования профессиональной компетентности студентов с использованием возможностей ИКТ (мультимедиа, гипермедиа, виртуальная реальность, система Internet) предполагает разработку общих требований к информационно-образовательной среде, включающей технический парк аппаратных средств информатизации, средства коммуникации, современное программное обеспечение, электронные дидактические ресурсы, сгруппированные по предметным и тематическим признакам в отдельные модули.

Достижения, имеющиеся в настоящее время в области применения ЭОР, обусловлены, прежде всего, высоким уровнем аппаратного и программного обеспечения современных ИКТ. Известно что, в образовании методологически господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями. Основной объем работы по созданию ЭОР выполняют программисты, не имеющие педагогической подготовки. Специалисты в области дидактики и методики преподавания конкретных дисциплин, в свою очередь, зачастую далеки от информационных технологий и потому не могут в полной мере использовать их потенциальные возможности.

В связи с этим повышается необходимость в формировании новых подходов к разработке ЭОР, создании новых технологий и методик обучения с применением ЭОР.

Программные возможности мультимедийных средств учебного назначения предопределяют их психолого-педагогические возможности в учебном процессе:

гипертекст упрощает процесс навигации и предоставляет возможность выбора индивидуальных траектории и темпа изучения материала;

аудиосопровождение учебной информации повышает эффективность восприятия материала;

визуальное представление информации способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала;

анимация является одним из сильных средств привлечения внимания и эмоционального восприятия информации;

представление визуальной информации в цвете, являясь мощным средством психофизиологического и эмоционального воздействия на человека, служит эффективным средством приема и переработки зрительной информации;

компьютерное моделирование используется с целью обеспечения наглядности, доступности восприятия учебной информации, которую невозможно представить обычными средствами наглядности (репродуктивный уровень), и развития интеллектуального и творческого потенциала (продуктивный уровень);

интерактивность обеспечивает обратную связь и способствует организации совместной деятельности в триединстве «преподаватель – ПК – обучающийся»; манипулирование информацией способствует организации повторения учебной информации;

многооконность дает возможность одновременного (параллельного) рассмотрения различных гипотез при проблемном обучении.

Мультимедийная обучающая система химико-технологической дисциплины – это совокупность взаимосвязанных компьютерных учебных программ (информационной, тренировочной, моделирующей, справочно-энциклопедической, контролирующей), обеспечивающих полную структуру учебно-познавательной деятельности: цель, мотив, собственно деятельность, результат – при условии интерактивной обратной связи, выполненных на основе технологий Мультимедиа.

Разработана модель активизации учебно-познавательной деятельности, отражающая взаимосвязь программных (визуализация, анимация, цвет, гипертекст, многооконность, манипулирование, моделирование, контаминация, аудиовизуализация, интерактивность) и психолого-педагогических (наглядность, доступность, прочность, эмоциональное регулирование, проблемность, избыточность, синкретичность, обратная связь) возможностей МОС (ЛК) и их влияние на активизацию инвариантных компонентов учебно-познавательной деятельности (целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционально-деятельностного, эмоционально-волевого, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного).

Предлагаем рассматривать компьютерное моделирование как метод активного обучения, включающий в себя взаимосвязанные активное воздействие (со стороны преподавателя) и научное познание (со стороны обучающихся) абстрактных понятий и отношений с ними, сложных электротехнических устройств или динамических процессов (явлений), с использованием компьютерных моделей, выполненных с помощью специализированных (предметно-ориентированных) прикладных программ, позволяющий синтезировать сенсорно-перцептивный и представленческий уровни когнитивного процесса.

Классификация компьютерных моделей [3], адекватных содержательной специфике процесса обучения химико-технологическим дисциплинам (ХТД) приведена на рис. 1.


Рис. 1. Классификация компьютерных моделей


Таким образом, предлагаем:

– изучение абстрактных понятий и отношений с ними проводить с помощью графической модели (под графической моделью предлагаем понимать условный образ абстрактных понятий, которые невозможно представить обычными средствами предметной наглядности, выполненный с помощью графических редакторов в виде диаграмм, графиков, характеристик, таблиц и т.д.);

– изучение реальных электротехнических устройств проводить с помощью геометрической модели (под геометрической моделью нами предлагается понимать визуализированное подобие реального электротехнического устройства, выполненное инструментальными средствами ПК и отображающее конструктивную форму, основные структурные элементы устройства и существующие между ними связи);

– изучение процессов, протекающих в реальных электротехнических устройствах, проводить с помощью имитационной модели (имитационная модель представляет собой отдельную программу или комплекс программ, позволяющий с помощью последовательности вычислений и графического отображения их результатов имитировать процессы функционирования объекта при условии воздействия на него различных, в том числе случайных, факторов).

Также в работе проводится анализ возможностей применения метода проблемного обучения для области химико-технологических дисциплин.

Сформулируем определение дидактического понятия «проблемная задача»: Проблемная задача – дидактическое средство обучения, которое ориентирует обучающихся на приобретение новых знаний или/и способов деятельности в их приобретении, сопровождается активной целенаправленной учебно-познавательной деятельностью, специально организованной преподавателем. Уровень сложности проблемной задачи определяется степенью неопределенности, которая может рассматриваться как рассогласование между имеющимся у обучающихся уровнем знаний и требованиями задачи, между пониманием необходимости решить задачу и возможностью найти правильное решение.

На основании синтеза методов проблемного обучения и компьютерного моделирования в исследовании предлагается метод компьютерного моделирования проблемных задач, являющийся новым методом активного обучения на занятиях, основанным на информационном взаимодействии между преподавателем, студенческой аудиторией и интерактивным партнером – МОС.

Предлагается структура деятельности педагога по реализации проблемного обучения на занятиях с применением МОС, в которой выделены следующие виды деятельности: целеполагающий, проектирующий, программная реализация, исполнительский, диагностический и рефлексивный.

Достоинства метода компьютерного моделирования проблемных задач по сравнению с традиционным методом организации проблемного обучения, основными из которых считаем следующие:

сокращение времени на решение проблемной задачи; расширение типа проблемных задач;

проблемные задачи, созданные с помощью компьютерного моделирования, являются «вечным учебным продуктом», который можно постоянно изменять, дополнять, корректировать;

улучшение восприятия и осмысления проблемной задачи за счет синкретичного предъявления учебной информации;

повышение мотивационно-эмоционального фактора за счет эстетического оформления слайдов в цвете, анимации и более конкретное и обоснованное обсуждение гипотез и проведение сравнительного анализа за счет многооконного представления информации на одном слайде;


Литература:

  1. Васяк Л.В. Профессиональная компетентность, как одна из составляющих культуры будущих инженеров. // Традиции и инновации: проблемы качества образования: Сб. материалов Международной науч.-практ. конф. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – ч. 2. – С. 30–32.

  2. Могилев А.В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности // Информационная культура. Сб. программ для дошк. и общеобраз. учреждений с 1 по 11 класс / Центр «Учебная книга». – Екатеринбург, 2003. – С. 107-158.

  3. Семенова Н.Г. Мультимедийный курс лекций в инженерно-техническом образовании // Информатика и образование. – М. – 2007. – № 7. – С. 115–117.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, учебно-познавательная деятельность, проблемная задача, компьютерное моделирование, основа технологий Мультимедиа, Узбекистан, профессиональная компетентность студентов, методическая система формирования, активное обучение.


Похожие статьи

Модульная технология обучения как средство повышения...

В основе предлагаемой системы подготовки студентов технических специальностей лежит хорошо зарекомендовавшая себя модульная

Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс проблемной, алгоритмической и...

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра, профессиональная компетентность.

Инновационный подход в обучении информатике как основа...

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм.

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

профессиональная деятельность, медицинский колледж, образовательный процесс, учебный процесс, обучение, профессиональная компетентность, медицинское образование, непрерывное образование...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.

Образовательные технологии в преподавании дисциплин...

Современное обучение в институте невозможно представить без технологий мультимедиа. Мультимедиа занятия обеспечивают восприятие студентами учебного материала, развивают умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизируют творческую деятельность...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, как один из видов контроля.

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Таким образом, проблемное обучение — это процесс, при котором преподаватель, создает разнообразные проблемные ситуации и организует деятельность студентов по решению ситуативных учебных проблем Это обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модульная технология обучения как средство повышения...

В основе предлагаемой системы подготовки студентов технических специальностей лежит хорошо зарекомендовавшая себя модульная

Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс проблемной, алгоритмической и...

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра, профессиональная компетентность.

Инновационный подход в обучении информатике как основа...

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Разработка web-ориентированного программного модуля мониторинга формирования уровня компетентности студентов технических вузов на основе контрольных карт и гистограмм.

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

Психолого-педагогические условия оптимизации формирования...

профессиональная деятельность, медицинский колледж, образовательный процесс, учебный процесс, обучение, профессиональная компетентность, медицинское образование, непрерывное образование...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.

Образовательные технологии в преподавании дисциплин...

Современное обучение в институте невозможно представить без технологий мультимедиа. Мультимедиа занятия обеспечивают восприятие студентами учебного материала, развивают умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизируют творческую деятельность...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, как один из видов контроля.

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе.

Современные технологии обучения студентов в вузе

Таким образом, проблемное обучение — это процесс, при котором преподаватель, создает разнообразные проблемные ситуации и организует деятельность студентов по решению ситуативных учебных проблем Это обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной...

Задать вопрос