Автор: Щедрина Татьяна Трофимовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 14.10.2016

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Щедрина Т. Т. Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11170/ (дата обращения: 14.12.2017).



Современная система непрерывного образования (СНО) используя инновационные педагогические и информационные технологии, личностно-ориентированный и компетентностный подход, обеспечивают развитие обучающегося как профессионала в течение всей жизни.

Система непрерывного образования, построенная на основе принципов и механизмов интеграции, дает возможность взрослому человеку учиться, повышать свою квалификацию и после получения первичного профессионального образования, проходить переподготовку. СНО должна основываться на принципах и механизмах интеграции, касающихся всех уровней и видов образования, а так же его содержании.

Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования обеспечивает качество профессионального медицинского образования на современном этапе. Внедрение новых технологий в учебный процесс, совершенствование методов обучения и практический опыт медицинской деятельности у преподавателей, возможность использования IT-технологий для обучающихся и преподавателей, развитие электронного обучения, внедрение симуляционных технологий обучения, является залогом качества высокого уровня подготовки специалистов в сфере здравоохранения.

Инновационные изменения в сфере медицинского образования в настоящее время направлены на аспекты подготовки специалистов, образовательные технологии, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также кадровое сопровождение.

В связи с изменениями требований к будущим медицинским специалистам меняются приоритеты в организации образовательного процесса в медицинском колледже, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.

В образовательной деятельности при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. В число этих технологий входят электронное обучение,дистанционные образовательные и симуляционные технологии.

Подготовка специалистов среднего звена является основной задачей медицинского колледжа, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. При организации образовательного процесса в колледже возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, повышающих качество подготовки будущих медицинских работников.

Профессиональная компетентность медицинского работника характеризуется многофункциональностью, фундаментальностью знаний, требует развития интеллектуальных, творческих и рефлексивных действий.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности объединяют в следующие группы: мотивационно-ценностные, содержательно-целевые, поисково-творческие, организационно-деятельностные и другие условия, активизирующие познавательную деятельность студентов. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции медицинских специалистов — это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в медицинском колледже, от которых зависит процесс адаптации выпускников к профессиональной деятельности, учитывая при этом организацию образовательного процесса.

Рассмотрим психолого-педагогические условия формирования профессиональных навыков медицинских специалистов:

– мотивационно-ценностные условия включают формирование потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей профессиональной деятельности;

– содержательно-целевые условия ориентируют на использование активных методов и интенсивных форм обучения; формирование клинического мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов посредством симуляционного обучения; алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности;

– организационно-деятельностные условия — это эффективная деятельность преподавателя, предусматривающая предварительную подготовку к внедрению симуляционного обучения, владение методикой информационной технологии обучения с применением симуляционного обучения, умение применять методы проблемного обучения с использованием симуляционного обучения; оптимальное сочетание дидактических возможностей симуляционного обучения с этапами учебно-познавательной деятельности;

– поисково-творческие условия направлены на результат обучения, формирование умений самостоятельно проводить образовательную и поисковую деятельность с использованием симуляционного обучения.

Важными условиями, активизирующими познавательной деятельности студентов принято считать следующие: рефлексивные (овладение четкостью и последовательностью выполняемых операций, развитие навыков самоконтроля и др.); обеспечение возможности самостоятельного управления клинической ситуацией, выбор режима учебной деятельности и т. д.

С целью закрепления и доведения до автоматизма необходимых практических умений, обучению организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность в системе отечественного здравоохранения используются фантомы, муляжи, модели, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие моделировать процессы и различные профессиональные ситуации в деятельности медицинских работников.Данные имитационные средства обучения позволяют моделировать процессы и клинические ситуации профессиональной деятельности медицинских работников.

На сегодняшний день в отечественном здравоохранении актуальна проблема отказа пациента от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи, тем самым затрудняется обучение студентов. Внедрение симуляционного обучения профессиональной деятельности для студентов может в корне изменить ситуацию подготовки медицинских работников, т. е. выработать клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента. В настоящее время законодательно утверждено обязательное использование симуляционного обучения для программ среднего, высшего и последипломного медицинского образования, (приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007г, № 30).

В настоящее время в ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» наряду с традиционными методами обучения внедрены и широко используются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных обучающих и контролирующих модулей.

Применяя в обучении компьютерные обучающие и контролирующие модули в сочетании с отработкой и контролем формирования мануальных навыков, можно частично замещать симуляционное обучение, при этом получая в результате также сформированные профессиональные компетенции, которые можно проконтролировать и совершенствовать, используя более сложные задания.

Для целенаправленного развития компетенций у студентов медицинского колледжа, используется опыт работы преподавателей, достигших высоких показателей качества подготовки практическим навыкам студентов медицинского колледжа.

Таким образом, использование психолого-педагогических технологий в учебном процессе необходимо для формирования не только знаний, умений и навыков, но и для формирования мыслительных способностей, личностных качеств, таких как самостоятельность, гибкость, креативность, целеустремленность и многих других. В современных условиях профессиональной деятельности это невозможно осуществить без внедрения новых способов обучения, а также дополнительной подготовки преподавателей психологическим технологиям развития личности студента.

Соблюдение рассмотренных психолого-педагогических условий поможет обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей применения замещающего симуляционного обучения в учебном процессе медицинского колледжа, что окажет положительное влияние на формирование профессиональных компетенций медицинских специалистов и способствует содействию эффективного вхождения инноваций в образовательную деятельность и медицинскую практику.

Литература:

  1. Симуляционное обучение по специальности ≪Лечебное дело≫/ сост. М. Д. Горшков; ред. А. А. Свистунов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 288 с.
  2. Муравьев К. А., Ходжаян А. Б., Рой С. В. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10–3. — С. 534–537
  3. Технологии профессионально ориентированного обучения: Учебно-методическое пособие./ Н. М. Борозинец, Г. Ю. Козловская, М. И. Плугина.- Ставрополь: Издательство ГБОУ ВПО СтГМА, 2012. -89с.
Основные термины (генерируются автоматически): симуляционного обучения, профессиональной деятельности, медицинского образования, медицинских специалистов, использованием симуляционного обучения, образовательного процесса, медицинского колледжа, условия формирования, условия формирования профессиональной, Педагогические условия формирования, технологии обучения, технологий обучения, навыков медицинских специалистов, формирования профессиональных навыков, обучения профессиональной деятельности, профессиональных навыков медицинских, средства обучения, организации образовательного процесса, применением симуляционного обучения, студентов медицинского колледжа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос