В статье описываются подходы к социально значимой информации в современном обществе. Автор анализирует возможности активной модели потребления информации. Рассматривает принципы открытости и достоверности социально значимой информации в контексте конституционного права на получение информации. Автором рассмотрена категория конституционной обеспеченности открытой достоверной социально значимой информацией и даны рекомендации по устранению существующих проблем правового регулирования.
Ключевые слова: социально значимая информация, конституционные права, достоверность информации, открытость, доступ к информации.
В условиях современного общества вопросы получения населением информации, обеспечения свободного доступа к ней, последующего ее использования видятся особенно актуальными. В научной литературе неоднократно подчеркивалось, что само развитие человека, его социализация, существование и функционирование общества невозможны без постоянного информационного контакта [4, c. 7]. Процессы информатизации, происходящие в рамках мирового пространства, можно охарактеризовать как информационные революции, что повышает значимость информации как объекта общественных отношений.
Современное видение информации дает сделать вывод, что информация представляет собой сложное многоаспектное явление. Обнаруживается большое количество подходов к информации с точки зрения психологии, социологии, политологии, юриспруденции и др. В контексте настоящего исследования обнаруживает интерес обозначение информации именно как социального и правового явления.
Российское законодательство определяет информацию как сведения, сообщения, данные, которые не зависят от формы их представления, и распространяются, предоставляются и обрабатываются с помощью обособленных процессов и методов [1].
Анализ действующего законодательства показывает при этом, что на сегодняшний день понятие социально значимой информации отсутствует, единой позиции законодателя по этому поводу не выработано.
Однако понятие социально значимой информации было введено в ряд подзаконных актов, что свидетельствует о наличии такой категории в объективной действительности. Так, Распоряжение Правительства РФ «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы» содержит положение, что обеспечение равноправия в области получения социально значимой информации выступает одним из важных вопросов, нуждающимся в решении на государственном уровне [2]. Кроме того, Концепция развития телерадиовещания устанавливает необходимость получения такой информации населением в совокупности, что будет способствовать существованию единого информационного пространства, освещению государственной политики в сфере социально-экономического развития страны, а также служить сохранению культурного наследия.
Представляется, что под социально значимой информацией можно понимать такие данные и сведения, которые обладают особой значимостью для общества и отражают состояние экономики государства, освещают важные события общественной жизни внутри страны и за рубежом, свидетельствуют о деятельности политических партий, лидеров общества и государства, общественных организаций и т. д.
Получение гражданами информации такого характера на условиях открытости становится важнейшей реализацией концепции правового государства. Кроме того, социальная значимость обусловлена не абстрактным характером информации, а возможностью практического применения — свободный и открытый доступ к информации способствует участию граждан в жизни государства и разрешению текущих вопросов индивидов.
В этой связи, учитывая важность социально значимой информации, необходимым видится разрешение двух взаимосвязанных проблем — доступа к информационным ресурсам и достоверности получаемой информации. Выполнение этих аспектов служит эффективности социально значимой информации для отдельных субъектов, и общества в целом.
Доступ к информации представляется предпосылкой получения достоверных сведений. Обеспечение открытого и равного доступа к информационным ресурсам позволяет разрешить задачи по удовлетворению значимых потребностей населения, в частности — повышению уровня жизни, обеспечению безопасности, воплощению социализации.
Социально значимая информация может предоставляться и распространяться через агрегаторов информации государственными и муниципальными органами власти, сосредотачивающих данные в области социальной̆ защиты населения, сохранения окружающей̆ среды, обеспечения прав потребителей, организации здравоохранения и т. д. [6, c. 40]. Информационная открытость органов власти видится одним из важных условий существования правового государства.
Право на свободный доступ к получению информации представляется реализацией положений Конституции РФ. При этом указанный постулат может рассматриваться в двух аспектах: активном и пассивном.
Активный доступ к информации выражается в том, что субъект ищет нужную ему информацию самостоятельно, пассивный же, напротив, заключается в потреблении информации без активного в том участия субъекта. Такая информация может получаться, например, посредством СМИ вне зависимости от желания потребителя информации [3].
Модель активного доступа достаточно широко распространена, и воплощается в праве получать любую информацию, созданную государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, либо поступившую в указанные органы власти. Ограничением выступают только положения законодательства (например, о государственной тайне). Такая модель предусмотрена российским действующим законодательством, что соотносится с международной практикой — законодательство, регламентирующее доступ к информации, включая государственные информационные ресурсы, не уступает мировым аналогам.
Однако, практическая реализация регулирующих рассматриваемую сферу норм зачастую расходится с законодательными и теоретическими моделями. Подтверждение тому — доступные рейтинги информационной открытости органов власти, размещенные в глобальной сети. Кроме того, существует достаточное количество опросов населения, которые также свидетельствуют о ряде проблем и ограничений в области доступа к информационным ресурсам.
Так, результаты аудита открытости российских региональных органов исполнительной̆ власти свидетельствуют, что обратная связь и подотчетность гражданам региональных правительств и администраций представляются серьезными проблемами открытости. Доступ к социально значимой информации в регионах коррелируется от 14,5 % до 100 % [5].
Кроме того, значительные нарушения наблюдаются при соотнесении на практике положений различных юридических документов об открытости информации.
Представляется, что имеет место некая правовая фикция доступности социально значимой информации в условиях ее фактического непредоставления или искажения, что свидетельствует об объективной необходимости выработки механизмов реального доступа населения к информационным ресурсам социальной важности и значимости. Презюмируемая модель активного поиска сталкивается с невозможностью получения информации, что нарушает гарантированные Конституцией РФ права.
С обозначенной проблемой тесно связана и другая — предоставления достоверной информации, что также соответственно влияет на обеспеченные Конституцией права и законные интересы. Даже в условиях конечного доступа к социально значимой информации субъект может получить ее в искаженном, неточном, недостоверном виде, что может повлиять на его собственное восприятие данные, что нередко сказывается на интересах отдельных групп и общества в целом.
Проблема недостоверности информации является второй по важности в рассматриваемой сфере. Информация, согласно научно обоснованным исследованиям, должна отвечать критериям ценности, содержательности, правдивости и достоверности, а также полноты, убедительности, доказательности, эффективности, актуальности и др. Кроме того возрастание социальной значимости обусловило наличие таких характеристик как относимость, допустимость и т. д.
Современное состояние каналов получения информации с учетом высокого процента самостоятельного поиска в рамках активной модели, особенно в пандемийный и постпандемийный периоды, свидетельствует, что с традиционных источников — телерадиовещание, печатные СМИ и др. — общество начало отдавать предпочтение ресурсам глобальной сети, причем с преобладанием сегмента социальных сетей.
Статистика иллюстрирует возрастание аудитории российского кластера Интернета, так называемого Рунета, — до 93 млн человек, показывающего стабильное увеличение за последние четыре года. Это достигается за счет использования населением мобильных устройств, в том числе и пользователями старшего возраста [7].
В настоящее время потребитель информации — это активный пользователь социальных сетей, геолокационных приложений (карты и навигаторы) и финансовых интернет-сервисов (банкинг, платежи и госуслуги) — этими возможностями пользуется в среднем 80 % населения. Опрос сервиса gov.ru свидетельствует, что при активности в сети при этом 71 % россиян не знают, куда им обратиться, чтобы получить нужную информацию о работе органов власти или публичную услугу [8].
Таким образом, создается проблема, заключающаяся в недостаточности удовлетворения запросов российских граждан по возможностям, которые способно предоставить им государство в плане доступа к информационным ресурсам, к достоверной социально значимой информации.
Органы исполнительной власти всегда обращали внимание на вопросы, связанные с открытостью доступа, а достоверность относилась на второй план. Так, к числу контрмер можно отнести комплексные решения по повышению свободы доступа граждан к информации, по приведению информационных ресурсов в соответствие с потребностями населения, по налаживанию более эффективного интерактивного взаимодействия органов власти, организаций и учреждений с населением.
Так, была создана и развита концепция единой цифровой среды интернет-сайтов госорганов, которая была призвана минимизировать неэффективные сайты министерств и ведомств, способствовать переводу сервисов на единый ресурс gov.ru.
Непопулярность и неэффективность выражалась в низкой посещаемости ресурсов — из 7000 государственных сайтов 80 % практически не были востребованы населением как потребителями информации. То есть ресурсы отличались неэффективностью, и не способствовали удовлетворению потребности в информации при ее самостоятельном поиске несмотря на видимую доступность.
В рамках программы «Доступный интернет» предлагалось сайты не закрывать, а сохранять, размещая социально значимую информацию в условиях бесплатного к ним доступа пользователей. Предлагалось установить для сайтов с социально значимой информацией единообразные методы развития, принципы организации пользовательских интерфейсов и размещаемых данных.
Удачной попыткой оптимизации можно признать 391 сайт. В перечень таких сайтов вошли сайты Президента России, правительства РФ, Государственной думы, Совета Федерации, портал госуслуг, образовательные порталы, мессенджеры и электронная почта, поисковые системы, онлайн-медиа и новостные агрегаторы, социальные сети и сообщества, а также маркетплейсы, сервисы доставки, сайты банков и многие другие.
С 1 апреля по 1 июля 2020 г. доступ к ресурсам из этого списка предоставляется бесплатно с любого устройства в рамках проводившейся экспериментальной программы. Операторы связи были обязаны предоставлять услугу высокого качества, даже если абонент является должником, а также при нулевом балансе [9].
Именно пандемия и ее последствия стали причиной расширения возможностей доступа граждан к информации, включая социально значимую. Так, порталы социально значимой информации содержали в себе актуальные данные состояния эпидемиологической обстановки в регионе, рекомендованное поведение при пандемии, сведения о медицинских учреждениях, способных оказать своевременную помощь. Эта пакетная информация носит условное название «цифрового сопротивления коронавирусу».
Кроме того, доступность социально значимой информации стала опосредовать сервисы по оформлению различных выплат, возможности дистанционного поступления в вузы, по цифровому взаимодействию между гражданами и банковскими, страховыми, иными государственными и негосударственными организациями.
Условия объективной действительности обусловили появление в списке социально значимой информацию о профилактике домашнего насилия, возможности проведения онлайн-голосования собственников жилья и др.
Таким образом через доступ к социально значимой информации реализуется не только конституционное право на доступ к информации, но и иные гарантированные основным законом права и свободы — равенство, свобода мысли и слова, участие в управлении делами государства, свободное использование своих способностей, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что доступ к информации не имеет социальной значимости и ценности без отражения одного из важнейших свойств информации — ее достоверности. Вся совокупность данных сведений, опосредованных источниками информации, и доступных для активной модели потребления информации теряет смысл при наличии непроверенных, неточных и ошибочных данных.
Достоверность рассматривается как свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверность иными словами — это абсолютная верность сведений.
Достоверность следует отличать от истины. Достоверностью являются сведения для субъекта, который их воспринимает. Достоверность становится истиной, если она проверена на опыте и соответствует действительности. Таким образом, потребляя информацию, субъект априори должен быть уверен, что сведения выверены, и использование полученной информации не несет в себе скрытой или явной возможности нанести ущерб интересам личности, общества и государства.
Таким образом, представляется, что необходимо уточненное закрепление конституционного принципа права на получение информации. Несмотря на недавнее внесении поправок в основной закон, представляется, что Конституция все же призвана на стабильное применение, которое обеспечивается за счет неизменности. Поэтому более логичным видится уточнение и реализация вышеупомянутого конституционного принципа через принятие отраслевых законов.
Анализ современного состояния, тенденций и трендов в области реализации права граждан на социально значимую информацию позволяет выявить существующие пробелы, недостатки правового регулирования, усилить результаты принимаемых государством мер, что особенно актуально для социума в условиях объективной действительности.
Законотворчество, направленное на устранение коллизий и пробелов, выявленных практикой, представляется как элемент системы, направленной на конституционное обеспечение получения достоверной социально значимой информации.
Поскольку все принимаемые на территории РФ законы должны не противоречить и соответствовать по духу Конституции, то любой нормативно-правовой акт может в этой сфере может быть признан в качестве развивающего и способствующего реализации положения основного закона.
Комплекс прав граждан, обозначенный выше, который они реализуют за счет обеспеченности доступа к достоверной социально значимой информации, находит свое воплощение в разрозненных нормах законодательства, что не ведет к увеличению эффективности использования такого комплекса. Граждане могут успешно воспользоваться только одним или несколькими правами, не получив информацию о других взаимосвязанных. Либо получив доступ к информации, не могут ее объективно воспринять вследствие недостоверности.
Представляется, что системный подход будет служить конституционной обеспеченности и реализации основного права на доступ и получение достоверной информации как взаимообусловленных конституционных прав граждан.
В частности, видится эффективной унификация и стандартизация подходов к социально значимой информации. Необходимо закрепление дефиниции социально значимой информации, отражение критериев и важнейших свойств такой информации, включая достоверность, что призвано служить воплощению конституционного права на получение закона.
Должны быть определена информационных ресурсов, учитывающих интересы различных слоев населения, организация и существующий̆ уровень развития информационной инфраструктуры в регионах, а также порядок разработки и ввода в действие информационных стандартов и ответственность должностных лиц за их несоблюдение.
Так, принятие федерального закона, который установил бы государственные гарантии доступа всех субъектов к социально значимой информации, закрепленной в определенном перечне ресурсов, служило бы конституционной обеспеченности получения достоверной социально значимой информации.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Вдовин Ю. И. Проблема доступа граждан к информации и СМИ в России [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/992335418.
- Грачев Г. В. Личность и общество: информационно- психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003.
- Доклад проектного центра «Инфометр» по итогам аудита открытости региональных органов исполнительной власти в России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1ZNLwU0TktLNgsoGtGLzibWoSlT2UyixY/view
- Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография. М.: МИФИ, 2003.
- Mediascope. Аудитория Рунета выросла на 7 % за три года [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/news/1035826.
- Mediascope. Как россияне воспринимают технологии и будущее [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/news/1042150.
- Газета «Известия». Важный ресурс: Минэк концептуально поддержал проект о значимых сайтах [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1027822/ekaterina- vinogradova/vazhnyi-resurs-minek-kontceptualno-podderzhal- proekt-o-znachimykh-saitakh.