Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией» / Ю. А. Кутепова, Е. Ю. Снимщикова, А. А. Лащенко, А. А. Здоровец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94282/ (дата обращения: 30.04.2024).



Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста с дизартрией.

Организаторы и ведущие мероприятия: учитель-логопед, воспитатель.

Оборудование: столы и стулья по количеству гостей, интерактивная доска (или проектор), презентация PowerPoint, материал для игр (кукла, карточки), дерево и яблоки для рефлексии.

Предварительная работа: логопедическое обследование детей, индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования, онлайн-консультирование по запросам родителей.

Цель мероприятия: расширить представления родителей воспитанников в вопросах организации коррекционно-педагогической работы с детьми дизартрией.

Задачи мероприятия:

  1. Установить партнерские и доверительные отношения с родителями воспитанников.
  2. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей с дизартрией, объяснить важность своевременной коррекции данного нарушения.
  3. Обогатить представления родителей об использовании игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами на одну тему, которая позволит вам расширить свои представления о речевом развитии детей, нарушениях речи у дошкольников.

Предлагаю вам узнать тему нашего мероприятия следующим образом:

Правильно, коррекция.

А теперь второе слово, оно обозначает одно из речевых нарушений.

Правильно, это дизартрия! Вы когда-нибудь слышали о таком речевом нарушении.

Ответы родителей: Да, нет.

Дизартрия — это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное — гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень — стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) — когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) — речь существенно нарушена и доступна для понимания только близких

4 степень — сильные нарушения речи — полное непонимание окружающими или абсолютное отсутствие.

Сегодня мы уделим внимание дизартрии, в частности использованию игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией. Почему игры?

Игра — это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игра позволяет создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

Сегодня мы с вами попробуем поиграть в те игры, которые мы приделаем для детей с дизартрией в коррекционно-педагогической работе.

Все игры демонстрируются логопедом, выполняются родителями

Для развития физиологического дыхания можно предложить детям игру «Поиграем животиками».

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох — 1,2,3 и выдох — 1,2,3 или музыкальные звуки (до — ре — ми- вдох, ми — ре -до — выдох) от трех до семи раз подряд.

Для развития речевого дыхания предлагаем игру «Назови по порядку».

Детям предлагается сосчитать игрушки или предметы на картинке — «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам можно предложить перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» — зажмуривание глаз;

«Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Тигренок» — оскаливание зубов.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.

Для развития артикуляционной моторики проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

«Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.

«Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам;

«Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.

«Язычок сердиться» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

Для развития тембра голоса используем игру «Успокой куклу».

Дети сидят на стульях и держат в руках кукол. Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить — спеть колыбельную песню. Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни. Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Для развития умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения предлагаем игру « Большие ноги шли по дороге».

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП — ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ»

Для развития ритма речи предлагаем игру «Выдели слово».

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво». Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво. Если ярко написана цифра — «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: «Мы УЧИМСЯ говорить красиво». Если на карточке ярко написана цифра «3» — это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать. И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» — фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Для развития мелодики интонационной композиции речи предлагаем игру «Узнай по интонации».

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного — Ах! Ах! Ах!

больного — Ох! Ох! Ох!

веселого — Эх! Эх! Эх!

недовольного — Ай! Ай! Ай!

испуганного — Ой! Ой! Ой!

сердитого — Ай –я — яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Рефлексия

Перед вами дерево, разделенное на три части:

Нижняя часть — значит, все было плохо, неинтересно, многое не получалось.

Средняя часть дерева — не всегда было интересно, в целом с заданиями справился.

Самая верхняя часть дерева — было все очень интересно, легко, уверен в своих силах.

Поэтому каждый по очереди подходит и прикрепляет яблоко в нужную часть и объясняет свой выбор.

Участники подходят к дереву, берут яблоко, располагают его на определенном уровне, аргументируют свой выбор

На этом наше мероприятие подошло к концу. Благодарю за внимание и активное участие.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, коррекционно-педагогическая работа, дизартрия, оха, ребенок дизартрией, слово, речевое дыхание, речевое развитие детей, речевой аппарат.


Похожие статьи

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени

Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой...

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается...

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

Отсутствие четкой и чистой речи у детей с дизартрией обусловлено нарушениями артикуляции, речевого дыхания, процессов образования голоса.

Основной проблемой при формировании активного словаря у детей является отсутствие четкой методологии онтогенеза детской речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного...

Внастоящее время дизартрия — одна самых распространённых патологий у детей

Изучение дизартрии как речевой патологии и системы коррекционной работы связаны с именами Е. Н

Выделение типов дизартрии у детей младшего школьного возраста является условным...

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования...

Применение коррекционно-педагогических технологий...

Этиология нарушений речевого онтогенеза ребенка может заключаться в следующем: наличие дефекта в речевом аппарате

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Комплексный подход к формированию речемыслительной...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дизартрия, речемыслительная деятельность, суждения

Учитывая обусловленные речевой недостаточностью особенности развития детей с

Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов

Но помимо этого в последнее время все чаще наблюдается тенденция роста числа детей и взрослых

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть...

Похожие статьи

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени

Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой...

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается...

Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией

Отсутствие четкой и чистой речи у детей с дизартрией обусловлено нарушениями артикуляции, речевого дыхания, процессов образования голоса.

Основной проблемой при формировании активного словаря у детей является отсутствие четкой методологии онтогенеза детской речи.

Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного...

Внастоящее время дизартрия — одна самых распространённых патологий у детей

Изучение дизартрии как речевой патологии и системы коррекционной работы связаны с именами Е. Н

Выделение типов дизартрии у детей младшего школьного возраста является условным...

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования...

Применение коррекционно-педагогических технологий...

Этиология нарушений речевого онтогенеза ребенка может заключаться в следующем: наличие дефекта в речевом аппарате

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста...

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

Комплексный подход к формированию речемыслительной...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дизартрия, речемыслительная деятельность, суждения

Учитывая обусловленные речевой недостаточностью особенности развития детей с

Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей...

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

В статье рассматривается один из наиболее распространенных речевых дефектов

Но помимо этого в последнее время все чаще наблюдается тенденция роста числа детей и взрослых

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть...

Задать вопрос