Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 31.05.2021

Статья просмотрена: 985 раз

Библиографическое описание:

Данилова, Е. В. Формирование активного словаря у дошкольников с дизартрией / Е. В. Данилова, Т. В. Сазанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6445/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается процесс формирования активного словаря у дошкольников с дизартрией. Автором определены основные задачи, формы и методы работы по формированию активного словаря. Особый акцент автор делает на подбор методического материала для использования на занятиях по формированию активного словаря у дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова: активный словарь, пассивный словарь, дизартрия, единица языка, проблемы формирования активного словаря у детей.

В России 1 % из 240 дошкольников 4–7 лет страдают дизартрическим расстройством, которое имеет тенденцию к значительному росту, по данным Минздрава России ежегодно подтверждается 6500–7600 случаев. Отсутствие четкой и чистой речи у детей с дизартрией обусловлено нарушениями артикуляции, речевого дыхания, процессов образования голоса. Вопрос о формировании активного словаря у детей предшкольного возраста с дизартрией является открытым.

В последние десятилетия неуклонно растет число детей с различными речевыми нарушениями, и особенно с нарушением звукового произношения. А в совокупности с влиянием улицы, средств массовой информации, где присутствует бессмысленная и неграмотная речь, у дошкольников образуется бедность словарного запаса, неточность изложения и употребления слов и понятий, неспособность употреблять слова в речи в соответствии с их лексической ценностью.

Лексика представляет собой центральную часть языковой единицы, которая именуется, формируется и передается с помощью накопленных знаний человека или группы людей о различных предметах и явлениях. Рассматривая речь как сложную языковую конструкцию, обусловленную историческими и культурно-языковыми процессами общения этнических групп людей, ее несомненно следует связывать с лексикой и словарным запасом, формирующимися у личности с ранних лет жизни, а также учитывать национальные, этнические, культурные и внутригрупповые, семейные традиции, особенности и условия формирования, в том числе носителей языка находящихся в окружении ребенка.

В общепринятом смысле под словарем понимается группа слов, обозначающих определенные предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [4, с. 846–850]. При этом различают активный словарь, включающий те лексические единицы, которые можно услышать в повседневной речи любого человека, в том числе ребенка. В отличие от него пассивный словарь содержит слова, употребление которых ограничено особенностями обозначаемых ими явлений (например, собственные имена), известные только части носителей языка (архаизмы, термины и т. п.), а также слова, используемые лишь в отдельных функциональных разновидностях языка (к примеру, разговорная или стилистически окрашенная лексика).

Стоит отметить, что пассивный словарь по объему всегда больше, чем активный, даже у взрослых. Мы можем знать названия определенных терминов, но не использовать их в своей повседневной речи.

Основной проблемой при формировании активного словаря у детей является отсутствие четкой методологии онтогенеза детской речи. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Во-первых, это невербальная, объективная деятельность самого ребенка. Вторым по значимости фактором развития речи, в том числе обогащения словарного запаса, является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком [3].

При изучении особенностей развития речи у детей традиционно выделяют четыре этапа: подготовительный, ранний предшкольный (3–5 лет), дошкольный (6–7 лет) и школьный. Не вызывает сомнения, что именно в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) произношение ребенка становится более правильным, формируется фонематическое восприятие, словарный запас увеличивается до трех-четырех тысяч слов.

Контекстная речь развивается через пересказ ребенком сказок, рассказов, повестей, а также при описании жизненных ситуаций, пережитых ребенком, его собственных переживаний, впечатлений. Примерно при достижении трехлетнего возраста у ребенка появляется возможность поднять кончик языка вверх и напрячь тыльную сторону языка, что подчеркивает суставное развитие, а к пяти годам он может вибрировать кончиком языка.

Коммуникация и контактные виды деятельности, при которых взрослыми и окружением ребенка ему поясняется каждое действие и значение этого действия, проговариваются важные смысловые элементы и логические связи, морфологические конструкции — играет чрезвычайно важную роль в развитии речи любого ребенка. Особенно важно это в момент наращивания речевых функций, что максимально выражено в период активного развития нейронов и нервных связей в коре головного мозга и его структурных зонах, это период, который приходится именно на возраст 5–7 лет, поэтому данный период относят к сенситивным по развитию речи ребенка, критическим и крайне важным в дальнейшем. Особое значение в процессе формирования речевых функций играет развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, скорости нервных процессов в организме, в целом, физическое и соматическое состояние здоровья ребенка.

Искаженное произношение слов характерная черта детской речи в определенном периоде, однако подражание взрослых такому произношению ребенка недопустимо. Часто такое явление приводит к развитию «птичьего» языка, который тормозит развитие как речи, так и мышления. Чем раньше ребенок начинает говорить, тем быстрее его надо приобщать к разговору, в том числе сопряженному с позитивным действием, не разговаривать с ребенком отстраненно и издалека, а смотреть на обсуждаемый объект актуализируя внимание к объекту, изменять объект, двигать, указывая на его особенности и свойства, создавать условия чтобы ребенок при ответе опережал действия, предполагал развитие событий и учился самостоятельно их проектировать, а затем и констатировать свои действия составляя элементарные суждения, так быстрее будет развиваться его мышление. Включая в процесс домашней игры, индивидуального или группового занятия, любой коррекционно-логопедической методики, элементы, активизирующие физиологические механизмы, такие как тактильные, мышечные, звуковые, зрительные и иные рефлекторные раздражители (теплый предмет, холодный предмет, шершавый или гладкий на ощупь, в том числе с закрытыми глазами, действуя рукой или даже стопой, другой частью тела — локоть, наружная сторона руки, даже язык), ребенок быстрее втягивается в процесс коррекции речи и ее обогащения словарным запасом, легче находит слова и ассоциации, строит словосочетания и простые предложения, не путает окончания частей речи и их временное применение.

В настоящее время, особенно в молодых семьях, с развитием инновационных технологий происходит увеличение темпа событийности и движения у ребенка в силу возрастания темпов социальной активности у родителей. Наблюдается ограниченность родительского времени, большая численность детей в детских садах на 1 специалиста, желание родителей отдать ребенка побыстрее в кружки (а не к логопеду). Следует отметить, что родители не всегда грамотно оценивают степень готовности ребенка к таким расширенным временным и информационным, иногда физическим нагрузкам, и многим другим социальным факторам, а ребенок все чаще слышит компьютерную и электронную речь, беглую речь, сленговые фразы, шаблонные элементы и даже буквенные сокращения. Все это, в сочетании с неравномерным звуковым и частотно-волновым потоком, в сопровождении с ярко окрашенными и быстро двигающимися элементами приводит к нарушению нормального протекания психофизиологического становления организма и головного мозга, нарушению когнитивных процессов, переутомлению и стрессу, нарушениям алгоритма психического, социального, культурного и духовного развития детей. Взрослые забывают принципы формирования речи, как второй сигнальной системы, присущей только человеку, в которой обозначено, что научить ребенка распознавать тонкое эмоциональное окрашивание речи в виде смены интонаций, тембра, громкости может только живой человек в процессе активного общения.

Таким образом, именно дошкольный возраст является ключевым в накоплении знаний, формировании словарного запаса, который формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира [3; 5].

На сегодняшний день существуют следующие основные задачи словарной работы с детьми:

  1. Обогащение словарного запаса, то есть усвоение новых слов, ранее неизвестных ребенку, а также новых значений ряда слов, уже присутствующих в лексиконе. Словарь обогащается, прежде всего, общеупотребительной лексикой (наименования предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т. д.).
  2. Уточнение словаря, то есть словарно-стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка, а именно наполнение содержанием известных детям слов, овладение многозначностью, синонимией и др.
  3. Активизация словаря, то есть перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, включая слова в предложения, словосочетания.
  4. Исключение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в неблагоприятной языковой среде [1; 5].

В 5–6 лет детская речь максимально приближена к взрослой. Дети различают звуки, строят распространенные предложения. Легко подбирают противоположные и похожие слова. На этом этапе особенно важно «не просмотреть» возникающие проблемы. Нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста формирует целый ряд особенностей, приводящих к трудностям обучения в начальной школе, а при отсутствии серьезной коррекции приводит к накопительному отставанию в освоении материала в дальнейшем образовательном процессе.

Словарный запас детей с дизартрией довольно беден, им трудно овладеть семантикой, лексической сочетаемостью, имеются недостатки в словообразовании и словоизменении, когда слова характеризуются употреблением приблизительных, неточных значений, слова, близкие друг другу, заменяются в зависимости от ситуации и цели. Речевые возможности детей с дизартрией ограничены дефицитом активной и пассивной частей словарного запаса, что вызывает трудности в понимании обобщенной речи, это также негативно сказывается на познавательной деятельности и овладении письменной речью.

Бедность словарного запаса изначально проявляется в незнании самих слов и их значений: названий ягод (клюква, ежевика, морошка), цветов (незабудка, фиалка, ирис, гладиолус), диких животных (кабан, леопард); наличии трудностей ассоциативного характера, когда детям трудно актуализировать слова, например: овца, лось, осел, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, молния, гром, валенки, продавец.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при обновлении предикативной лексики (глаголы, прилагательные). У дошкольников с дизартрией выявляются трудности в наименовании многих прилагательных, употребляемых в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный, красивый и др.). При этом страдает описательная сторона и окраска речи, пояснения и уточнения значений [2, с.809–812]. В глагольном словаре таких детей преобладают слова, обозначающие обыденные и контролируемые ребенком действия (спать, умываться, купаться, одеваться, ходить, бегать, есть, пить). Однако существенно страдает усвоение абстрактных значений слов, описание состояний предмета, его качества и признаков, оценки действий объекта. Речь приобретает черты формализации и обобщенности, краткости, скромности понятий и суждений, что далее приводит к нарушению процессов формирования умений рассуждать, мотивировать, приводить примеры, синтезировать понятия, аналогии, поражает аналитические функции речи. Формируется психологическая скованность в разговоре, трудности освоения численного запаса слов, что у детей-дизартриков вызывает проблемы с подбором подходящего слова и актуализации пассивного словаря.

Анализ литературных данных показывает, что коррекционно-логопедическая работа по расширению объема активного словаря у детей с дизартрией максимально эффективна, если включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, освоение новых слов, прежде всего глаголов, прилагательных и существительных. Особое внимание необходимо уделять усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тех слов, которые вызывают наибольшие трудности у детей с дизартрией [1; 2, с. 809–812; 4, с. 846–850].

Например, целью дидактических игр «Скажи по-другому», «А как наоборот?» является подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства и действия, где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.

Упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова- синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.

– прилагательные: невеселый (грустный), храбрый (смелый);

– наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело).

К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например: невысокое дерево — низкое дерево; неширокая тропинка — узкая тропинка.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях рекомендуется проводить упражнения для губ, языка, нижней челюсти, например:

  1. «Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
  2. «Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам;
  3. «Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
  4. «Язычок сердится» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Таким образом, для развития словарного запаса у детей с дизартрией необходимо применять различные методы: 1. Наглядные (картинки, пособия, таблицы). 2. Практические (дидактические игры, упражнения). 3. Игровые. 4. Словесные (беседа, чтение). 5. Также наш опыт показал, что эффективность коррекционной работы существенно возрастает если включать в методические игры разнообразные упражнения, направленные на развитие психофизиологических и когнитивных функций, включение рецепторов всех органов чувств.

Организация целенаправленной и полноценной работы по формированию активного словарного запаса на современном этапе логопедического развития считается крайне необходимой у детей с дизартрией. При этом особое значение имеет использование не только разнообразных приемов и методов на занятиях, но и создание специальных условий, предметно-развивающей среды, учет закономерностей развития активного словарного запаса и его состояния при речевых расстройствах. В том числе необходимо повышать уровень грамотности специалистов, логопедов, воспитателей в овладении физиологически обоснованными технологиями и методами, их интеграции в коррекционно-развивающую работу, поскольку речь — это результат сложнейшего взаимодействия всех структур головного мозга, нервной системы и возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей.

Литература:

  1. Авдеева Н. А., Плющ Е. А., Дегальцева В. А. Особенности логопедической работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф., № 1(12). 2017. г. Новосибирск. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf (дата обращения: 02.05.2021)
  2. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 809–812. URL: http://e-koncept.ru/2016/46337.htm.
  3. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 20.04.2021).
  4. Хвалина Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 846–850. URL https://moluch.ru/archive/108/25943/ (дата обращения: 20.04.2021).
  5. Яшина К. И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-semantiki-slova-kak-osnova-raboty-po-razvitiyu-leksicheskoy-storony-rechi-u-detey-s-onr (дата обращения: 20.04.2021).

Ключевые слова

дизартрия, активный словарь, пассивный словарь, единица языка, проблемы формирования активного словаря у детей
Задать вопрос