«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94140/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое и культурное наследие страны. Об этом же свидетельствует и высказывание Николая Карамзина, который в письмах русского путешественника отметил: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…».

В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», который был посвящен празднованию Года культурного наследия народов России.

Цель конкурса расшифровка и популяризация культурного кода Хабаровского края.

Краевой конкурс позволил: создать условия для гражданско-патриотического воспитания через реализацию научного потенциала и повышения результативности научно-исследовательской деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций; создать базу патриотических маршрутов на основе территориальных туристических ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии через научное осмысление исторических событий; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Слово о моем Хабаровском крае» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать – инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.

E:\Слово о Хабаровском крае\QR код Слово о ХК.jpg

Рис. 1. Краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», посвящённый празднованию Года культурного наследия народов России

Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, государственного архива Хабаровского края, Единого агентства путешествий, Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Дальневосточной региональной Ассоциации туризма.

В ходе обучения студенты приобрели: знания об интегративной роли архивов в сохранении и трансформации исторической памяти и о музейном фонде; умения пользоваться квест-технологиями, оформлять экскурсионные квесты и формировать портфель гида; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о культурном наследии Хабаровского края, а также артефактов, посвященных профессиональным традициям рабочих профессий и специальностей.

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов: городских квестов, онлайн квестов, кветрумов. Шестнадцать из них были допущены к очной защите.

Экспертную оценку осуществляла комиссия, в состав которой вошли представители научного и профессионального сообщества из учреждений высшего образования Хабаровского края, организаций партнеров, а также индустрии туризма.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 11 мая по 09 июня 2022 года 14 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, Ванина, районного поселка Хор, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квестов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 16 экскурсионных маршрутов; 48 гидов-студентов (авторов); 32 педагогов-наставников; 416 экскурсантов – школьников и студентов; 25 экспертов – партнеров (из сферы науки, туризма, культуры). Более 500 человек, ветеранов, педагогов, представителей музеев, архивов, библиотек, заводов и другой общественности, владеющей информацией о фактах и событиях культурного наследия Хабаровского края, были задействованы в ходе реализации краевого конкурса.

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего культурное наследие своей малой родины, города или поселка в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному культурному наследию Хабаровского края нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала IX Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае – июне 2022 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

По результатам краевого конкурса выпущено научно-популярное издание «Слово о моем Хабаровском крае: калейдоскоп исторических фактов». В нем собраны примечательные и познавательные факты об объектах культурного наследия и этнокультурного многообразия Хабаровского края, а также профессиональном культурном коде региона, которые с разных сторон отражают неповторимость и узнаваемость Хабаровского края.

Материал разбит по трем тематическим рубрикам.

Раздел 1. Городской квест «Объекты культурного наследия Хабаровского края» (о памятных местах истории и культуры Хабаровского края)

ХАБАРОВСК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Авторы: Будкова Анастасия Евгеньевна, Шляхетская Дарья Владимировна, Коростина Людмила Александровна

Педагоги-наставники: Тюняев Максим Вячеславович, Влезько Светлана Олеговна

Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания

ПЕРВЫЙ

Авторы: Артеха Алёна Владимировна, Печатнова Полина Игоревна

Педагог-наставник: Чикишева Анастасия Сергеевна

Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

ПО ЮЖНЫМ ОКРАИНАМ…

Авторы: Чулочников Александр Алексеевич, Горяйнов Денис Евгеньевич, Ерёмин Алексей

Александрович

Педагог-наставник: Никифорова Дарья Александровна

Хабаровский промышленно-экономический техникум

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЫЙ КОМСОМОЛЬСК

Авторы: Бирюков Данила Иванович, Губанов Александр Владимирович

Педагоги-наставники: Волынкин Виктор Вячеславович, Толстова Елена Ивановна

Комсомольский-на-Амуре строительный колледж

КОМСОМОЛЬСК – СОВЕТСКИЙ ГОРОД

Авторы: Черных Сергей Степанович, Кускова Виктория Алексеевна

Педагог-наставник: Логунова Зинаида Петровна

Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова

ТРОПОЮ КОМСОМОЛЬЦЕВ ПРОЙДЕМ ПО ИСТОРИИ КРАЯ

Авторы: Андриенко Евгений Сергеевич, Елохин Даниил Романович, Слободянюк Владимир Александрович

Педагоги-наставники: Ковалева Елена Викторовна, Ильченко Дмитрий Александрович

Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

Раздел 2. Онлайн-квест «Этнокультурное многообразие Хабаровского края» (о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур)

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ…

Авторы: Луханин Денис Алексеевич, Сгудеев Данила Дмитриевич

Педагоги-наставники:

Колесник Ирина Владимировна

Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания

ЛЮДИ АМУРА

Авторы: Савов Денис Викторович, Решетникова Екатерина Сергеевна

Педагоги-наставники:

Егорова Елена Юрьевна, Кондратьева Галина Петровна

Чегдомынский горно-технологический техникум

СКАЗАНИЕ ЗЕМЛИ ОРОЧИСЭЛ

Автор: Семенов Дмитрий Дмитриевич

Педагоги-наставники: Обыдённова Надежда Сергеевна, Дода Татьяна Владимировна

Ванинский межотраслевой колледж

НАРОДЫ ПРИАМУРЬЯ, КАК ЦВЕТЫ НА ЛУГУ

Авторы: Дигор Маргарита Викторовна, Дигор Вероника Андреевна

Педагоги-наставники:

Помораева Анна Ивановна

Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова

ТАЙНЫ КОРРЕНЫХ НАРОДОВ

Авторы: Хланта Алина Витальевна, Лещинская Ксения Сергеевна, Лю Анастасия Романовна

Педагог-наставник: Куроптева Александра Юрьевна

Хабаровский торгово-экономический техникум

СЛОВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ: СТРАНИЦЫ СКАЗОК КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ

Авторы: Малышкина Алена Сергеевна, Власенко Дарья Андреевна

Педагоги-наставники: Кальницкая Ирина Геннадьевна

Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

Раздел 3. Квеструм «Профессиональный культурный код Хабаровского края» (о наследии предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОФЛОТСКОМ РАЙОНЕ

Фурман Ольга Александровна

Педагоги-наставники: Семенова Ольга Валентиновна, Анищенко Елена Алексеевна

Хабаровский технический колледж

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАБАРОВСК: СЕКРЕТЫ СВАРОЧНОГО МАСТЕРСТВА

Тимофеева Виктория Александровна, Долгова Анна Александровна, Валехова Марина Александровна

Педагоги-наставники: Огнев Сергей Владимирович, Головченко Дарья Андреевна

Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства

СОВРЕМЕННЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ В АГРОПРОМЕ

Авторы: Лунькова Екатерина Евгеньевна, Кобзаренко Андрей Владимирович

Педагоги-наставники: Залевская Сталина Владимировна

Хорский агропромышленный техникум

БЯНГАЛЯ: НАСЛЕДИЕ ПОВАРСКОГО ДЕЛА

Авторы: Семенова Влада Дмитриевна, Коренева Ангелина Евгеньевна

Педагоги-наставники: Еремина Светлана Ринатовна

Хабаровский торгово-экономический техникум

В заключение издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу культурного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2022 году.

Широкое привлечение краеведческого содержания, оригинальность замысла, композиционная и структурная целостность изложения материала позволят широкому кругу читателей: совершить увлекательное путешествие во времени; сформировать чувство гордости за свой край, свою страну; приумножить знания о профессиях.

Уникальность научно-популярного издания «Слово о моем Хабаровском крае» заключается в том, что оно является экскурсионным предложением для всех интересующихся историей Хабаровского края, желающих больше узнать о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур, памятных местах в контексте исторических событий региона, а также о культурном коде рабочих профессий.

Благодарим студентов и их наставников за участие в конкурсе научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», за изучение истории Хабаровского края, за внимание к коренным малочисленным народам нашего региона, за уважение к профессиональному культурному коду, за сохранение исторической памяти.

Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, мой Хабаровский край, краевой конкурс, культурное наследие, автор, профессиональное образование, Советский Союз, комсомольский-на-амур, профессиональный культурный код, Семенов.


Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

– Работа с историей и культурным наследием родного города. – Краеведение, связанное с изучением природы, географии, биологии, геологии, экологии своего края. – Изучение фольклора, этнографических особенностей, литературы, искусства местных авторов.

Формирование этнического самосознания студентов...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский. На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных...

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

Краевой институт развития образования в Хабаровском крае (далее — Институт) является организатором и координатором развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи...

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культурно-историческое пространство, объекты культурного наследия, цифровизация образования.

Во-вторых, объектом исследования стало историко-культурное пространство города Николаевска-на-Амуре в памятниках и...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Создание на территории Хабаровского края современного скансена, посвященного культуре и

Автор проанализировала состояние скансенов в России и на Дальнем Востоке, продумала и предложила основные

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма.

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия...

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным.

Фетисова, М. А. Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи / М. А. Фетисова, Н. В. Борисова.

Научная активность современных студентов профессионального...

Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. Так как вот уже на протяжении 5 лет выходит спецвыпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители...

Использование проекта для формирования краеведческой...

Типнашегокраеведческого проекта «Знай и люби свой край» –информационно-творческий. Продолжительностьпроекта — долгосрочный (в течение учебного года).Участниками проекта были педагоги и воспитанники дошкольного учреждения г. Феодосии.

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

– Работа с историей и культурным наследием родного города. – Краеведение, связанное с изучением природы, географии, биологии, геологии, экологии своего края. – Изучение фольклора, этнографических особенностей, литературы, искусства местных авторов.

Формирование этнического самосознания студентов...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский. На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных...

О научно-исследовательской и инновационной деятельности...

Краевой институт развития образования в Хабаровском крае (далее — Институт) является организатором и координатором развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи...

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культурно-историческое пространство, объекты культурного наследия, цифровизация образования.

Во-вторых, объектом исследования стало историко-культурное пространство города Николаевска-на-Амуре в памятниках и...

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Создание на территории Хабаровского края современного скансена, посвященного культуре и

Автор проанализировала состояние скансенов в России и на Дальнем Востоке, продумала и предложила основные

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма.

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия...

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным.

Фетисова, М. А. Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи / М. А. Фетисова, Н. В. Борисова.

Научная активность современных студентов профессионального...

Об активистах на научном поприще в профессиональном образовании Хабаровского края узнал не только наш край, но и вся Российская Федерация. Так как вот уже на протяжении 5 лет выходит спецвыпуск международного научного журнала «Молодой ученый», где победители...

Использование проекта для формирования краеведческой...

Типнашегокраеведческого проекта «Знай и люби свой край» –информационно-творческий. Продолжительностьпроекта — долгосрочный (в течение учебного года).Участниками проекта были педагоги и воспитанники дошкольного учреждения г. Феодосии.

Задать вопрос