Формирование этнического самосознания студентов педагогического колледжа в поликультурном образовательном пространстве Дальневосточного региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бельды, М. Г. Формирование этнического самосознания студентов педагогического колледжа в поликультурном образовательном пространстве Дальневосточного региона / М. Г. Бельды. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53979/ (дата обращения: 05.07.2020).



Как известно, 21 век в России характеризуется усилением процессов миграции населения, и люди в поисках работы и стабильного дохода переезжают из депрессивных регионов России и ближнего зарубежья в Дальневосточный регион, а с 2014 года появились переселенцы из Донбасса, из районов боевых действий. Со взрослыми людьми приезжают и дети, которые обучаются в учебных заведениях, поэтому в ходе работы с детьми из семей мигрантов от учителя требуются усилия не только по из социализации и интеграции в окружающий социум, по усвоению ими в нужном объеме русского языка, но и по формированию основ гражданской идентичности. В Федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020годы)» в числе ключевых проблем в сфере межэтнических отношений в современной России первой, и, следовательно, важнейшей называется «слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации». Именно данная программа является основополагающей для развития этнокультурного потенциала всех народов и принятие на ее основе программы становления этнокультурной компетенции будущего педагога в Хабаровском педагогическом колледже «Диалог культур», концептуальными идеями которых является:

1. Формирование этнического самосознания, через интеграцию, адаптацию, социализацию студентов различной этнической и религиозной принадлежности.

2. Поддержка этнокультурного многообразия народов России через мероприятия, направленные на пропаганду и расширение представлений о наследии каждой национальности.

Современный мир интегрируется, ассимилируется, бросает вызов обществу и мы, преподавателя должны подготовить молодежь, будущих учителей, родителей к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Случайных людей в образовании быть не должно, а потому необходимо воспитывать учителя, обладающего профессиональной компетентностью, политической лояльностью и высокими моральными качествами. Будущий учитель должен сам быть сформирован как поликультурная личность, характеристика которой включает в себя совокупность таких качеств, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность.

В колледже обучаются студенты более 15 национальностей (дагестанцы, армяне, украинцы, татары, тувинец, кыргызстанец и другие). Общее количество составляет около 40 человек, а это 2 студенческих группы. Многие из них (65% - по данным опроса) не знают родного языка, но желают им овладеть, имеют представление об этнических традициях, культуре, принадлежат к разным религиозным конфессиям. Около 35% относятся к инофонам и билингвам, то есть понимают, говорят на своем родном языке, некоторые имеют языковые затруднения в использовании официально-делового, научного стиля речи. Программа формирования этнического самосознания реализуется через деятельность студенческого клуба «Диалог культур».

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным содержанием этнического самосознания было осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Далее понятие «этническое самосознание» мы рассматриваем на основании определения Валерии Сергеевны Мухиной и Туяны Цареновны Дугаровой как «потенциал идентифицирующих и отчуждающих чувств, знаний и действий, способствующих бытию в пространстве реалий культуры», то есть это часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности. Павел Иванович Кушнер подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя», выдвинул его на первое место среди признаков этнической группы. Этническая идентичность – ядро этнического самосознания, представ­ление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоцио­нальным и ценностным значением, приписываемым этому членству. Поэтому эти два понятия сообразно интегрированы и выделяют следующие аспекты этнического самосознания: когнитивный (познавательный) – играет наиболее важную роль в идентичности; эмоциональный (чувственный); регулятивный (волевой).

Именно данные компоненты лежат в основе программы, все мероприятия для ребят интересные, интерактивные, культурно-просветительные, массовые, личностно-ориентированные.

Юношеский возраст студентов (от 16 до 21,22 лет) является благоприятным этапом для развития этнического самосознания личности, так как он является ее завершающим периодом. На данном этапе укрепляется самоопределение юношей и девушек, мотивация выбора своей национальности на пути формирования идентичности «Я — гражданин мира». Эмоционально-когнитивный процесс является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима, на противопоставлении «мы-они», общности происхождения и исторической судьбы, генеалогических преданиях, представлениях о родном языке и родной земле.

Реализация программы формирования этнического самосознания основывается на следующих принципах: принцип культуросообразности; принцип национальной самобытности; принцип духовности; принцип вариативности; принцип открытости; принцип практико-ориентированности. Опора на вышеперечисленных принципах осуществляется с учетом региональных особенностей: природных, исторических, национально-культурных.

В Хабаровском педагогическом колледже стало уже традицией проводить ряд просветительских событий, посвященных вопросам сохранения и развития языкового многообразия как средства выражения духовного и материального наследия народа. Формы разнообразные: виртуальные экскурсии, праздники родного языка, сотрудничество со студенческим национальным клубом ПИ ТОГУ, участие в мероприятиях города, посвящённые проблемам адаптации полиэтнической молодёжи в условиях Дальневосточного региона.

Период активной реализации проблемы формирования этнического самосознания в условиях этнокультурного образовательного пространства продолжается с 2011 года, он включает в себя диагностический, формирующий, аналитический и рефлексивный этапы. С февраля 2018 года ХПК реализует очередной проект в формате участия в краевом инновационном комплексе «Реализация модели готовности будущих педагогов к сохранению языковой культуры в полиэтнической образовательной среде», как составляющая проблемы формирования этнического самосознания.

Только за 2017-1018 проведено около 20 мероприятий. В качестве примера остановимся на некоторых образовательных событиях:

  1. Участие в сентябре 2017года в г. Москве в отборочном этапе московского открытого конкурса детского творчества "Билингва", где три студента стали дипломантами 1, 2 и 3 степеней за искренность, передачу этнографических особенностей края и любовь к родному языку. Организация исполнитель конкурса "Билингва" в 2017 году – АНО Центр содействия межнациональному образованию "Этносфера".
  2. Участие в празднике родного языка "Родной язык — душа народа" с литературно-музыкальной композицией «Мы за развитие родного языка - культурного наследия нации». Организатор мероприятия ― Дальневосточная государственная научная библиотека.
  3. Реализация творческого проекта «Живая нить времени», награжденный дипломом победителей 1 степени регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край - моя Россия». В форме этнографического экскурса с элементами театрализации обучающиеся рассказывают о своей малой родине, знакомят с лучшими произведениями своего этноса, демонстрируют знания традиций и обычаев. Обязательным этапом мероприятия является проведение народных игр, забав с выполнением оберега или игрушки своими руками.
  4. Ежегодная дискуссионная площадка "Родное слово", участниками которой становятся студенты и преподаватели колледжа, Тихоокеанского государственного университета, ученики МАОУ НОШ "Первые шаги». Изучали Атлас исчезающих языков мира, где указано, что в России 136 языков находятся в опасности, рассказывали стихи на родном языке, обменивались интересными традициями и обычаями. Участниками встречи определен основной вопрос дискуссии: "Как сохранить языковое многообразие на Дальнем Востоке?", разработаны образовательные модели, направленные на сохранение культуры и языка.
  5. Студентка специальности «Преподавание в начальных классах» Бельды Марина (руководитель: Шулик И.В.) составила социально-значимый проект "Сохранение языковой культуры народов Приамурья», представленный в Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края. Цель проекта: систематизация и апробация моделей внеурочной деятельности будущими педагогами, направленную на сохранение языковой культуры коренных малочисленных народов севера и других народов, проживающих в полиэтнической образовательной среде Дальневосточного региона.

Задачи проекта: формирование устойчивого интереса к языковой культуре родного края, народа; формирование у студентов положительной мотивации к краеведческой, познавательной и поисково-исследовательской деятельности через нравственно - эстетическое сопереживание; создание творческих продуктов в форме виртуальных экскурсий, сборников детских произведений народов Приамурья и других народов, проживающих в Дальневосточном регионе; формирование организаторских и коммуникативных умений, умения работать в коллективе и команде.

Основным направлением деятельности по созданию такой среды станет этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, через организацию внеклассной и внеурочной деятельности по освоению национальной культуры и духовного наследия нанайцев.

Реализация концептуальных идей проекта "Сохранение языковой культуры народов Приамурья" приведет к созданию открытой профессионально-образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение личностных потребностей в познании культурного наследия родного края, формирование общих и профессиональных компетенций студентов посредством сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, педагогов образовательных организаций разного уровня.

Направления проекта: научно-методическое обеспечение: научно-исследовательская работа по изучению языковой культуры родного края; методическая разработка внеурочного мероприятия; материально-техническое обеспечение: интеграция интеллектуальных и творческих ресурсов.

Для обучающихся общеобразовательной организации: сформированные личностные мотивы для изучения культурного наследия родного края, родного языка у обучающихся из числа детей разных национальностей.

Для обучающихся педагогического колледжа:

 сформированные этнокультурные компетенции у будущих учителей начальных классов в области воспитания и обучения детей в полиэтнических условиях Дальневосточного региона;

 организация инновационной, исследовательской работы на основе деятельности проекта;

 создание интерактивных результатов деятельности в форме виртуальной экскурсии, сборника народного творчества для детей младшего школьного возраста.

Таблица 1

Дорожная карта проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Анализ социального – значимых потребностей студентов колледжа

Январь 2018г.

2

Разработка проекта, формирование его целей и задач проекта

Февраль 2018г.

3

Разработка и проведение в общеобразовательных организациях города Хабаровска внеурочного мероприятия в форме экскурсии "Живая нить времени".

Март - декабрь 2018г.

4

Разработка виртуальной экскурсии "Сокровища Дальнего Востока": видео - эссе «Моя малая Родина»; истории, рассказы, стихи «Расскажу о своём народе»

Сентябрь -декабрь 2019г.

5

Разработка интерактивного сборника "Устное творчество коренных малочисленных народов севера и других народностей, проживающих на Дальнем Востоке»"

Январь - апрель 2019

6

Разработка и реализация студентами интегрированного творческого проекта "Обряды и традиции славянской культуры»

Март - май 2018г.

7

Создание и обобщение опыта на студенческих научно-практических конференциях, публикациях

Январь - апрель 2019г.

8

Дискуссионная площадка "Родное слово Приамурья", приуроченная к Международному дню родного языка, 21 февраля КГБ ПОУ ХПК - ФГБОУ ВО ТОГУ – ДВГНБ

21 февраля 2018г., 2019г

9

Участие в деятельности студенческого этноклуба "Диалог культур» на базе "Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

В течении всего периода реализации проекта

10

Участие в методическом семинаре для учителей Хабаровского края и студентов колледжа "Методология лингвистического образования детей-инофонов в начальной школе" проведенного в рамках краевого конкурса "Каллиграф»

Апрель, май 2018, 2019

11

Организация тематического секционного заседания в рамках проведения региональной научно – практической конференции для преподавателей, студентов и учителей 2018г., 2019г. на базе КГБ ПОУ ХПК

Сентябрь 2018г., 2019г.

12

Разработка инструментария обратной связи по итогам взаимодействия с обучающимися

Май-июнь 2018г.

13

Организация студенческой научно-исследовательской деятельности в форме курсовых, выпускных квалификационных работ по теме проекта

Апрель - май 2018 г., 2019 г.

14

Участие в творческих мероприятиях Хабаровского с целью пропаганды и ознакомления культурного наследия Хабаровского края

В течение всего периода реализации проекта

15

Информационно-методическое распространение опыта на сайте колледжа

В течение всего периода реализации проекта

16

Анализ и отчет работы по проекту

Декабрь 2018г.

17

Участие с материалами проекта в региональном студенческом фестивале "Студенческая весна - 2019"

Апрель 2019г.

18

Организация и проведение студентами специальности «Педагогика дополнительного образования» мастер-классов «Амурский завиток» для обучающихся общеобразовательных организаций

В течении всего периода реализации проекта

19

Диссеминация опыта и результатов реализации проекта в форме разработанных сценариев и публикаций

Январь - апрель 2019г.

На этапе рефлексии каждого мероприятия, обучающиеся высоко оценивают уровень удовлетворенности, студентам нравится работать в команде, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

Важным итогом комплекса просветительских событий, реализации программы «Диалог культур» является осознание значимости сохранения языкового многообразия как основы национального самосознания, духа и культуры народа. формирование понимания ценности сохранения языков как носителей культурных традиций народа, залога поликультурности мирового сообщества, создание условий для самореализации одаренной молодежи, повышения их социальной и творческой активности. Таким образом, этническое самосознание, как и любая форма самосознания, формируется стихийно, в процессе личности, в то же время осознание принадлежности к определённой этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека. В этом случае поликультурное образовательное пространство выступает как среда педагогической поддержки личности учащихся, которая призвана сохранять традиции, ориентировать на разнообразие и открытость в отношении культур разных народов, формировать у обучающихся способность принятие и бережное отношение к традициям и обычаям разных национальностей. Во всех этих процессах важнейшая роль принадлежит педагогу.

Литература:

  1. Громова Е.М. О проблеме этнокультурной идентичности в современном образовании //Современные проблемы науки и образования.2012. № 4
  2. Дугарова Т. Ц. Этническое самосознание подростков в условиях изменяющейся России. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. – 215с.
  3. Посмитная С.Л. Край, в котором я живу: Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу / С.Л. Посмитная. — Хабаровск: Частная коллекция, 2004. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, этническое самосознание, Дальневосточный регион, родной край, период реализации проекта, Дальний Восток, Хабаровский край, Хабаровский педагогический колледж, культурное наследие, этническая общность.


Похожие статьи

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам...

Педагогическая технология «Мой северный край» была составлена на основе «Региональной программы экологического образования дошкольников ХМАО» Е. В. Гончаровой и представляет собой целостную систему экологических знаний. Целью реализации технологии является...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

иностранный язык, родная культура, средство общения, студент, язык, этнокультурный характер, этническая идентичность, родной язык

Особенности формирования этнической толерантности... старший дошкольный возраст, родной край, ребенок, проектная деятельность...

К вопросу о социально-экономическом положении туземных...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

Формируя у детей представления о родном крае, важно учитывать, что регион отличается от других районов страны не только в природно-климатическом аспекте, но и по этническому составу населения, бытовой и трудовой деятельности народа, а также своеобразием народного...

Дальневосточная художественная литература как источник...

О том, как на Дальнем Востоке усилиями многих талантливых людей утверждались, развивались и обогащались

Дальневосточная литература уникальна! В ней содержится колоссальное количество информации о

Нужно ценить историю своего края и не забывать ее.

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Работа студентки Галаслы Е. Г. посвящена разработке проекта уникального этнографического музея под открытым небом – скансена «Живая история Хабаровского края». Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историческим...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у нас

Я очень надеюсь, что смогу реализовать свой проект, который я уже разработал. Ведь проект «Родной свой край люби и знай» помогает...

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития...

Район имени Лазо Хабаровского края был образован 1 апреля 1935 года на основании Постановления

Освоение и заселение района имени Лазо Хабаровского края коренными народами

Чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Стержнем программы является знакомство с родным краем. Оно позволяет ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Культурно-историческая экскурсия как средство...

Похожие статьи

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам...

Педагогическая технология «Мой северный край» была составлена на основе «Региональной программы экологического образования дошкольников ХМАО» Е. В. Гончаровой и представляет собой целостную систему экологических знаний. Целью реализации технологии является...

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

иностранный язык, родная культура, средство общения, студент, язык, этнокультурный характер, этническая идентичность, родной язык

Особенности формирования этнической толерантности... старший дошкольный возраст, родной край, ребенок, проектная деятельность...

К вопросу о социально-экономическом положении туземных...

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область, инвестиционная деятельность, хабаровский

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

Формируя у детей представления о родном крае, важно учитывать, что регион отличается от других районов страны не только в природно-климатическом аспекте, но и по этническому составу населения, бытовой и трудовой деятельности народа, а также своеобразием народного...

Дальневосточная художественная литература как источник...

О том, как на Дальнем Востоке усилиями многих талантливых людей утверждались, развивались и обогащались

Дальневосточная литература уникальна! В ней содержится колоссальное количество информации о

Нужно ценить историю своего края и не забывать ее.

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Работа студентки Галаслы Е. Г. посвящена разработке проекта уникального этнографического музея под открытым небом – скансена «Живая история Хабаровского края». Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историческим...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у нас

Я очень надеюсь, что смогу реализовать свой проект, который я уже разработал. Ведь проект «Родной свой край люби и знай» помогает...

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития...

Район имени Лазо Хабаровского края был образован 1 апреля 1935 года на основании Постановления

Освоение и заселение района имени Лазо Хабаровского края коренными народами

Чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Стержнем программы является знакомство с родным краем. Оно позволяет ребёнку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Культурно-историческая экскурсия как средство...

Задать вопрос