Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, С. И. Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре / С. И. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72449/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современного цифрового образования с культурно-историческим пространством города, и является демонстрацией реализации государственных задач в области сохранения объектов культурного наследия, патриотического воспитания молодежи, внедрения цифровых технологий в социальной сфере.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культурно-историческое пространство, объекты культурного наследия, цифровизация образования.

Главным потенциалом в развитии государства является его народ, молодежь в особенности, поэтому одной из приоритетных задач в государственной стратегии развития является содействие повышению эффективности образования, воспитания, нравственно-духовного развития личности. Одним из инструментов решения этой задачи, в свою очередь, является внедрение в процесс обучения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Между тем, одним из важных факторов, влияющих на формирование молодого поколения, является окружающая его среда — культурно-историческое пространство. Поэтому, логично, что обеспечение условий для не поверхностного знакомства молодежи с объектами культурного наследия своей малой Родины, погружение его в культурно-историческую среду родного города, будет способствовать решению упомянутой выше государственной задачи.

Весна 2020 года объединила мир под знаком разных событий — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, Международный день памятников и исторических мест (18 апреля), перевод учреждений образования на дистанционную форму обучения в условиях массового распространения коронавирусной инфекции.

Авторы статьи предприняли попытку объединения названных событий в рамках одного проекта. Так, во-первых, основное содержание проектной работы посвящено раскрытию подвигов героев Великой Отечественной войны — уроженцев, жителей города Николаевска-Амуре. Во-вторых, объектом исследования стало историко-культурное пространство города Николаевска-на-Амуре в памятниках и достопримечательных местах. В-третьих, авторами предложен вариант приобщения молодежи к культурно-историческому пространству через создание виртуальной экскурсии как пример внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также реализации государственной задачи по цифровизации образования, особенно актуальной в условиях коронавирусной пандемии в 2020 г.

Проблематика проекта определяется низким уровнем погружения молодежи в историко-культурную городскую среду, определяющим необходимость создания способствующих решению этой проблемы электронных инструментов, как наиболее эффективных в обеспечении доступа к объектам городской культурной среды (памятникам, достопримечательным местам). Поэтому предметом исследования проектной работы стала виртуальная экскурсия — эффективный инструмент приобщения молодежи к историко-культурному пространству города Николаевска-на-Амуре.

Решение проблемы низкого погружения молодежи в историко-культурную городскую среду немыслимо без создания условий для активного «включения» памятников и достопримечательных мест города в информационное поле, обеспечивающее, в свою очередь, знакомство молодого поколения с именами героев, увековеченных в них.

Поскольку одной из задач программы является популяризация подвигов героев, а подготовка к Празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне усиливает необходимость ее решения, авторы выявили объекты культурного наследия города, связанные с героями Великой Отечественной войны. Их судьбы и подвиги стали символами мужества и беззаветной любви к Родине, путеводными звездами для новых поколений людей.

Автор проекта, в стремлении оживить память о Великой Отечественной войне в канун 75-летия Победы, провела мониторинг культурно-исторического пространства города Николаевска-на-Амуре, и выявила несколько объектов, происхождение которых связано с героями Великой Отечественной войны.

Ниже в порядке нумерации идет перечисление выявленных объектов с их характеристикой [1, с.6].

1) Памятный знак «Фронтовое письмо».

2) Памятный знак в честь моряков — подводников, погибших при исполнении служебного долга в 1942 году был установлен 2 сентября 2005 г. в городском сквере, между малой смотровой площадкой и лестницей, ведущей к набережной.

3) Памятник на могиле погибших в 1945 году военнослужащих.

4) Памятный знак в честь Героя Советского Союза Николая Николаевича Голубкова.

5) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Георгия Евдокимовича Попова.

6) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Андрея Степановича Александрова.

7) Памятная доска Михаилу Григорьевичу Малику.

8) Памятная доска Григорию Александровичу Коптилову.

9) Городская площадь, названная 13.03.1975 г. «в связи с тридцатилетием победы над фашистской Германией» Площадью Победы [2, с.6].

Патриотическое воспитание молодежи, духовно-нравственное развитие личности, полноценное образование обязательно сопряжено с изучением истории Великой Отечественной войны. Она открыта каждому из нас в памятниках и исторических местах, составляющих культурно-историческое пространство города.

Инструментом приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре в проектной работе стала виртуальная экскурсия. Почему? Виртуальная экскурсия является одной из инновационных форм экскурсионной деятельности. Поскольку любая тематическая экскурсия несет в себе просветительскую нагрузку, то виртуальная экскурсия также является одной из инновационных форм образовательной деятельности. Государственная образовательная политика, в свою очередь, продвигает идею максимальной информатизации образования, что абсолютно логично в реалиях современного информационного общества. Поэтому создание новых виртуальных продуктов (например, виртуальной экскурсии) в образовательных и просветительских целях абсолютно оправдано и перспективно.

Эффективность виртуальной экскурсии в образовании молодежи определяется ее достоинствами, которые показывают, что виртуальные экскурсии мобильны, просты и надежны в использовании, а потому весьма эффективны в образовательно-просветительской деятельности. Размещение большого числа различных виртуальных экскурсий в сети Интернет является прекрасным подтверждением их популярности, а значит, востребованности.

Практическая часть проектной работы была направлена на преобразование сведений, полученных ее автором в результате решения второй задачи проекта (по выявлению объектов культурного наследия, связанных с героями Великой Отечественной войны), в продукт — виртуальную экскурсию «Мой город мне расскажет о войне» по памятникам и достопримечательным местам города Николаевска-на-Амуре. Готовая виртуальная экскурсия представляет собой набор слайдов, активация которых в режиме «просмотр/показ слайдов» осуществляется через применение гиперссылок.

Завершающим шагом работы стало внедрение виртуальной экскурсии в информационное пространство и обеспечение открытого доступа к ней. Так, виртуальная экскурсия опубликована на сайте Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. В дальнейшем она планируется к публикации на сайте музея техникума и других информационно-просветительских Интернет-площадках [3–4, с.6].

Продукт проектной работы (виртуальная экскурсия) может применяться педагогами в качестве сопроводительного инструмента на внеурочных мероприятиях по краеведческой тематике, а также использоваться в режиме открытого доступа любым человеком, интересующимся историей города Николаевска-на-Амуре.

Авторы статьи также рекомендуют использовать созданный продукт как шаблон для создания аналогичных продуктов. Таким образом, продукт может оставаться востребованным как база для создания новых виртуальных экскурсий.

Значение результатов работы заключается:

– в популяризации памятников и исторических мест (историко-культурного пространства города Николаевска-на-Амуре — объекта исследования);

– в популяризации подвигов героев Великой Отечественной войны (через создание виртуальной экскурсии о героях войны);

– в демонстрации примера внедрения цифровых технологий в образование (публикация виртуальной экскурсии в сети Интернет и обеспечение открытого доступа к ней).

Результаты проведенного исследования дают основания считать, что культурно-историческое пространство города Николаевска-на-Амуре создает условия для реализации государственной программы патриотического воспитания граждан [5, с.6].

У России есть колоссальный культурно-исторический фундамент, «кирпичиками» которого являются объекты культурного наследия — памятники и достопримечательные места. Научиться грамотно взаимодействовать с ними, раскрыть их потенциал, «открыть» их как можно большему числу людей — значит узнать самих себя, друг друга, укрепить связь времен и поколений, обогатить наше общение и понимание. Наш великий писатель Лев Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю и национальных героев — обречена на вымирание». Авторы надеются, что их работа будет маленьким вкладом в «жизнь» нашей страны, развитие, воспитание и образование ее молодого поколения.

Литература:

  1. https://kulturanikol.ru — сайт отдела культуры администрации Николаевского муниципального района
  2. Решение Исполнительного комитета Николаевского-на-Амуре городского совета депутатов трудящихся от 13.03.1975 № 127 «О названии центральной площади в г. Николаевске-на-Амуре»
  3. http://npgt.ru — ссылка на сайт Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
  4. http://museum.npgt.ru — ссылка на сайт музея Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
  5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная экскурсия, Великая Отечественная война, Николаевска-на-Амур, проектная работа, культурно-историческое пространство города, культурное наследие, Памятная доска, культурно-историческое пространство, молодое поколение, Памятный знак.


Ключевые слова

виртуальная экскурсия, объекты культурного наследия, цифровизация образования, культурно-историческое пространство

Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии...

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической памяти...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения... Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг...

Аргументация целесообразности использования...

Аргументация целесообразности использования культурно-исторического потенциала города-героя Севастополя винтересах

На возможность использования исторического компонента в патриотическом воспитании молодежи указывают такие ученые как А. Н...

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Культурно-исторический ландшафт воплощает множество культурных, исторических и природных ценностей в их

Культурно-исторический ландшафт является многогранной

После Второй мировой войны быстро начала набирать оборот индустрия туризма.

Конкурсное движение научной направленности как социальная...

Приобщать молодежь к культурно-историческому пространству г.Николаевска-на-Амуре посредством виртуальной экскурсии предлагает Софья Пономарёва. Профессиональное жюри отметило высокий уровень всех студенческих работ — их направленность на 75-ую годовщину...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия... Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое...

Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Статья посвящена описанию одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников — культурно-исторической экскурсии. Описана технология и содержание, на котором можно планировать экскурсии...

Формирование у молодежи патриотического сознания...

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны. Изучение истории ВОВ обосновано как средство формирования патриотического создания и исторической памяти...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения... Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг...

Аргументация целесообразности использования...

Аргументация целесообразности использования культурно-исторического потенциала города-героя Севастополя винтересах

На возможность использования исторического компонента в патриотическом воспитании молодежи указывают такие ученые как А. Н...

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся...

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Культурно-исторический ландшафт воплощает множество культурных, исторических и природных ценностей в их

Культурно-исторический ландшафт является многогранной

После Второй мировой войны быстро начала набирать оборот индустрия туризма.

Конкурсное движение научной направленности как социальная...

Приобщать молодежь к культурно-историческому пространству г.Николаевска-на-Амуре посредством виртуальной экскурсии предлагает Софья Пономарёва. Профессиональное жюри отметило высокий уровень всех студенческих работ — их направленность на 75-ую годовщину...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия... Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое...

Задать вопрос