Автор раскрывает понятие цифровизации, фиксирует момент перехода Российской Федерации к цифровой экономике, рассматривает уровень внедрения цифровизации в процессы государственного управления муниципального образования город Краснодар.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, электронное правительство, цифровая трансформация, трансгуманизм, государственное управление.
В государственном управлении задействованы множество государственных органов и социальных структур, большое количество официальных лиц и иных служащих, множество людей, применяются разнообразные и дорогие материальные, экономические и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Исключительно системность сможет придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремлённость, осмысленность и эффективность. Как создать организационные структуры, умеющие плодотворно трудиться и добиваться желанных результатов? Допустим, что имеется множество новых технологий, которые в наше время уже успешно внедряются в жизнь, и уже сегодня происходит синтез цифровых разработок и государственного управления в организационной структуре «власть-управление-территория-экономическая система».
Политика перехода к цифровой экономике начинает формироваться в 2000 годах, когда была разработана программа «Электронная Россия» [6], определяющая процессы перехода в цифровую экономику до 2010 года.
15 мая 2018 г. по указу Президента Российской Федерации в нашей стране было создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В. В. Путин за основу своего указа взял следующее положение: «Цифровые технологии — это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности и независимости любого государства, конкуренции отечественных компаний» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2020 г. № 1389 официальное сокращенное название Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ было изменено с «Минкомсвязь России» на «Минцифры России». В связи с изложенным представляет интерес история возникновения и развития процесса цифровизации.
В 2019 году разрабатывается новая национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации, в рамках которой планируются к реализации федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Цифровые услуги и сервисы онлайн» [1], [8].
Изначально формирование термина «цифровизация» произошло от слова «цифра». Первоначально цифровой формат применялся исключительно редко. Зачастую это было сопряжено с системами связи и секретностью передаваемой информации. На сегодняшний период такое стало возможным вследствие нескольких фундаментальных причин — общей доступности сети «Интернет», быстрому распространению сенсорных устройств, большим базам хранения информации и переходу с аналоговой формы передачи данных на цифровую. В приказе Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (ст. 1 п. 3 дано определение цифровизации (цифровое развитие) — процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов [2]. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий. Это значит, что с помощью оцифровки всех государственных отраслей отечественная экономика сможет не только точно планировать расходы, эффективно управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшение качества предоставляемых услуг, которые можно будет получить быстрее и проще, но и вычислять наиболее благоприятные пути реализации основных направлений социально-экономической политики государства.
Термин «цифровая экономика» применяется как в значении «сектор реальной экономики», но и в значении «научное направление». В том и другом случае речь идет о цифровизации, о свойствах информации в цифровом формате и ее роли в экономике.
В наши дни способы реализации цифровой экономики вводят множество элементов цифровых платформ, а собственно, коммуникации и элементы инфраструктуры. Часто к данному вопросу относят связи между технологиями, их влияние друг на друга, на экономические уклады, которые имеются в сегодняшнем обществе.
Говоря о цифровой экономике, нельзя не учитывать глобальные философские процессы, которые протекают в постмодерне, результатом реализации которого она и является. Все эти изменения в обществе лежат на основе концепции трансгуманизма. Мы живем в эпоху цифрового общества и без глубокого понимания философских концепций становимся беззащитными перед самими собой, так как информационное (цифровое) трансформированное общество предполагает увеличение потоков информации с естественным сокращением интерпретационных схем. Человек становится не потребителем информации, а ее объектом. В рамках цифровизации цифровой метод представляет собой полное копирование мозга человека и его воспроизведение на компьютере.
Одной из первых стран, применившей цифровые технологии в области государственного и муниципального управления стала Исландия, где в 2011 году благодаря использованию социальных медиа и официального сайта, Конституционный Совет смог установить прямые контакты с населением и оперативно реагировать на предложения и комментарии граждан, при разработке проекта Конституции.
Установление прямых контактов между разработчиками проекта и общественностью посредством официального сайта и социальных средств массовой информации было признано одним из наиболее знаменательных аспектов процесса разработки Конституции Исландии [7].
Следует отметить, что такие методы оптимально подходили для страны с компактным (330 тыс. жителей) однородным составом населения, очень высоким уровнем образования, участия граждан в выборах (в среднем 88 %) и доступа к Интернету (96 %). Этот опыт показал, что у внедрения платформы электронного правительства есть масса плюсов:
— оперативность,
— удобство,
— разгрузка традиционной системы администрирования,
— универсальность.
Введению электронного правительства содействует рост политизации общества, происходит значительное сближение политиков и администраторов, прогрессивные госслужащие на высоких политических постах должны прислушиваться к настроениям общественности, считаться с мнениями в парламенте.
18 августа 2021 года Вениамин Кондратьев утвердил стратегию цифровой трансформации экономики региона. План цифровой трансформации шести отраслей экономики рассчитан до 2024 года. Стратегия затрагивает: образование и науку, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистику, государственное управление и социальную сферу [4]. Это стало одним из решающих факторов социально-экономического роста и улучшения свойств жизни людей, ускорило получение услуг, обнаружило настоящие трудности и успешные пути развития, ведь цифровая трансформация — это не только инвестиции в современные технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), но и полное преображение товаров и услуг, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры [12].
Рис. 1. Цифровизация города Краснодара (по данным исследования бизнес-школы Сколково «Цифровая жизнь российских регионов») [13]
Краснодар наряду с Екатеринбургом в 2020 году стал самой «цифровой» столицей российских регионов по версии института исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (рис. 1) [9]. На третьем месте в РФ размещается Белгород. Четвертую и пятую строчку заняли Москва и Самара. Несмотря на то, что Краснодар и Екатеринбург получили равное значение индекса в плане развития цифровой жизни, авторы исследования отметили отличия профилей городов. У Краснодара высокий спрос в транспорте, СМИ, здравоохранении и торговле и высокое предложение в здравоохранении, торговле и администрации.
Индекс IQ Краснодара в области цифровизации городского пространства составил 52,2 по данным Минстроя РФ за 2020 год. Таким образом, краевая столица заняла седьмое место в рейтинге городов-миллионников. Первые три строчки заняли Москва (103,2), Воронеж (63,3) и Казань (60,9). В конце десятки лидеров — Омск (45,1), Волгоград (44,6) и Красноярск (40,8).
Под цифровизацией в России принято понимать цифровую трансформацию системы государственного управления, создание электронного правительства. В более широком понимании это и трансформация всего государственного сектора экономики России, что с точки зрения рациональной легитимизации решает проблему прозрачности в отношении власть-народ, и тем самым благоприятно влияет на индекс доверия к власти. По опросным данным «Левада-Центра» в марте 2022 года значительно выросла доля тех, кто считает, что дела в стране идут в целом в правильном направлении: таких 69 % (в феврале — 52 %). Доля тех, кто считает, что страна движется по неверному пути, составила 22 % (в феврале — 38 %).
Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках человеческого капитала, помогая привлекать, развивать и удерживать успешных, амбициозных, инновационных людей, тех, которые способны придать новый импульс региональному социально-экономическому развитию.
За счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов, для решения проблемы мониторинга цифрового развития регионов, институтом исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» была разработана и реализована методология экспертной оценки, которая позволила оценить такой параметр, как индекс «Цифровая Россия» [10]. Он отображает уровень использования в субъектах РФ потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов РФ с точки зрения официальных открытых источников (сайты муниципалитетов, официальные документы и пр.), а также наиболее популярных СМИ.
Муниципальное образование город Краснодар (также Новороссийск, Сочи и Армавир) на сегодняшний день входит в число городов, где тестируется пилотный проект «Умный город», теория которого изобретена Минстроем России [3]. Она реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика РФ». В регионе сформулирована своя политика цифровизации, которая охватывает разработки российских сотрудников IT-сферы совместно с департаментом информатизации и связи и Ассоциации цифрового развития Краснодарского края. Делая выводы о проработке данной концепции специалисты фиксируют неудовлетворительную работу по методологии проекта на федеральном уровне. Даже само представление «умного города» в федеральных документах выглядит безгранично и нечетко, не дает ясного и однозначного представления того, что именно нужно строить. На практике различные мегаполисы и регионы представляют что-то свое. Для большего гармоничного формирования цифровизации в России сейчас необходима стандартизация технологии и практики теории развития «умных городов», нормализация цифровой инфраструктуры [11].
В стране уже реализованы масштабные цифровые проекты, в результате которых были созданы системы Госуслуги и Система-112. При их построении были разработаны качественные методология и понятийный аппарат, что в итоге позволило успешно запустить системы в стране и в регионах.
Приём и обработка документов составляет значительную часть деятельности сотрудников государственных учреждений, поэтому для повышения эффективности их работы, очень важно, чтобы этот процесс не занимал много времени. Электронный документооборот (СЭД) и система межведомственного взаимодействия (СМЭВ) позволил оптимизировать работу с документацией, а также автоматизировать связанные с этим процессы, но заметим, что документы на бумажном носителе сейчас ещё остаются в ходу.
Внедрение цифровизации в сферу государственного и муниципального управления создает открытые и прозрачные отношения государства и граждан, ускоряет процессы управления, выдачи документов (сервис одного окна), также способствует удобству при проведении референдумов, голосований и публичных слушаний.
Для того, чтобы ускорить процессы цифровизации социально-экономического развития рекомендуется региональным администрациям, бизнес-лидерам и лидерам общественного мнения развивать цифровой спрос, формировать не только у активного, но и пожилого населения навыки и компетенции в области эффективного использования цифровых платформ и систем, повышать качество человеческого капитала и творческую инновационную среду.
Литература:
1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 4 июня 2019 г. № 7
2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
3. Проект Минстроя России- Цифровизация городского хозяйства «Умный город» [Электронный ресурс]// Режим доступа https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/323/Prezentatsiya-_Umnyi_-gorod_.pdf/ (дата обращения 15.06.2022)
4. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Краснодарского края от 18.08.2021 г
5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
6. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)
7. Васильева Т. А. Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (83) 2019
8. Галеева В. Р. Роль и место цифровизации в экономическом развитии/ Московский экономический журнал № 13 2019
9. Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (IEMS) // Цифровая жизнь российских регионов, 2020 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_Digital_life_of_russian_regions_2020–06–09_ru.pdf/ (дата обращения 15.06.2022)
10. Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (IEMS) // Индекс «Цифровая Россия» [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/researches/indeks-cifrovaya-rossiya/ (дата обращения 15.06.2022)
11. «Коммерсантъ-Кубань»- «Умные города» и «умные регионы»: территории роста (межрегиональный онлайн-марафон) [Электронный ресурс]// Режим доступа https://events.kommersant.ru/krd/events/umnye-goroda-i-umnye-regiony-territorii-rosta-mezhregionalnyj-onlajn-marafon/ (дата обращения 15.06.2022)
12. РБК-Тренды- Что такое цифровая трансформация? [Электронный ресурс]// Режим доступа https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d695a969a79476ed81148ef (дата обращения 15.06.2022)
13. Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» (IEMS) // Цифровая жизнь российских регионов, 2020 [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/ (дата обращения 15.06.2022)