В статье анализируются главный герой и конфликт романа Джека Лондона «Мартин Иден».
Ключевые слова: герой, конфликт, Мартин Иден, Джек Лондон.
«Мартин Иден» — автобиографический роман Джека Лондона, вышедший в 1909 году. Произведение стало не только одним из художественных достижений писателя, но и важным этапом в развитии американского критического реализма. В нем творчески реализован принцип, сформулированный Лондоном еще задолго до написания романа: литература должна стать «действенным средством, чтобы пробудить дремлющую совесть людей и вовлечь их в борьбу за человечество» [1, с. 634].
«Мартин Иден» является переходом от реализма XIX столетия к реализму нового типа. В романе писатель раскрыл одну из «вечных тем» мировой литературы — тему борьбы творческой личности с неподатливым материалом, со вкусами публики, с необходимостью продавать свое искусство, собственными человеческими слабостями [1, с. 635]. Изначально создававшийся как произведение, развенчивающее индивидуализм, «Мартин Иден» превратился в подлинную авторскую исповедь.
Роман «Мартин Иден» отражает главные стороны общественной жизни Америки конца XIX — начала XX вв. Мартин Иден стал принципиально новым героем. Очевидно, что он обладает чертами, близкими героям северных рассказов Лондона: необычайной физической силой и жизненной энергией, упорством и целеустремленностью. Однако его характер обнаруживает и другие, ранее не описанные автором качества. Яркий индивидуалист, Иден не собирается довольствоваться малым и принимать свое положение в обществе. Любовь открывает молодому человеку глаза на мир и окружающих людей. Сравнивая себя и Морзов, он осознает, насколько его жизнь ничтожная и жалкая. Для того, чтобы добиться Руфи, по началу кажущейся недосягаемой, герой решает стать частью ее общества. Его задачей становится изменить собственную судьбу, обусловленную не знатным происхождением.
«Мартин Иден» — социальный роман, глубоко анализирующий общество, и в то же время это роман о любви как движущей силе [2, c. 252]. Главный герой — творческая личность, способная чувствовать и создавать красоту. Его судьба — социальная драма художника, виной которой становятся условия общества. Человека из народа, наделенного талантом и высокой нравственностью, ломает чуждая ему среда. В сложившейся ситуации в обоих слоях общества герой не может найти себя: «В сущности говоря, Мартин так до сих пор и не нашел своего настоящего места в жизни» [3, c. 614]. При этом стоит обратить внимание на еще один момент: если герои прошлых произведений Лондона, в особенности северных рассказов, продолжают борьбу до самого конца, то Мартин Иден все же сдается и терпит духовное поражение.
Будучи простым матросом, Мартин был убежден: истинная нравственность может существовать только среди аристократов. Ему казалось, что именно там живет бескорыстие духа и благородные помыслы. Героя поразило случайное знакомство с семейством банкира Морза. Вышедший из народа, подобно самому Лондону, Мартин был склонен идеализировать это общество: «Я хотел бы дышать таким воздухом, как у вас в доме, чтобы кругом были книги, картины и всякие красивые вещи, и чтобы люди говорили спокойно и тихо и были чисто одеты, и мысли чтоб у них были чистые» [3, c. 161]. Сильнее всего герой был очарован дочерью Морза Руфью, в ней он видел воплощение чистоты и чести и буквально боготворил девушку . Мартин постоянно терпел лишения, преодолевал многие трудности, разорвал связь с людьми своего класса — все это было сделано ради мечты стать известным писателем. Герой стал вхожим в высшее общество, однако вскоре пришел к выводу, что все это — лишь красивая картинка, не имеющая ничего общего с реальностью. За внешним благородством окружающих его людей скрывались эгоизм и нравственная пустота. Среди обычных людей, казалось бы, в привычной среде, Мартину стало также некомфортно. Слишком были велики произошедшие в нем изменения, чтобы вернуться к прежней жизни. Почувствовав себя ужасно одиноким и непонятым, герой осознал всю тщетность жертв, которые он принес для достижения цели.
Переломным моментом для героя становится понимание того, что искусство в буржуазном обществе удовлетворяет пошлые, обывательские вкусы и продается как рыночный товар. Популярность и значимость произведений определяются не их оригинальностью и богатым содержанием, а всего лишь громким именем автора. Мартин — художник-реалист, который видел миссию искусства в его правдивости. В бесчисленном множестве рассказов, заполонивших страницы прессы, писатель разглядел желание скрыть неприглядные стороны жизни и приукрасить ее. Натура Мартина такова, что он не мог стать одним их заурядных авторов и торговать своими способностями ради материального благополучия и признания.
Конфликт романа определил сам Джек Лондон, написав, что это «трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру». Правда, нужно уточнение: истину, добытую искусством [1, c. 636]. Несовпадение художественной красоты, которую особо тонко чувствовал Мартин, и жестокой жизненной реальности является главным противоречием души героя.
С одной стороны, Мартин необыкновенно талантлив: вопреки происхождению он становится известным писателем. С другой стороны, то, что позволяет ему вырваться из низов (честолюбие, спенсеровское представление о борьбе за свое место под солнцем, любовь к девушке из богатой семьи), его же и губит [4, c. 453]. В желании утвердить идею сильной личности, пробившей себе дорогу в жизнь, герой чересчур бескомпромиссен. Его любовь к правде выливается сначала в стычки с идейными противниками, а потом и в разочарование в окружающих. Слишком стремительная эволюция Мартина одновременно становится и ошеломляющим успехом, и духовным разрушением. Иден уже не может мириться с действительностью, испытывать прежние чувства, видеть цель дальнейшей жизни. Отделившись от истоков и при этом питая ненависть к миру богатых, частью которого он стал как популярный писатель, Мартин как романтик новой формации совершает самоубийство.
В итоге Мартин остается на некой границе разных классов, в темноте и изоляции, а его индивидуализм, как и ни к чему не приведшее насилие над собственным творческим даром, — следствие обособленности от людей этого писателя, вышедшего из народной массы и ставшего если не чужим, то, как минимум, недоступным народу. Конфликт в судьбе Мартина Идена неразрешим, поскольку в буржуазном обществе такому писателю нет места. Однако уход героя — не капитуляция, а смелый выбор человека, уверенного в неизбежности противоречия между культурой и народом.
Литература:
- История всемирной литературы в девяти томах, т. 8. М., 1994.
- Быков В. М. Джек Лондон. М., 1964.
- Джек Лондон Собрание сочинений в 14 томах, т. 7. М., 1961.
- Толмачев В. М. Зарубежная литература конца XIX — начала XX века. М., 2003.