Анализ рынка контента современных телевизионных общественно-политических ток-шоу в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Сироткина, Я. А. Анализ рынка контента современных телевизионных общественно-политических ток-шоу в России / Я. А. Сироткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 189-193. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93595/ (дата обращения: 18.07.2024).



В настоящий момент большинство общественно-политических ток-шоу производятся не самими телеканалами, а по их заказу продюсерскими центрами или студиями по производству контента. Это выгодно для телевещателей, так как позволяет им быть гибче и мобильно реагировать на изменения в предпочтениях зрителей. Также с экономической точки зрения происходит экономия средств, которые могли уйти на содержание большой команды по производству контента.

Мы наблюдаем разделение обязанностей: продюсерские компании занимаются производством заказанного у них контента, а телеканалы формируют сетку вещания и создают заказы на производство. Это строит основу для возникновения такого явления как рынок производства общественно-политических ток-шоу, включенного в понятие медиарынка.

Продуктом на описываемом рынке являются общественно-политические ток-шоу, то есть телевизионная программа, которую производит продюсерский центр («продакшн») по заказу определенного телеканала. Впоследствии этот телеканал транслирует ее.

Важно упомянуть про существование понятия прямоэфирного ток-шоу. Существенно отношения сторон из-за изменения в формате вещания не меняются, все также продолжается цикл заказ-производство-покупка, разве что у заказчика нет возможности отправить шоу на доработку в случае, если телеканал не удовлетворен качеством «мастера» (итоговая монтажная версия любого тв-продукта).

Основными субъектами рынка являются продавец и покупатель. В данном случае в качестве продавцов выступают продюсерские компании, производящие контент для общественно-политических ток-шоу. Покупатели — вещатели, телеканалы, которые эти ток-шоу ставят в свой эфир.

Что касается неосновных субъектов данного рынка, то это аудитория ток-шоу и госорганы (в первую очередь Роскомнадзор, Антимонопольная служба, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и прочие). Посредники отсутствуют.

На медиарынке производства контента для общественно-политических ток-шоу присутствуют несколько продавцов и несколько покупателей. Поэтому со стороны покупателя это олигопсония. Со стороны продавца — олигополия. В общем исследуемый нами в этой работе рынок можно охарактеризовать как двустороннюю олигополию.

Однако есть важная особенность, касающаяся отношений купли-продажи. Некоторые телеканалы, например, «Первый канал», сами (определенные редакции, входящие в тематические Дирекции канала) производят контент для своих общественно-политических ток-шоу, то есть полностью самостоятельно проводят съемки и возможную обработку программы перед передачей в прямой эфир. Таким образом, программу «Время покажет» производит Дирекция общественно-политического вещания «Первого канала». Это не дочерняя фирма, а отдел в структуре управления «Первого канала». Иными словами, телеканал сам выступает продавцом и покупателем. Такая же ситуация у телеканала «ТВ Центр».

Начнем описание рынка с полного списка покупателей. В Таблице 1 указано, какие общественно-политические ток-шоу выходят в эфир у этих телевещателей.

Таблица 1

Соответствие общественно-политических ток-шоу и телеканалов

Телеканал

Выпускаемое им ток-шоу

Россия 1

60 минут

Кто против?

Вечер с Владимиром Соловьевым

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

Первый

Время покажет

Время покажет с Артемом Шейниным

Большая игра

НТВ

Место встречи

Звезда

Открытый эфир

ТВЦ

Право знать!

Все пять телеканалов, которые транслируют общественно-политические ток-шоу являются федеральными. Они, за исключением «Звезды», входят в первый мультиплекс. «Звезда» транслируется россиянам в составе второго мультиплекса.

Далее, рассмотрим продавцов. Таковыми являются продюсерские центры, производящие контент для телеканалов. В перспективе игроков на рынке больше (многие ранее производившие общественно-политические ток-шоу компании до сих пор оставляют их в своем портфолио и заявляют, что готовы работать с этим жанром), однако мы будем рассматривать только тех, кто присутствует на нем в данный момент. Это: «AVM Media», «М-продакшн», «Студия Централ Телевижн», «НАЯТ», «Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала» и АО «ТВ Центр». Последние два игрока не влияют на объемы денег на рынке, однако создают на нем дополнительную конкуренцию.

Теперь для наглядности соотнесем производителей определенных ток-шоу и сами ток-шоу в Таблице 2.

Таблица 2

Производители российских общественно-политических ток-шоу

Ток-шоу

Производитель

60 минут

AVM Media

Кто против?

М-продакшн

Вечер с Владимиром Соловьевым

М-продакшн

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

М-продакшн

Время покажет

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Время покажет с Артемом Шейниным

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Большая игра

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Место встречи

Студия Централ Телевижн

Открытый эфир

ООО «НАЯТ»

Право знать!

АО «ТВ Центр»

Далее для понимания структуры и насыщенности рынка важно провести анализ его концентрации.Также благодаря ему можно точно отследить в каком состоянии находится рынок, приближается он к монополии или, наоборот, к идеальной конкуренции. Для этого мы используем индикатор «Обратное количество фирм» (Q).

Этот показатель отражает то, какой должна быть доля той или иной компании на рынке в условиях идеальной конкуренции и равенства всех игроков. В нашем случае на рынке присутствуют 10 ток-шоу. Значит, среднеожидаемая доля каждого из них 1/10 = 0.1, то есть 10 %.

Но, чтобы узнать действительное положение дел, обратимся к Таблице 3, где указаны данные по эфирному времени. Обычно в расчете текущего показателя используются данные по выручке или аудитории (в количественном, а не процентном соотношении), которых в открытом доступе нет. Поэтому мы будем пользоваться общедоступными данными по вещанию определенных ток-шоу в неделю.

Таблица 3

Количество часов вещания в неделю

Название

Сколько раз в неделю транслируется

Количество часов в неделю

60 минут

5

25 часов (1 500 минут)

Время покажет

5

21 час 33 минуты (1 293 минуты)

Большая игра

5

14 часов 30 минут (870 минут)

Вечер с Владимиром Соловьевым

5

13 часов 20 минут (800 минут)

Открытый эфир

4

13 часов 20 минут (800 минут)

Кто против?

5

10 часов 25 минут (625 минут)

Место встречи

5

10 часов (600 минут)

Время покажет с Артемом Шейниным

4

6 часов 4 минуты (364 минуты)

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

1

2 часа 50 минут (170 минут)

Право знать!

1

1 час 20 минут (80 минут)

Итого

7 102 минут

За основу мы взяли неделю с 11 по 17 апреля. В связи с геополитической обстановкой, сложно выбрать типичную неделю, которая полностью охарактеризовала бы положение дел. Однако выбранные нами даты можно назвать относительно типичными для текущего времени: вновь появилась систематичность в количестве и времени выпусков ток-шоу.

Также упомянем, что в телепрограмме блок общественно-политических ток-шоу на «Первом канале» с начала специальной военной операции на Украине называется «Информационный канал» и не разделяется на отдельные передачи. Однако на сайте телеканала можно найти данные по выходу в эфир именно отдельных программ, поэтому мы продолжим считать каждое ток-шоу автономным.

Итак, посчитаем реальную долю в проценте вещания всех общественно-политических ток-шоу представленных телепрограмм. Для большей наглядности представим полученные данные в виде круговой диаграммы (Рисунок 1). Из нее становится очевидно, что на рынке есть два крупнейших игрока — ток-шоу «60 минут» и «Время покажет». Вместе они занимают 41 % рынка.

Доля каждого ток-шоу на рынке

Рис. 1. Доля каждого ток-шоу на рынке

Все три программы вместе представляют собой чуть менее, чем половину (49 %) всех представленных общественно-политических ток-шоу.

Что касается производителей контента, то рассмотрим фирмы по тому же принципу, по количеству выпущенных в неделю часов эфирного времени. Всего игроков шесть, поэтому ожидаемая доля будет 1/6 = 0.16 = 16 %

Для удобства также представим данные в виде диаграммы (Рисунок 2).

Долевое распределение рынка производителей контента

Рис. 2. Долевое распределение рынка производителей контента

Из полученных данных мы можем сделать вывод, что крупнейшим производителем является Дирекция общественно-политического вещания Первого канала. Однако присутствуют два других игрока, которые также занимают долю, куда большую, чем среднеожидаемая. Таким образом мы можем говорить о трех крупнейших игроках рынка.

Следует отметить, что рынок общественно-политических ток-шоу находится в состоянии зрелости. Это уже не фаза быстрого роста, когда появляется множество новых игроков и имеется очень высокий спрос. Но и не состояние упадка или стагнации, в которых находится, например, рынок рекламы в прессе, когда предложение выше, чем спрос. Иными словами, это можно назвать фазой стабильности.

Как уже говорилось ранее, сейчас спрос у аудитории на общественно-политические ток-шоу значительно увеличился. Поэтому рынок производства ток-шоу не испытывает на себе яркое негативное влияние нынешнего кризисного периода в экономике страны. Из-за того, что рейтинги уже имеющихся ток-шоу повысились, возвращаются телепрограммы («Кто против?»), ранее ушедшие с эфира. То есть рынок развивается и расширяется, несмотря на кризис.

Похожие процессы происходили и в 2020 (коронавирус) и 2014 (присоединение Крыма) годах. Это обусловлено непосредственной связью общественно-политических ток-шоу и информационного поля. В стабильное время аудиторию жанра составляет, в первую очередь, пул зрителей, которые интересуются политическими событиями. В кризисные периоды же аудитория значительно расширяется и на многих других телезрителей. Причиной этому является интерес жителей России к каком-либо значимому событию.

Таким образом, именно этот формат телевизионных программ логично назвать максимально востребованным во времена кризиса. Поэтому проблемы в экономике и какие-либо негативные события в геополитической повестке влияют на рынок положительно. У телеканалов появляются новые общественно-политические ток-шоу, то есть, они формируют заказы, которые выполняют продюсерские компании.

Литература:

  1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. — Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2008–528 с.
  2. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Под редакцией А. Качкаевой, А. Новиковой, Р. Юркиной. — Москва: Издательские решения. Ридеро, 2016–380 с.
  3. Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение. — Москва: АСТ, 2008. — 320 с.
  4. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. — Москва, 2021. — 107 с.
Основные термины (генерируются автоматически): минута, Владимир, AVM, общественно-политическое вещание Первого канала, рынок, телеканал, час, Артем, воскресный вечер, место встречи.


Похожие статьи

Роль телеведущего в создании общественно-политического...

 Общественно-политические ток-шоу занимают важное место в сетке вещания и являются значимой составляющей современного российского телевизионного контента. На федеральных ТВ-каналах им отводится особое, если не ведущее место.

Картавцев Игорь Олегович — Информация об авторе

№27 (422) июль 2022 г. Авторы: Картавцев Игорь Олегович. Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Картавцев, И. О. Налоговая реконструкция в условиях злоупотребления налоговым правом / И. О. Картавцев. — Текст : непосредственный // Молодой...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста.

Получение сока из листьев «лопуха гладкосеменного»...

Эксперименты, проводимые на животных, позволили сделать вывод, что приготовленный сок из листьев лопуха гладкосемянного не обладает острой и хронической токсичностью.

Права и обязанности мастера маникюра и педикюра при...

Чем же так опасен онихолизис? И какие права, и обязанности мастера маникюра и педикюра при встрече с этим видом ониходистврофии у своего клиента? Сам по себе онихолизис не опасен, но он может повлечь серьезные последствия, если его игнорировать и продолжать покрывать...

Определение пола цыпленка по форме куриного яйца

В первую очередь я поделилась своей идеей выведения цыплят с родителями. Они с удовольствием меня поддержали в проведении эксперимента.

Переворачивать яйца нужно два раза в сутки. Я это делала утром (перед школой) и вечером (перед сном). Внимание!

Роль коммерческих банков в рыночной экономике

Сегодня на развитых товарных и финансовых рынках структура банковской системы значительно усложнена. Появляются новые финансовые и кредитные учреждения, а также новые методы и инструменты обслуживания клиентов. Большая ценность определяется банками в...

Созвучные слова в английском и русском языках

минута.

Первое место занимает английский язык, но русский язык — на втором.

Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни.

Гранты: пошаговая инструкция, как заручиться финансовой...

Получение гранта, начиная с момента поиска подходящего конкурса и заканчивая отчетностью о потраченных средствах, — сложный, но очень интересный путь. Поэтому я решила немного поделиться накопленными знаниями и опытом и рассказать, какие бывают гранты и что нужно...

Патриотическое воспитание современной молодежи

И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест.

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности

Похожие статьи

Роль телеведущего в создании общественно-политического...

 Общественно-политические ток-шоу занимают важное место в сетке вещания и являются значимой составляющей современного российского телевизионного контента. На федеральных ТВ-каналах им отводится особое, если не ведущее место.

Картавцев Игорь Олегович — Информация об авторе

№27 (422) июль 2022 г. Авторы: Картавцев Игорь Олегович. Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Картавцев, И. О. Налоговая реконструкция в условиях злоупотребления налоговым правом / И. О. Картавцев. — Текст : непосредственный // Молодой...

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста.

Получение сока из листьев «лопуха гладкосеменного»...

Эксперименты, проводимые на животных, позволили сделать вывод, что приготовленный сок из листьев лопуха гладкосемянного не обладает острой и хронической токсичностью.

Права и обязанности мастера маникюра и педикюра при...

Чем же так опасен онихолизис? И какие права, и обязанности мастера маникюра и педикюра при встрече с этим видом ониходистврофии у своего клиента? Сам по себе онихолизис не опасен, но он может повлечь серьезные последствия, если его игнорировать и продолжать покрывать...

Определение пола цыпленка по форме куриного яйца

В первую очередь я поделилась своей идеей выведения цыплят с родителями. Они с удовольствием меня поддержали в проведении эксперимента.

Переворачивать яйца нужно два раза в сутки. Я это делала утром (перед школой) и вечером (перед сном). Внимание!

Роль коммерческих банков в рыночной экономике

Сегодня на развитых товарных и финансовых рынках структура банковской системы значительно усложнена. Появляются новые финансовые и кредитные учреждения, а также новые методы и инструменты обслуживания клиентов. Большая ценность определяется банками в...

Созвучные слова в английском и русском языках

минута.

Первое место занимает английский язык, но русский язык — на втором.

Появление большого количества иноязычных слов английского происхождения, их быстрое закрепление в русском языке объясняется стремительными переменами в общественной и научной жизни.

Гранты: пошаговая инструкция, как заручиться финансовой...

Получение гранта, начиная с момента поиска подходящего конкурса и заканчивая отчетностью о потраченных средствах, — сложный, но очень интересный путь. Поэтому я решила немного поделиться накопленными знаниями и опытом и рассказать, какие бывают гранты и что нужно...

Патриотическое воспитание современной молодежи

И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест.

– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности

Задать вопрос