Анализ рынка контента современных телевизионных общественно-политических ток-шоу в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Сироткина, Я. А. Анализ рынка контента современных телевизионных общественно-политических ток-шоу в России / Я. А. Сироткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 189-193. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93595/ (дата обращения: 27.10.2024).



В настоящий момент большинство общественно-политических ток-шоу производятся не самими телеканалами, а по их заказу продюсерскими центрами или студиями по производству контента. Это выгодно для телевещателей, так как позволяет им быть гибче и мобильно реагировать на изменения в предпочтениях зрителей. Также с экономической точки зрения происходит экономия средств, которые могли уйти на содержание большой команды по производству контента.

Мы наблюдаем разделение обязанностей: продюсерские компании занимаются производством заказанного у них контента, а телеканалы формируют сетку вещания и создают заказы на производство. Это строит основу для возникновения такого явления как рынок производства общественно-политических ток-шоу, включенного в понятие медиарынка.

Продуктом на описываемом рынке являются общественно-политические ток-шоу, то есть телевизионная программа, которую производит продюсерский центр («продакшн») по заказу определенного телеканала. Впоследствии этот телеканал транслирует ее.

Важно упомянуть про существование понятия прямоэфирного ток-шоу. Существенно отношения сторон из-за изменения в формате вещания не меняются, все также продолжается цикл заказ-производство-покупка, разве что у заказчика нет возможности отправить шоу на доработку в случае, если телеканал не удовлетворен качеством «мастера» (итоговая монтажная версия любого тв-продукта).

Основными субъектами рынка являются продавец и покупатель. В данном случае в качестве продавцов выступают продюсерские компании, производящие контент для общественно-политических ток-шоу. Покупатели — вещатели, телеканалы, которые эти ток-шоу ставят в свой эфир.

Что касается неосновных субъектов данного рынка, то это аудитория ток-шоу и госорганы (в первую очередь Роскомнадзор, Антимонопольная служба, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и прочие). Посредники отсутствуют.

На медиарынке производства контента для общественно-политических ток-шоу присутствуют несколько продавцов и несколько покупателей. Поэтому со стороны покупателя это олигопсония. Со стороны продавца — олигополия. В общем исследуемый нами в этой работе рынок можно охарактеризовать как двустороннюю олигополию.

Однако есть важная особенность, касающаяся отношений купли-продажи. Некоторые телеканалы, например, «Первый канал», сами (определенные редакции, входящие в тематические Дирекции канала) производят контент для своих общественно-политических ток-шоу, то есть полностью самостоятельно проводят съемки и возможную обработку программы перед передачей в прямой эфир. Таким образом, программу «Время покажет» производит Дирекция общественно-политического вещания «Первого канала». Это не дочерняя фирма, а отдел в структуре управления «Первого канала». Иными словами, телеканал сам выступает продавцом и покупателем. Такая же ситуация у телеканала «ТВ Центр».

Начнем описание рынка с полного списка покупателей. В Таблице 1 указано, какие общественно-политические ток-шоу выходят в эфир у этих телевещателей.

Таблица 1

Соответствие общественно-политических ток-шоу и телеканалов

Телеканал

Выпускаемое им ток-шоу

Россия 1

60 минут

Кто против?

Вечер с Владимиром Соловьевым

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

Первый

Время покажет

Время покажет с Артемом Шейниным

Большая игра

НТВ

Место встречи

Звезда

Открытый эфир

ТВЦ

Право знать!

Все пять телеканалов, которые транслируют общественно-политические ток-шоу являются федеральными. Они, за исключением «Звезды», входят в первый мультиплекс. «Звезда» транслируется россиянам в составе второго мультиплекса.

Далее, рассмотрим продавцов. Таковыми являются продюсерские центры, производящие контент для телеканалов. В перспективе игроков на рынке больше (многие ранее производившие общественно-политические ток-шоу компании до сих пор оставляют их в своем портфолио и заявляют, что готовы работать с этим жанром), однако мы будем рассматривать только тех, кто присутствует на нем в данный момент. Это: «AVM Media», «М-продакшн», «Студия Централ Телевижн», «НАЯТ», «Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала» и АО «ТВ Центр». Последние два игрока не влияют на объемы денег на рынке, однако создают на нем дополнительную конкуренцию.

Теперь для наглядности соотнесем производителей определенных ток-шоу и сами ток-шоу в Таблице 2.

Таблица 2

Производители российских общественно-политических ток-шоу

Ток-шоу

Производитель

60 минут

AVM Media

Кто против?

М-продакшн

Вечер с Владимиром Соловьевым

М-продакшн

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

М-продакшн

Время покажет

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Время покажет с Артемом Шейниным

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Большая игра

Дирекция общественно-политического вещания Первого Канала

Место встречи

Студия Централ Телевижн

Открытый эфир

ООО «НАЯТ»

Право знать!

АО «ТВ Центр»

Далее для понимания структуры и насыщенности рынка важно провести анализ его концентрации.Также благодаря ему можно точно отследить в каком состоянии находится рынок, приближается он к монополии или, наоборот, к идеальной конкуренции. Для этого мы используем индикатор «Обратное количество фирм» (Q).

Этот показатель отражает то, какой должна быть доля той или иной компании на рынке в условиях идеальной конкуренции и равенства всех игроков. В нашем случае на рынке присутствуют 10 ток-шоу. Значит, среднеожидаемая доля каждого из них 1/10 = 0.1, то есть 10 %.

Но, чтобы узнать действительное положение дел, обратимся к Таблице 3, где указаны данные по эфирному времени. Обычно в расчете текущего показателя используются данные по выручке или аудитории (в количественном, а не процентном соотношении), которых в открытом доступе нет. Поэтому мы будем пользоваться общедоступными данными по вещанию определенных ток-шоу в неделю.

Таблица 3

Количество часов вещания в неделю

Название

Сколько раз в неделю транслируется

Количество часов в неделю

60 минут

5

25 часов (1 500 минут)

Время покажет

5

21 час 33 минуты (1 293 минуты)

Большая игра

5

14 часов 30 минут (870 минут)

Вечер с Владимиром Соловьевым

5

13 часов 20 минут (800 минут)

Открытый эфир

4

13 часов 20 минут (800 минут)

Кто против?

5

10 часов 25 минут (625 минут)

Место встречи

5

10 часов (600 минут)

Время покажет с Артемом Шейниным

4

6 часов 4 минуты (364 минуты)

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым

1

2 часа 50 минут (170 минут)

Право знать!

1

1 час 20 минут (80 минут)

Итого

7 102 минут

За основу мы взяли неделю с 11 по 17 апреля. В связи с геополитической обстановкой, сложно выбрать типичную неделю, которая полностью охарактеризовала бы положение дел. Однако выбранные нами даты можно назвать относительно типичными для текущего времени: вновь появилась систематичность в количестве и времени выпусков ток-шоу.

Также упомянем, что в телепрограмме блок общественно-политических ток-шоу на «Первом канале» с начала специальной военной операции на Украине называется «Информационный канал» и не разделяется на отдельные передачи. Однако на сайте телеканала можно найти данные по выходу в эфир именно отдельных программ, поэтому мы продолжим считать каждое ток-шоу автономным.

Итак, посчитаем реальную долю в проценте вещания всех общественно-политических ток-шоу представленных телепрограмм. Для большей наглядности представим полученные данные в виде круговой диаграммы (Рисунок 1). Из нее становится очевидно, что на рынке есть два крупнейших игрока — ток-шоу «60 минут» и «Время покажет». Вместе они занимают 41 % рынка.

Доля каждого ток-шоу на рынке

Рис. 1. Доля каждого ток-шоу на рынке

Все три программы вместе представляют собой чуть менее, чем половину (49 %) всех представленных общественно-политических ток-шоу.

Что касается производителей контента, то рассмотрим фирмы по тому же принципу, по количеству выпущенных в неделю часов эфирного времени. Всего игроков шесть, поэтому ожидаемая доля будет 1/6 = 0.16 = 16 %

Для удобства также представим данные в виде диаграммы (Рисунок 2).

Долевое распределение рынка производителей контента

Рис. 2. Долевое распределение рынка производителей контента

Из полученных данных мы можем сделать вывод, что крупнейшим производителем является Дирекция общественно-политического вещания Первого канала. Однако присутствуют два других игрока, которые также занимают долю, куда большую, чем среднеожидаемая. Таким образом мы можем говорить о трех крупнейших игроках рынка.

Следует отметить, что рынок общественно-политических ток-шоу находится в состоянии зрелости. Это уже не фаза быстрого роста, когда появляется множество новых игроков и имеется очень высокий спрос. Но и не состояние упадка или стагнации, в которых находится, например, рынок рекламы в прессе, когда предложение выше, чем спрос. Иными словами, это можно назвать фазой стабильности.

Как уже говорилось ранее, сейчас спрос у аудитории на общественно-политические ток-шоу значительно увеличился. Поэтому рынок производства ток-шоу не испытывает на себе яркое негативное влияние нынешнего кризисного периода в экономике страны. Из-за того, что рейтинги уже имеющихся ток-шоу повысились, возвращаются телепрограммы («Кто против?»), ранее ушедшие с эфира. То есть рынок развивается и расширяется, несмотря на кризис.

Похожие процессы происходили и в 2020 (коронавирус) и 2014 (присоединение Крыма) годах. Это обусловлено непосредственной связью общественно-политических ток-шоу и информационного поля. В стабильное время аудиторию жанра составляет, в первую очередь, пул зрителей, которые интересуются политическими событиями. В кризисные периоды же аудитория значительно расширяется и на многих других телезрителей. Причиной этому является интерес жителей России к каком-либо значимому событию.

Таким образом, именно этот формат телевизионных программ логично назвать максимально востребованным во времена кризиса. Поэтому проблемы в экономике и какие-либо негативные события в геополитической повестке влияют на рынок положительно. У телеканалов появляются новые общественно-политические ток-шоу, то есть, они формируют заказы, которые выполняют продюсерские компании.

Литература:

  1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. — Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2008–528 с.
  2. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Под редакцией А. Качкаевой, А. Новиковой, Р. Юркиной. — Москва: Издательские решения. Ридеро, 2016–380 с.
  3. Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение. — Москва: АСТ, 2008. — 320 с.
  4. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. — Москва, 2021. — 107 с.
Основные термины (генерируются автоматически): минута, Владимир, AVM, общественно-политическое вещание Первого канала, рынок, телеканал, час, Артем, воскресный вечер, место встречи.


Похожие статьи

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Теоритические основы венчурного финансирования в инновационных предприятиях Узбекистана

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Информационные аспекты финансовой грамотности индивидуального инвестора на фондовом рынке России

Анализ особенностей организационно-экономического механизма управления регионами в Казахстане

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ тенденций и перспектив развития рынка слияний и поглощений за рубежом

Анализ СМИ в арктических районах как фактора гражданского единства российского пространства

Похожие статьи

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Теоритические основы венчурного финансирования в инновационных предприятиях Узбекистана

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Информационные аспекты финансовой грамотности индивидуального инвестора на фондовом рынке России

Анализ особенностей организационно-экономического механизма управления регионами в Казахстане

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ тенденций и перспектив развития рынка слияний и поглощений за рубежом

Анализ СМИ в арктических районах как фактора гражданского единства российского пространства

Задать вопрос