ОЭМУ регионом представляет собой многоаспектную, многогранную систему инструментов и процессов воздействия, которые в реальной практике используются для получения того или иного результата, как правило, в различных, порой в сложных сочетаниях, определённых наборах и комплексах. Поэтому, только на основе научно-обоснованного, взаимосвязанного, взаимодополняющего использования весьма разнообразных по содержанию, направленности и силе инструментов воздействия возможно осуществление требуемого влияния на те или иные социально-экономические процессии и обеспечение необходимой реакции в масштабе региона для получения намеченных результатов.
В Казахстане в настоящее время присутствует ряд проблем, связанных с региональной политикой, которые необходимо решать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Рассмотрим как обстоят дела с региональным развитием и развитием системы муниципального управления на примере конкретной территории страны — Северо-Казахстанской области.
Северо-Казахстанская область, являясь аграрным, торговым и транзитным регионом Казахстана представляет особый интерес для изучения её экономического развития. Область богата минеральными ресурсами — основой для развития горнодобывающей промышленности. В области найдены и в различной степени изучены многие виды полезных ископаемых. Разведано 286 месторождений. В их числе 34 — металлов, 2 — неметаллов, 217 -строительного и технологического сырья и 33 — подземных вод, из которых 6 минеральных.
К. А. Вагнер отмечает, что экономику Северо-Казахстанской области смело можно назвать открытой. Открытость экономики связана с крупномасштабным экспортным производством, которое делает его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Область характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Она обеспечивает большую часть валютных поступлений в страну. Открытость экономики наблюдается в СКО по отношению к соседним областям России (Омская, Тюменская, Курганская), соседним областям Казахстана, ряду государств СНГ. Такая же открытость наблюдается и по отношению к ряду других стран на других континентах. Экспортируются главным образом продукты питания, продукты животноводческой отрасли, сельскохозяйственное сырье, сырье горнодобывающей промышленности, продукты машиностроения и металлообработки (краны, клапаны, вентили для трубопровода, валы трансмиссионные, подшипники, коробки передач и другие аналогичные товары). Импорт также имеет большую долю в экономике СКО. Импортируются из соседних областей (Тюменской, Омской) молочная продукция, куриные яйца, контрольно-измерительные приборы, судна и лодки, лесопродукция, свинцовые аккумуляторы [40, с.58].
В организационном плане главой СКО является аким Султанов Е. Х. Аким является представителем Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий акимат Северо-Казахстанской области, обеспечивающий проведение государственной политики на территории области, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из областного бюджета, наделенный полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития Северо-Казахстанской области [4].
Аким области действует на принципах единоначалия.
Координирует деятельность местных исполнительных органов и территориальных подразделений центральных государственных органов по вопросам межнациональных отношений.
Курирует вопросы средств массовой информации, религиозных конфессий.
Осуществляет взаимодействие с молодежными и женскими организациями, партиями и общественными объединениями, неправительственными организациями.
Непосредственно руководит деятельностью: областного акимата; заместителей акима области, руководителя аппарата акима области, акимов районов и города Петропавловска; советников и помощников, пресс-службы акима области; секретариата Ассамблеи народа Казахстана; областной бюджетной комиссии.
В целом, экономика Северо-Казахстанской области имеет огромный потенциал и, главное, способна развиваться ускоренными темпами. Для этого необходима региональная экономическая и промышленная политика, которая позволила бы концентрировать совместные усилия на решении приоритетных задач, обеспечивающих развитие региона. Следует предположить, что плодотворное сотрудничество с регионами, имеющими развитую экономику, позволит Северо-Казахстанской области, догнать их в своём развитии, выйти на лидирующие позиции в своей стране, увеличить свою роль в межрегиональном и мировом экономическом пространстве.
Как отмечает А. К. Алияров, в настоящее время актуальной проблемой дифференцированного территориального развития страны, является разработка мер по обеспечению баланса в развитии регионов, на основе грамотной муниципальной политики [3 с.11].
Данная проблема характерна для страны уже достаточно длительный период, поэтому от проведения эффективной региональной реформы экономического развития Казахстана, по сути, зависит будущее страны.
В целом, руководство Северо-Казахстанской области реализует внутри региона государственную региональную политику, дополняя её специфическими для региона моментами, то есть организационно-экономический механизм управления (ОЭМУ) регионом существует, однако внутри него есть определённые слабые стороны. Анализ развития области позволил выделить их: развитие в регионе инновационной деятельности; инвестиционная политика СКО; повышение конкурентоспособности области; развитие кадрового потенциала Северо-Казахстанской области. За основу дальнейшего описания перспектив развития ОЭМУ Северо-Казахстанской области взяты пути развития данных направлений.
Развитие Северо-Казахстанской области и благосостояние её населения находятся в нормальном состоянии благодаря ресурсным богатствам региона (сельскохозяйственные угодья) и исторически сложившейся базе промышленности. Однако, для того, чтобы регион процветал в дальнейшем, его руководству в рамках развития ОЭМУ в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие инноваций в сфере регионального управления. Для этого руководству области необходимо наладить работу по различным направлениям. Рассмотрим возможные варианты развития инновационного направления в СКО [2].
Касательно развития инноваций в сфере регионального управления необходимо воспользоваться опытом зарубежных стран и наладить систему налоговых льгот для научных исследований в области регионального управления. Льготы могут быть следующих видов:1) предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита (отсрочка налоговых платежей); 2) уменьшение налога на прирост инновационных затрат; 3) «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; 4) льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций; 5) снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные научные исследования; 6) соблюдение приоритетности выполняемых проектов в предоставлении им льгот; 7) льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; 8) уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы стоимости приборов и оборудования, передаваемых университетам, научно-исследовательским и другим инновационным организациям; 9) вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; 10) зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели и др.
Инновационная стратегия региона может включать несколько крупных направлений. Однако к числу наиболее приоритетных направлений важно отнести следующие: 1) формирование высокого уровня инновационных знаний и инновационной культуры в масштабе всего регионального сообщества; 2) интеграция академической, отраслевой (производственной) и вузовской науки и значительное повышение ее роли в социальном и экономическом аспектах; 3) создание эффективной инновационной инфраструктуры; 4) повышение уровня мотивации научных коллективов; 5) стимулирование растущих компаний по разработке и освоению инноваций; 6) поддержка создания малых фирм в инновационной сфере; 7) широкая пропаганда и реклама нововведений; 8) привлечение инвестиций из различных источников на исследования, поиск и внедрение инноваций; 9) создание тесного партнерства власти, бизнеса и общественных институтов.
Для оптимизации функционирования ОЭМУ СКО можно рекомендовать следующие пути:
завершение процесса разграничения государственной собственности на землю и полномочий органов местной власти Северного Казахстана по регулированию земельных отношений, а также оптимизацию распределения между бюджетами различных уровней доходов, полученных от распоряжения землей;
формирование полноценного реестра объектов налогообложения и развитие института массовой оценки недвижимого имущества;
переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимого имущества и формирование единого государственного кадастра недвижимости;
совершенствование механизмов установления правовых ограничений по использованию земли и недвижимости, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд;
усиление государственного регулирования функционирования инфраструктуры рынка земли (аукционы, ипотека, банки, страховые компании, различные фонды);
законодательно определить способы передачи и реализации высвобождаемых объектов и территорий военных городков, поселений и внутригородских гарнизонных земельных участков;
завершение процесса переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды [3].
Последнее из указанных мероприятий представляет собой наиболее острую проблему, требующую принятия сбалансированных решений в области фискальной политики государства и финансовой нагрузки на предприятия. Задержка в переоформлении связана с тем, что для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными. Это не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую часть земельных участков, препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов.
В связи с этим целесообразно установление предельных уровней выкупных цен и арендной платы и условий выкупа земли, позволяющих юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях по сравнению с действующими. При этом размер выкупных цен и арендной платы должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления обоснованных цен выкупа.
Повысить конкурентоспособность Северо-Казахстанской области, на наш взгляд возможно, используя следующие принципы управления регионом:
Первый — всесторонняя оценка потенциала и состояния экономики и социальной сферы с многоаспектным учетом специфики региона.
Второй — системный подход к сохранению и развитию всех конкурентных преимуществ (предусматривающий адекватные действия в различных фирмах, сферах деятельности, структурах, формах, звеньях, уровнях регионального хозяйства и общественного устройства).
Третий — организация стратегического управления процессами повышения уровня конкурентоспособности (предполагающего прогнозирование, планирование, программирование, координацию, регулирование, мониторинг, контроль, оценки, корректировки) с учетом изменяющихся внутренних и внешних факторов.
Четвертый — тотальная активизация инновационной деятельности (в различных секторах экономики и социальной сферы, отраслях, территориях) с применением мер стимулирования, софинансирования, государственной поддержки.
Пятый — целенаправленный рост человеческого капитала, повсеместное адресное внимание, индивидуальный подход к повышению конкурентоспособности каждого человека, профессиональных и социальных групп людей, отдельных категорий регионального сообщества.
Шестой — комплексная масштабная модернизация и совершенствование региональной инфраструктуры (производственно-технической, энергетической, транспортной, инженерно-коммунальной, научной, социальной, рыночной).
Седьмой — создание новых форм экономической деятельности, в том числе кластеров и сетевых структур.
Восьмой — безотлагательное коренное обновление деятельности региональных правительств (сокращение управленческих структур; ликвидация дублирования функций; конкурсный отбор специалистов и руководителей; внедрение критериев оценки работы; повышение уровня знаний и деловых качеств сотрудников во всех звеньях и уровнях управленческой пирамиды; научная обоснованность принимаемых решений; установление персональной ответственности; и т. п.).
Использование представленных организационно-экономических принципов в практической деятельности региональных органов управления дает возможность значительно усилить конкурентные позиции любого региона. Естественно, в соответствии с данными принципами необходимо эффективное использование инструментов организационно-экономического механизма управления конечно же применительно к специфике каждого конкретного региона. Таким образом будет формироваться системная конкурентоспособность региона, обеспечивающая, по сути дела, реализацию всей совокупности социально-экономических задач, стоящих перед региональным сообществом.
Всё это направлено на достижение следующих результатов: достичь более полного соответствия структуры подготовки кадров требованиям рынка труда; повысить обеспеченность приоритетных отраслей экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами; повысить эффективность использования трудового потенциала СКО; улучшить профессионально-квалификационную структуру занятого населения; существенно снизить напряженность на локальных рынках труда в районах СКО; сократить дефицит специалистов и рабочих кадров в наиболее проблемных сегментах рынка труда [1].
Литература:
- Алияров Е. К. Новая региональная политика Республики Казахстан как важнейшая часть Стратегического плана — 2020 в контексте Послания народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана». — А., 2013 — http://www.sarap.kz/index.php/ru/pol-ob/pol-ec/257-novaya-regionalnaya-politika-respubliki-kazakhstan-kak-vazhnejshaya-chast-strategicheskogo-plana-2020-v-kontekste-poslaniya-narodu-kazakhstana-novoe-desyatiletie-novyj-ekonomicheskij-pod-em-novye-vozmozhnosti-kazakhstana.html
- Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория: Учебное пособие для преподавателей вузов и аспирантов. — Мн.: Интерпрессервис, 2002. — 300 с.
- Баильдинов Е., Темиртасов О. СЭЗы в стратегии развития Казахстана // Деловая неделя. 1997, № 15. — с. 11.
- Вагнер К. А. Анализ регионального развития Северо-Казахстанской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2789 (дата обращения: 12.10.2014).