Служба примирения как форма борьбы с буллингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Служба примирения как форма борьбы с буллингом / Е. Г. Огольцова, Т. Е. Дульцева, К. С. Лысенок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93343/ (дата обращения: 19.10.2024).



В настоящее время оскорбления, драки, унижения и издевательства между участниками образовательного процесса становятся обыденностью. Буллинг — это серьёзная социально-педагогическая проблема, которая затрагивает большинство людей. Актуальность темы очень высока, ведь последствия буллинга необратимы: от психологических травм до суицида. Чтобы предотвратить травлю и насилие, были созданы службы примирения. В данной статье рассматривается значение и общее представление школьных служб примирения.

Ключевые слова: буллинг, травля, насилие, службы примирения, школа, ребёнок.

Внедрение восстановительных практик — это объективная потребность социальных институтов и прежде всего школ. Они помогают создать комфортные условия для совместного обсуждения сложившейся ситуации вокруг конкретного ребёнка.

Школьная служба примирения — это форма психосоциальной помощи всем участникам образовательного процесса в спорах, конфликтах, трудных жизненных ситуациях и в случаях девиантного поведения учащихся. [3, с. 10]

Обеспечивает принципы:

– наилучшего обеспечения интересов ребёнка;

– развитие ребёнка и уважение его достоинства.

Задача службы примирения в школе — создать безопасное пространство для диалога, воссоздать и сохранить в образовательной среде возможность к взаимопониманию.

Руководителем является куратор-человек, которому больше всего доверяют дети и который готов на длительный срок управлять службой. Прежде чем стать руководителем куратор должен пройти подготовку в качестве медиатора.

Задача медиатора — оставаться нейтральным по отношению ко всем участникам конфликта. Он создаёт комфортные условия для примирения и помогает наладить плодотворный и разумный диалог.

Ведущий восстановительных программ убеждён, что:

– каждый человек может поменяться в лучшую сторону без морального и физического насилия со стороны;

– нет необходимости в отвержении и наказании;

– работая сообща люди способны найти решение любой проблемы. [3]

В команду службы примирения входит кураторы и специально обученные учащиеся, которые проводят медиации. Руководители, иначе говоря кураторы информируют и школьников о ценности восстановительных практик, а те в свою очередь увлекают участников конфликта, а также других обучающихся, предлагая практику медиации.

Принципы деятельности ШСП (школьных служб примирения):

– принцип добровольности;

– принцип доверительности;

– принцип конфиденциальности;

– принцип взаимодействия;

– принцип лояльности (нейтральности). [3, с. 16]

Служба примирения старается прийти к плодотворным отношениям в классе, которые будут основаны на поддержке и взаимному пониманию. Иными словами, ШСП поддерживает доверительные и дружеские взаимоотношения в классе.

Кроме работы с конфликтными ситуациями, представители службы примирения могут проводить тренинги и разного рода обучающие занятия с учащимися по усмирению конфликтных ситуаций.

Школьники и школьная служба примирения

ШСП школьникам может помочь:

– Научиться результативно и действенно выходить из конфликта

– Лучше чувствовать и понимать ровесников и взрослых

– Стать более организованным и ответственным

– Участвовать в волонтёрской деятельности

Что школьники могут сделать для развития ШСП:

– Способствовать примирению родителей, сверстников, друзей

– Овладевать техниками восстановительных программ и переговоров.

– Предлагать и рекомендовать посещать службу примирения [2, с. 51–53]

Взаимодействие родителей и СП

Родители могут:

– при возникновении конфликтных ситуаций с детьми обратиться, дабы понять и договориться с ними.

– обратиться, если у них возник конфликт с педагогом.

– обращаться из-за конфликтных ситуаций с администрацией учебного заведения.

– для разрешения конфликтов научиться восстановительным навыкам и использовать их в подходящих моментах.

Родителям надо поддерживать своих детей в том, чтобы они научились разрешать возникающие конфликты конструктивным способами; поддерживать положительную динамику детей после медиации, в классе и школе в результате деятельности СП.

Родители должны быть уведомлены о том, что делают их дети и какие последствия будут, поэтому СП проводит ознакомительную презентацию на собраниях. [2, с. 46]

Взаимодействие психолога школы и СП

В результате медиации у ребенка зачастую возникает стимул изменить свое поведение, приобрести новые навыки. Составляется запрос, с которым он идет к психологу.

Что может сделать психолог для поддержки СП:

– направлять на медиацию случаи конфликтов;

– помочь медиаторам в освоении навыков коммуникации.

В чем особенности работы психолога общеобразовательной школы и СП

Медиатор предлагает вариант разрешения конфликта: составить вопросы к другой стороне, помочь каждому из них рассказать, в чем состоял конфликтный момент. Нужно учитывать мнения обеих сторон, иначе подростку трудно искать адекватное разрешение сложившейся ситуации.

Психолог, устраивая диалог между участниками, встает на роль медиатора. [2, с. 47–48]

Безопасность школы зависит от каждого участника образовательного процесса. Конфликтные моменты в образовательном пространстве зачастую неизбежны, это одно из составляющих в развитии общества. Остается научиться выходить из него мирным путем. И для того, чтобы дети научились сами находить выход из подобных ситуаций — нужно дать им возможность в разрешении конфликтов быть равными участниками, учитывать их мнение. Благодаря медиации появляется возможность снизить уровень подростковых конфликтов и, как следствие, преступности. Возможность решать спорные ситуации, предотвращая возможные тяжкие последствия. Это означает, что у нас есть способ, который поможет на ранних стадиях «спасти» детей, от таких последствий как преступность в раннем возрасте или избежать попадания ими в сложную жизненную ситуацию.

Литература:

  1. Горлова, И. Ю. Буллинг в образовательных учреждениях / И. Ю. Горлова, О. З. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2012. — № S6. — С. 8.
  2. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. / под общей редакцией Карнозовой Л. М. — Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 c. — Текст: непосредственный.
  3. Сахарова, Е. В. Школьная служба примерения / Е. В. Сахарова. — Текст: электронный. — URL: https://www.school9klgd.ru/upload/ШСП_9 %5b1 %5d.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
  4. Якунина, Е. О. Причины школьного буллинга / Е. О. Якунина. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2021. — № 5–1. — С. 35–40.
Основные термины (генерируются автоматически): служба примирения, школьная служба примирения, образовательный процесс, конфликт, разрешение конфликтов, ребенок, ситуация, сложившаяся ситуация, участник, участник конфликта.


Ключевые слова

насилие, ребёнок, школа, буллинг, травля, службы примирения

Похожие статьи

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Поведение человека в трудных ситуациях

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликта как трудной жизненной ситуации. Конфликты существовали всегда, а конфликтология как наука возникла совсем недавно. О конфликте писали еще древние мудрецы, хотя это слово не употреблялось в те времена....

Криминологическая характеристика скулшутинга в Российской Федерации и меры его профилактики

Трагедии, связанные с инцидентами массовых убийств в российских образовательных организациях, в последнее время усилили общественное внимание к попыткам понять динамику и факторы, которые лежат в основе таких событий. В данной статье исследуется инст...

Абьюзивные отношения в семье: причины и пути преодоления (через призму популярных детских мультипликационных фильмов)

В статье анализируется проблема такого феномена, как абьюз, который становится все более распространенным явлением. Абьюз или абьюзивные отношения — это модель поведения, предполагающая насилие со стороны одного человека (абьюзера) по отношению к дру...

Профилактика конфликтов в организации

В данной статье рассмотрены особенности возникновения конфликтов в организации. Также определены основные способы профилактики конфликтов в организации. В российской общественной жизни выживание организаций в условиях острой конкуренции приводит к пр...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Виды сексуальных зависимостей и их опасность

Современная социальная структура и удовлетворение основных потребностей бесхитростными способами предрасполагает к созданию разных зависимостей. Они могут быть алкогольными, игровыми, сексуальными. Самые распространённые сексуальные зависимости — мас...

Закон о профилактике семейно-бытового насилия: быть или не быть

Вопросы семейно-бытового насилия, к сожалению, не теряют актуальности в наши дни. Основная дискуссия разворачивается по поводу необходимости закрепления на законодательном уровне вопросов профилактики семейно-бытового, или как его еще называют, «дома...

Физическая культура и спорт как способ борьбы со стрессом у студентов

Научно-исследовательская работа раскрывает актуальную проблему для многих людей, а особенно для студентов, жизненные обстоятельства которых чаще всего приводят к стрессовым ситуациям. Также дается определение термина «стресс», рассматриваются причины...

Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

В статье рассматривается актуальность проблемы, приводятся определения понятия «толерантность», определяется важность английского языка при формировании основ толерантности, описываются технологии, позволяющие воспитывать толерантное сознание учащихс...

Похожие статьи

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Поведение человека в трудных ситуациях

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликта как трудной жизненной ситуации. Конфликты существовали всегда, а конфликтология как наука возникла совсем недавно. О конфликте писали еще древние мудрецы, хотя это слово не употреблялось в те времена....

Криминологическая характеристика скулшутинга в Российской Федерации и меры его профилактики

Трагедии, связанные с инцидентами массовых убийств в российских образовательных организациях, в последнее время усилили общественное внимание к попыткам понять динамику и факторы, которые лежат в основе таких событий. В данной статье исследуется инст...

Абьюзивные отношения в семье: причины и пути преодоления (через призму популярных детских мультипликационных фильмов)

В статье анализируется проблема такого феномена, как абьюз, который становится все более распространенным явлением. Абьюз или абьюзивные отношения — это модель поведения, предполагающая насилие со стороны одного человека (абьюзера) по отношению к дру...

Профилактика конфликтов в организации

В данной статье рассмотрены особенности возникновения конфликтов в организации. Также определены основные способы профилактики конфликтов в организации. В российской общественной жизни выживание организаций в условиях острой конкуренции приводит к пр...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Виды сексуальных зависимостей и их опасность

Современная социальная структура и удовлетворение основных потребностей бесхитростными способами предрасполагает к созданию разных зависимостей. Они могут быть алкогольными, игровыми, сексуальными. Самые распространённые сексуальные зависимости — мас...

Закон о профилактике семейно-бытового насилия: быть или не быть

Вопросы семейно-бытового насилия, к сожалению, не теряют актуальности в наши дни. Основная дискуссия разворачивается по поводу необходимости закрепления на законодательном уровне вопросов профилактики семейно-бытового, или как его еще называют, «дома...

Физическая культура и спорт как способ борьбы со стрессом у студентов

Научно-исследовательская работа раскрывает актуальную проблему для многих людей, а особенно для студентов, жизненные обстоятельства которых чаще всего приводят к стрессовым ситуациям. Также дается определение термина «стресс», рассматриваются причины...

Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

В статье рассматривается актуальность проблемы, приводятся определения понятия «толерантность», определяется важность английского языка при формировании основ толерантности, описываются технологии, позволяющие воспитывать толерантное сознание учащихс...

Задать вопрос