Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждениях. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого явления современного мира. Мной исследуется суть проблемы буллинга и влияние её на участников. В работе представлены развернутые определения терминов «буллинг» и «конфликт», что поможет различить обычный подростковый конфликт от более серьезной проблемы, и помочь ученикам сформировать верное восприятие конфликтной ситуации, а в случае необходимости обратиться за помощью к старшим. Вместе с тем, данный проект «Профилактика буллинга» даёт понимание каковы факторы его появления и каким образом он может проявиться, как должны действовать педагоги и родители, чтобы помочь ребёнку, подверженному травле.
Актуальность данной работы заключается в том, что буллинг часто встречающаяся проблема в школе. В России больше половины школьников сталкиваются с травлей, при этом треть детей не говорят об этих ситуациях, что приводит к их развитию. Дети всячески насмехаются, распространяют слухи, отказывают в общении и портят имущество. Последствиями травли могут быть сниженная самооценка, тревожные расстройства, социофобия, суицидальные мысли, неконтролируема агрессия жертвы, замкнутость и не реализация человека как личности, сложности в дальнейшем трудоустройстве. Поскольку все самые важные качества в людях закладываются с детства очень важно обратить внимание на эту проблему как можно раньше.
Работа адресована учащимся школ и может быть полезна всем, кто интересуется темой буллинга.
Ключевые слова: буллинг, травля, школа
С травлей сталкивалось огромное количество людей во все времена. Несмотря на то, что понятие буллинг возникло еще в XX веке смысл оно приобрело сравнительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому доктору психологии Данку Ольвеусу. Его работа принесла явление буллинга в пространство психологической науки, сделала его видимым, и данная проблема скоро стала трендом всемирной психологии. Первое анонимное исследование Д. Ольвеуса проведенное в 1980-х гг. в Норвегии и Швеции, показала, что 15 % детей регулярно сталкиваются с буллингом: 9 % являются жертвами, 7 % агрессорами и 2 % осваивают обе роли. В настоящие время Дан Ольвеус выступает в качестве известного авторитета в вопросах буллинга [2, с.2]
Сейчас же ситуация во всем мире гораздо хуже. По всему миру почти каждый третий ребёнок от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с буллингом в школе [5]
В 2019 году компания «Михайлов и партнеры. Аналитика», провела опрос, и было заявлено, что 52 % школьников в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с травлей в школе. И самая частая причина буллинга, по мнению российских школьников — внешность: с этим согласны 43,8 % опрошенных. Вторая по популярности причина — религия, ее назвали 33,6 % учащихся. [5]
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам, на фоне становления самосознания, проблема постепенно сходит на нет.
Согласно данным исследования HBSC-2014, в России в 2013–2014 годах в драках в школе участвовало 24 % мальчиков в возрасте 11 лет и 16 % мальчиков в возрасте 15 лет; доля девочек колебалась от 5 % в 15 лет до 7 % в 11 лет. Российские мальчики и девочки в 11 и 13 лет становились жертвой буллинга в среднем в два раза чаще их сверстников в 42 странах и территориях Европы и Северной Америки. Так, 27 % мальчиков и 23 % девочек в возрасте 11 лет и 21 % мальчиков и 15 % девочек в возрасте 13 лет подвергались в школе буллингу как минимум 2–3 раза в месяц. Причиняли обиды 19 % мальчиков и 13 % девочек среди 11-летних школьников, а среди 13-летних — 24 % мальчиков и 14 % девочек. К 15 годам доля обижаемых среди мальчиков сократилась до 15 %, а девочек — до 12 %, но доля обидчиков (22 % мальчиков и 13 % девочек) осталась практически такой же, как в 13-летнем возрасте. ЮНЕСКО же пишет, что буллингу подвергались 42,5 % российских школьников в возрасте от 9 до 15 лет. [1, с. 19]
Буллинг — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы, (Olweus, 1993г.).
Конфликт — это состояние несогласия между двумя или более сторонами из-за различий во взглядах, ценностях, целях, интересах или потребностях.
Эти два понятия очень схожи, но все же имеютсущественныеотличия :
- Главное отличие травли от конфликта — неравные силы , так как «буллят» человека группой люде, а в конфликте стороны равны и у них есть одинаковые возможности постоять за себя.
- Разные последствия. Буллинг может привести к серьезным психологическим и эмоциональным последствиям для жертвы, а конфликт, в зависимости от его характера, может способствовать развитию творческого подхода к решению проблемы.
- Конфликт чаще завязывается случайно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Буллинг (травля) — это спланированное постоянное унижение одного человека группой.
- В конфликте обе стороны ответственны за случившееся . В случае травли жертва не виновата в произошедшем. Стать жертвой может любой ребёнок.
- Конфликт длится небольшое количество времени . Стороны стараются урегулировать его как можно скорее. Травля же — систематически повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить, ущемить жертву.
- Конфликт возможно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прервать, с помощью из вне (специалистов, учителей, родителей). [5]
Факторы буллинга:
1.Личностные факторы . Обычно, школьники или подростки, совершающие насильственные действия над другими, отличаются психологическими особенностями: активностью, нервозностью, низким уровнем контроля над своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, низкой школьной успеваемостью, склонностью к агрессии и гневу. Как правило, агрессор, который издевается над другими, делает это для того, чтобы самоутвердиться и «быть выше» других.
2.Семейные факторы . Семейные факторы могут играть роль в появлении буллинга. Например, дети, живущие в семьях, где присутствует насилие, агрессия или недостаток эмоциональной поддержки, могут испытывать трудности в общении со сверстниками. Также отсутствие контроля со стороны родителей и недостаточное внимание к проблемам ребенка. Все эти факторы могут пагубно сказаться на ребёнке и привести к насильственным действиям в школе по отношению к другим ученикам.
3.Ситуативные факторы также могут повлиять на действия агрессора.
— Место и время: как правило насилие над ребёнком совершается в гардеробе, туалете или других «укромных» местах, вне территории школы и местах, где нет взрослых.
— Присутствие наблюдателей: обычно для «буллера», главной целью которого является самоутвердиться в глазах других, насилия без присутствия сверстников не имеет смысла, а наличие старших наоборот оттолкнёт его от совершения подобных деяний.
— Употребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других школьников употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, человеку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения сложнее контролировать свои действия и поступки, так, что последствия от взаимодействия агрессора и жертвы могут быть гораздо тяжелее.
4.Социальные факторы. Среди социальных факторов, способствующих возникновению буллинга, можно выделить следующие:
— Социальные нормы и ценности. В обществах, где доминируют агрессивные и конкурентные ценности, буллинг может быть частью социальной динамики.
— Отношения в коллективе. Негативные отношения и конфликты между учениками или сотрудниками могут способствовать возникновению буллинга.
— Недостаточное вмешательство взрослых. Если учителя, родители или другие взрослые не реагируют на случаи буллинга, это может усугубить ситуацию.
— Групповая динамика. Групповое поведение может облегчить возникновение буллинга, особенно если участники группы ощущают себя безнаказанными.
— Медиа и культура. Пропаганда агрессии, насилия и унижения в медиа и культуре также может способствовать возникновению буллинга.
— Социальное неравенство. Неравенство по социальным, экономическим или культурным признакам может способствовать возникновению буллинга. [3]
Типы и участники буллинга
Всего существует четыре типа буллинга:
— Физический буллинг (физическое насилие, нападение, угрозы)
— Вербальный буллинг (оскорбительные реплики, угрозы, насмешки, унижения)
— Социальный буллинг (изоляция, исключение из группы, распространение слухов)
— Кибербуллинг (домогательства, угрозы, оскорбления в онлайн-средах, в том числе через социальные сети, сообщения и комментарии)
Участники буллинга:
В процессе буллинга происходящем в школе как правило, наряду с агрессором и жертвой присутствуют еще и свидетели (наблюдатели). Среди обидчиков обычно выделяются главный и один или несколько последователей, которые положительно относятся к насильственным действиям и принимают в них непосредственное участие, но не являются их зачинщиками и не принимают ведущую роль.
Агрессор — человек, который проявляют агрессию или насилие в отношении других людей, групп.
Жертва — человек, на которого направлено насилие.
Наблюдатели — группа людей, кто не участвует в буллинге, но не пытаются помешать.
Последователи — те люди, которые начинают следовать примеру агрессора.
Защитники — люди, которые встают на сторону жертвы и пытаются помочь противостоять агрессору [2].
Последствия для жертвы:
Буллинг наносит пострадавшему вред, который выражается в психологических последствия, такие как тревожность, депрессия, низкое самооценка, посттравматический стрессовый синдром. Социальных последствиях, такие как изоляция, потеря доверия к окружающим, нарушение отношений с друзьями и семьей. Физических последствиях, такие как боли, травмы, бессонница, головные боли и проблемы со здоровьем. Учебных последствиях, такие как отсутствие в школе, плохие оценки, отсутствие мотивации и концентрации на учебе. Поведенческих последствиях, такие как агрессия, нарушения поведения, риск употребления наркотиков и алкоголя.
Дети, которым регулярно причиняют обиды, со временем теряют способность постоять за себя, у некоторых формируется комплекс вины — в том, что их обижают, они обвиняют себя, жертвы перестают доверять людям и это осложняет процесс социализации и развития человека как личности. [4]
Одним из наиболее серьезных последствий буллинга является высокий риск суицидального поведения у пострадавших. [4]
Доведённые до отчаяния подростки могут начать заниматься скулшутингом (англ. school shooting, буквально — школьная стрельба; школьные расстрелы, массовые расстрелы в школах, вооружённые нападения в образовательных организациях).
Последствия для агрессора:
Со слов Людмилы Петрановской, агрессор получает опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты: «этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности» [3].
В книге «Травля» [7] пишут, что агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека, но сам по себе этот человек не имеет достойных качеств, которым стоит подражать, поэтому идти и прислушиваться к нему не стоит.
Агрессор не умеет строить отношения с другими людьми. Во взрослом возрасте может занимать высокое положение в обществе, но часто страдает от одиночества. Анализ исследований 2016 года показал, что участие в буллинге негативно сказывается на психике человека независимо от его роли [4].
Что делать преподавателям школы в случае выявления буллинга:
Важно, чтобы каждый преподаватель школы понимал свою ответственность за допущение насилия и в случае столкновения с ним или попытки его осуществления знал, что делать, чтобы остановить и предотвратить буллинг. Часто сами школьники могут разрешить конфликт и примирить стороны гораздо эффективнее, чем старшие, но в случае с буллингом детям потребуется поддержка со стороны педагогов и администрации школы, а возможно и помощь специалиста. Классный руководитель или любой другой учитель, заметив, что обучающийся чувствует себя некомфортно в коллективе и ведёт себя странно (молчалив, робок, необщителен или наоборот задирист, агрессивен), во-первых, должен обсудить это наедине с учеником, а после уже с его родителями. В разговоре следует обсудить план совместных действий по предотвращению и выявлению причин агрессивности ребёнка. Принимая решение проинформировать родителей, следует иметь в виду, что это может только навредить жертве. Если родители решат наказать ребёнка за то, что он не смог постаять за себя, то школьник может ещё больше замкнуться в себе и перестать доверять им и другим людям. Также агрессор, узнав о том, что жертва пожаловалась кому-то может начать ещё больше издеваться и угрожать [4]. Стоит провести воспитательные беседы и тренинги по теме буллинга, чтобы учащиеся поняли вредность такого поведения. При необходимости провести профессиональную консультацию со специалистами по психологии, чтобы помочь ученикам и преподавателям справиться с ситуацией.
Что делать родителям жертвы:
Самое важное — снять с ребенка чувство вины, объяснить, что он не виноват в том, что подвергся буллингу. Важно выслушать и поддержать ребенка. Спросить его о том, что происходит, какие ситуации вызывают у него беспокойство, и как он себя чувствует. Дайте ему понять, что вы на его стороне и готовы помочь.
Ребёнку стоит изменить тактику поведения, которую ему навязали другие. Если он поведёт себя не так, как ожидает агрессор, то ученик сможет не только озадачить обидчика, но и сделать шаг к разрешению сложившейся ситуации. Если буллинг стал серьезным, достиг уровня преступления или угрожает здоровью ребенка, обратитесь в полицию. Следует ограничить общение ученика с обидчиками, например, не отправлять его в школу, а лучше сменить учебное заведение или класс, это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте. Очень важно помочь ребенку пережить полученную психологическую травму. Ребенку нужно будет научиться не бояться и доверять сверстникам. Обсудите с ребенком методы, как он может защититься в случае дальнейших случаев буллинга. Обучите его, как обращаться за помощью и поддержкой. Если школьника в классе не принимают и отвергают, родителям необходимо помочь ребенку повысить самооценку и преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Ребёнок должен осознавать, что ему ни в коем случае не следует подстраиваться и меняться ради других. Важно помнить, что поддержка и понимание со стороны родителей играет важную роль в помощи ребенку справиться с буллингом. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. [4].
Что делать ребёнку:
- Рассказывать о случаях буллинга старшим, которым вы доверяете (учитель, психолог, родители), если таковых нет, то можно обратиться по телефону доверия. Запомните: попросить помощи — это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
- Следует укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть напористым и храбрым (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к следующим проблемам.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля.
- Если стал свидетелем буллинга, нужно обязательно привести кого-то из старших или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому он(а) доверяет [4].
В ходе выполненной исследовательской работы все поставленные цели и задачи выполнены. При работе с проектом «Профилактика буллинга» автором получены знания о активном распространении буллинга, и, что это безусловно одна из самых серьёзных проблем современного образования, ведь насилие наносит ребёнку непоправимый вред и приводит к психологическим расстройствам, которые будут сопровождать человека и приносить дискомфорт всю его жизнь, если вовремя не предотвратить эту проблему. Необходимо различать понятия буллинг и конфликт, иначе можно вовремя не среагировать на данную проблему. Рассмотренные в работе факторы, влияющие на возникновение насилия, рассмотренные типы участников буллинга, помогают лучше разобраться в теме. Важно понимать, что последствия буллинга пагубные как для жертвы и агрессора, так и для всех участников травли. В работе приводятся примеры, как правильно реагировать на буллинг родителям, педагогом и самой жертве насилия, это поможет всем вышеперечисленным верно скоординировать свои действия. Эффект от реализации проекта является социальным, так как все, кто познакомится с данной работой расширят свои знания о проблеме буллинга, и о важности его предотвращения. Интерес автора к теме и полученные новые знания о буллинге, его проявлениях и профилактике не исчерпан, так как в данной работе был проведён подробный теоретический анализ проблемы буллинга у подростков, а в дальнейшем есть практический смысл изучить распространение буллинга предметно, в своей школе, и подготовить проектную работу, в которой эта тема будет изучена.
Литература:
- Предотвращение насилия в образовательных организациях. Информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций // 2-ое дополненное издание // Л. А. Глазырина, М. А. Костенко, Е. В. Лопуга; под ред. Т. А. Епояна — Барнаул, 2017 г. // https://storage13.eljur.ru/storage/e9794910d5cc78ec966dd3ebfd1d41b5?filename=Predotvrashhenie-nasiliya-i-travle-v-shkole.-Posobie-2020.pdf&domain=klgd1473425124
- Журнал Высшей школы экономики. Буллинг как объект исследования и культурный феномен. // А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. // https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226604/Bochaver_Hlomov_10–03pp149–159.pdf
- Буллинг в подростковой среде: причины и последствия. // Тарасовец Л. Г. // https://borov.schools.by/pages/bulling-v-podrostkovoj-srede-prichiny-i-posledstvija
- Свидетель, агрессор, жертва: как буллинг влияет на человека. Травля вредит всем участникам, а разобраться с последствиями может быть непросто. // Дарья Полещикова. // https://burninghut.ru/posledstviya-bullinga/
- Буллинг — проблема для миллионов российских школьников. // https://journal.tinkoff.ru/no-bully/
- 5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли. // https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/3195872-bulling_or_conflict
- «Травля», Барбара Колорозо.