Ключевые слова: международные отношения, дипломатия, Китай, Россия, 36 стратагем, новая эпоха.
Азиатский вектор российской дипломатии в последние десятилетия значительно увеличил своё значение. Особый интерес в этом регионе представляет, в первую очередь, Китайская Народна Республика. КНР поддерживала тесные отношения ещё с СССР. С Российской Федерацией у Китая также сложились дружественные отношения, хоть в первую очередь и на основе экономического партнёрства.
Но не стоит забывать, что Китай — это государство с огромными амбициями на мировой арене. Несмотря на то, что на данный момент влияние КНР распространяется преимущественно исключительно на Азиатско-Тихоокеанский регион, очевидно, что у неё есть все возможности развернуть его и на весь мир.
Схожие амбиции есть и у России. Однако, как и Китай, Россия в международном сообществе имеет весьма сложную репутацию с большим количеством противников в лице сильнейших государств современного мира, стран ядра, если следовать мирсистемному подходу Валерстайна.
С одной стороны, подобные обстоятельства должны способствовать сближению и сотрудничеству двух крупнейших держав мира, но с другой, общность целей делает наши страны конкурентами.
Именно поэтому очень важно понимать столь сложного союзника, чтобы от сотрудничества с ним наша страна имела только преимущества. Сложность в этом процессе создается особенностями китайского менталитета. Это значительно отличная от нашей, скорее ориентированной на Европу, культура. Так что без понимания этих моментов невозможно грамотно вести политику в отношении Китая.
Из всего спектра культурных особенностей Китая особый интерес в контексте международных отношений представляют 36 стратагем. Как давно доказала наука менеджмента, они применимы не только к войне, это способ эффективного достижения своих целей в любой сфере деятельности.
Ярче всего суть коварства стратагемного подхода отражает седьмая стратагема — извлечь нечто из ничего. Она есть обман в высшем его проявлении, ведь по итогу и не содержит обмана вовсе. Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать. Когда необман кажется обманом — это обман истинный.
Через призму стратагемного мышления мы можем изучить, как работают тезисы древнего трактата в современной китайской дипломатии на примере отношений Китая и России.
Наиболее успешным периодом развития российско-китайских отношений в дипломатических кругах называют время прихода к власти в Китае Си Цзиньпина и начало третьего президентского срока Владимира Владимировича Путина в России, особенно на фоне обострения внешнеполитических отношений России и Китая с США.
За 21 год с момента подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве уровень торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем имел тенденции к повышению, за исключением 2009 и 2015 годов [1]. С начала нулевых экономические отношения двух стран показывали стабильный и быстрый рост. С 2010 года КНР занимает первое место среди торговых партнёров России, и с 2018 года масштаб торгово-экономических связей был расширен [2].
Тем не менее, как бы успешно не выглядели экономические отношения России и Китая, очевидно, что именно взаимодополняемость экономик этих держав является тем самым камнем преткновения, который способствует формированию неблагоприятного сценария экономических взаимоотношений.
Россия — ресурсообеспеченное государство, представляющее особый интерес для Китая именно в вопросе покупки сырья. Таким образом, страны оказываются по разные стороны баррикад: одни хотят купить подешевле, другие — продать подороже [4]. Так, на протяжении десятилетия шло обсуждение вопроса о поставках сибирского газа в приграничные районы Китая, который удачно завершился лишь после санкций Европы, направленных против России в связи с украинским конфликтом 2014 года.
События 2022 года показали, что при постановке вопроса торговли на глобальном рынке Китай займёт сторону Европы и США, а не России, так как доля экспорта в эти регионы составляет в разы больше, а потеря российского рынка не выглядит как страшный экономический удар.
Россия и Китай как взаимные импортеры и экспортеры ресурсов руководствуются своими интересами.
Здесь актуально озвучить события 2006 года, когда была проведена встреча ведущих потребителей энергии (Китай, Индия, Япония и т. д.), нацеленная на уменьшение зависимости от импорта энергоресурсов. Подобную ситуацию мы также можем наблюдать в 2022 году, когда в отношении России на фоне украинского конфликта были введены ограничения на экспорт энергоресурсов, введено нефтяное эмбарго и т. д.
Именно в ситуации, когда практически все государства мира осудили действия России в Украине, Китай поначалу держал нейтральную позицию, даже выступал с осуждением США и стран НАТО в совершении военных преступлений и нарушений международного права, однако затем, с развитием ситуации, также занял сторону Европейских держав, заявляя о скорейшей необходимости прекращения боевых действий, так как санкции со стороны стран, на которые приходится огромная доля китайского экспорта, неминуемо повлекут за собой потерю огромного и прибыльного торгового пространства [3].
Итак, рассмотрим примеры применения стратагем Китаем в отношении России:
- Обмануть императора, чтобы переплыть море. Суть данной стратагемы заключается в сокрытии своих истинных намерений от других субъектов взаимоотношений. Так, накануне и в годы второй мировой войны Китай начал сотрудничество с США против СССР. Китай со своей стороны оправдывал это тем, что ведёт геополитическую борьбу против страны советов, тем самым вызывая больше доверия у американцев. Хотя на самом деле власти Китая были заинтересованы не в демонизации Советского Союза, а в получении западных технологий и инвестиций;
- Осаждая Вэй, спасем Чжао. Суть стратагемы заключается в перехвате стратегической инициативы и перемещения фокуса внимания врага на противоположные события. Ни для кого не секрет, что США очень опасается усиления такой крупной экономической державы, как Китай. Поэтому в их интересах — ослаблять своего противника. Однако, 4 февраля 2022 года по приглашению Си Цзиньпина В. В. Путин приехал с визитом в Китай, где позвучало совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии [5]. Таким образом, Китай, как умелый стратег, распыляет ресурсы Вашингтона, который будет тратить их на противостояние с Россией в Европе, в то время как у США заметно убавится потенциал и ресурсы для противостояния с Китаем в Восточной Азии. Здесь Китай использует годами наработанную схему дружбы и экономического партнёрства с Россией с целью дезорганизации своего главного соперника — Штатов, в ущерб РФ, но не себе.
- Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу. Данная стратагема означает использование каких-либо обычаев, технологий или даже идеологии для применения в своих целях. Воскресить что-то из прошлого, придавая ему новое значение. Общеизвестный факт о том, что люди в России и даже представители власти ещё со времён СССР дорожат отношениями с Китаем, порой даже прибегая к наименованию «большой брат». Китай же прекрасно об это осведомлён и часто использует в своей риторике заявления об общем коммунистическом прошлом, предтечах и культурном наследии.
Таким образом, можно подвести краткий итог о том, что то, что для людей европейского типа мышления может казаться беспринципным оппортунизмом, заслуживающим разве что порицания, для Китая — это выгодная стратегия, целью которой является увеличение своего благосостояния, даже за счёт потерь других участников процесса. Важно понимать, что китайцы часто в своей дипломатии действуют с помощью стратагем, поэтому многие государства с большой осторожностью налаживают отношения с Китаем. Хотя они и выгодны, но никогда не известно, в какой момент эта выгода может обернуться против твоего государства.
Литература:
- 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР: сборник статей / гл. ред. И. С. Иванов, Се Фучжань; [сост. А. В. Кортунов, И. Н. Тимофеев, К. А. Кузьм ина]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2021–276 с.
- Королёв А. Н. «Неблагоприятная взаимодополняемость» в Российско-Китайских экономических отношениях и ее последствия. // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2018. С. 43–49.
- Мясников В. С. Россия и Китай: историческое прошлое, современность и перспективы отношений (Семь особенностей и семь моделей отношений России с Китаем). // Российско-китайские исследования. № 1. 2017. С. 10–21.
- Парамонов В., Столповский О. Россия и страны Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 2 (62) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-strany-tsentralnoy-azii-dvustoronnee-sotrudnichestvo-v-sfere-bezopasnosti (дата обращения: 16.06.2022).
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения: 16.06.2022).