Ключевые слова: российское общество, традиционное общество, ценность, национальная идея, модернизация.
Стремление к переменам, совершенствованию существующего уровня развития — характерный признак, пожалуй, любого современного общества и государства. Одни страны наиболее активно включились в этот процесс в XX веке, претерпевая изменения в политической, экономической, культурной, социальной сферах, на пути от традиционного общества к индустриальному. Другие, где процесс модернизации начался несколькими веками ранее, стремились уже к постиндустриальной стадии своего развития.
На сегодняшний день в нашей стране осуществляется новый этап модернизации и кроме преодоления экономической и финансовой зависимости от стран Запада, а также технологической отсталости, немаловажным фактором успешной трансформации, по мнению автора, является идеологическая, культурная независимость России. В этом плане представляется актуальным исследование существующего глубокого культурного и идейного раскола российского общества, путей преодоления социальной напряженности, существующей не только на уровне общества в целом, но и на уровне межличностных отношений.
Теория модернизации, в оформленном виде возникла в середине прошлого века на Западе, как теоретическое обоснование политики деколонизации. Это была попытка преобразовать традиционное общество бывших колоний и приблизить к индустриальным образцам западного мира.
Английский термин «modern» означает новый, современный, а глагол «modernize» — усовершенствовать, обновлять, придавать современный характер, изменять соответственно современным требованиям. Поэтому, модернизацию определяют как развитие общества и государства, в ходе которого возникают и утверждаются отношения, ценности, институты нового типа. Модернизированное общество характеризуется развитием информационных технологий, ориентацией на инновации, демократизацией политической системы. В ходе этих изменений происходит и трансформация общественного сознания, культуры, традиций, ценностей и самой человеческой личности.
Выделяются два основных типа модернизации: первичная и вторичная, которую также называют отраженная или догоняющая. Для первой формы характерно использование своих собственных ресурсов и длительный процесс внутреннего развития. К странам, осуществившим данную модель, можно отнести прежде всего европейские государства. Модернизация «вдогонку» осуществляется в отстающих странах, которые стремятся за счет использования опыта передовых государств преодолеть свою отсталость и войти в число развитых современных обществ.
Активное применение догоняющей модели модернизации происходило в середине прошлого века в период деколонизации. Этот тип модернизации наиболее распространенный и до сих пор применяется во многих государствах и регионах.
Серьезной проблемой, встающей на пути государства, осуществляющего догоняющий тип модернизации, является утрата традиционных ценностей и национальных очертаний собственной культуры без обретения новой. [1, с.11] Это происходит в связи с заимствованием новых культурных продуктов, не всегда соответствующих существующему уровню общественного сознания. Таким образом, если экономические и политические изменения «приходятся к месту», то новые ценности, которые приносит с собой модернизация, часто рождают в обществе ряд проблем и конфликтов.
Важнейшая из них заключается в том, что конфликт ценностей скрывает под собой, по сути дела, всю систему конфликтов, противоречий в обществе. В этой связи особый интерес вызывает то обстоятельство, что общество в процессе модернизации сталкивается с ростом конфликта между культурой и социальными отношениями, который выступает одновременно и как конфликт ценностей жизни, не соответствующих новым модернизированным социальным отношениям с ценностями, связанными с новыми отношениями. [2, с. 18]
Традиции, образцы поведения, нормы морали приобретают статус устаревших, и уступают место ценностям модернизированного общества. Но, ведь именно традиции выступают связующим звеном между прошлым и настоящим. А когда общество теряет связь с прошлым, не учитывает его накопленного культурного и социального опыта, ему трудно определиться с тем, какое будущее оно для себя желает.
При этом происходит потеря национальной идеи, как важного ориентира развития общества и государства. Общенациональная идея выступает как формула, отражающая современное состояние жизни всего народа, а также как принцип ее будущего устройства. Это своеобразный фактор сплочения всего населения страны, необходимый для объединения граждан вокруг общей цели и определения путей развития общества.
Догоняющая модернизация создает так называемые центры современной жизни, отличающиеся образом жизни и состоянием сознания от периферийных областей. При этом усиливается социальная несправедливость и неравенство, вызывая недовольства у значительной части населения, что нередко приводит к различным социальным потрясениям внутри государства.
Рассматривая зарубежный опыт преодоления вышеуказанных проблем при осуществлении общественных трансформаций, можно говорить о том, что в странах Африки, Ближнего Востока национальные традиции и особенности всегда были достаточно сильны, а модернизация (и, как следствие, европеизация) произошла успешно лишь в отдельных регионах, в основном крупных городах, тогда как большая часть населения по-прежнему исповедует традиционные ценности. Эта раздробленность и неоднородность мышления жителей одной страны может вести, по мнению автора, к политической нестабильности и различного рода кризисам.
Говоря о странах Латинской Америки, можно сказать, что здесь сыграло свою роль географическое положение этого региона. Близость Соединенных Штатов, постоянное влияние североамериканской культуры, оказало большое влияние на менталитет, общественные отношения и ценности большинства населения. И хотя националистические движения в этом регионе остаются достаточно сильными, можно говорить как о политической и экономической, так и о культурной модернизации.
Успешным примером сочетания национальных традиций и культурных особенностей при осуществлении модернизации можно считать страны Восточной Азии: Китай и Японию. Основная причина экономических и политических успехов этих государств — восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения. Уважение к старшим, бережливость, корпоративная дисциплина, напряженный труд — все это способствовало эффективному переходу от традиционного общества. В данном случае, произошло успешное сочетание классической модели догоняющей модернизации и региональной специфики государств.
Реформы 90-х годов в России привели к очевидным потерям не только в экономическом и геополитическом плане, но и в области социальной и культурной политики. Заимствование чуждых российской ментальности западных образцов повлияло на серьезную трансформацию систем ценностей, образа жизни, интересов, потребностей и идеалов российского населения, что, в свою очередь, привело к утрате национальной идеи, кризису социальной идентичности российских граждан, а также отсутствию духовной перспективы.
Модернизация общества на современном этапе, так или иначе, предполагает распространение идеи мультикультурализма, который считается признаком развитого общества. Действительно, общество, в котором сохраняют и уважают культуру, традиции и религиозные нормы различных этнических сообществ, может считаться демократическим и высокоразвитым. В начале своего возникновения эта доктрина приобрела популярность среди европейских государств, однако, на сегодняшний день многие политические лидеры во всем мире, говорят о провале политике мультикультурализма.
В современном российском обществе намечается тенденция возвращения традиционных духовных ценностей, однако, этот процесс еще не получил достаточного освещения в научной литературе. Существующие исследования, как правило, анализируют процесс трансформации ценностей по итогам реформ 90-х гг. Большинство из них говорит о том, что процесс вестернизации негативно сказался на духовной составляющей российского общества и привел к потере жизненных ориентиров для большей части населения. Однако новый этап российской модернизации требует уточнения и корректировки выявленных закономерностей.
На сегодняшний день возникает вопрос о возможности возрождения православных традиций, как фактора стабильности российского государства, их сочетаемости с многонациональным составом российского общества. И, учитывая уникальный исторический опыт, власти и государству предоставляется возможность найти оптимальное сочетание этих двух обстоятельств, что поможет создать идейную основу политических и других изменений.
Литература:
- Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. — Москва:, 2002. — 208 c. — Текст: непосредственный.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. — Москва: ИФРАН, 1994. — 248 c. — Текст: непосредственный.