Автор: Лисицына Татьяна Борисовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Лисицына Т. Б. Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья) // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 97-99.

Потенциал внутреннего спроса всей России огромный – без малого сто миллионов человек, или 1400 млн человеко-дней длительного, отпускного двухнедельного отдыха. Для того, чтобы вовлечь их в рекреационный "оборот", помимо умножения мест в средствах размещения и развития туристской инфраструктуры нужно выработать экономическую политику, которая уберет для массового потребителя препятствия на пути к ним. Важными инструментами в реализации такой политики могут послужить туристская рента и туристские концессии [5]. Рассмотрим вопрос на примере Раменского района Подмосковья. Подмосковье, регион богат культурно-историческими достопримечательностями и уже располагает серьезной туристской инфраструктурой, которая исчисляется сотнями объектов. Однако, по экспертным оценкам специалистов, из-за крайне неэффективных механизмов взаимодействия государства и предпринимательства, отдача от этих ресурсов низка, и не превышает 10% их потенциала. У многих объектов уровень износа более 70%, они нуждаются в срочной реконструкции. "Внедрение научно-обоснованных механизмов реализации концессионных соглашений позволит повысить эффективность использования туристско-рекреационных ресурсов Московской области почти в десять раз". Претерпело изменение еще одно важное направление туристской политики. С выходом России на мировой туристский рынок ставка на привлечение иностранных туристов явно устарела. Более того, она мешает гармоничному развитию отечественной туриндустрии. Для городского бюджета нет никакой разницы, откуда гость – из соседнего города или из далекой Бразилии. И если раньше для облуживания интуристов была создана специальная инфраструктура, то сейчас иначе: если негде жить нашим туристам, то нет мест и для зарубежного гостя. Тут та же зависимость: если нет магазина для местного жителя, его нет и для заморского гостя. Общей стала не только социальная инфраструктура, но и туристская. И эту новую особенность современной туриндустрии никак нельзя упускать из виду при разработке туристско-рекреационных проектов. Отсюда вывод: проявляя заботу о своих гражданах, удобстве их проживания в своем городе, поселке, решая коммунально-бытовые проблемы, местные власти одновременно решают и вопросы развития туризма [6].

Российские регионы, разрабатывающие стратегии социально-экономического развития, могут опираться на одну из трех моделей экономики: ресурсная экономика, экономика знаний и экономика ценностей. Рассматривая перспективы социально-экономического развития, в Раменском районе решили опереться на новый принцип разработки программ комплексного территориального развития и формирования местного патриотизма. Выбор для района этой модели "экономика ценностей", где ведущую роль играют нематериальные активы – бренд, "паломнический капитал", объясняется просто: территория не располагает природными ископаемыми и конкурентоспособной промышленностью. Нет здесь потенциала инновационного высокотехнологичного развития. Зато имеются уникальные возможности для ролевого позиционирования в актуальных высокозначимых социокультурных, социальных и политических процессах. И здесь Раменский район вполне может играть стратегическую роль, став тягловой силой социально-экономического развития.

Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее туристической и инвестиционной привлекательности. Важно отметить, что их оценка позволяет определить туристический и инвестиционный рейтинг регионов России [3].

В некоторых регионах, работу по созданию имиджа туристического региона пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь – последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов [2].

В качестве основных направлений деятельности региональной программы могут быть рекомендованы следующие [4]

- (1) направления деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:

  • создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;

  • организация, проведение и координация маркетинговых исследований;

  • анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам связей с общественностью и имиджа в том числе, мониторинг их соблюдения и выработка рекомендаций по их использованию;

  • реализация маркетингового подхода в форме предложений и проектов, способствующих региональному развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти;

  • организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;

  • выпуск информационно-рекламных, имиджевых материалов.

- (2) направления деятельности в русле маркетинга территорий:

  • разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом и туристического региона в частности;

  • коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, оздоровительных, исторических, культурных, социальных и других ресурсов;

  • организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ;

  • сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.

Человеку должно быть интересно ехать в регион, интересно познавать историю страны, историю своего народа.

Студентами факультета сервиса и туризма ГГХПИ после анализа туристских возможностей Раменского района предложено ряд рекомендаций по формированию благоприятного туристического имиджа региона:

  • должна быть разработана перспективная комплексная программа развития туризма, основными целями которой должны стать: создание условий для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики области; увеличение доходов от туризма для бюджета города; обеспечении ведущего положения области в ряду наиболее привлекательных для туристов городов России и мира. Акцент необходимо делать на рекреационный ресурс (территория бытования народных художественных промыслов);

  • особое внимание в вопросах формирования благоприятного туристического имиджа Раменского района следует уделять совершенствованию вопросов безопасности иностранных и российских туристов;

  • необходимо решение таких задач как: разработка стратегического плана развития на долгосрочную перспективу; подготовка управленцев и специалистов, владеющих соответствующими знаниями и навыками работы; формирование механизмов связи со средствами массовой информации;

  • необходимо создание специального центра по формированию имиджа Раменского региона, например, региональной ПР-службы или разработка целевой программы развития туризма в Московской области (Раменский район) [1].

Регион – это сложный социально ориентированный объект, представляющий собой совокупность десятков, сотен, тысяч предметов, людей, организаций и связей [5]. Изучив туристские ресурсы Раменского района, студентами факультета сервиса и туризма разработаны экскурсионные маршруты. Например, достопримечательность Раменского района – это Боровской курган. В новейшей истории Боровской Курган известен тем, что сыграл важную роль в победе над французской армией в Отечественной войне 1812 года. Ведь знаменитый Тарутинский маневр, спасший и восстановивший российскую армию, начинался сокрытием русской армии за Боровским курганом. Когда Москва была сдана Наполеону без боя, кавалерийский корпус императорского любимца маршала Мюрата бросился в погоню за нашей армией, отступавшей на юго-восток по Рязанской дороге. Французские кавалеристы несколько дней преследовали русскую армию, когда она вдруг внезапно растворилась. Они и не догадывались, что гнались за небольшим казачьим отрядом. А вся русская армия спряталась от неприятеля, свернув за Боровской Курган, после чего направилась в сторону села Тарутино. Там армия получила возможность отдыха и перегруппировки перед освободительной войной. В наши дни Боровской курган стал обустроенным, современным, динамично развивающимся спортивным центром. Для сотен горнолыжников и сноубордистов, ежегодно на протяжении вот уже 40 лет приезжающих активно отдохнуть на крутом берегу Москвы реки, оборудованы отличные трассы, безопасные подъёмники и теплые раздевалки. На кургане имеются также несколько уютных кафе и бесплатных автостоянок. Здесь каждый год проводятся соревнования горнолыжников «Лыжня Завьялова» [5]. Разработанные экскурсии предложены турфирмам, которые работают в данном направлении. Сами студенты готовы к сотрудничеству.

Оценив туристско-рекреационный, экономический и историко-культурный потенциал, проанализировав перспективный туристский поток и рассмотрев программу «Раменский район – подмосковный центр туризма и отдыха» разработан ряд предложений, направленных на развитие туризма в районе. Данная программа является логичным продолжением ряда наиболее простых краткосрочных мероприятий, не требующих серьезных капиталовложений и направленных на развитие туристской индустрии в Раменском регионе.


Литература:

  1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53, 2007.

  2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 1996. – 200 с.

  3. Кудимова М.А. Въездной туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru

  4. Культурный туризм: Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века./ Пер. с англ. / Под ред. Я.Брауна, В.Андерсен, В.Гордина. – СПб.: СПбГУЭФ, 2007 – 211с.

  5. Никишин Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru.

  6. Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №3. – С. 34-36.

  7. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 400с.

Основные термины (генерируются автоматически): туристического имиджа, Раменского района, имиджа Раменского, развития туризма, Раменского района, благоприятного туристического имиджа, имиджа региона, туристического региона, развития туризма, имиджа туристического региона, туристического имиджа региона, туристического имиджа Раменского, имиджа Раменского региона, туристского потенциала, социально-экономического развития, туристского потенциала региона, благоприятного туристического имиджа, социально-экономического развития, вопросы развития туризма, Культурный туризм.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос