Долгосрочные интересы России, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в Евро-Азиатское экономическое пространство, определяет особую роль Сибири в силу географического положения и наличия огромного ресурсного, значительного производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем, в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири, относительного замедления экономического развития.
Цель "Стратегии развития Сибири" заключается в том, чтобы определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России, а также средства их достижения.
Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной.
Качественное ухудшение сырьевой базы. Крупные месторождения наиболее освоенной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов с низкими дебитами скважин (менее 10 т/сутки) составляет 55-60% и продолжает расти. Часть месторождений близка к своему исчерпанию. Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой Европейской части России, промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона; низкой плотностью населения в самой Сибири; недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий. Отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне [1].
Одним из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, прежде всего:
месторождения полезных ископаемых: извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа -85%, угля – 80%, меди – 70%, никеля – 68%, свинца – 85%, цинка – 77%, молибдена – 82%, золота – 41%, металлов платиновой группы – 99%;
гидроэнергетические ресурсы – 45% гидроэлектроэнергетического потенциала России;
биологические ресурсы: – около 9 % мировых запасов древесины (более 41 % российских запасов).
Другим важным фактором развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений РАН, РАМН, РАСХН, министерств и ведомств, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК), более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов [2].
Существующая транспортная инфраструктура не позволяет преодолеть оторванность Сибири от остальной страны, что препятствует привлечению инвестиций и развитию региона.
Для такого большого региона, как Сибирь, необходимо развитие всех сфер, которые влияют на поведение инвестора, но в первую очередь это именно транспортная инфраструктура. Для инвестиционного развития округа требуются транспортные коммуникации совершенно нового уровня.
Базовый Транссиб не всегда адекватен в растущем объеме производства и экспорте грузов на восток.
В качестве примера региона с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры можно рассматривать Республику Тыва, где, по его словам, отсутствие железной дороги не позволяет развивать горнодобывающую и угольную промышленность. Принципиально важным сегодня для развития макрорегиона Сибири и каждого из 12 регионов Сибирского федерального округа представляется безусловная активизация и серьезное качественное обновление инвестиционной политики.
В прошлом веке огромное внимание уделялось развитию всех видов транспорта. На стыке XX и XXI веков построен Транссиб. Особое внимание уделялось трансполярным водным маршрутам, достаточно назвать освоение Северного морского пути (СМП). Перед Великой Отечественной войной и после нее началось строительство каналов и гидротехнических сооружений, была создана единая водная система европейской части страны, Москва стала портом пяти морей. Почти одновременно с Транссибом было создано Западно-Сибирское пароходство.
В первой половине XX века созданы Енисейское и Ленское речные пароходства. Введена в строй Амуро-Якутская автомагистраль круглогодичного действия.
С 60-х годов началась модернизация железных дорог. Апофеозом стало строительство БАМа — для нового вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Реализация этого витка была отложена на неопределенное время.
В середине 80-х годов предполагалось строительство новых железных дорог к месторождениям нефти и газа севера Тюменской области, угля, к лесным массивам, к месторождениям черных и цветных металлов. Без этих дорог невозможна дальнейшая эксплуатация природных ресурсов, на которых держится экономика Российской Федерации.
Конечно, скорость доставки грузов от производителей к потребителям в это время была близка к скорости гужевого транспорта, техническое состояние транспортных средств — на уровне 3–4 технологического уклада.
Пассажирский транспорт был общедоступен, но комфортность низкой.
К началу нового века страна имела следующие материальные дисбалансы на транспорте: дороги к природным ресурсам по всем видам транспорта, но в первую очередь, железнодорожным; в авиации — маршруты по внутренним линиям и в восточных районах РФ; в автомобильном транспорте (дороги); СМП (включая проблемы ледокольного флота).
Первые годы XXI века характеризуются растущей интеграцией России в мировую экономику, в основном, через сибирские ресурсы; происходит определенная переориентация транспорта и его инфраструктуры на страны АТР, строятся пограничные транспортные переходы и т.п.
Прогноз экспертов дает основания полагать, что перевозки (в т.ч. на экспорт) российских ресурсов — нефти, газа, угля, черных металлов, леса, стройматериалов будут только увеличиваться. Перспективы развития индустриального и других секторов экономики Сибири изложены в Стратегии экономического развития Сибири [3].
Одной из основных точек экономического роста являются межрегиональные внутренние рынки, особое значение при их формировании принадлежит крупным транспортным узлам на базе больших городов типа Новосибирска, Омска, Красноярска и т.д. К межрегиональным рынкам должна подтягиваться законодательная база для формирования конкурентной среды, развития малого бизнеса, стягивания международных перевозок и т.д. — все это должно иметь целевой характер.
Россия обладает гигантским транспортным комплексом, который постепенно прирастал Сибирью. В свое время была определенная парадигма — сдвиг производительных сил на восток. Был построен БАМ, потом малый БАМ, который планируется довести до Якутска. От Транссиба протягивались дороги к ресурсам. Теперь эти "отростки" нужно соединить Северо-Сибирской магистралью.
Вокруг транспортных магистралей оседало переехавшее население из Европейской части России, и тем самым решалась проблема заселения Сибири и Дальнего Востока. Еще более ста лет назад Столыпин предупреждал об опасности соседства густонаселенного государства для наших пустынных окраин. Однако за время, прошедшее с предыдущей переписи, население азиатской части сократилось на 2,5 млн человек (8%). Если будет так продолжаться, то незачем будет ставить вопрос о развитии производительных сил на востоке страны, потому что теряется, в первую очередь, интеллектуальный потенциал.
На юге Сибири развито машиностроение, аграрно-промышленный и научно-образовательный комплексы, в которых занята основная трудоспособная часть населения, генерирующая новые технологии. Это тылы для развития Севера и транспортной системы. На Севере, в экстремальных природно-климатических условиях, сконцентрированы уникальные и крупнейшие месторождения полезных ископаемых, поэтому здесь нужен особый технологический подход ко всему, в первую очередь, к строительству [4].
Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны. Концептуальной основой развития транспорта в Азиатской части РФ должен стать экологический аспект, практические мероприятия, нейтрализующие негативное воздействие отрасли на хрупкую северную природу.
"Мы обладаем транспортным комплексом, который в недалеком прошлом обслуживал потребности СССР и всей социалистической системы; аналогично в части углеводородного и другого сырья, как основного источника валюты и инвестиционных ресурсов. И в том, и в другом случае сейчас имеет место развитие — и в транспортном комплексе, и в освоении ресурсов.
Транспортный комплекс — это сложная, многоуровневая, многоотраслевая система, развитие которой является важнейшим фактором экономического и социального развития, решения основных геополитических задач. И в то же время это система, зависящая от темпов научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности.
Нужно создать основные принципы построения государственной политики в сфере транспортной системы. Проблема крайне значима для России с ее гигантской территорией, с ее климатическим разнообразием, с неравномерностью в условиях хозяйственного развития в различных регионах.
В целом по стране, и здесь, за Уралом, должна формироваться сеть научных центров-городов, где каждый может реализовать свои возможности. Из таких "центров притяжения" люди уже не будут стремиться уехать в столицу или за рубеж. Эта установка поможет преодолеть центробежные силы, неизбежные для моноцентрической модели.
Без адекватного транспортного комплекса создать такую полицентрическую структуру экономики невозможно. Естественно, что развитие такой транспортной структуры — это прерогатива государства. Такое развитие даст импульс для развития бизнеса и стимулирует частный капитал, создавая новые основы для экономического развития регионов.
Для миллионов российских семей транспорт — это насущная необходимость, обеспечение нормальной работы и учебы, это возможность отдыха и путешествий как по стране, так и за рубеж. Особенно это ощущается с учетом вызова глобализации. Для российских регионов развитие транспортной системы является все более важным фактором привлекательности территорий для инвестиций, развитие производства и улучшения качества жизни людей.
Потенциально Россия может быть самодостаточной практически по всем видам минеральных ресурсов, хотя имеющийся большой задел используется сегодня не в полной мере. Основной источник собственных ресурсов России, особенно нефти, газа, угля, — Сибирь и Дальний Восток. Однако их освоение и эксплуатация существенно затруднены отсутствием развитого транспортного комплекса, что делает добываемые ресурсы зачастую неконкурентоспособными даже у отечественных потребителей.
Создавая условия и для международных транзитов, мы обязаны предусмотреть главное — освоение богатейшей ресурсной базы. Например, одним из факторов, сдерживающих освоение и развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса является почти полная его транспортная изолированность (особенно Якутского рынка)[5].
Азиатские регионы России — одни из ворот для экономики России на рынки нового гиганта — стран АТР. Имея незаселенный Восток России и перенаселенные пограничные регионы Китая, крайне опасно оставлять подобную ситуацию без внимания. Но заселение этих территорий и их экономическое развитие не может осуществляться без формирования надежного транспортного комплекса. Таким образом, Россия делится на две части — транспортно-недостаточная, в основном энергоизбыточная, с основными минеральными и другими природными ресурсами Сибирь и Дальний Восток, и остальная часть России — с противоположными характеристиками. Ясно, что стратегия должна учитывать эти принципиальные различия.
Другой важной особенностью Транспортной стратегии должны быть географо-климатические особенности создания и развития транспортной сети России. У нас не только огромные расстояния, но и суровые северные условия, характерные для большей части транспортной сети (Европейский Север, Урал, вся Сибирь и Дальний Восток). Даже эксплуатация шоссейных дорог в Сибири обходится в 2-3 раза дороже, с более частыми ремонтно-восстановительными работами, чем в центре и на юге Европейской части России, в том числе и потому, что технологии строительства недостаточно адаптированы к северным условиям. Примеры решения аналогичных проблем хорошо известны (Аляска, Канада, Хоккайдо). С этим же связаны и проблемы безопасности движения на транспорте.
При низких температурах работоспособность транспортной техники резко падает; поток отказов в зимнее время и переходные осенне-весенние периоды резко увеличивается по сравнению с летним временем и достигает порой десятикратной величины. Несмотря на экстремальные температурные условия, доля применяемой здесь техники в северном (хладостойком) исполнении не превышает 20%.
Поэтому для модернизации и развития транспортной сети России особенно важно применение самых современных технологий и машин, особенно адаптированных к условиям Севера.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные целевые задачи:
совершенствование и развитие опорной транспортной сети;
обеспечение гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Стоит назвать еще одну важнейшую задачу — интеллектуализацию всей транспортной системы. Речь идет о подготовке новых кадров, информатизации, научном обеспечении, включая принципиально новые технологии и машины — словом, о людях и идеях новой генерации. Если транспортная система (как и Россия в целом) не совершит рывок в этом направлении, то даже хорошая, доработанная стратегия останется на бумаге. Ее некому будет реализовывать.
Литература:
Ярова Е.С., Кызянов К.А. Значение Транссибирской магистрали для развития России. // Эпиграф, 2001,№ 5, с. 1-3.
З.Л Крейнис. Великий Российский путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. – М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2010. – 491 с
Маянин Н.П. Транспортный узел Сибири. – Новосибирск: Сибинформ, 1999. –58 с.
Аянов Д.Р. История транспортного освоения Сибири. – СПб.: Питер, 2003, 180с.
Камонов В.Д. Сибирь в 20 веке. – М.: ВЛАДОС,2002. – 135 с.